Традиционные и инновационные способы знакомства с объектами неживой природы детей среднего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой. Явления неживой природы – это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей. Исключительно важным для развития мышления ребёнка является ознакомление с явлениями неживой природы, в процессе которого он познаёт новое об окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_2_nikolaeva_e.e.docx | 45.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева»
Факультет педагогики и психологии детства.
Кафедра педагогики.
Курсовая работа.
Николаева Елена Евгеньевна
Традиционные и инновационные способы знакомства с объектами неживой природы детей среднего дошкольного возраста.
Направление 050700 «Педагогика»
Профиль «Управление дошкольным образованием»
Очная форма обучения
Научный руководитель:
старший преподаватель
Кафедры педагогики детства
Чеблоков С.В.
Красноярск 2013
Введение.
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой. Явления неживой природы – это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей. Исключительно важным для развития мышления ребёнка является ознакомление с явлениями неживой природы, в процессе которого он познаёт новое об окружающей действительности.
Задачи:
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Выявить методы ознакомления детей с объектами неживой природы.
3. Провести диагностику знаний детей среднего дошкольного возраста по теме «Объекты неживой природы»
Оглавление
1.Особенности ознакомления детей среднего дошкольного возраста с объектами неживой природы. 3
1.1 Задачи и содержание знаний о сезонных изменениях 9
1.2 Методы ознакомления детей с сезонным изменениям в природе 10
1.3 Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой 11
1.4 Календарь природы как средство закрепления знаний 15
2.Диагностика знаний. Объекты неживой природы. 15
1.Особенности ознакомления детей среднего дошкольного возраста с объектами неживой природы.
Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности.
Это даёт основание полагать, что дошкольники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний. Данные, полученные учёными, говорят о наличии развитых представлений о физических явлениях у детей. Это позволяет поставить вопрос о введении в «Программу воспитания и обучения детей» раздела ознакомления с явлениями неживой природы. Ознакомление с этим материалом будет способствовать не только умственному развитию, но и станет ещё одним связующим звеном дошкольного воспитания с программой школьного обучения. Дошкольный возраст характеризуется накапливанием конкретных представлений о различных предметах и явлениях окружающего мира. В детстве интенсивно формируется способность к начальным формам умозаключений, обобщений, абстракций. До настоящего времени ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т.к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна.
В средней группе дети знакомятся с признаками воздуха. Он есть везде. Воздух бывает тёплый, холодный. Для закрепления этих признаков нужно провести ряд опытов: помахать книжкой, подуть на бумагу. При ознакомлении с неживой природой, необходимо учить детей не только правильно называть предмет, но и их признаки (дождь идёт, льёт, капает). Когда дождик начинается, воспитатель обращает внимание на то, как падают первые капельки. Они бьют по крыше, падают на землю, а когда дождь усиливается, капельки дождя сливаются в тоненькие струйки, струйки соединяются в ручейки, а ручейки образуют лужи. В холодное время года дети должны знать, когда холодно – падает снег. Зимой солнечного тепла мало. При ознакомлении с явлениями неживой природы, детей младшего дошкольного возраста обращают внимание только на простейшие признаки этих явлений. Дети должны знать их и называть. Причинно-следственные связи они могут устанавливать лишь тогда, когда одно явление непосредственно связанно с другим. В играх с песком, землёй, водой учат устанавливать простейшие связи. Вода чистая, прозрачная, помыли игрушки после песка, вода становится мутной. Или из сухого песка нельзя лепить, он рассыпается, если помочить его водой, он становится сырой и тогда из него можно лепить. Дошкольникам можно самостоятельно устанавливать связи между другими предметами - глиной, землёй, водой. Необходимо постоянно учить устанавливать причинно-следственные связи, не соприкасаясь непосредственно с предметами и явлениями не живой природы. Так можно обратить их внимание на признаки воды в лужах, песка в песочницах, земли в цветнике. Воспитатель учит видеть и подмечать изменения с предметами и правильно устанавливать причинно-следственные связи. Почему вода в лужах мутная? Песок был сухой, а стал сырой.
Занятия в средней группе построены с учетом преемственности работы с младшими группами детского сада.
Особое внимание следует обращать на то, что многие знания дети получают в процессе непосредственного общения с природой.
В связи с этим ряд занятий рекомендуется проводить на улице. Разнообразные формы проведения занятий (экскурсии на природу, наблюдения за объектами природы, игровые задания, элементарные опыты и др.) дают детям возможность расширить свои знания более легко и непринуждённо.
Знания, полученные детьми на занятиях по формированию элементарных экологических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. Все виды деятельности, организуемые в дошкольном учреждении, должны быть направленны на формирование знаний об окружающей действительности, на которые ребёнок будет опираться в повседневной жизни. При ознакомлении детей с окружающим миром необходимо, в первую очередь, соблюдать принцип научности и доступности.[3]
При ознакомлении с неживой природой детей также необходимо приучать видеть красоту природных явлений: воздух чистый, тёплый; солнце светит ярко, от снега земля стала белой, деревья стоят пушистые. Знания о предметах и явлениях неживой природы закрепляются и уточняются и углубляются на разных занятиях: так, на занятиях по лепке, воспитатель закрепляет знания о свойствах глины. На занятиях дидактическими играми и рассматривании картин или иллюстраций - о состоянии изображенных объектов в природе, воды в реках и озёрах; об изменениях, которые происходят в разные времена года. Например, ознакомление с признаками разных времён года, надо начинать не с простого ознакомления, что пришла, скажем, зима, стало холодно, а обращать внимание на то, что солнце появляется реже и реже, греет мало, стало холодно, выпал снег – вот и пришла зима. Такая последовательность даёт возможность подвести младших дошкольников к установлению причинно-следственных связей в природных явлениях. Работа по ознакомлению с явлениями неживой природы углубляется в группе 5-го года жизни. Детям даются знания не только о внешних признаках разных предметов, но под действием других явлений они видоизменяются. Например: вода кипит, при кипении превращается в пар. С этим явлением воспитатель знакомит детей на экскурсии на кухню или в прачечную. При приготовлении завтрака, обеда воспитатель обращает внимание на пар, который поднимается над чайником, кастрюлей, поясняет, что вода от тепла нагревается и испаряется. Ознакомление с явлениями превращения воды в пар переносится в природные условия. Дошкольники учатся устанавливать элементарные связи в природе: после дождя вода в лужах исчезает, т.к. она от солнечного тепла нагревается и превращается в пар – испаряется. Детей знакомят с такими свойствами воды, как замерзание и явлениями, которые происходят при этом: снег, лёд. Детей подводят к пониманию того, что вода замерзает не только зимой, снег и лёд можно получить и летом. Подтвердить этот факт можно несложным опытом. Налить в блюдечко воды и поставить в холодильник. Дети узнают о том, что вода замерзает от холода, превращаясь в лёд, а от тепла снова в воду. Подобные явления природы воспитатель наблюдает с детьми во время прогулок. Необходимо закреплять с детьми внешние признаки явлений: снег – белый, каждая снежинка – это маленькая, ледяная звёздочка. Лёд прозрачный, твёрдый, ломкий. Особое внимание обращается на зависимость состояния одного предмета под действием другого: снег и лёд от тепла превращаются в воду. Дождь, снег, лёд – это вода в разных состояниях. Знакомя с объектами природы, необходимо подвести дошкольников к тому, что, хотя эти объекты и имеют разные признаки, их объединяет то, что вода, песок, камни, земля, воздух – н е ж и в ы е.
Рассказывая о признаках неживого (не растёт, не живёт, не дышит), воспитатель дает сравнение объектов неживой и живой природы: все животные, растения требуют ухода – они растут, живут. На прогулках обращает внимание детей на внешний вид цветов, деревьев или других растений , на изменения, которые происходят с ними. Вместе с детьми устанавливают связи, способствующие этому: растения поливали, рыхлили землю. Для существования растительного и животного мира, растений и животных, необходимы такие условия как - вода, земля, воздух, свет. Во время прогулок и занятий закрепляются знания о взаимосвязях между объектами живой и неживой природы. На основе знаний о растениях, животных, условиях их жизни, потребностей и умений по ухаживанию за животными и растениями, можно воспитать любовь к природе. Эстетическое восприятие способствует формированию бережного отношения к природе. Так же следует воспитывать познавательный интерес и отношение к природе, желание узнать о ней побольше.
Работу по ознакомлению детей 4-5 лет с окружающим миром нужно строить в соответствии с их психологическими особенностями, выбирая подходящие по возрасту формы, средства, методы и приемы взаимодействия с дошкольниками и стремясь сделать процесс ознакомления более понятным и результативным.
В средней группе детского сада ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребёнку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. На ознакомление детей средней возрастной группы с окружающим миром отводится два занятия вместе. [1]
Знания о сезонных изменениях в природе. В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон. Упорядочивание знаний о сезонах происходит на основе установления временных и причинно-следственных связей. Необходимо развивать у детей наблюдательность за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.
1.2 Задачи и содержание знаний о сезонных изменениях
Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. Достигнутое, совершенствуется на каждой возрастной ступени. В первой и второй младшей группах начинают систематически знакомить детей с природой. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, т.е. конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале и его свойствах. Даются первые знания об отличительных признаках сезонов. В средней группе представления детей о качествах и свойствах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются. Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат принимать задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, происходят первые попытки сравнения, учатся связно рассказывать о наблюдаемом, делать умозаключения. Знания о сезонных изменениях в природе. В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон: зимой растения находятся в состоянии сна, весной по мере увеличения продолжительности дня, температуры воздуха создаются благоприятные условия для роста и развития растений – начинается период активной вегетации. Летом создаются самые благоприятные условия для роста и развития растений: продолжительность дня увеличивается до максимума, выпадают обильные осадки. Осенью продолжительность дня сокращается, температура воздуха понижается, замирает жизнь растений: они готовятся к состоянию покоя. Жизнь животных также в большой степени зависит от изменений в природе. Многие животные приспосабливаются к зимним холодам: идет осенняя линька птиц и зверей; некоторые из них заготавливают корм, меняют убежище. Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных: исчезают насекомые, затем улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон). Ребята должны знать последовательность времен года. Все эти знания постепенно усваиваются детьми к концу дошкольного возраста.
1.3 Методы ознакомления детей с сезонным изменениям в природе
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные). Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний. Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе. В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Вывод. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов.
1.4Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Цель наблюдения - усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Наблюдения в природе могут быть случайными и неожиданными, педагогу следует не упускать такую возможность. Необходимо учитывать и то, что каждый день в природе неповторим. В процессе ознакомления с природой следует формировать эстетическое отношение к окружающему миру; учить детей видеть изменения в природе, делать элементарные умозаключения, делится полученными впечатлениями, отражать свои впечатления в продуктивны видах деятельности и применять знания на практике. [2]
Наблюдение может показывать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простых, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Каждодневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, обогащают эстетические представления. Наблюдение один из основных компонентов прогулки. Существуют общие требования ко всем видам наблюдений:
- Цели и задачи наблюдений должны быть поставлены чётко и конкретно. Задача должны иметь познавательный характер, заставлять ребёнка думать, вспоминать, искать ответ на вопрос;
- Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления ребят;
- В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивая их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе;
- Наблюдение должно вызывать у детей интерес к природе, желание как можно больше узнать о ней;[2]
Педагог использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их признаков, качеств, свойств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с микро группами (в 3–5 человек), и со всей группой воспитанников. Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений разнообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т.д. Организуя длительное наблюдение, педагогу необходимо знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.
Осенью воспитатель ежедневно организует наблюдение за состоянием погоды. Для того чтобы дети научились обращать внимание на температуру воздуха, он предлагает им одеть куклу на прогулку. С детьми необходимо советоваться, что лучше надеть на куклу. По мере похолодания воспитатель обращает внимание на то, как одеты сами дети. Предлагает потрогать остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки и т.д. В дни, когда солнце то ярко светит, то прячется за тучи, необходимо «поискать» солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. Следует обращать внимание детей на ветер, а для этого полезно выносить на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик. Осенью организуют наблюдение за дождем: слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи.
Зимой используют различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха: воспитатель вместе с ребенком одевает куклу, готовясь к прогулке, напоминая при э) том, что на улице холодно, сильный мороз и поэтому куклу нужно тепло одеть. На прогулке предлагает детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращает внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые. В начале зимы после снегопада рекомендуется провести целевую прогулку по участку и показать детям, как много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейках, на заборе, на крышах домов.
Весна. В начале весны следует обращать внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Полезно понаблюдать за солнечным лучом (солнечным зайчиком). Весной организуются игры с водой. Воспитатель обращает внимание на ее свойства (течет, в ней отражаются предметы), пускает в ручеек пластмассовые, бумажные, деревянные лодоч и дети наблюдают, как они плывут. Большой интерес вызывает них игра-календарь «Какая сегодня погода?». Каждый день, вращаясь с прогулки, ребята переводят стрелку так, чтобы указывала на картинку, соответствующую данной погоде.
Лето. Продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некоторым признакам дошкольники начинают определять теплое и жаркое время дня. Воспитатель помогает им осознать это с помощью вопросов: почему ты сегодня снял теплую одежду? А вчера почему не снимал курточку (рубашку)? Почему сегодня такие горячие камни (песок)? Продолжается наблюдение за ветром. Воспитатель выносит на прогулку вертушки, бумажные ленточки. Обращает внимание как раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру листья. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим). Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей
1.5 Календарь природы как средство закрепления знаний
Ценным пособием для знакомства с природой может стать календарь природы. В средней группе он должен быть несложным по представленному материалу, ярким. С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное Работа с календарем природы. В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать л осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь.
2.Диагностика знаний. Объекты неживой природы.
Автор: Соломенникова О.А.
Цель: выявить представления детей о свойствах песка, воды и льда.
Материал: в одной розетке песок, в другой лёд, в стакане вода
Инструкция к проведению: педагог говорит ребёнку, что родился маленький кузнечик, он очень любопытный (показывает игрушку или картинку). Просит рассказать маленькому кузнечику о свойствах песка, воды и льда.
Вода. Лёд.
Кузнечик: Что это? Кузнечик: Что это? (показывает на
(Показывает на стакан с водой). розетку со льдом).
Егор З.: это вода; Егор З.: лёд;
Денис С.: вода Денис С.: это лёд;
Лера Я.: вода; Лера Я.: лёд;
Маша В.: стакан с водой; Маша В.: лёд;
Саша Ф.: это вода; Саша Ф.: это лёд;
Кузнечик: вода может сыпаться? Кузнечик:Лёд может быть холодным?
Егор З.: нет, не может; Егор З.: он и так холодный;
Денис С.: не знаю; Денис С.: может;
Лера Я.: нет; Лера Я.: да;
Маша В.: не может; Маша В.: он холодный;
Саша Ф.: наверно да; Саша Ф.: может;
Кузнечик: вода может литься? Кузнечик: Лёд может быть горячим?
Егор З.: да, из крана; Егор З.: не знаю;
Денис С.: может; Денис С.: может;
Лера Я.: да; Лера Я.: нет, не может;
Маша В.: может, из лейки; Маша В.: нет;
Саша Ф.: может; Саша Ф.: не знаю;
Кузнечик: Вода может быть горячей? Кузнечик: Лёд может быть твёрдым?
Егор З.: да; Егор З.: может;
Денис С.: может; Денис С.: да;
Лера Я.: может; Лера Я.: он твёрдый;
Маша В.: да; Маша В.: может;
Саша Ф.: наверно может; Саша Ф.: да, может;
Кузнечик: что можно делать с Кузнечик: Лёд может быть мягким?
водой? Егор З.: не знаю;
Егор З.: можно купаться; Денис С.: нет;
Денис С.: её можно пить; Лера Я.: может;
Лера Я.: можно готовить суп; Маша В.: нет, не может;
Маша В.: не знаю; Саша Ф.: нет;
Саша Ф.: мыться;
Кузнечик: А это что такое? (показывает на розетку с песком)
Егор З.: это песок;
Денис С.: песок;
Лера Я.: песок;
Маша В.: это песок;
Саша Ф.: это песок;
Песок.
Кузнечик: песок может сыпаться?
Егор З.: наверно;
Денис С.: может;
Лера Я.: да;
Маша В.: да, может;
Саша Ф.; да;
Кузнечик: Песок может быть тёмным?
Егор З.: может;
Денис С.: нет, он светлый;
Лера Я.: да;
Маша В.: не знаю;
Саша Ф.: может;
Кузнечик: Песок может быть мокрым?
Егор З.: может, когда дождь идёт;
Денис С.: может;
Лера Я.: да, если его полить водой;
Маша В.: может;
Саша Ф.: да;
Кузнечик: Что можно делать с песком?
Егор З.: строить замок;
Денис С.: копать подземные ходы;
Лера Я.: стряпать куличики;
Саша Ф.: делать торт;
Оценка результатов:
Высокий уровень: 40 % (2 ребёнка). Ребёнок без особого труда определяет внешний вид песка, воды и льда. Называет их свойства. Знает, что можно делать с песком, водой и льдом.
Средний уровень: 60 % (3 ребёнка). Ребёнок без особого труда определяет внешний вид песка, воды и льда. Ребёнок допускает незначительные ошибки в названии их свойств. Иногда затрудняется ответить на вопрос о том, что можно делать с песком водой и льдом;
Уровень ниже среднего: не выявлено; ребёнок затрудняется при определении внешнего вида песка, воды и льда; ребёнок не может назвать свойства песка, воды и льда. Не знает, что можно делать с водой, песком и льдом.
Заключение.
Разрабатывая конкретное занятие, педагог должен обратиться к программе детского сада и определить тот объем знаний, навыков познавательной или практической деятельности, который должен быть усвоен детьми. Наиболее целесообразно использовать для этого занятия, проводимые методом наблюдения. Широко применяется и особый вид занятий – экскурсии в природу. Если непосредственное наблюдение за объектами по каким-либо причинам невозможно или затруднено, накопление конкретных представлений может быть осуществлено на занятиях с использованием дидактических картин (рассматривание картин природоведческого содержания). Таким образом, занятия обеспечивают последовательное усложнение, обогащение и расширение знаний, умений и навыков, их обобщением.
Список литературы.
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.-М.: ТЦ Сфера, 2011.-128с.(Библиотека воспитателя.)
- Газина О. Играя, познаем природу // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. Обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста.
- Меремьянина О. Край, в котором я живу [Текст]/ О. Меремьянова // Дошкольное воспитание. -1999. – №5. – С. 44–39.
- Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 19992. – 240 с. 5–09–003254–8.
- Программа воспитание и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1985.-240 с.
- Рыбаков Б.В. Народный календарь [Текст] / Б.В. Рыбаков. – Средний урал, 1980.-80 с.
- Симонова Л.П. Дидактические игры как элемент воспитательного образования / // Дополнительное образование. – 2004. - № 1.
- Урунтаева Т.А. Знакомим малышей с окружающим миром [Текст] / Т.А. Урунтаева, А.М. Афонькина. – М., 1997. – 104 с. – ISBN 5–7042–1124–0
- [1] Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.-3с.
- [2] Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.-4-5с.
- [3] Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.-51с.
- Воспитание и обучение в средней группе детского сада. Программа и методические рекомендации/Сост. В.В. Гербова.-М.:Мозаика-Синтез,2007.-8-9с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная литература в воспитании экологически целесообразного отношения к природе детей среднего дошкольного возраста.
Художественная литература в воспитании экологически целесообразного отношения к природе детей среднего дошкольного возраста.Экологические проблемы настоящего времени диктуют необхо...
Методическая разработка по направлению познавательного развития детей «Ознакомление с неживой природой детей старшего дошкольного возраста средствами элементарного экспериментирования»
Современный образовательный процесс дошкольных учреждений ориентирован с 1 января 2014 года на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, в которых указано на необходимость « ...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности «Знакомство с профессией врача» для детей среднего дошкольного возраста
КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельности «Знакомство с профессией врача»для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект знакомства детей с неживой природой на тему "Вода" для детей среднего дошкольного возраста.
Цель: знакомство с водойЗадачи:- познакомить детей с некоторыми свойствами воды- развивать интерес к экспериментальной деятельности, самостоятельность.-воспитывать у детей лю...
Знакомство детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) с неживой природой!
Буклет для родителей...
"Экспериментирование с объектами неживой природы в старшем дошкольном возрасте"
На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений....
Доклад по инновационной теме на 2022- 2023 г. «Обучение детей среднего дошкольного возраста, созданию образных характеристик через составление сравнений, загадок по технологии ТРИЗ».
Задачи обучения детей созданию образных характеристик объектовСредний возрастПродолжать учить детей:- выделять у объекта признаки и сравнивать их с признаками других объектов (активный этап);- ...