Художественная литература в воспитании экологически целесообразного отношения к природе детей среднего дошкольного возраста.
методическая разработка (средняя группа)
Художественная литература в воспитании экологически целесообразного отношения к природе детей среднего дошкольного возраста.
Экологические проблемы настоящего времени диктуют необходимость проведения работы по формированию экологически целесообразного отношения к природе.
Начинать эту работу следует с дошкольного возраста, так как именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе.
В основе содержания экологического воспитания дошкольников лежит формирование у ребенка осознанного отношения к природным явлениям, объектам, которые его окружают. Такое отношение строится на основе чувственного восприятия объектов природы. Вызвать его может искусство слова.
Цель нашего исследования: определить место художественной литературы в процессе воспитания осознанного правильного отношения к природе;
Объект исследования: процесс формирования целесообразного отношения детей среднего дошкольного возраста к природе;
Предмет исследования: художественная литература, как средство воспитания осознанного отношения к природе;
Начиная работу над темой, нами были сформулированы задачи исследования.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу по вопросам экологического воспитания дошкольников;
2.Изучить особенности освоения детьми среднего дошкольного возраста экологических знаний;
3.Подобрать диагностический материал для учебного исследования;
4.Разработать содержание работы по формированию представлений об экологически целесообразном отношении к природе средствами художественной литературы;
5.Обработать и проинтерпретировать полученные результаты;
Анализ педагогической литературы показал, что вопросы целесообразного отношения к природе интересовали педагогов еще в 17 веке.
В отечественной педагогике данная проблема была рассмотрена в трудах К.Д.Ушинского. Он писал « невозможно познание объективного мира без познания экологических знаний реально существующих в нем».
Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для ребенка.
В настоящее время разные аспекты экологического воспитания дошкольников раскрыты в работах С.А. Веретенниковой, М.М. Марковской, Н.Н.Кондратьевой, З.Ф. Аксеновой, С. Н. Николаевой, П.Г.Федосеевой и других педагогов.
Изучив теорию вопроса, мы приступили к опытно-экспериментальной работе, которая проводилась на базе ГБДОУ № 112 Выборгского района Санкт-Петербурга в старшей группе и включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В исследовании принимали участие 10 детей.
В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы диагностические задания Т.А.Марковой.
Цель диагностики: выявить особенности ценностного отношения к природе в суждениях и поведении детей среднего дошкольного возраста.
Методы диагностического исследования: наблюдение за детьми , беседы, анализ продуктов детской деятельности, использование диагностических ситуаций.
Обобщив результаты диагностических заданий, мы сделали вывод, у детей экспериментальной группа проявляется неустойчивое отношение к животным и растениям, нет выраженной положительной направленности. Отношение к живым существам неосознанно, дети могут присоединиться к неправильному поведению других. Они с удовольствием общаются со знакомыми, приятными животными и растениями, а к незнакомым или непривлекательным относятся настороженно, равнодушно, не замечают их нужды, не обращают внимание на их состояние. Для детей характерно расхождение вербального и реального отношения к природе. Сформированы некоторые умения ухода за живыми существами, но не всегда они нацелены на результат.
На основании результатов констатирующего эксперимента нами была разработана последовательность работы в ходе формирующего эксперимента.
Целью формирующего эксперимента являлся выбор эффективных приемов работы с художественной литературой с целью повышения уровня экологической воспитанности старших дошкольников.
Работу в ходе формирующего эксперимента мы проводили в следующих направлениях: организация работы в повседневной жизни, организации работы в непосредственно-образовательной деятельности, организация работы с семьей.
Начиная работу в ходе формирующего эксперимента, мы постарались создать условия для формирования экологических представлений у дошкольников средней группы. С этой целью мы организовали экологическое пространство в группе и на участке. Развивающая среда группы была пополнена наглядно-иллюстративным материалом, новыми видами комнатных растений. Из всего многообразия книг книжного уголка мы в отдельную группу собрали книги природоведческого характера.
Важное место в экологическом воспитании дошкольников отводится организации тематических прогулок и как их части - наблюдению. Для того, чтобы наблюдения сделать осознаннее, вызвать интерес к наблюдаемому объекту, мы использовали тексты художественных произведений. Иногда они предваряли наблюдение, как например, в ходе наблюдения за зимними сезонными изменениями нами было прочитано стих-е С.Есенина «Поет зима – аукает…». Мы заметили, что дети с большим вниманием и интересом отнеслись к изменениям в природе. Иногда литературный текст звучал в процессе наблюдения, а иногда наблюдения завершались чтением.
С использованием художественных произведений нами были проведены наблюдения: за птицами, деревьями, домашними животными, сезонными природными явлениями.
Второе направление нашей работы – это организация работы в процессе непосредственно-образовательной деятельности.
Нами были спланировано и проведено чтение произведений о природе.
Отбирая литературные тексты, мы старались отобрать произведения, которые способствовали бы пополнению и систематизации знаний детей о природе, а главное произведения, в которых ребенок увидел бы как необходимо относиться к природе. Это были рассказы Е.Чарушина «Рябчонок», «Волчишко»; рассказы В.Бианки «Первая охота», М.Пришвина «Этажи леса» и другие. В ходе обсуждения содержания этих рассказов мы акцентировали внимание на необходимости целесообразного отношения к природе. Например, обсуждая рассказ Евгения Чарушина «Волчишко», дети поняли, что не надо без надобности переносить детенышей животных из привычной, естественной среды в домашнюю. Сравнивая себя с героями рассказов Е. Чарушина, В.Бианки дети видели, что и они могут помогать живым существам в трудных ситуациях.
Понимая, что успех в работе всегда зависит от объединения усилий всех участников процесса воспитания, мы постарались заинтересовать этой проблемой родителей.
С этой целью нами было проведено собрание на тему « Задачи экологического воспитания».
В ходе проведения собрания мы постарались показать родителям значимость данной проблемы и как в старшем дошкольном возрасте можно ее решать.
Так как родители затрудняются в отборе литературы для чтения, особое внимание мы уделили рекомендациям к отбору книг о природе. Составили и предложили список художественных произведений, которые можно прочитать. Дали рекомендации как побеседовать с детьми после чтения книги.
Для проверки эффективности работы мной был проведен контрольный эксперимент с использованием тех же методов диагностики, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Анализ результатов показал, дети стали вдумчивее относиться ко всем живым существам, в некоторых ситуациях проявляя осознанность, активность и устойчивость отношения к природе. Чаще стали заглядывать в уголок природы, самостоятельно проверяя необходимость полива растений, понимая направленность ухода, качественно выполнять все компоненты трудового процесса, достигая важного для живого объекта результата. Гуманное отношение к живому стало выступать как проявление нравственной экологической потребности.
Вербальное и реальное отношение к природе совпадало чаще.
В заключение можно сказать, что цели и задачи выполнены.
В целенаправленной работе по экологическому воспитанию может быть использована художественная литература, которая заставляется задумываться над целесообразным отношением к природе, дает образцы такого отношения. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание гуманного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста
Воспитание гуманного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста. Здесь представлен материал, который способствует воспитанию у детей правильного отношения к природе. Весь материал основан...
« Формирование субъектно-объектных отношений в речи детей среднего дошкольного возраста»
В статье представлена опытно-экспериментальная работа по формированию субъектно-объектных отношений в речи детей среднего дошкольного возраста....
Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.
Крайне важно научить ребёнка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край». Так как сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлени...
Художественная литература как средство приобщения к культуре родного края детей младшего дошкольного возраста.
Материал предназначен для воспитателей, родителей детей младшего дошкольного возраста, в котором описано какими средствами, а именно с помощью детской художественной литературы, можно приобщить детей ...
«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»
Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми...
«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»
laquo;Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей на тему «Особенности отношения к природе детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей на тему «Особенности отношения к природе детей старшего дошколь...