Доклад "Развитие мелкой моторики, как средство активизации умственной активности детей"
методическая разработка
Доклад "Развитие мелкой моторики, как средство активизации умственной активности детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аяс» комбинированного вида села Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района Республики Тыва
Доклад:
«Развитие мелкой моторики, как средство активизации умственной активности детей»
Подготовила:
воспитатель младшей группы
Допчаа Д.С.
Кызыл - Мажалык 2019г.
Актуальность темы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Чтобы сначала научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.
Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления школу, а именно с самого раннего возраста.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Чтобы помочь детям справиться с поставленными задачами, необходимо своевременное и полноценное формирование познавательных процессов.
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, гимнастика для пальчиков помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.
Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «Пальчиковые игры».
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Оптимально, на мой взгляд, проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, такая гимнастика, на мой взгляд, послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.
Упражнения, в которых используется поверхность стола, нужно проводить, не поднимая детей со стульчиков. Такие упражнения полезно, конечно же, сочетать с традиционными (динамическими) физкультминутками, чтобы обеспечить дошкольникам двигательную активность.
При рассмотрении привычного набора занятий для развития мелкой моторики через «пальчиковую гимнастику» можно отметить два факта:
-при проведении упражнений, действия главным образом приходятся на «социальную» зону руки - большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец практически не используются в упражнениях;
С давних пор принято с раннего возраста с раннего возраста учить ребенка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока- белобока».
Доказано что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику через разных пальчиковых игр с помощью материалов для мелкой моторики.
У нас в группе дети играют разными материалами. Игры с «прищепками»,- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. «Игры шнуровки», «Застегивание и расстегивание пуговиц и застежек». Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе застегивание и расстегивания пуговиц. «Нанизывание бус», «Работа с книжками расскрасками». И большинстве играют конструкторами разных цветов и разного размера, и кубиков.
Эти пальчиковые игры развивают мелкую моторику поскольку сопровождаются веселыми стишками потешками, то способствуют развитию речи и памяти.
Мы сами шьем и делаем материалы по мелкой моторике со своими руками.
Все дети каждого свободного времени занимаются и развиваются этими материалами.
Многие родители слышали о понятии «Развитие мелкой моторики рук», но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все. Сейчас уже известно что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движение мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас наших малышей.
Мы с нашими детьми играем разнообразные пальчиковые игры «Наши пальчики», « Сорока- белобока», «Моя семья» , «Человечек», « Волшебная шкатулка», «Игры с бусами», «Игры со счетными палочками», «Длинными шнурками», «Веселые прищепки», «Сортируем макароны», «Пластилинография». Все эти игры развивают сенсомотрную координацию, мелкую моторику рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности"
Теоритическое обоснование актуальности заявленной темы....
«Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности»
Статья предназначена...
Доклад "Развитие мелкой моторики, как средство активизации умственной активности детей"
Развитие мелкой моторики у дошкольников...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие мелкой моторики, как средство активизации умственной активности детей»
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенк...
Развитие мелкой моторики как средство активизации речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мо...
Доклад на тему" Развитие мелкой моторики, как средство активизации умственной активности детей"
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «Пальчиковые игры». &laq...
методические рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности детей»
Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времен. Такие упражнения улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, у...