Презентация "Экологические акции как средство успешного развития экологической культуры детей"
презентация по окружающему миру на тему

Ротманова Ольга Васильевна

  Уважаемые коллеги! Предлагаю вам познакомиться с некоторыми экологическими акциями , которые мы используем  при работе со своими воспитанниками. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими их объектами неживой и особенно живой природы. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть, возможно, попробовать на вкус. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания не только ребёнка, но и нас взрослых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon master-klass_ekologicheskie_aktsii_2018.ppt2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

- На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. - Экологическое образование – это огромный потенциал их всестороннего развития. - Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, установление взаимосвязи, обобщение -Познавательное развитие в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о свойствах о отношениях объектов окружающего мира.

Слайд 3

Задачи экологического воспитания Формирование общей культуры личности детей их социальных, нравственных, интеллектуальных качеств, инициативности, ответственности ребенка Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. Развивать важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи; Способствовать активизации коммуникативных навыков общения; Развитие речевой активности в процессе, активизация словарного запаса; Развивать познавательный интерес к природе; Способствовать формированию познавательно исследовательской деятельности у детей; Формировать представления о системном строении природы; Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы; Воспитание у детей дошкольного возраста основ экологической культуры

Слайд 4

Анализ опыта - В программе «Детство» (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова) отмечено, что нужно обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями, поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность; - Автор программы «Наш дом-природа» Н.А.Рыжова отметила, что в последние годы бурно развиваются новые направления экологии – социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы, прикладная экология (или охрана природы), экология человека и другие. Ученые перестали ограничиваться рассмотрением проблемы «организм-среда» и перешли к изучению проблемы «человек- природа».

Слайд 5

Прогулки, походы, экскурсии, природоохранные акции Тематические беседы, труд в уголке природы, наблюдение за трудом взрослых в природе Формы работы по экологическому воспитанию Наблюдения, чтение художественной литературы

Слайд 6

Что такое экологическая акция? Участники акций. Экологическая акция – это социально значимое комплексное мероприятие.

Слайд 7

Цель и задачи проведения экологических акций Создание условий для формирования экологической культуры, сознания и мировоззрения. Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Слайд 8

Объект экологической акции

Слайд 9

Алгоритм проведения акций цель (каждая акция имеет свою цель); задачи (выполняются общие и конкретные); объект (на что направлено – птицы, деревья…); участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);

Слайд 10

1. Подготовительный этап: - составляется и вывешивается текст объявления о начале акции с указанием темы, цели, периода, состава участников, условий; - готовится оборудование и материал, план мероприятий. Этапы

Слайд 11

2.Познавательно- исследовательский этап (организационный) : - организация наблюдений, опытов, экспериментов, занятий, бесед, чтение художественной литературы; - решение логических, проблемных задач.

Слайд 12

3. Этап практической деятельности : - изготовление плакатов в защиту объектов акции; - «экологическая почта»- переписка с объектами акции; - выработка правил, упражнение в трудовых действиях; - инсценировка произведений, досуги, праздники; - выставка рисунков, книг - самоделок, газет, коллажей, фотовыставка

Слайд 13

4. Аналитический - подведение итогов, - рефлексия. ( может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).

Слайд 14

Анкетирование родителей

Слайд 15

Мероприятия по реализации проекта для детей от 3 до 4 лет С детьми С педагогами С родителями Игровые путешествия по участку детского сада («Путешествие: в зимний, осенний весенний лес») Участие в акции «Экологическая тропа»: «Опасные насекомые», «Позабочусь я о птичках», «Этот волшебный цветок – одуванчик», «Славный наш дружок — знаменитый лук и чесночок» Беседы с детьми: «Правила поведения на природе», «Вода-водичка», « Трава-доктор», познавательный рассказ «Гусеница», « Капелька», «Птицы прилетели» и т.д. Консультации для педагогов «Организация работы по экологическому воспитанию детей в ДОУ». Семинар-практикум по экологии «Организация проведения экологических акций с детьми от 3 до 4 лет» Анкетирование родителей с целью выявления знаний об экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Совместная творческая деятельность родителей и детей в создании макетов «Каким я хочу видеть прогулочный участок в детском саду или около дома». Совместно с ребенком сделать кормушку. Вывешивание кормушек с детьми на территории детского сада (на участке). В режимные моменты проводили пальчиковые игры. Создание знака «Не сори!». Экскурсия по участку д/с. Дидактические игры: «Найди листок, как на дереве»., «Собери урожай», «Что растет на нашей грядке?», «Разрезные картинки», «Назови птицу» и т.д. Практические семинары (составление экологических карт). В. идеотренинги Консультации для родителей по экологическому воспитанию . Памятки для родителей и детей по экологическому воспитанию. Папка – раскладушка «Почему они так называются». Чтение экологических сказок «Родник», «Катя и божья коровка». «Произведения В. Сутеева («Яблонька», «Кто сказал « мяу»?», «Цыплёнок и утёнок», «Под грибом», «Дядя Миша», «Хвосты» и др.; Потешки: «Водичка водичка», «Солнышко-вёдрышко», «Уж ты зимушка-зима» и др.; закличка: «Пришла весна-вёснушка!». Экологический КВН для воспитателей. Выставки детских поделок, выполненных совместно с родителями: «Ёлочка – колкая иголочка», работы из овощей и фруктов «Диво-дивное, чудо-чудное» Библиотека для родителей «Советуем прочитать».

Слайд 16

Мероприятия по реализации проекта для детей 4 до 5 лет С детьми С педагогами С родителями Акции: «Путешествие по экологической тропе» «Столовая для пернатых», «Посади дерево и сохрани его» , «Ходит капелька по кругу» »Береги первоцветы», «Новогодний букет» и т.д. Созданы презентации о птицах; « Трава-доктор », экологические сказки, и др. Ознакомление воспитателей и специалистов с планом мероприятий по экологическому воспитанию. Консультация: «Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников» Родительские собрания. Фотоконкурс «Наши домашние питомцы» Выпуск специального экологической газеты «Как птицы весну встречают» Экологический спектакль подготовленный родителями для детей«Охрана растений». Чтение природоведческой литературы; наблюдение во время экскурсий, прогулок, в повседневной жизни, в игровой деятельности (дидактические, имитационные, соревновательные, игры – путешествия и т.д.); конкурсы поделок, рисунков. Дидактические игры, методический материал, пособия, альбомы . Консультация «Развитие способностей и мыслительной деятельности в процессе экологического воспитания ребенка» Папка – передвижка: «Зелёная аптека на участке детского сада», «Живые барометры», как предсказывают погоду кошки, собаки, гуси». Занятие – сказка «Почему идёт дождь?». Субботники. Участие в акции «Посади дерево», беседы доброты, беседы, размышления; прогулки по территории детского сада; труд в уголке природы, на участке . Оформление выставки методической литературы и пособий по экологическому воспитанию дошкольников Выставка литературы и творческих работ на экологическую тему.

Слайд 17

Мероприятия по реализации проекта для детей от 5 до 6 лет С детьми С педагогами С родителями Экологические праздники: « День земли» , « Птицы наши друзья» , «Здравствуй, лето!» , «Лесные правила» , « Люблю березу русскую». Конкурс« Лучший участок», благоустройство территории совместно с родителями Семинар «Инновационные подходы к созданию эколого- развивающей среды в условиях ФГОС». Организация выставки детских работ «Экологический калейдоскоп» Взаимодействие с родителями через сайт ДОУ. Драматизация экологической сказки« Добрая змея» Н.А. Рыжова. Конкурс кроссвордов «Спасти и сохранить» Игры, эксперименты на экологической тропе. Экокросс. Посадка цветов на клумбы. Участие в городских, областных конкурсах. Субботник «Чистый двор». Акции:«Украсим сад цветами» «Здравствуй, осень – овощная и фруктовая», «Сохраним зеленую красавицу», «Берегите воду!» «Экологическая опасность» и др Консультация « Экологические проекты» Оформление стендов в группах. Посещение городских семинаров Статьи экологической тематики на сайте МДОУ в течение года. Буклеты, листовки. Пропаганда среди родителей сохранения и бережного отношения к природе. Акция« Неделя добра» , « Чей дом лучше» изготовление скворечников Выставка поделок из природного материала. «Огород на окне – путешествие в весну». Беседы с детьми «Правила поведения в природе». Экскурсии на экологическую тематику «Чудесные путешествия в природу» Пополнение методической литературы: дидактические игры, методический материал, пособия, альбомы. Круглый стол« Современные дети и экология» о проблемах экологического воспитания детей Папка : « Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством туризма». Фотоконкурс «Семья и природа». Выставка «Дары осени».

Слайд 18

С детьми С педагогами С родителями Проведение экологических акций: «Родной природы щедрые дары», «Подарок птицам», «Птичьи заботы», «Напиши письмо совет», «Помоги природе» и т.д. Игра- путешествие «Собери и положи», «Две корзины» ( составление карт) Консультация «Организация и методика проведения целевых прогулок, экскурсий с детьми» Консультации для воспитателей в целях повышения профессиональной компетентности по экологическому воспитанию дошкольников. Родительские собрания, круглые столы, дискуссии по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», «Сказка в экологическом образовании» Изучение флоры родного края, наблюдения на прогулках, экскурсиях. Создание альбома «Экологические сказки», «Растение-доктор». Викторина «В гостях у природы», «Растения нашего края» Обзор новой методической литературы. Открытый показ занятий для воспитателей, видеоролики прогулок, Творческие конкурсы, выставки «Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству». Коллекционирование (исключение насекомые) Праздники и развлечения: «Природа - наш дом», «Дружно мы весну встречаем», Осень разноцветная. Инсценировки, театрализации. Обсуждение и проигрывание ситуаций с детьми «Я бы поступил так…». «Представления детей 6-7 лет об экологической культуре человека». Обсуждение и проигрывание ситуаций с воспитателями. Анкетирование по теме «Наблюдаем вместе с ребёнком за природой» «Использование телепередач для освещения проблем экологического воспитания и обучения детей». Конкурс на лучший детский или семейный рассказ ( статью, стихотворение) по экологической проблеме Мероприятия по реализации проекта для детей от 6-7 лет

Слайд 19

Структурные компоненты природоохранных акций

Слайд 20

Предполагаемые результаты Воспитание основ гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки; Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; Понимание детьми правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту; Создание на территории детского сада благоприятной среды Совершенствование уровня знаний экологической компетентности у родителей по теме проекта;

Слайд 21

Результаты реализации проекта Изучили педагогический опыт организации и проведении экологических акций, внедрили в работу с детьми эффективные методы и приемы по экологическому воспитанию; Познакомили детей с основами экологической безопасности; - Воспитали гуманное , бережное , заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; Освоение детьми элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; Воспитали желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь; Дети научились предвидеть последствия своих действий по отношению к окружающей среде

Слайд 22

Выводы: Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что принимая участие в экологических акциях, у детей сформировался достаточно высокий уровень экологических представлений и правила экологической культуры Экологические акции, занятия, беседы, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, развивает у детей познавательный интерес к миру природы Родители заинтересовались темой экологического воспитания детей.

Слайд 23

Используемые источники Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова, ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011г. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»-Детство-Пресс, СПБ. Кондратьева, Н. Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению / Н. Н. Кондратьева. –СПб. :Мозаика-Синтез Рыжова Н. - Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми»- Воронеж 2007. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М. :Просвещение, Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А., Крулехт М. В. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, М. В. Крулехт. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.-592 с. www.redstarph.ru.gazeta@1sentember.ru http://ipk.68edu.ru/forum/viewforum.php?f=36 форум


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-исследовательская деятельность как средство формирования элементарной экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Министерство образования Московской области____________________________________________________________Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ...

Формы и методы работы педагога с детьми по развитию экологической культуры детей

Формы и методы работы педагога с детьми по развитию экологической культуры детей...

Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование пр...

Выступление из опыта работы "Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе"

Организация познания мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей в процессе опытнической деятельности и экспериментирования в условиях детского сада....

Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе.

        Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире при...

развитие экологической культуры детей

Тема:   Развитие экологической культуры у детей Актуальность темыТак как проблемы экологии в последнее время выдвигаются на первый план , то необходимо углублять знания детей в этой обл...