Занятие в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Познавательно исследовательская деятельность в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsessa_kapelka.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
в старшей группе «Улыбка»
по образовательной области: Познавательное развитие, раздел – Мир природы и мир человека
Тема : «В гостях у Принцессы Капельки»
Выполнил:
Олейник Наталья Александровна
воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Березка» п. Зеленоборск»
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в детском саду как ответственного этапа в становлении развитии личности ребенка. Закон ХМАО –ЮГРЫ от 22 июня 2000 года № 56-ОЗ «Об экологическом образовании просвещении и формировании экологической культуры в Ханты-Мансийском Автономном округе - Югре» ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Детский сад является первым звеном в системе непрерывного образования. Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, которое предполагает формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира». Таким образом, экологическому образованию дошкольников отведено особое место. Важнейшими задачами современного дошкольного образовательного учреждения становятся следующие: повышение экологической грамотности дошкольников, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к природным ресурсам. Обратить их внимание на то, что любой привычный объект, такой, как вода, земля, воздух таит в себе много неизвестного. Все это послужило основанием для проведения непосредственно-образовательной деятельности: «Познавательное развитие» раздел «Мир природы и человека» на тему «В гостях у принцессы Капельки».
В НОД участвовало 8 воспитанников подготовительной к школе группы «Улыбка». Содержание конспекта построено с учетом примерной общеобразовательной программы «Радуга», особенностями развития региона и образовательного учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5- 6 лет), в соответствии с ФГОС ДО и направлено на формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.
. НОД состоит из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняют различные действия. Цель НОД достигнута через интеграцию образовательных областей –«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Интеграция образовательных областей осуществлялась на основе задач. Использование презентации Power Point на различных этапах НОД позволяет активизировать внимание, разнообразить познавательную и поисковую деятельность. Опытно-экспериментальная деятельность и работа с цифровыми микроскопами удовлетворила присущую дошкольникам любознательность, они почувствовали себя учёными, исследователями, и первооткрывателями. Каждая часть НОД направлена на решение определённых педагогических задач и предполагает выбор адекватных методов и приёмов. Использованная в середине НОД подвижная игра способствовала развитию пространственной ориентации и формированию двигательных навыков, что соответствует теме моего самообразования.
Использование чередования работы в микрогруппах, коллективной и индивидуальной форм способствует созданию дружелюбной атмосферы, полного взаимопонимания детей друг к другу и к педагогу.
В течении НОД менялись виды детской деятельности, что позволило удержать интерес, сохранить здоровье детей, так как постоянно менялось статическое положение тела. У детей наблюдался интерес ко всем заданиям, они были эмоционально – отзывчивы в течении всей НОД, справились со всеми задачами. В конце НОД была проведена рефлексия. На этом этапе дети закрепили полученные представления, отвечая на контрольные вопросы воспитателя. Подарок сюрприз способствовал сохранению положительных эмоций полученных в НОД.
Оборудование использовалось рационально и с одной целью: донести до детей необходимую информацию. Цель образовательной деятельности была достигнута.. на протяжении всей образовательной деятельности дети были активны, свободны в общении, с желанием и интересом включались в предлагаемую педагогом деятельность. Все использованные приемы и методы соответствовали возрасту и современным требованиям.
Основная часть
Конспект НОД в старшей группе «Улыбка»
по образовательной области: Познавательное развитие,
раздел – Мир природы и мир человека
Тема : «В гостях у Принцессы Капельки»
Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания
Образовательные задачи :
- Дать первоначальные знания о круговороте воды в природе
- Совершенствовать навыки проведения лабораторных опытов
Познакомить детей с разными способами очистки воды, совершать действия по преобразованию объекта - «загрязнённой воды».
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к воде, посредством формирования осознанного отношения к окружающему миру, самостоятельность, аккуратность.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей умения фиксировать этапы эксперимента, действовать в соответствии с алгоритмом.
- Обогатить словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме НОД.
- Формировать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
- Способствовать развитию двигательных навыков
Методы:
- Информационно-рецептивный метод- направлен на организацию и обеспечение восприятия дошкольниками информации.
- Эврестический метод- направлен на операционное или поэтапное обучение элементам и процедурам деятельности.
- Репродуктивный метод – направлен на закрепление, повторение, углубление знаний, способ оперирования знаниями: усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известен.
- Исследовательский метод – предполагает самостоятельное решение целостных задач.
Материал для занятия: 3 маленьких баночки с чистой водой, стеклянные сосуды по количеству детей, медный ключ, льдинки, термос, блюдце, вода, 3л.банка с грязной водой, 3л.читая банка, салфетки, марля, вата, уголь активированный, песок, аквафильтр, воронки по количеству детей, мультимедийная презентация, ноутбуки и цифровые микроскопы по количеству детей, ватные диски, стекла для микроскопов, пипетки.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Описание: НОД ориентировано на детей старшей группы, включает опытно-экспериментальную и исследовательскую деятельность, соответствует ФГОС.
Форма организации ( фронтальная, индивидуальная)
Продолжительность занятия : 25 минут
Место проведения: групповая комната
Сюрпризный момент: путешествие в царство Воды, встреча с принцессой Капелькой, подарок «Энциклопедия «Обитатели морей и океанов»
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за сосульками и застывшими лужами, опытно-экспериментальная деятельность – состояния воды, свойства воды, подвижные игры, чтение и заучивание стихотворений о воде, компьютерные игры с использованием интерактивной доски и стилусов, исследовательская деятельность и работа с цифровыми микроскопами, фиксирование результатов опытно-экспериментальной деятельности, обучение работе с ноутбуком.ю инструктаж по правилам проведения опытно-экспериментальной деятельности.
Виды детской деятельности | Формы работы |
Познавательно-исследовательская | Решение проблемных ситуаций: выбор транспорта, поиск ключа, анализ проблемных ситуаций. Просмотр компьютерной презентации |
Игровая | Психологическая гимнастика «Встанте дети, встаньте в круг», Воображаемое путешествие на волшебных стульчиках, игра «Собери пазл», игра «Капельки, ручейки, речка», пальчиковая гимнастика «Капли». |
Коммуникативная | Беседа, ситуативный разговор «Что мы знаем о воде», указания, рассказ воспитателя, рассуждения детей |
Двигательная | Подвижная игра «Капельки, ручейки, озера» |
Восприятие художественной литературы | Чтение стихотворения «О воде», «Всюду грязная вода». Рассказ принцессы Капельки «Тайна воды» |
Опытно - экспериментальная | Работа с цифровыми микроскопами «Исследования и фотография капли грязной воды», изготовление фильтра и фильтрация воды |
Самооценка | Рефлексия |
Планируемый результат:
• Дети проявляют интерес к совместной деятельности с взрослым и сверстниками, к экспериментам, проводимым с водой;
• Дети проявляют бережное отношение к воде, посредством формирования осознанного отношения к окружающему миру, самостоятельность, аккуратность;
• Дети фиксируют этапы действий, умеют действовать в соответствии с алгоритмом;
• Точно и полно отвечают на поставленные вопросы;
• Слушают воспитателя и сверстников;
• Дети выделяют существующие признаки предметов и явлений, сопоставляют различные факты;
• Дети выделяют проблему и предлагают возможные решения, выдвигают гипотезы и строят предположения;
• Дети знают различные способы очистки воды от загрязнений;
• Соблюдают правила безопасного поведения во время экспериментов;
• Дети делают выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщают их.
Ход НОД:
Первая часть. Организационный момент
Дети , как будто, случайно находят конверт с письмом и приносят его воспитателю.
Воспитатель: Ребята, это наверное приглашение от принцессы Капельки. Сейчас мы его прочтем. Для этого прошу вас встать в круг.
- Психологическая гимнастика, определение цели НОД
«Встаньте дети, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся».
(Открывает конверт и с удивлением сообщает детям о том, что злая волшебница заколдовала принцессу).
Воспитатель:- Ребята, что же делать нужно, выручать принцессу от злых чар. Ну что поможем ей?
Дети:- Да!
Воспитатель:- Тогда в путь, но надо выбрать самый быстрый транспорт.
Дети выбирают транспорт. Подвести детей к выбору сказочного транспорта.
Воспитатель. Итак мы поедем на сказочном транспорте. Это будут наши стульчики. Мы скажем волшебные слова, и наши стульчики полетят
Дети говорят волшебные слова:
«Раз, два, три,
Стульчик мой лети»
Дети закрывают глаза, имитируют движения полета стульчика, «приземляются» в царстве воды.
Вторя часть
Совместная деятельность взрослого и детей
На экране интерактивной доски слайд - картинка пазл («царство воды», ворота с большим замком), снизу маленькая записка
Воспитатель:- Вот мы и прилетели, но посмотрите, что это, пазл? Здесь какая-то записка.
Воспитатель читает записку: «Если хотите попасть к принцессе вам, необходимо расколдовать ворота, собрав картинку-пазл и найти ключ от замка, который находится под этими банками с водой, но их нельзя двигать до тех пор, пока не найдёте ключ». Злая волшебница.
- Игра «Собери пазл»
Воспитатель:- Ребята давайте расколдуем ворота в царство воды. Кто желает поработать у доски стилусом? (Выбрать одного ребенка, который будет двигать фрагменты картинки по доске) А все остальные ребята будут помогать, искать нужный фрагмент.
Дети собирают картинку и видят красивые сказочные ворота с огромным замком
- Решение проблемной ситуации. Рассуждения детей.
Воспитатель: Теперь необходимо найти ключ, только не забудьте, что банки двигать нельзя.
(Дети рассуждают о возможных вариантах поиска, вспоминают свойство воды – прозрачность, приходят к выводу, что ключ можно увидеть только, если посмотреть сверху банки)
Воспитатель:- Молодцы , теперь мы сможем открыть замок и спасти принцессу.
(Открывают замок и попадают в царство воды) Слайд «принцесса Капелька», фразы принцессы переключаются по щелчку мыши.
- Беседа. Ситуативный разговор.
Принцесса:- Здравствуйте ребята.
Дети:- Здравствуйте.
Принцесса:- Спасибо вам за то, что смогли меня освободить от злых чар волшебницы. Меня зовут Капелька - я принцесса в царстве воды. Злая волшебница заколдовала меня за то, что я ей не открыла тайну воды. А вас я пригласила, чтобы вы мне помогли и за это я открою вам тайну воды. А что вы знаете о воде?
Воспитатель: Мы знаем о воде много, правда, ребята?
Дети: - Рассказывают о том, что на земле без воды не прожить. Вода нужна животным, птицам, растениям, рыбам, людям. Людям вода нужна, чтобы пить, чтобы мыться, убираться, стирать, готовить еду, поливать растения.
Воспитатель:- Правильно, ни одно дело не сделаешь без воды. А где живет вода?
Дети:- Вода живет в море, океане, озере, в реке, в кране.
Воспитатель:- Как вы думаете, откуда берется вода в кране?
Дети:- По трубам течет с речки.
Воспитатель:- Правильно, вода в кране – это вода реки. Человек направил воду по трубам, и она проделала большой путь, пока попала к нам в дома.
- Чтение детьми стихотворения
Воспитатель: Принцесса Капелька мы и стихотворение о воде знаем, давайте прочтем его, ребята.
Дети:
1).я
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране...
2) Ветта
Как сосулька - замерзает.
В дом туманом к нам вползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
И рекой Пурдан зовется
3) Аня
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае...
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
4) Игорь
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить!
- Повторение пройденного материала
Воспитатель: А еще мы знаем, какой волшебной может быть вода. (подводит детей к столу, на котором 2 стакана, один с водой, термос с горячей водой, тарелочка, лед)
Воспитатель: - Что вы видите здесь, ребята? И как вы думаете для чего это все здесь собрано?
Дети:- Дети перечисляют предметы, находящиеся на столе. И рассказывают о трех состояниях воды.
- Рассказ Принцессы Капельки «Тайна воды».
Ведение нового материала. Познакомить с явлением - круговорот воды в природе
Принцесса: Молодцы ребята! Пришло время открыть вам тайну воды, присаживайтесь на стульчики и слушайте.(рассказ сопровождается видео показом)
Плыла как-то я на облаке, мне очень нравилось кататься на облаке по небу. Облака были лёгкими, как вата. Но вдруг подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния, и облака превратились в чёрные тучи. На землю пошёл дождь. Я вместе с другими капельками полетела вниз. Я летела и веселилась, что увидела много интересного. Я ударилась о крышу дома, подпрыгнула и покатилась с дождевым потоком по водосточной трубе. Все капельки в этом потоке взялись за руки, нас становилось все больше и больше – и мы превратились в ручеёк, а ручеёк вынес меня , и моих друзей, в большую реку. Нам понравилось с друзьями кататься по волнам, как на лодочке. Всё лето и осень мы с друзьями путешествовали по реке, и не заметили, как наступили холода, пришла зима. И мы с друзьями превратились в лёд. Всю зиму я проспала, но весной солнышко своими лучами согрело реку, лёд растаял и солнечный лучик превратил меня в пар. И я стала подниматься к небу, по дороге встретила своих друзей, капелек, которые испарились с озёр, с почвы, растений – мы взялись за руки и получились лёгкие облака. Этот процесс называется – круговорот воды в природе.
Воспитатель: Ребята посмотрите на плакат, давайте повторим, как происходит круговорот воды в природе. (Дети рассматривают плакат схематичного изображения круговорота воды в природе и проговариваю весь процесс с помощью воспитателя)
- Физкультминутка
Воспитатель: А чтобы запомнить хорошо тайну воды мы с вами поиграем
Ну-ка, тучка лей, лей
Для ребяток не жалей
В капельку пусть превратятся
От души повеселятся.
-Я Тучка-мама, а вы капельки детки, идите сюда ко мне.
(звучит музыка, дети прыгают, бегают, повторяют движения за воспитателем, по указанию воспитателя дети объединяются в ручейки по 2-3 ребенка, потом соединяются в большую реку, бегают змейкой, река текла, текла, наступили холода, мороз сковал реку, превратил в лед, пришла весна, солнышко растопило лед и капельки вернулись к тучке-маме. Поднялись и полетели к тучке.) Музыка стихла, дети сели.
- Проблемная ситуация
Воспитатель: Принцесса Капелька спасибо, что открыла нам тайну воды. Но чем мы можем тебе помочь.
Принцесса Капелька ( рассказ сопровождается показом слайдов):
В нашем царстве случилось несчастье, беда
Всюду грязная вода,
Что мне делать - помогите,
Жителей моих спасите:
Рыбы гибнут там и тут,
Чистых вод уж не найдут
Плавники у них слипились,
Как им плавать? скажите на милость,
Люди мусорят опять.
Рыбам нечем уж дышать
И одна я не справляюсь
Я слезами обливаюсь,
Я ночей уже не сплю.
Как очистить воду всю?
Воспитатель- Чем же мы можем тебе помочь?
(Принцесса показывает банку с грязной водой, слайд)
Принцесса Капелька: - Посмотрите, какая грязная вода, такую воду можно пить или жить в ней.
Дети: - Нет, нельзя.
Принцесса Капелька: Она везде такая грязная, но эта банка не простая, она волшебная и если вода очиститься в банке, то она станет чистой везде.
Но чтобы это произошло нужно выполнить одно условие: очищать воду должны вы все, один человек с этим не справиться
Воспитатель : Ребята, поможем принцессе очистить воду?
Дети:- Да!
- Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе давайте разомнем пальчики
«Капли»
Руки вытянуты вверх, ладонями вперед.
Капля – раз, капля – два,
Капли капают едва –
Кап, кап, кап, кап.
Стали капельки бежать,
Капля каплю догонять –
Кап, кап, кап, кап.
Самостоятельная деятельность детей
- Работа с цифровыми микроскопами
Воспитатель:- Ну а теперь за дело, пройдемте в лабораторию. Вначале предлагаю исследовать воду с помощью микроскопов. Я разолью воду по стаканам, вы возьмете каждый по одному стакану и пройдете за столы.
Разливаю воду, дети берут по одному стакану и занимают место за столом.
Воспитатель: С помощью пипетки капните на стекло несколько капель, поднесите микроскоп, установите его над каплями воды, посмотрите на экран ноутбука, если изображение достаточно четкое, сделайте фотографию с помощью кнопки, которую вы видите на доске.
Индивидуальная работа (Помогаю детям, которые не справляются с заданием)
Воспитатель: Все сделали фотографии? Отложите микроскопы. Рассмотрим фотографии. Что вы видите на своих изображениях?
Дети: Рассказывают каждый о своем фото, что они видят частицы грязи, песчинки, волоски, лохмотья непонятного происхождения и тд.
- Опытно-экспериментальная деятельность. Фильтрация воды.
Воспитатель: Действительно беда, ребята, в такой воде ни кокой водный обитатель жить не сможет. Нужно очистить воду. Давайте перейдем в лабораторию по очистке воды. Возьмите свои стаканы.
Подходят к столу, где стоят воронки, бумажные салфетки, вата, песок.
Воспитатель: Показывает, как сделать фильтр из подручных материалов, показ сопровождается рассказом и пояснениями.
Дети Вставляют в банку воронку делают фильтр и переливают воду из одного стакана в другой.
Индивидуальная работа с детьми, не справляющимися с заданием.
Воспитатель : Принцесса Капелька, посмотри, как мы очистили воду, тебе нравиться?
- Подарок сюрприз
Принцесса: - Спасибо, ребята. За вашу доброту, ведь вы спасли не только водных жителей, но и все живое на земле за это, ребята, я хочу вам сделать подарок «Энциклопедия Животные морей и океанов»
Дети и воспитатель благодарят и прощаются с принцессой.
Воспитатель: Ну а нам ребята пора возвращаться в детский сад.
Дети садятся на стульчик, говорят волшебные слова:
«Раз, два, три,
Стульчик мой лети»
Третья часть. Итоги НОД
- Подведение итогов НОД. Рефлексия
Воспитатель: Ребята что вам понравилось в нашем путешествии больше всего? Какую тайну открыла нам принцесса Капелька? Как мы с вами помогли принцессе и всему живому на земле? Что нужно делать, чтоб вода на земле оставалась чистой?
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, если у вас сегодня все получалось и не возникало трудностей, вам было интересно, то возьмите голубые капельки, а если у вас возникли затруднения и у вас не все получалось, то возьмите желтые капельки. (дети выбирают). Ребята, посмотрите, каких капелек у нас оказалось больше?
Почему вы сделали такой выбор?
С кем бы вы могли поделиться своими знаниями?
Воспитатель: Мы с вами прекрасно потрудились, теперь можно и отдохнуть.
Технологическая карта НОД
Этапы занятия | Дидактические задачи | Формы работы | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанника |
Мотивация | ||||
Психологическая гимнастика «Встаньте дети» | создание психологического настроя, передача позитивных чувств друг к другу | игра с речевым сопровождением | организация игры «Встаньте дети» | игровая |
проблемная ситуативная -«Письмо» | совершенствовать навыки в анализе информации | решение проблемной ситуации | диалог с детьми | коммуникативная: диалог с воспитателем |
Совместная деятельность | ||||
Интерактивная игра «Собери пазл» | закладывать предпосылки логического мышления, совершенствовать умение работать со стилусом | Интерактивная дидактическая игра | Наблюдает за правильностью выполнения задания | игровая |
Решение проблемной ситуации | закрепление знаний о свойствах воды | игровая ситуация | Наблюдает за выполнением задания | рассуждают о возможных вариантах поиска, вспоминают свойство воды |
Беседа | совершенствовать навыки в поисково-исследовательской деятельности детей | Ситуативный разговор, рассказы детей, рассуждения | Задает вопросы детям | Отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы |
Чтение стихотворения « Вы слыхали о воде?» | Совершенствовать навыки в выразительном чтении стихотворений наизусть | Восптриятие художественной литературы. | рассказывает, показывает фотографии из архива п.ЗеленоборскДиалог с детьми. | Читают стихотворение, слушают. |
Повторение пройденного материала | Закрепление знаний полученных ранее | Подводящий диалог | Задает вопросы | Рассказывают о трех состояниях воды |
Рассказ Принцессы Капельки «Тайна воды». | Дать первоначальные знания о круговороте воды в природе, воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру | Рассказ принцессы, рассматривание плаката «Круговорот воды в природе» | диалог с детьми, закрепление полученных знаний | коммуникативная: диалог с воспитателем |
Физкультминутка | Снятие статического напряжения, развитие двигательных навыков, удовлетворение двигательной потребности | Подвижная игра с музыкальным сопровождением | Организация игры | Двигательная, игровая |
Проблемная ситуация | Подвести детей к опытно экспериментальной деятельности по средствам использования художественного слова и показа презентации | просмотр презентации Power Point, слушание стихотворения «Ой беда – всюду грязная вода» | показ презентации, наводящие вопросы | коммуникативная: рассказывают, делают выводы |
Пальчиковая гимнастика «Капли» | Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая игра с речевым сопровождением | Организация и проведение игры | Игровая, речедвигательная |
Практическая деятельность детей Работа с цифровыми микроскопами | Развивать у детей умения фиксировать этапы эксперимента, действовать в соответствии с алгоритмом . Закрепление умений работы с цифровыми микроскопами. | Исследование, рассматривание капель грязной воды с помощью цифровых микроскопов и компьютерного оборудования | руководство практической деятельностью | исследовательская |
Индивидуальная работа | Развитие наблюдательности, поисковых интересов | Руководство деятельностью | Помогает детям, которые не справляются с заданием | исследовательская |
Опытно-экспериментальная деятельность. Фильтрация воды. | Совершенствовать навыки проведения лабораторных опытов | эксперимент | Руководство проведением эксперимента | Опытно-экспериментальная |
Индивидуальная работа | Развитие навыков проведения опытов соблюдая правила проведения экспериментальной деятельности | Руководство проведением экспериментальной деятельности | Помогает детям, которые не справляются с заданием | Опытно-экспериментальная |
Подведение итогов (рефлексия) | ||||
Подведение итогов (рефлексия) Сюрпризный момент | выявить уровень усвоения детьми программного материала | положительная оценка сюрприз | обобщает ответы детей, подводит итог | коммуникатив-ная: подводят итог деятельности |
Список литературы
- Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценен С.С., 2009
- Гончарова Е.В. Экология для малышей. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – Ханты-Мансийск, Полиграфист, 2005
- Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками.- Волгоград: Учитель, 2008
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет.сада: Кн. Для воспитателей дет.сада – М.: Просвещение, 2002
- Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк.возраста в условиях де.сада/ Т.Н. Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьева и др.; Науч.рук. Т.Н. Доронова.- М.: Просвещение, 2003
Воспитатель МАДОУ д/с «Берёзка» _________ Н.А.Олейник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"
Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе«РАДУЖНАЯ СКАЗКА»...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...
Интегрированное занятие в старшей группе по ручному труду «Сказочные герои леса» Интегрированное занятие в старшей группе по ручному труду «Сказочные герои леса»
Программные задачиСовершенствовать навыки работы с природным материалом....