Консультация для педагогов ДОУ по теме: Приемы активизации умственных способностей дошкольников.
консультация
На дошкольном этапе развития детей важным моментом является создание устойчивой мотивации к предпосылкам универсальных учебных действий , то есть формирование у дошкольников устойчивого интереса к изучаемому материалу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16
Консультация для педагогов ДОУ
«Приемы активизации умственных способностей дошкольников»
Провела воспитатель
Федорова Наталья Викторовна
11.03.2021
г. Химки
Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию.
На дошкольном этапе развития детей важным моментом является создание устойчивой мотивации к предпосылкам универсальных учебных действий, то есть формирование у дошкольников устойчивого интереса к изучаемому материалу. В связи с чем, именно, на этом этапе организованная образовательная деятельность должна быть яркой, необычной как по форме, так и по содержанию.
Основными принципами ДО в соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Определяя цели и задачи своей деятельности, воспитатель должен продумать приемы активизации познавательной деятельности детей.
Условно эти приемы можно обозначить следующим образом: вербальные; невербальные; ситуативные;
игровые; аудиовизуальные.
К вербальным приемам мы можем отнести :
вопросы, словесные игры, обсуждения, рассказы, чтение художественной литературы, стихи, малые фольклорные формы и др.
Невербальные приемы это-пантомимика, мимические упражнения, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, гимнастики для глаз, динамические паузы, физкультминутки.
Ситуативные приемы : создание проблемных ситуаций, ситуаций занимательности, успеха окажут влияние на сохранение заинтересованности детей.
Игровые приемы : игровая мотивация, различные виды игр.
Аудиовизуальные приемы : применение ИКТ – технологии, прослушивание муз. произведений.
Давайте рассмотрим некоторые способы и приемы активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
1. Применение нетрадиционных нестандартных форм НОД. Занятия «погружения»; деловые игры; пресс-конференции; соревнования; театрализованные НОД; деятельность детей в подгруппах; в группах творчества; аукционы; творческие отчеты; фантазии и др.
2. Использование игровых форм, методов и приёмов.Основной вид деятельности детей в детском саду это-игра и использование игровых приемов активизации детей в процессе НОД или в самостоятельной деятельности детей поможет поддержать их интерес.
К игровым приемам активизации относятся : игровая мотивация, дидактические, развивающие, речевые, сюжетные игры, экспериментирование, конструирование.
3. Широкое применение проблемных ситуаций.
Необходимым условием для развития стойкого познавательного интереса у дошкольников является создание проблемно - поисковых игровых ситуаций..
Необходимо также учитывать то, что:
• ситуация должна быть доступной пониманию ребенка (проблема должна быть сформулирована в известных терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство детей уяснили сущность поставленной проблемной ситуации и средства для ее решения);
• формулировка должна заинтересовать детей (весьма существенно подобрать надлежащее словесное оформление, учитывая эмоциональность, образность детского мышления);
• варианты возможного выхода из предложенной ситуации могут состоять из: самостоятельного принятия решения, возможности посторонней помощи, нежелания выбора решения, собственного способа.
4. Использование разнообразных форм работы с детьми: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные.
5. Использование всех методов мотивации и стимулирования воспитанников.
Обязательно использовать положительную и объективную оценку. Это способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности, так как дети всегда очень чувствительны к оценкам взрослого, ждут поддержки и похвалы в свой адрес, хотят одобрения своих действий
6. Вовлечение детей и родителей в создание творческих работ.
Продуктивная деятельность имеет большое значение для развития психики ребенка дошкольного возраста, так как необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием.
7. Также можно использовать в процессе деятельности с детьми исследовательский метод обучения как средство развития познавательной активности у дошкольников. Детям нравится проводить совместные опыты: «Угадай на ощупь», «Превращения», «Волшебные краски» на выявление свойств и качеств различных предметов и материалов.
Следует отметить, что непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание больше узнать, обогащают яркими образами окружающего мира. При этом дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.
8. Создание предметно – развивающей среды должно соответствовать задачам воспитания и развития детей.
9. Применение новых информационных технологий.
В настоящее время в детских садах активно используются аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения, они помогают разнообразить развивающую среду, организовать деятельность педагога и детей так, чтобы это было интересно, занимательно. Просмотр фильмов, мультфильмов, прослушивание аудиозаписей музыки, сказок, интерактивные игры, мультимедийные презентации активизируют мышление детей, способствуют поддержанию познавательного интереса.
Старшим дошкольникам недостает социально-нравственного опыта, у них преобладает актуальная потребность, импульсивная активность, тенденция к игровой деятельности. Активизируя эту деятельность детей, необходимо уделять особое внимание подбору средств, форм, методов и приемов организации непосредственно - образовательной деятельности.
Я считаю, что интегрирование приемов активизации детей в непосредственно образовательной деятельности или в самостоятельной деятельности детей под руководством взрослого поможет достичь хороших результатов в работе педагога с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников»
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников» с использованием методов арт - терапии для достижения лучших результатов на занятиях по ху...
«Речевые логические задачи как прием активизации умственных способностей дошкольников»
Доклад для выступления на педагогическом совете...
Консультация для педагогов «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»
Консультация на тему: «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»...
Приемы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления игры в шашки
В материале отображены приемы активизации умственной деятельности детей старшего возраста в процессе ознакомления игры в шашки....
Консультация для педагогов «Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Консультация для педагогов«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»...
Консультация для педагогов "Роль игр-головоломок в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"
Игры-головоломки не только интересные игрушки, это средство достичь самостоятельности, целеустремленности у ребенка. Ребенок, который умеет играть с головоломками быстрее учится читать, считать, решат...
Консультация для педагогов ДОУ на тему : "Развитие логического мышления старших дошкольников"
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область позна...