Занятие в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Наталья Александровна Олейник

Познавательно исследовательская деятельность в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsessa_kapelka.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

в старшей группе «Улыбка»

по образовательной области: Познавательное развитие, раздел – Мир природы и мир человека

Тема : «В гостях у Принцессы Капельки»

Выполнил:

Олейник Наталья Александровна

воспитатель 

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад «Березка» п. Зеленоборск»

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в детском саду как ответственного этапа в становлении развитии личности ребенка. Закон ХМАО –ЮГРЫ  от 22 июня 2000 года № 56-ОЗ «Об экологическом образовании просвещении и формировании экологической культуры в Ханты-Мансийском Автономном округе - Югре» ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Детский сад является первым звеном в системе непрерывного образования. Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, которое предполагает формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира». Таким образом, экологическому образованию дошкольников отведено особое место. Важнейшими задачами современного дошкольного образовательного учреждения становятся следующие: повышение экологической грамотности дошкольников, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к природным ресурсам. Обратить их внимание на то, что любой привычный объект, такой, как вода, земля, воздух таит в себе много неизвестного.  Все это послужило основанием для проведения непосредственно-образовательной деятельности: «Познавательное развитие» раздел «Мир природы и человека» на тему «В гостях у принцессы Капельки».

В НОД участвовало 8 воспитанников подготовительной к школе группы «Улыбка». Содержание конспекта построено с учетом примерной общеобразовательной программы «Радуга», особенностями развития региона и образовательного учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5- 6 лет), в соответствии с ФГОС ДО и направлено на формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.

.  НОД состоит из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняют различные действия. Цель НОД достигнута через интеграцию образовательных областей –«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Интеграция образовательных областей осуществлялась на основе задач. Использование презентации Power Point на различных этапах НОД позволяет активизировать внимание, разнообразить познавательную и поисковую деятельность. Опытно-экспериментальная деятельность и работа с цифровыми микроскопами удовлетворила присущую дошкольникам любознательность, они почувствовали себя учёными, исследователями, и первооткрывателями.  Каждая часть НОД направлена на решение определённых педагогических задач и предполагает выбор адекватных методов и приёмов. Использованная в середине НОД подвижная игра способствовала развитию пространственной ориентации и формированию двигательных навыков, что соответствует теме моего самообразования.

Использование чередования работы в микрогруппах, коллективной и индивидуальной форм способствует созданию дружелюбной атмосферы, полного взаимопонимания детей друг к другу и к педагогу.

В течении  НОД менялись виды детской деятельности, что позволило удержать интерес, сохранить здоровье детей, так как постоянно менялось статическое положение тела. У детей наблюдался интерес ко всем заданиям, они были эмоционально – отзывчивы в течении всей НОД, справились со всеми задачами. В конце НОД была проведена рефлексия. На этом этапе дети закрепили полученные представления, отвечая на контрольные вопросы воспитателя. Подарок сюрприз способствовал сохранению положительных эмоций полученных в НОД.

Оборудование использовалось рационально и с одной целью: донести до детей необходимую информацию. Цель образовательной деятельности была достигнута.. на протяжении всей образовательной деятельности дети были активны, свободны в общении, с желанием и интересом включались в предлагаемую педагогом деятельность. Все использованные приемы и методы соответствовали возрасту и современным требованиям.

Основная часть

Конспект НОД в старшей группе «Улыбка»

по образовательной области: Познавательное развитие,

раздел – Мир природы и мир человека

Тема : «В гостях у Принцессы Капельки»

Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания

Образовательные задачи :

  • Дать первоначальные знания о круговороте воды в природе
  • Совершенствовать навыки проведения лабораторных опытов

Познакомить детей с разными способами очистки воды, совершать действия по преобразованию объекта - «загрязнённой воды».

 Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к воде, посредством формирования осознанного отношения к окружающему миру, самостоятельность, аккуратность. 

Развивающие задачи:

  • Развивать у детей умения фиксировать этапы эксперимента, действовать в соответствии с алгоритмом.
  • Обогатить словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме НОД.
  • Формировать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
  • Способствовать развитию двигательных навыков

Методы:  

  • Информационно-рецептивный метод- направлен на организацию и обеспечение восприятия дошкольниками информации.
  • Эврестический метод- направлен на операционное или поэтапное обучение элементам и процедурам деятельности.
  • Репродуктивный метод – направлен на закрепление, повторение, углубление знаний, способ оперирования знаниями: усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известен.
  • Исследовательский метод – предполагает самостоятельное решение целостных задач.

Материал для занятия: 3 маленьких баночки с чистой водой, стеклянные сосуды по количеству детей, медный ключ, льдинки, термос, блюдце, вода, 3л.банка  с грязной водой, 3л.читая банка, салфетки, марля,  вата, уголь активированный, песок, аквафильтр, воронки по количеству детей, мультимедийная презентация, ноутбуки и цифровые микроскопы по количеству детей, ватные диски, стекла для микроскопов, пипетки.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Описание: НОД ориентировано на детей старшей группы, включает опытно-экспериментальную и исследовательскую деятельность, соответствует ФГОС.

Форма организации ( фронтальная, индивидуальная)
Продолжительность занятия :  25 минут

Место проведения: групповая комната

Сюрпризный момент: путешествие в царство Воды, встреча с принцессой Капелькой, подарок «Энциклопедия «Обитатели морей и океанов»

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за сосульками и застывшими лужами, опытно-экспериментальная деятельность – состояния воды, свойства воды, подвижные игры, чтение и заучивание стихотворений о воде, компьютерные игры с использованием интерактивной доски и стилусов, исследовательская деятельность  и работа с цифровыми микроскопами, фиксирование результатов опытно-экспериментальной деятельности, обучение работе с ноутбуком.ю инструктаж по правилам проведения опытно-экспериментальной деятельности.

Виды детской деятельности

Формы работы

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций:

 выбор транспорта, поиск ключа, анализ проблемных ситуаций. Просмотр компьютерной презентации

Игровая

Психологическая гимнастика «Встанте дети, встаньте в круг», Воображаемое путешествие на волшебных стульчиках, игра «Собери пазл», игра «Капельки, ручейки, речка», пальчиковая гимнастика «Капли».

Коммуникативная

Беседа, ситуативный разговор «Что мы знаем о воде», указания, рассказ воспитателя, рассуждения детей

Двигательная

Подвижная игра «Капельки, ручейки, озера»

Восприятие художественной литературы

Чтение стихотворения «О воде», «Всюду грязная вода». Рассказ принцессы Капельки «Тайна воды»

Опытно - экспериментальная

Работа с цифровыми микроскопами «Исследования и фотография капли грязной воды», изготовление фильтра и фильтрация воды

Самооценка

Рефлексия

Планируемый результат:

• Дети проявляют интерес к совместной деятельности с взрослым и   сверстниками, к экспериментам, проводимым с водой;

• Дети проявляют бережное отношение к воде, посредством формирования осознанного отношения к окружающему миру, самостоятельность, аккуратность;

• Дети фиксируют этапы действий, умеют действовать в соответствии с алгоритмом;

• Точно и полно отвечают на поставленные вопросы;

• Слушают воспитателя и сверстников;

• Дети выделяют существующие признаки предметов и явлений, сопоставляют различные факты;

• Дети выделяют проблему и предлагают возможные решения, выдвигают гипотезы и строят предположения;

• Дети знают различные способы очистки воды от загрязнений;

• Соблюдают правила безопасного поведения во время экспериментов;

• Дети делают выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщают их.

Ход НОД:
Первая часть. Организационный момент

Дети , как будто, случайно находят конверт с письмом и приносят его воспитателю.

Воспитатель: Ребята, это наверное приглашение от принцессы Капельки. Сейчас мы его прочтем. Для этого прошу вас встать в круг.

  1. Психологическая гимнастика, определение цели НОД

«Встаньте дети, встаньте в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся».

 (Открывает  конверт и с удивлением сообщает детям о том, что злая волшебница заколдовала принцессу).

Воспитатель:- Ребята, что же делать нужно, выручать принцессу от злых чар. Ну что поможем ей?

Дети:- Да!

Воспитатель:- Тогда в путь,  но  надо выбрать самый быстрый транспорт.

Дети выбирают транспорт. Подвести детей к выбору сказочного транспорта.

Воспитатель. Итак мы поедем на сказочном транспорте. Это будут наши стульчики. Мы скажем волшебные слова, и наши стульчики  полетят

Дети говорят волшебные слова: 

 «Раз, два, три, 

Стульчик мой лети»

Дети закрывают глаза, имитируют движения полета стульчика, «приземляются» в царстве воды.

Вторя часть

Совместная деятельность взрослого и детей

На экране интерактивной доски слайд - картинка пазл («царство воды», ворота с большим замком), снизу маленькая записка

Воспитатель:- Вот мы и прилетели, но посмотрите, что это, пазл? Здесь какая-то записка.

Воспитатель читает записку: «Если хотите попасть к принцессе вам, необходимо расколдовать ворота, собрав картинку-пазл и  найти ключ от замка, который находится под этими банками с водой, но их нельзя двигать до тех пор, пока не найдёте ключ». Злая волшебница.

  1. Игра «Собери пазл»

Воспитатель:-  Ребята давайте расколдуем ворота в царство воды. Кто желает поработать у доски стилусом? (Выбрать одного ребенка, который будет двигать фрагменты картинки по доске) А все остальные ребята будут помогать, искать нужный фрагмент.

Дети собирают картинку и видят красивые сказочные ворота с огромным замком

  1.  Решение проблемной ситуации. Рассуждения детей.

Воспитатель: Теперь необходимо найти ключ, только не забудьте, что банки двигать нельзя.

(Дети рассуждают о возможных вариантах поиска, вспоминают свойство воды – прозрачность, приходят к выводу, что ключ можно увидеть только, если посмотреть сверху банки)

Воспитатель:- Молодцы , теперь мы сможем открыть замок и спасти принцессу.

(Открывают замок и попадают в царство воды) Слайд «принцесса Капелька», фразы принцессы переключаются по щелчку мыши.

  1.  Беседа. Ситуативный разговор.

Принцесса:- Здравствуйте ребята.

Дети:- Здравствуйте.

Принцесса:- Спасибо вам за то, что смогли меня освободить от злых чар волшебницы.  Меня зовут Капелька - я принцесса в царстве воды. Злая волшебница заколдовала меня за то, что я ей не открыла тайну воды. А вас я пригласила, чтобы вы мне помогли и за это я открою вам тайну воды. А что вы знаете о воде?

Воспитатель: Мы знаем о воде много, правда, ребята?

Дети: - Рассказывают о том, что на земле без воды не прожить. Вода нужна животным, птицам, растениям, рыбам, людям.  Людям вода нужна, чтобы пить, чтобы мыться, убираться, стирать, готовить еду, поливать растения.

Воспитатель:- Правильно, ни одно дело не сделаешь без воды. А где живет вода?

Дети:- Вода живет в море, океане, озере, в реке, в кране.

Воспитатель:- Как вы думаете, откуда берется вода в кране?

Дети:- По трубам течет с речки.

Воспитатель:- Правильно, вода в кране – это вода реки. Человек направил воду по трубам, и она проделала большой путь, пока попала к нам в дома. 

  1. Чтение детьми стихотворения

Воспитатель: Принцесса Капелька мы и  стихотворение о воде знаем, давайте прочтем его, ребята.

Дети:

1).я

  Вы, слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране...

2) Ветта

Как сосулька - замерзает.

В дом туманом к нам вползает.

 Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

И рекой Пурдан зовется

3) Аня

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае...

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

4) Игорь

 Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить:

Без воды нам не прожить!

  1. Повторение пройденного материала

Воспитатель: А еще мы знаем, какой волшебной может быть вода. (подводит детей к столу, на котором 2 стакана, один с водой, термос с горячей водой, тарелочка, лед)

Воспитатель: - Что вы видите здесь, ребята?  И как вы думаете для чего это все здесь собрано?

Дети:- Дети перечисляют предметы, находящиеся на столе. И рассказывают о трех состояниях воды.

  1.  Рассказ Принцессы Капельки «Тайна воды».

Ведение нового материала. Познакомить с явлением - круговорот воды в природе

Принцесса: Молодцы ребята! Пришло время открыть вам тайну воды, присаживайтесь на стульчики и слушайте.(рассказ сопровождается видео показом)

Плыла как-то я на облаке, мне очень нравилось кататься на облаке по небу. Облака были лёгкими, как вата. Но вдруг подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния, и облака превратились в чёрные тучи. На землю пошёл дождь. Я вместе с другими капельками полетела вниз. Я летела и веселилась, что увидела много интересного. Я ударилась о крышу дома, подпрыгнула и покатилась с дождевым потоком по водосточной трубе. Все капельки в этом потоке взялись за руки, нас становилось все больше и больше – и мы превратились в ручеёк, а ручеёк вынес меня , и моих друзей, в большую реку. Нам понравилось с друзьями кататься по волнам, как на лодочке. Всё лето и осень мы с друзьями путешествовали по реке, и не заметили, как наступили холода, пришла зима. И мы с друзьями превратились в лёд. Всю зиму я проспала, но весной солнышко своими лучами согрело реку, лёд растаял и солнечный лучик превратил меня в пар. И я стала подниматься к небу, по дороге встретила своих друзей, капелек, которые испарились с озёр, с почвы, растений – мы взялись за руки и получились лёгкие облака. Этот процесс называется – круговорот  воды в природе.

Воспитатель:  Ребята посмотрите на  плакат, давайте повторим, как  происходит круговорот воды в природе. (Дети рассматривают плакат  схематичного изображения круговорота воды в природе и проговариваю весь процесс с помощью воспитателя)

  1. Физкультминутка

Воспитатель: А чтобы запомнить хорошо тайну воды мы с вами поиграем

Ну-ка, тучка лей, лей

Для ребяток не жалей

В капельку пусть превратятся

От души повеселятся.

-Я Тучка-мама, а вы капельки детки, идите сюда ко мне.

(звучит музыка, дети прыгают, бегают, повторяют движения за воспитателем, по указанию воспитателя дети объединяются в ручейки по 2-3 ребенка, потом соединяются в большую реку, бегают змейкой, река текла, текла, наступили холода, мороз сковал реку, превратил в лед, пришла весна, солнышко растопило лед и капельки вернулись к тучке-маме. Поднялись и полетели к тучке.) Музыка стихла, дети сели.

  1. Проблемная ситуация

Воспитатель: Принцесса Капелька спасибо, что открыла нам тайну воды. Но чем мы можем тебе помочь.

Принцесса Капелька (  рассказ сопровождается показом слайдов):

В нашем царстве случилось несчастье, беда

Всюду грязная вода,

Что мне делать - помогите,

Жителей моих спасите:

Рыбы гибнут там и тут,

Чистых вод уж не найдут

Плавники у них слипились,

Как им плавать? скажите на милость,

Люди мусорят опять.

Рыбам нечем уж дышать

И одна я не справляюсь

Я слезами обливаюсь,

Я ночей уже не сплю.

Как очистить воду всю?

Воспитатель- Чем же мы можем тебе помочь?

(Принцесса показывает банку с грязной водой, слайд)

Принцесса Капелька: - Посмотрите, какая грязная вода, такую воду можно пить или жить в ней.

Дети: - Нет, нельзя.

Принцесса Капелька: Она везде такая грязная, но эта банка не простая, она волшебная и если вода очиститься в банке, то она станет чистой везде.

Но чтобы это произошло нужно выполнить одно условие: очищать воду должны вы все, один человек с этим не справиться

Воспитатель : Ребята, поможем принцессе очистить воду?

Дети:- Да!

  1. Пальчиковая гимнастика

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе давайте разомнем пальчики

«Капли»

Руки вытянуты вверх, ладонями вперед.

Капля – раз, капля – два,

Капли капают едва –

Кап, кап, кап, кап.

Стали капельки бежать,

Капля каплю догонять –

Кап, кап, кап, кап.

Самостоятельная деятельность детей

  1. Работа с цифровыми микроскопами

Воспитатель:-  Ну а теперь за дело,  пройдемте в лабораторию. Вначале предлагаю исследовать воду с помощью микроскопов. Я разолью воду по стаканам, вы возьмете каждый по одному стакану и пройдете за столы.

Разливаю воду, дети берут по одному стакану и занимают место за столом.

Воспитатель: С помощью пипетки капните на стекло несколько капель, поднесите микроскоп, установите его над каплями воды, посмотрите на экран ноутбука, если изображение достаточно четкое, сделайте фотографию с помощью кнопки, которую вы видите на доске.

Индивидуальная работа (Помогаю детям, которые не справляются с заданием)

Воспитатель: Все сделали фотографии? Отложите микроскопы. Рассмотрим фотографии. Что вы видите на своих изображениях?

Дети: Рассказывают каждый о своем фото, что они видят частицы грязи, песчинки, волоски, лохмотья непонятного происхождения и тд.

  1.  Опытно-экспериментальная деятельность. Фильтрация воды.

Воспитатель: Действительно беда, ребята, в такой воде ни кокой водный обитатель жить не сможет. Нужно очистить воду. Давайте перейдем в лабораторию по очистке воды. Возьмите свои стаканы.

Подходят к столу, где стоят воронки, бумажные салфетки, вата, песок.

Воспитатель: Показывает, как сделать фильтр из подручных материалов, показ сопровождается рассказом и пояснениями.

Дети Вставляют в банку воронку делают фильтр и переливают воду из одного стакана в другой.

Индивидуальная работа с детьми, не справляющимися с заданием.

 Воспитатель : Принцесса Капелька, посмотри, как мы очистили воду, тебе нравиться?

  1. Подарок сюрприз

Принцесса: - Спасибо, ребята. За вашу доброту, ведь вы спасли не только водных жителей, но и все живое на земле за это, ребята, я хочу вам сделать подарок «Энциклопедия Животные морей и океанов»

Дети и воспитатель благодарят и прощаются с принцессой.

Воспитатель: Ну а нам ребята пора возвращаться в детский сад.

Дети садятся на стульчик, говорят волшебные слова: 

 «Раз, два, три, 

Стульчик мой лети»

Третья часть. Итоги НОД

  1.  Подведение итогов НОД. Рефлексия

Воспитатель: Ребята что вам понравилось в нашем путешествии больше всего? Какую тайну открыла нам принцесса Капелька? Как мы с вами помогли принцессе и всему живому на земле? Что нужно делать, чтоб вода на земле оставалась чистой?

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, если у вас сегодня все получалось и не возникало трудностей, вам было интересно, то возьмите голубые капельки, а если у вас возникли затруднения и у вас не все получалось, то возьмите желтые капельки. (дети выбирают). Ребята, посмотрите, каких капелек у нас оказалось больше?

Почему вы сделали такой выбор?

С кем бы вы могли поделиться своими знаниями?

Воспитатель: Мы с вами прекрасно потрудились, теперь можно и отдохнуть.

Технологическая карта НОД

Этапы занятия

Дидактические задачи

Формы работы

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанника

Мотивация

Психологическая гимнастика «Встаньте дети»

создание психологического настроя, передача позитивных чувств друг к другу

игра с речевым сопровождением

организация игры «Встаньте дети»

игровая

проблемная ситуативная -«Письмо»

совершенствовать навыки в анализе информации

решение проблемной ситуации

диалог с детьми

коммуникативная: диалог с воспитателем

Совместная деятельность

Интерактивная игра «Собери пазл»

закладывать предпосылки логического мышления, совершенствовать умение работать со стилусом

Интерактивная дидактическая игра

Наблюдает за правильностью выполнения задания

игровая

Решение проблемной ситуации

закрепление знаний о свойствах воды

игровая ситуация

 Наблюдает за выполнением задания

рассуждают о возможных вариантах поиска, вспоминают свойство воды

Беседа

совершенствовать навыки в поисково-исследовательской деятельности детей

Ситуативный разговор, рассказы детей, рассуждения

Задает вопросы детям

Отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы

 Чтение стихотворения « Вы слыхали о воде?»

Совершенствовать навыки в выразительном чтении стихотворений наизусть

Восптриятие художественной литературы.

рассказывает, показывает фотографии из архива п.ЗеленоборскДиалог с детьми.

Читают стихотворение, слушают.

Повторение пройденного материала

Закрепление знаний полученных ранее

Подводящий диалог

Задает вопросы

Рассказывают о трех состояниях воды

Рассказ Принцессы Капельки «Тайна воды».

Дать первоначальные знания о круговороте воды в природе,

воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру

Рассказ принцессы, рассматривание плаката «Круговорот воды в природе»

диалог с детьми, закрепление полученных знаний

коммуникативная: диалог с воспитателем

 Физкультминутка

Снятие статического напряжения, развитие двигательных навыков, удовлетворение двигательной потребности

Подвижная игра с музыкальным сопровождением

Организация игры

Двигательная, игровая

Проблемная ситуация

Подвести детей к опытно экспериментальной деятельности по средствам использования художественного слова и показа презентации

просмотр презентации Power Point, слушание стихотворения «Ой беда – всюду грязная вода»

показ презентации, наводящие вопросы

коммуникативная: рассказывают, делают выводы

Пальчиковая гимнастика «Капли»

Развитие мелкой моторики рук

Пальчиковая игра с речевым сопровождением

Организация и проведение игры

Игровая, речедвигательная

Практическая деятельность детей

Работа с цифровыми микроскопами

Развивать у детей умения фиксировать этапы эксперимента, действовать в соответствии с алгоритмом . Закрепление умений работы с цифровыми микроскопами.

Исследование, рассматривание капель грязной воды с помощью цифровых микроскопов и компьютерного оборудования

руководство практической деятельностью

исследовательская

Индивидуальная работа

Развитие наблюдательности, поисковых интересов

Руководство деятельностью

Помогает детям, которые не справляются с заданием

исследовательская

Опытно-экспериментальная деятельность. Фильтрация воды.

Совершенствовать навыки проведения лабораторных опытов

эксперимент

 Руководство проведением эксперимента

Опытно-экспериментальная

Индивидуальная работа

Развитие навыков проведения опытов  соблюдая правила проведения экспериментальной деятельности

Руководство проведением экспериментальной деятельности

Помогает детям, которые не справляются с заданием

Опытно-экспериментальная

Подведение  итогов  (рефлексия)

Подведение итогов     (рефлексия)  Сюрпризный момент

выявить уровень усвоения детьми программного материала

положительная оценка

сюрприз

обобщает ответы детей,

подводит итог

коммуникатив-ная:

подводят итог деятельности


Список литературы

  1. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценен С.С., 2009
  2. Гончарова Е.В. Экология для малышей. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – Ханты-Мансийск, Полиграфист, 2005
  3. Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками.- Волгоград: Учитель, 2008
  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет.сада: Кн. Для воспитателей дет.сада – М.: Просвещение, 2002
  5. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк.возраста в условиях де.сада/ Т.Н. Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьева и др.; Науч.рук. Т.Н. Доронова.- М.: Просвещение, 2003

Воспитатель МАДОУ д/с «Берёзка»      _________ Н.А.Олейник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...