Игра-эксперимент, как прием активизации умственных способностей детей
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
Каждый ребенок - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Развитие умственных способностей - одно из важных направлений работы с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 21.1 КБ |
soobshchenie_igra-eksperiment_kak_priem_aktivizaii_umstvennoy_aktivnosti_-_kopiya.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с №188 «Степашка»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие»
на тему «Почему речка «твердая»?»
для детей второй младшей группы
Воспитатель: Кароваева С.Ю.
Цель: формирование у детей представления о различных состояниях воды и об изменении состояния воды (твердое, жидкое).
Задачи:
- формировать элементарные представления о свойствах льда: лед холодный, тает в тепле, скользкий, прозрачный;
- активизировать в речи детей слова, обозначающие признаки и свойства льда: холодный, тает в тепле, скользкий, прозрачный;
- развивать пластическую выразительность движений.
Игровая ситуация с использованием ИКТ: в группу пришло видеописьмо от медведя с просьбой о помощи. В письме медведь обращается к детям и просит объяснить ему, что случилось зимой с водой, почему речка «твердая»?
Используемые материалы: ноутбук, USB-проигрыватель, флеш-карта с записью подвижной игры «Вот так холод, вот мороз» Е.Железновой, карточки-символы свойств льда (холодный, тает в тепле, скользкий, прозрачный), большая емкость для льда, кубики льда, емкости для льда на каждого ребенка, полотенца, игрушечные горки, замороженные в воде киндер-игрушки,
Ход НОД:
Этапы | Деятельность педагога (методы и приемы) | Деятельность детей |
Мотивационно-целевой | - Создает игровую ситуацию посредством ИКТ: в группу пришло видеописьмо. - Обращает внимание на экран ноутбука: «Интересно, от кого оно?» На экране ноутбука появляется изображение медведя в зимнем лесу: «Здравствуйте ребята! Помогите мне, пожалуйста! Я медведь, всю зиму сплю. И вдруг проснулся, пить захотел. Пошел к речке. А воды в речке нет!? Речка твердая стала!? Объясните мне почему?» - Задает вопрос: «Почему речка твердой стала? Что случилось с водой?». - Предлагает объяснить медведю, что такое лед. - Задает вопрос: «Как медведь узнает о том, что такое лед, если он зимой спит?». - Предлагает отправить медведю письмо с картинками-символами, которые помогут ему понять, что такое лед. | - Внимательно смотрят и слушают видеописьмо от медведя с просьбой о помощи. - Предлагают варианты ответа. Приходят к выводу, что вода в реке замерзла, превратилась в лед. - Принимают решение помочь медведю. - Предлагают варианты ответа. - Принимают решение отправить медведю письмо с картинками-символами о свойствах льда. |
Содержательно-деятельностный | 1. Проведение опыта №1 «Заморожу». Задачи: формировать умение определять свойства объекта (лед – холодный). Воспитывать самостоятельность, наблюдательность. Содержание: «Возьмите кубик льда и положите его на ладошку. Что вы чувствуете? Замерзла ли ваша ладошка в том месте, где лежит лед? А почему? Лед какой? - Предлагает выбрать картинку-символ, обозначающую это свойство льда. Методические приемы: обследование, вопросы, моделирование. - Задает вопрос: «А может ли лед плакать?» 2. Проведение опыта №2 «Лед плачет». Задачи: формировать умение устанавливать простые связи между воспринимаемыми предметами и явлениями (в тепле лед тает). Содержание: «Возьмите кубик льда и положите его на ладошку. Посмотрите, что происходит с вашими кубиками? Откуда появилась на ладошках вода? - Предлагает выбрать картинку-символ, обозначающую это свойство льда. Методические приемы: обследование, вопросы, моделирование. - Предлагает согреться и проводит подвижную игру «Вот так холод, вот мороз». - Обращает внимание на то, что лед «плакал» (таял), стал гладким. Предлагает поиграть. 3. Проведение опыта №3 «Катаемся с горки». Задачи: формировать представление о свойствах льда (лед скользкий). Содержание: «Лед «плакал», таял. А теперь, давайте развеселим кубики льда. Покатаем их с горки. Почему лед скатился? Какой он?» - Предлагает выбрать картинку-символ, обозначающую это свойство льда. Методические приемы: игра, вопросы, моделирование. - Сообщает новые знания: «А еще лед прозрачный. И вы сейчас в этом убедитесь. Я приготовила для вас сюрприз». 4. Проведение опыта №4 «Я тебя вижу». Задачи: познакомить с новым свойством льда (лед прозрачный). Содержание: «Ребята, вы видите, что заморожено внутри льда? (киндер-игрушки). Почему вы ее увидели? Что можно сказать про лед?» - Предлагает выбрать картинку-символ, обозначающую это свойство льда. Методические приемы: наблюдение, вопросы, моделирование. - Подводит детей к мольберту и предлагает еще раз вспомнить все свойства льда с помощью картинок-символов. - Индивидуальное задание «Расскажи, какой лед». | - Берут по кубику льда и держат его непродолжительное время на ладошке. Приходят к выводу, что лед холодный. - Выбирают картинку-символ и прикрепляют ее с помощью магнита к доске. - Предлагают варианты ответа. - Берут по кубику льда и держат его непродолжительное время на ладошке. Приходят к выводу, что лед в тепле тает, проливает слезы. - Выбирают картинку-символ, обозначающую это свойство льда, и прикрепляют ее с помощью магнита к доске. -Выполняют игровые движения под музыку. - Внимательно слушают, наблюдают за состоянием льда. Замечают, что он подтаял, ста гладким. - Берут по кубику льда и наблюдают, как лед скатывается с горки. Приходят к выводу, что лед скользкий. - Выбирают картинку-символ, обозначающую это свойство льда, и прикрепляют ее с помощью магнита к доске. - Воспринимают новую информацию. - Рассматривают льдинки с замороженными игрушками. - Приходят к выводу, что лед прозрачный. - Выбирают картинку-символ, обозначающую это свойство льда, и прикрепляют ее с помощью магнита к доске. - Перечисляют свойства льда, опираясь на картинки-символы. - Один из детей перечисляет свойства льда с опорой на картинки-символы. |
Оценочно-рефлексивный | - Проводит обобщающую беседу по вопросам: «Как вы думаете, мы помогли медведю? Что мы делали, чтобы ему помочь?» - Предлагает поместить картинки-символы в конверт с изображением медведя. А чтобы письмо попало к медведю в лес, наклеить на конверт елочки. - Благодарит детей за помощь медведю. | - Отвечают на вопросы, оценивая свой вклад в помощь медведю. - Помещают картинки-символы в конверт. Наклеивают на конверт елочки. |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы «Игра-эксперимент,
как прием активизации умственных способностей детей»
Каждый ребенок - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Развитие умственных способностей - одно из важных направлений работы с детьми дошкольного возраста.
Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью. В соответствии с ФГОС ДО, развитие способностей детей осуществляется в различных видах деятельности по следующим направлениям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» может реализовываться в различных видах деятельности. Для детей 3-4 лет в таких, как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Познавательно-исследовательская деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Познавательно-исследовательская деятельность имеет специфику на каждом возрастном этапе. В младшем дошкольном возрасте - это эмоциональность познания, необходимость создания игровой ситуации, введения игрового персонажа (игры-эксперименты), непосредственная деятельность с познаваемыми предметами, объектами, формирование начальных предпосылок поисковой деятельности, деятельность под руководством взрослого.
Но познавательно-исследовательская деятельность не становится самоценной деятельностью, если возникает по инициативе взрослого и носит репродуктивный характер. Для того чтобы данный вид деятельности стал ведущим, познание должно возникать по инициативе самого ребенка.
Для овладения познавательно-исследовательской деятельностью у детей необходимо развивать такие умственные способности, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.
Экспериментирование - эффективный прием активизации умственных способностей детей. В процессе экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предметы и явления. Наиболее развивающего эффекта этот прием достигает при косвенном руководстве взрослым опытно-экспериментальной деятельностью дошкольника. Роль воспитателя - поддерживать стремление детей к экспериментированию. Развивать у детей умение действовать самостоятельно, избегать прямых инструкций; не делать за них то, что они могут сделать сами; не сдерживать инициативу детей; не спешить с вынесением оценочных суждений; развивать умение прослеживать связи между предметами и явлениями; анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.
В парциальной программе «Мир вокруг нас» экспериментированию отводится большая роль при ознакомлении ребенка с неживой природой. Содержанием программы выступает система знаний об окружающем мире (неживая природа), выстроенная по темам «Земля», «Солнце», «Свет», «Вода», «Звук», «Строение вещества». Знакомство детей с явлениями неживой природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Усложнение материала происходит по концентрическому принципу, что предполагает возвращение к той или иной теме на более сложном витке развития ребенка и усвоение более глубоких естественнонаучных знаний о неживой природе.
В работе с детьми 3-4 лет используются такие формы организации детского экспериментирования, как непосредственная образовательная деятельность, совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей (на прогулке, в центре воды и песка), совместная деятельность с родителями.
Для развития у детей исследовательских способностей, во второй младшей группе разрабатывается перспективный план проведения игр-экспериментов с учетом тематических недель и сезонности. Непосредственная образовательная деятельность осуществляется в три последовательных этапа: 1. Мотивационно-целевой. 2. Содержательно-деятельностный. 3. Оценочно-рефлексивный.
На первом этапе создается мотив, побуждающий детей к действию. Во второй младшей группе преобладает игровая мотивация. В созданной воспитателем игровой ситуации дети могут реализовать потребность своей значимости, «помогая» различным персонажам решать их практические и интеллектуальные проблемы.
На втором этапе проводятся игры-эксперименты. Дети непосредственно действуют с познаваемыми объектами, знакомятся с их свойствами и устанавливают простые связи между воспринимаемыми объектами и явлениями. Для закрепления полученных представлений в работе с детьми 3-4 лет необходимо использовать картинки-символы, обозначающие свойства объектов и явлений.
На третьем этапе проводится беседа, обобщающая полученные представления в ходе игр-экспериментов.
Для детей 3-4 лет характерен повышенный интерес ко всему, то происходит вокруг. Дети в этом возрасте стремятся узнать не только названия предметов и объектов, они начинают задумываться над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поэтому игры-эксперименты необходимо включать в совместную деятельность с детьми, создавать такие ситуации в течение дня, которые могли бы удовлетворить эту детскую потребность.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без взаимодействия с семьей. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей, целесообразно провести анкетирование родителей. По результатам запросов следует организовать консультацию на тему «Экспериментируем дома». В ходе, которой необходимо объяснить родителям, что главное – дать ребенку импульс к самостоятельному поиску знаний, предоставить ему возможность самом подумать о причинах того или иного явления. Далее следует создать картотеку домашних игр-экспериментов. Результаты этой работы можно предложить родителям оформить в виде книжек-малышек. Опыт показывает, что экспериментирование захватывает и увлекает не только детей, но и родителей.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе является условием развития самостоятельного детского экспериментирования. Особая роль в ее организации для детей 3-4 лет отводится центру воды и песка. Оснащение данного центра происходит с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и задач познавательного развития. Материалы и оборудование размещаются согласно тематическому принципу и в соответствии с планом работы, что позволяет закрепить детям пройденный материал в самостоятельной деятельности, свободно экспериментировать. Занимаясь в центре воды и песка, ребенок свободен в выборе способов преобразования объектов неживой природы, он получает удовлетворение от результатов поисковой деятельности.
С введением ФГОС, открытым вопросом в дошкольном образовании остается выбор методов и приемов организации работы по каждому направлению развития детей дошкольного возраста, в частности и по познавательному развитию. В соответствии с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленным в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, одним из целевых ориентиров является любознательность. Ребенок задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Склонен наблюдать, экспериментировать. Для формирования данных качеств требуется выбор таких методов и приемов организации работы по познавательному развитию, которые активизируют умственные способности детей. Начинать работу следует с младшего дошкольного возраста. Игры-эксперименты один из эффективных прием активизации умственных способностей детей 3-4 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры как прием активизации умственных способностей детей»
Предлагаем серию консультаций для педагогов....
Опыт работы. Тема: «Пути активизации умственной деятельности детей в процессе сюжетно- ролевых игр».
В работе описываются эфективные пути активизации умственной деятельности детей в процессе сюжетно-ролевых игр....
Доклад "Развитие мелкой моторики, как средство активизации умственной активности детей"
Развитие мелкой моторики у дошкольников...
«Речевые логические задачи как прием активизации умственных способностей дошкольников»
Доклад для выступления на педагогическом совете...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие мелкой моторики, как средство активизации умственной активности детей»
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенк...
Доклад "Развитие мелкой моторики, как средство активизации умственной активности детей"
Доклад "Развитие мелкой моторики, как средство активизации умственной активности детей"...
Консультация для педагогов ДОУ по теме: Приемы активизации умственных способностей дошкольников.
На дошкольном этапе развития детей важным моментом является создание устойчивой мотивации к предпосылкам универсальных учебных действий , то есть формирование у дошкольников устойчивого ин...