занятие по познавательно-исследователькой деятельности "Песок"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
«Здравствуй, песок»
в старшей группе
Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательских интересов у детей посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом.
Задачи:
Образовательные:
• расширять у детей представления о песке и его свойствах;
• формировать умения осуществлять осознанную практическую деятельность (Как это сделать? Что я знаю? Что сделано).
Развивающие:
• развивать память, логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику;
• развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использование схем.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к природе;
• воспитывать чувства ответственности и работы сообща.
Программное содержание:
Игровое вхождение в занятие, просмотр презентации и беседа, проведение опытов, сюрпризный момент – игра с кинетическим песком, рефлексия.
Предварительная работа:
Беседа о свойствах песка, проведение элементарной опытно-экспериментальной деятельности, с песком и водой, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, наблюдения.
Оборудование и материалы: экран, ноутбук, съемный диск (флэш-карта) с демонстрационным материалом. Песок, вода, салфетки, одноразовая посуда, мерная ложка, трубочки для коктейля, лупы, игровая атрибутика.
Методы и приемы:
Беседа, наблюдение, создание проблемной ситуации,
экспериментально-опытный, объяснительно-иллюстративный,
игровой.
Ход ООД
Организационный момент:
Воспитатель:
Круг широкий вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
А теперь детвора, начинать игру пора.
Проводиться игра «Тепло и холодно» (дети прикасаются ладошкой к ладошке воспитателя и называют объекты и явления не живой природы)
Воспитатель: молодцы, ребята
Поиграли мы с утра,
Заниматься нам пора:
Ждут в лаборатории нас дела.
-Мы сегодня станем исследователями и будем проводить опыты и эксперименты. Уважаемые коллеги, готовы? (ответы детей)
-А вот что будем исследовать, вам надо угадать.
-Ребята, перед вами ящик, но не простой (ящик накрыт салфеткой). Нужно опустить туда руку, и сказать с каким материалом мы будем сегодня работать (ответы детей).
-Ну что, проверим ваши предположения. Открываю ящик и там действительно сухой песок.
-Что же такое песок и откуда он появился? (ответы детей)
-Я вам предлагаю посмотреть небольшой сюжет о песке
Просмотр презентации «Здравствуй, песок».
Слайд 1-5. Как образуется песок.
Когда-то давным-давно, когда наша планета Земля была еще совсем новенькая, песка на ней не было. Тогда к небу вздымались огромные скалы. Но постепенно, от того, что солнце сильно нагревало эти скалы, а холодный ветер охлаждал, вода с силой билась об эти скалы, они стали разрушаться. Сначала от скал отламывались крупные куски, потом они распадались на более мелкие, но кроме камней вода выбрасывает на берег и ракушки, вода перекатывает камешки и ракушки измельчает их и превращает в песок. Так на Земле появился песок.
Из камней он появился,
Зернами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло – серый.
То морской он, то речной.
Отгадайте кто такой!
Слайд 6. Морской песок.
Морской песок бывает разный: состоящий из очень мелких песчинок и из мелких камешков.
Слайд 7. Речной песок.
Песок бывает речной, его добывают со дна рек. Этот вид песка практически не содержит глины, камней и камешков.
Слайд 8. Карьерный (горный) песок.
Карьерный песок содержит различные примеси, в частности, глину, камни и пыль.
Слайд 9. Песок пустыни: барханы.
Во время песчаных бурь в пустыне песок имеет страшную, разрушительную силу.
Вот какой разный песок.
-Вы согласны заняться изучением этого природного материала? (ответы детей)
-Скажите, а где можно проводить исследования и опыты? (ответы детей)
А теперь, уважаемые коллеги, я прошу вас пройти в лабораторию, и занять свои рабочие места.
Сначала повторим правила поведения в лаборатории:
• внимательно слушать воспитателя,
• выполнять предложенные действия аккуратно
• нельзя ничего брать в рот, тереть глаз,
• нельзя вертеться за столом, толкать товарищей,
• всегда мыть руки по окончании работы в лаборатории
Опытно-экспериментальная деятельность детей
Опыт 1. «Песчинка под лупой» - найти как можно больше особенностей в песчинке (рассмотрение размера, цвета, прозрачности и блеска).
-Проведите свои исследования и дайте ответ.
Опыт 2. «Раз песчинка, два песчинка» - обратить внимание, на размер песчинок… они одинаковые?
Дети просеивают песок через сито и делают выводы.
Опыт 3. «Необычный дождь» - почувствовать сыпучесть сухого песка.
-Возьмите все необходимое для проведения этого опыта.
-Легко ли сыпется песок? (ответы детей)
-Почему, как вы думаете? (ответы детей)
-А, как вы, думаете, они скреплены между собой? (ответы детей)
-Если песок сыпется, то он какой? (ответы детей)
Опыт 4. «Может ли двигаться песок».
Игра с песком «Песчаный конус»- горсть песка сыпать струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно там образуется конус, который будет расти в высоту. С течением времени то в одном, то в другом месте на поверхности конуса возникнут сход песка, движение песка, похожее на течение воды. Побуждать детей к выводу, что именно так под воздействием ветра песок может двигаться по пустыне, и похож на морские волны.
Опыт 5. «Песчаная буря в банке».
Песок в банке - имитация пустыни. Для повышения безопасности опыта, банка закрыта крышкой с дырками, в одну из которых вставлена соломинка для коктейля. Заставить песок перемещаться с одного места на другое - у самого добросовестного «ветра» появится песчаный холмик - бархан.
Опыт 6. «Есть ли запах у песка»
Уважаемые исследователи, а давайте понюхаем песок? (ответы детей)
Опыт 7. «Растворяется ли песок».
Предложить детям поместить песок в воду и размешать ложечкой.
-Что произошло с водой и песком?
-Итак, кто даст ответ на этот вопрос? (если дети дают неоднозначный ответ, то провести опыт с растворимым свойством сахара)
-Попробуйте слепить из сухого песка куличик. Что получилось? (ответы детей).
-Что надо сделать, чтобы слепить куличик? (ответы детей)
Опыт 8. «Свойства мокрого песка»
Предложить детям намочить небольшое количество песка с помощью пульверизатора. Проверяем свойства мокрого песка, сравниваем с сухим песком и делаем выводы:
Не сыпется – вязкий, мокрый, липкий;
Цвет – темнее, чем сухой песок;
Не движется под воздействием ветра;
Имеет специфический запах
Мокрый песок лепиться.
-А кто догадается, почему это произошло?
Ответы детей, если дети затрудняются, объясняет воспитатель.
Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.
-А теперь я предлагаю поиграть представить модели сухого и влажного песка.
-Представьте, что вы песчинки. А я ветер. Я дую на вас, а вы разлетаетесь. Почему? (легкие).
-Это модель сухого песка.
-А теперь, полил дождь и намочил песок, что получилось? Покажите мне модель мокрого песка.
Рефлексия.
Ну что, уважаемые коллеги, я очень довольна вашими исследованиями. А какое у вас осталось впечатление от работы в лаборатории? Я предлагаю вам это оценить самостоятельно, для этого нарисуйте веселого или грустного смайлика (в зависимости от ваших впечатлений) на песке.
В табличку, явления неживой природы нам следует отнести следующее:
- Идет дождь;
- ледоход;
- землятресение;
- извержение вулкана;
- солнечный свет;
- ветер или ураган;
- наводнение;
- паводок;
- уменьшение светового дня;
- радуга;
- молния;
- образование инея.
- буран;
- затяжные дожди.
Теперь, нам предстоит определить явления, которые относятся к живой природе:
- рождение ребенка;
- цветение;
- сбор меда пчелами;
- строительство птицами гнезд;
- распускание почек на деревьях;
- прилет птиц;
- впадание некоторых животных в зимнюю спячку;
- созревание ягод и грибов;
- выведение птенчиков;
- осенняя линька животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
План-конспект занятия по физкультуре (средняя группа) по теме: Занятия с детьми в средней группе: «В здоровом теле – здоровый дух» Физкультурно-познавательное занятие.
«В здоровом теле – здоровый дух»Физкультурно-познавательное занятие...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...
Конспект ОД в подготовительной группе.Познавательно-исследователькая деятельность (экспериментирование) тема: "Магнит и его свойства"
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение пр...