Проект "Дидактические игры в экологическом воспитании детей"
проект по окружающему миру на тему

Шенеман Татьяна Анатольевна

Знакомство детей с природой через игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_did.igry_v_ekol.vospitanii_detey.docx101.38 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ д/с «Родничок» села Турочак

Педагогический проект

«Дидактические игры в экологическом воспитании детей »

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/077c/0005d3db-cfd8f1e1/hello_html_6c98f256.png

Автор проекта: Шенеман Татьяна Анатольевна,

воспитатель первой квалификационной категории

с.Турочак, 2017

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, ведите  его  в природу».

К.Д.Ушинский

Вид проекта: педагогический.

Продолжительность проекта: среднесрочный (сентябрь – ноябрь)

Участники проекта: дети 2 группы раннего возраста, родители, педагоги группы.

Девиз проекта: «Знакомимся с природой через игру»

Ресурсы, необходимые для реализации проекта 

Данный проект может оказаться полезным, доступным в планировании и осуществлении воспитательной деятельности в ДОУ, не требующий больших финансовых и материальных затрат.

Общие сведения о ДОУ

Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» расположен по адресу: индекс 649140, Республика Алтай, Турочакский район, село Турочак, ул. Зеленая, 14. Рабочий телефон: 8(388)43 22-5-98.

Учредитель: Отдел образования Турочакского района МО «Турочакский район».

Детский сад работает в режиме 5-дневной рабочей недели, длительность пребывания детей в детском саду составляет 10,5 часов – с 07.30 до 18.00. 

Дошкольное учреждение имеет 5 возрастных групп.

В детском саду образовательную деятельность ведут квалифицированные специалисты и педагоги.

Детский сад реализует Образовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Постановка проблемы

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.

Актуальность темы проекта

Под экологическим воспитанием детей понимается, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом: к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу  незаметной и привлекательной для детей.

Но как это сделать? Поскольку игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер учеников, подбираются из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.

Среди всего многообразия игр с правилами для школьников особое внимание мы уделяем дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей.

По характеру используемого материала дидактические игры условно можно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры - это игры с дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют  формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.).

Цель проекта: использование дидактических игр по экологии  в деятельности детей, вовлечение их в активную игровую деятельность.

Задачи для достижения поставленной цели:

  • способствовать формированию интереса к играм по экологии;
  • знакомить детей с доступными явлениями природы;
  • развивать любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного;
  • воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных, птиц;
  • воспитывать заботу и сочувствие.

Практическая значимость проекта

 

В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же целесообразное поведение в природе. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. 

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

Определение объема информации.

Изучение индивидуальных особенностей детей.

Подбор дидактических игр.

2. Практический этап

Изготовление дидактических игр по экологии.

Оформление стендов для родителей по теме проекта.

Знакомство детей с дидактическим материалом.

Проведение дидактических игр.

Проведение ООД.

Предложить родителям сходить на экскурсию, собрать природный материал вместе с детьми.

3. Заключительный этап

Организовать выставку работ по теме «Поделки из природного материала.

Сроки

Работа с детьми

Работа с родителями

Организация развивающей среды

Сентябрь

Знакомство с проектом

Д/игры  с листьями, растениями

Создание дидактических игр

Оформление уголка по экологии

Октябрь

Д/игры с овощами и фруктами

Оформление стендов по теме проекта

Ноябрь

Д/игры про диких и домашних животных

Оформление макетов по теме проекта

Ожидаемые результаты деятельности в рамках проекта

Предметные игры  во второй  группе раннего развития дают возможность детям знакомиться с  предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Приложение 1

Дидактические игры о растениях.

Дидактическая игра  «Что изменилось»
Дидактическая задача: Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Поиск похожего предмета.
Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Оборудование. Одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах.
Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.) Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.

«Найди, о чем расскажу»
Дидактическая задача: Найти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие. Угадывание растения по описанию признаков.
Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя.
Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

 «Найди листок, какой покажу»
Дидактическая задача: Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Бег детей с определенными листочками.
Правило. Бежать (« лететь ») по команде можно только тем, у кого в руках такой же ли сток, какой показал воспитатель.
Ход игры . Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают , чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются. Игра повторяется с разными листьями.

«Такой листок, лети ко мне!» 
Дидактическая задача: Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Подбежать к воспитателю по его сигналу.
Правило. Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке.
Оборудование. Подобрать резко отличающиеся по форме листья клена, дуба, рябины (или других, распространенных в данной местности деревьев).
Ход игры. Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок — ко мне!» Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.

«Найди листок»
Дидактическая задача: Найти часть по целому.
Игровые действия. Поиски предмета.
Правило. Искать лист на земле можно после слов воспитателя.
Ход игры. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь по пробуйте найти такие же на земле,— говорит педагог.— Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.

«Кто быстрее найдет березу, ель, дуб»
Дидактическая задача: Найти дерево по на званию.
Игровое действие. Бег к названному дереву (соревнование «Кто быстрее найдет дерево»).
Правило. Бежать к названному дереву можно толь ко по команде «Беги!». Ход игры. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три — к березе беги!» Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.

«Найди свой дом»
Дидактическая задача: Найти целый предмет по части.
Игровое действие. Поиск «домика» по определенному признаку.
Правило. Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.
Ход игры. В парке или в лесу детям раздают листья разных деревьев. Все дети — «зайчики». Чтобы зайчата не потерялись, «мама-зайчиха» дает им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поля не, а по сигналу. «Все домой, волк близко!» — бегут к себе в домик — под определенное дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться листьями — « переезжать в новый дом». С детьми среднего возраста подобным образом можно провести игру с плодами и семенами деревьев. 

Дидактические игры о фруктах и овощах.

«Угадай, что съел»
Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Игровое действие. Угадывание на вкус.
Правила. Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.
Оборудование. Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для контроля и сравнения.
Ход игры. Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки), воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе». После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей. Примечание. В дальнейшем можно предлагать детям назвать, словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса: «Как во рту стало?» ( Горько, сладко, кисло.)

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Дидактическая задача: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Ход игры.  Сегодня мы поиграем в игру, которая называется "Вершки и корешки". У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая - корешки. (Взрослый разделяет детей и ставит их друг против друга) - Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку. Все взяли?

А теперь быстро найдите себе пару: к своему вершку - корешок. (Можно провести под музыку, как подвижную игру). Дети после первого раза обмениваются вершками и корешками.
Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок).

Дидактическая игра: «Волшебный мешочек»

Дидактическая задача: Закреплять названия овощей  и фруктов. Развивать  мелкую моторику, речевую активность

Игровое действие: найти на ощупь.

Правила: Каждый из игроков по очереди достает из мешочка один предмет (фрукты, овощи) и затем, с закрытыми глазами, наощупь, находит в мешочке такую же вторую. Если вторая фигурка найдена неправильно, то обе возвращаются назад в мешочек, и ход делает другой участник.

Дидактические игры о диких и домашних животных.

Дидактическая игра «Дикие и домашние животные»

Дидактическая задача: Знакомить детей с классификацией животных (дикие, домашние). Закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие. Подводить к умению выразительно имитировать голоса животных (мяу-мяу, му-му, гав-гав и т.д) с разной интонацией.

Повышать речевую активность детей, развивать зрительное восприятие.

Оборудование: картинки – лес (в лесу живут дикие животные), дом (около дома живут домашние животные),изображения домашних и диких животных.

Ход игры: Размещаем волка, лису, медведя, зайца и белку в лесной зоне - дикие животные. Можно проговорить детям - что они сами находят себе еду, за ними никто не ухаживает.

Размещаем собаку, поросенка, лошадь, корову, козу, курицу, петуха, овец около дома - домашние животные. Проговариваем детям - домашние животные живут рядом с человеком, люди их кормят, ухаживают, строят им жилье.

 Дидактическая игра «Угадай, кто, где живет».

Дидактическая задача: Формировать умение детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное, развивать слуховое восприятие, воображение при узнавании животного.

Материал: картинки с изображением места обитания, фигурки животных на магнитах.

Ход игры: Объяснить детям, что изображено на картинках: если дом, значит, здесь живут домашние животные и будем заселять эту картинку домашними животными, а если лес, то размещаем диких животных.

Дидактическая игра «Кто, чем питается?»

Дидактическая задача: Познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать внимание, память.

Материал: картинка с изображением продуктов питания, фигурки животных на магнитах.

Ход игры: Ребёнку предлагается прикрепить фигурки животных к соответствующему продукту питания.

Дидактическая игра «Чей малыш?»

Дидактическая задача: Учить детей соотносить животных и их детенышей, развивать зрительное внимание, навыки самоконтроля.

Материал: картинка с изображением взрослых животных и фигурки детенышей на магнитах.

Ход игры: Рассказать детям, что маленькие животные заблудились, потеряли мам, надо найти маму и поместить каждого детеныша к своей маме.

Размещаем детенышей диких животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в экологическом воспитании детей

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды....

Игра в экологическом воспитании детей

Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения....

Дидактические игры в экологическом воспитании детей.

Одним из важных условий реализации сиитемы экологического образования является правильная организация предметной среды....

Дидактические игры в экологическом воспитании детей.

Одним из важных условий реализации сиитемы экологического образования является правильная организация предметной среды....

Дидактические игры в экологическом воспитании детей.

Одним из важных условий реализации сиитемы экологического образования является правильная организация предметной среды....

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...