НОД (Познание) "Играем в учёных"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сорокина Людмила Юрьевна

Создание социальной ситуации развития в процессе элементарной фильтрации воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_sorokinoy_l.yuigraem_v_uchyonyh.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-эксперимент «Играем в учёных».

Подготовительная группа

Воспитатель Сорокина Людмила Юрьевна

МБДОУ д/с №3 «Фонарик» пгт. Майна г. Саяногорск

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе элементарной фильтрации воды.

Задачи:

  • Обеспечить условия для познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить фильтрацию воды, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи слова и действия.
  • Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, способствовать развитию коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу.
  • Создавать условия для развития мышления,  внимания, памяти, любознательности и самостоятельности.
  • Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу; развивать экологическую культуру.

        

Оборудование и материалы:

Глобус, плакат-схема с изображением круговорота воды в природе. Оборудование для проведения опытов.  Презентация «Вода».   Мягкие модули, фонтанчик, яблоко,   карточки-конверты исследователей.  Аудиозапись.

Предварительная работа: наблюдение за водой в природе и быту в её разных состояниях, игры с водой, отгадывание загадок, чтение стихотворений о воде, инее, дожде, снеге: О. Троепольской, «Град» Е. Серовой, «Дождь» А. Барто, «Мороз» Н. Некрасова, «Облака» Я. Акима. Игры: «Ручеек», «Мы - капельки».

Ход игры-экспериментирования:

Этапы

 образовательной

деятельности

Содержание

деятельности педагога

Действия детей

Используемые

 методы, приёмы,

 технологии

1.Организационный момент

Мотивационно-ориентировочный этап

Вы любите путешествовать? Где вы путешествовали?

А хотите принять участие в полете вокруг земли? Но мы будем путешественниками учёными. Кто такие учёные? Мы должны выполнить важное задание, провести исследование.

 А на чем мы с вами полетим?

Давайте из модулей построим ракету.

 Вы уверены, что наша ракета взлетит?

 Это нужно заранее рассчитать. Ошибка в расчетах может привести к катастрофе или к срыву полета. Я предлагаю решить расчетные задачи:

1. У ракеты 4 двигателя. Сколько останется, если в ходе полета отключить 2 двигателя? (2).

2. На сеанс связи с Землей у радиста уходит 1 минута. Сколько сеансов связи может провести радист за 3 минуты? (3).

3. Полет происходит на третий день недели. Какой это день? (среда).

Ответы верные. Все готово. Прошу всех занять места, Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. Внимание! До старта осталось 10 секунд: 9,8,7,6,5,4,3,2,1, Старт!

Вот мы и взлетели.

Обращение к опыту детей. Эмоциональный настрой на совместную деятельность

Практическое включение в игру

Вместе строят ракету из модулей

Решение логических задач

Считают, обратный счёт.

Гуманно-личностная технология

Игра-конструирование

РТВ Логические задачи

2. Основная часть

Информационно-проблемный этап

Посмотрите, какой маленькой кажется наша земля из космоса (показываю глобус).

- Что такое Земля?

 -Почему Землю называют «голубой» планетой?

- Правильно, ребята. На нашей Земле 4 океана и 30 морей. Как вы думаете, это много или мало?

У меня в руке яблоко. Представьте, что это наша планета. Четвертая ее часть - суша, а вот эта большая часть - вода. Так много или мало воды на планете?

Представьте, что это вся вода, которая есть на Земле, а вот это часть пресная чистая  вода - это вода, которую можно употреблять человеку.(показываю тонкую дольку яблока)

-Так много или мало пресной воды на земле? Поэтому воду необходимо беречь, зря не расходовать.

Рассматривают глобус

Участвуют в обсуждении

Рассматривают модель

соотношения суши и воды, пресной и солёной воды и делают выводы.

беседа

моделирование

Поисковый этап

Но нам пора приступать к выполнению задания, а оно находится в этом конверте.

Отгадаете загадку и узнаете, что мы будем исследовать: «Я и туча, и туман, и ручей, и океан.

 И летаю, и бегу и стеклянной быть могу»

Что же нам нужно исследовать? (открыть фонтанчик-отгадку)

 Как настоящие исследователи мы будем собирать все сведения о воде в папку исследователя, а помогут нам в этом конверты с заданиями

•        Карточка-конверт 1 «Наблюдаем!»

 Где вы  наблюдали воду? Какая она была? Что вы знаете о её свойствах? (вода жидкость без цвета, без вкуса,  без запаха, без формы)

Вода одно из удивительных веществ на нашей планете.

•        Карточка-конверт 2 «Подумаем!» Игра «Хорошо - плохо»

Вода нужна всему живому. Она добрый друг и помощник человека.

А ещё я слышала, что вода, как и мы любит путешествовать.

•        Карточка-конверт 3 «Узнаем из книги» (показываю схему круговорота воды в природе). 

На нашем корабле есть спортивный зал, и я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру «Ходят капельки по кругу» (Л.Горькова, «Сценарии экологических занятий», стр. 127).

•        Карточка-конверт 4. «Узнаем в интернете» показ слайдов по теме  «Загрязнение воды» Автор Берюхова Е.К. сайт WWW. Viki.rdf.ru.

Отгадывают загадку, рассматривают фонтанчик

Фиксируют ответы символами в папке исследователя

Делятся на 2 группы, находят аргументы почему вода это «хорошо» и «плохо»

Фиксируют вывод символами

Рассматривают схемы круговорота в природе, обсуждение закрепление информации

Движение под музыку в соответствии со словом

Просмотр слайдов,

Ответы на вопросы,

Обсуждение

Загадка

Моделирование

Приём ТРИЗ

Беседа

Наглядный показ

Физминутка

Здоровьесбере-гающие технологии

Игра имитация

Информационно - коммуникативные технологии

Практический этап

•        Карточка-конверт 5. «Исследуем!»

На борту нашего космического корабля есть лаборатория (приглашаю детей). Сможем ли мы очистить воду? Что вы предлагаете? Как это можно сделать?

Перед началом работы разомнём пальчики:

 «Вот помощники мои – их, как хочешь, поверни.

Хочешь эдак, хочешь так, не обидятся никак»

Загрязненная вода вредна для человека, поэтому грязную воду очищают с помощью фильтров. Чтобы сделать воду снова прозрачной, надо отфильтровать механические примеси (частицы краски, почвы, масла и т.д.). Для этого потребуется воронка, вата, таблетка активированного угля, фильтровальная бумага. (Если фильтровальной бумаги нет, подойдет и газетная бумага.)

 Возьмем вату, угольную таблетку в ватном диске, салфетку и поместим  в воронку слой за слоем, после чего процедим (отфильтруем) загрязненную воду и … Что мы видим?

Для питья человеку пригодна только чистая вода – из родника, колодца, водопровода. Самая чистая – это кипяченая вода. В водопровод вода попадает из реки: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет холодная и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее нужно экономить, беречь. Как мы с вами можем ее сберечь?

Проводят опыты, делают выводы

Участвуют в обсуждении

Пальчиковая гимнастика

Слушают. Смотрят, обсуждают.

Выполнение опыта самостоятельно, объединившись в подгруппы

Результаты символами

Ответы на вопрос

Опыты

Использование малых фольклорных форм

Экспериментиро-вание

Моделирование

3.Рефлексивно оценочный этап

Мы с вами путешествовали очень недолго, но много успели увидеть и узнать

Отчёт по радиосвязи по плану предлагаю сделать какой-либо паре космонавтов-исследователей.

Мы возвращаемся на Землю. Расчетное время полета подходит к концу. Посадка через 10 секунд. Приготовьтесь! Начинаем отсчет: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10! Полет закончен. С благополучным возвращением на родную землю! Все учёные за выполнение задания награждаются медальками.

Кому понравилось наше путешествие выберите себе медальки - смайлики с улыбками

Игровые действия

Рассказ детей по плану (План представлен в виде карточек-конвертов со значками-ответами детей составленных последовательно)

Оценивают, объясняют выбор

Игровой приём

Методика  В.К Воробьёвой составление рассказа по предметно-графической схеме

Игра - рефлексия

Итог деятельности

Всем спасибо! Я желаю, чтобы вы выросли сильными, крепкими, здоровыми, чтобы у вас хватило сил и мудрости исследовать и оберегать Землю.

Подвести итог деятельности детей

Выход в свободную деятельность

А мы сможем продолжить наши исследования на прогулке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему «Учёный Совет»

Это открытое мероприятие проходило весной 2005 года.Часто домашние задания предполагали работу с энциклопедическиим словарями. Как результат, среди ребят наблюдалось как бы интеллектуальное соревнован...

Взаимодействие с детьми (социализация, познание, игра) "Купание малыша"

Занятие  по сюжетно - ролевой игре с детьми ОИН,...

«Учёный кот и мышки- глупышки» - учебное пособие для развития речи и культуры общения.

    Практика показала, что дошкольники и на занятиях, и в режимных моментах, и в играх усваивают информацию лучше, если используется театрализация: знания надолго отложатся в пам...

"Как воспитать учёного"

Всестороннее формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей с приоритетом интеллектуального развития....

"Как воспитать учёного"

Статья  к презентации "Как воспитать учёного"...

Познание. Игры с песком

Все мы в детстве не раз играли в песочнице, лепили куличики и строили замки. И мы даже не представляли, что это не просто игра, а серьезное занятие, к...

Познание "Игра в школу" (подготовительная группа)

Закрепить знания о последовательности чисел, цифр в ряду. Упражнять в составлении и решении задач по картинке....