План – конспект проведения совместной деятельности подготовительной группе компенсирующей направленности «Кукла из бабушкиного сундука».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Совместная детятельность педагога с детьми по изготовлению куклы из далекого прошлого.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 145 комбинированного вида» города Чебоксары Чувашской Республики
План – конспект
проведения совместной деятельности
подготовительной группе компенсирующей направленности
«Кукла из бабушкиного сундука».
Подготовила: Павлова Л.В.
Чебоксары 2018
«Кукла из бабушкиного сундука».
Программное содержание:
Познакомить детей с различными куклами, с их историей, процессом изготовления кукол своими руками. Учить отвечать на вопросы связно и полно.
Развивать познавательные процессы: воображение, память, устойчивый интерес к обычаям родного народа.
Воспитывать любовь и бережное отношение к традициям.
Предварительная работа:
Сюжетно – ролевая игра в «Дочки – матери», «Семья» и др.
Чтение русских народных сказок.
Изготовление куклы «Ангелочек».
Ход занятия:
-Сегодня у нас посиделки, и хочу я вам рассказать о наших игрушках, а именно – о куклах. Обратите внимание, сколько красивых кукол. Их вам покупают и дарят. Сегодня многие девочки принесли к нам своих подружек- кукол. Многие из них умеют петь и говорить. Кукла это -? Игрушка. А как с ней можно играть?
Да, ребята, куклу можно пеленать.
Куклу можно кормить и укладывать спать.
Кукле можно спеть колыбельную песню.
Кукле можно сшить или связать одежду, придумывать разные фасоны.
С куклой даже можно делиться с секретами – она никому не расскажет.
С куклой можно разговаривать.
-Как называется ребята игра, когда дети играют с куклой? (Дочки – матери).
-Ребята, эта игра очень старинная и пришла она к нам из глубины веков. Раньше куклы были не такими, их не продавали в магазине, их можно было мастерить своими руками. Я вам буду показывать картинки и вы догадаетесь, из чего делали куклы:
Дидактическая игра «Из чего сделана?»
-солома – соломенные куклы
-глина – глиняная кукла или Дымковская барышня
- нитки - вязанная из ниток кукла
-бумага - бумажные куклы
-дерево – деревянные матрешки
Игра «Возьми матрешку»
В круг ставят стулья (на один меньше, чем число участников). Игроки встают рядом со стульями и по сигналу ведущего начинают ходить вокруг них. На один из стульев ставят матрешку. Внезапно ведущий подает сигнал - например, хлопает в ладоши. Как только игроки услышат этот сигнал, каждый должен сесть на стул, успеть схватить еще и матрешку. Но, так как стульев меньше, чем игроков, один остается без стула и выбывает из игры. В это же время из круга выносят и стул (чтобы опять игроков стало больше на один, чем стульев) и игра продолжается.
- Ребята, мы сегодня еще про каких кукол не рассказывали, а знаете про каких мы забыли?
Да, правильно, про тряпичные куклы мы не говорили. Тряпичные куклы раньше имелись в каждой семье. Иногда их было две или три куклы. Кукол берегли, хранили в корзинках, в сундуках.
А вы знаете, какие виды тряпичных кукол были в семьях?
Дети:
-Были игровые куклы, с ними играли, такую куклу называли «девкина забава».
-Были обрядовые куклы- их делали на праздники, например на свадьбу, на Масленицу.
-Обережные куклы оберегали детей и взрослых от разных болезней и злых духов, помогали справляться с трудностями.
Ребята, скажите, а кто делал первую куклу малышке?
- Первую куклу ребенку мастерили взрослые: мама или бабушка
А в дальнейшем кто мастерил куклу?
А потом девочки сам учились мастерить кукол, так они учились пользоваться с иголкой, ножницами, ведь девочки постарше сами шили для себя платья и одевали практически всю семью.
Ребята, кто из вас знает приметы и пословицы про детей?
Если дети дома много играют в куклы и бережно с ними обращаются, то в семье будет прибыль.
А если дети мало играют в куклы и не очень бережно с ними играют, то они вырастут бездельниками и дом может пропасть.
По кукле с которой играет девочка судили о мастерстве и вкусе мастерицы, о ее опрятности, аккуратности. «Какова мастерица – такова и работа» говорили.
В старину кукол дарили не только девочкам, но мальчикам, мужчинам. Это были куклы – берегини, их дарили тем, кто уходил на войну, на службу. Считалось, что такая кукла оберегает хозяина, она напоминает о доме.
Еще много разных кукол:
Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.
Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.
Обрядовые куклы
Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:
Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны. Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок. Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).
Вот такие куклы , были раньше.
А теперь, мы с вами будем мастерить узелковую куклу:
Узелковая кукла — самая подходящая первая кукла для младенца, однако при всей своей простоте годится практически для любого возраста.
Что нужно для работы:
—квадратный лоскут очень тонкой одноцветной хлопчатобумажной или шелковой ткани или марли;
—пучок шерсти для прически или бороды;
—треугольный лоскуток для косынки или передника.
Последовательность изготовления:
Возьмитесь пальцами за лоскут в том месте, которое обозначено крестиком (фиг. 1 а), поднимите и завяжите простым узлом. Этот узел будет головой.
На каждом из коротких уголков, свисающих из-под головы, тоже сделайте по узелку. Теперь у куклы есть руки.
Можно также крест-накрест обвязать туловище ниткой. Вообще такую куклу можно видоизменять. Пришейте несколькими стежками, как бы образующими пробор, немного шерсти к голове куклы — и получится девочка.
Обмотайте куклу до подмышек “пеленкой” и перевяжите ниткой или ленточой, а к голове пришейте чуточку “волос”— вот и готов младенец.
Завязав узлом оставшиеся два уголка, получим ноги.
Если эти уголки не завязывать— у куклы будет юбка. См. фиг. 2.
Если под головной узелок подсунуть немножко шерсти— выйдет дедушка. Если повязать на голову косынку или соорудить передник— вот вам бабушка. В один миг на глазах у ребенка родилась кукла. Дети постарше могут потом делать таких своими руками.
И у нас с вами все получится. Это самая первая кукла, сделанная вашими руками, а потом, я надеюсь, их у вас будет много, я вас хочу похвалить, вы молодцы. Теперь можете со своими куклами поиграть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект в средней группе детского сада "Куклы из бабушкиного сундука"
Социальный проект в средней группе детского сада "Куклы из бабушкиного сундука"...
План работы с воспитателями групп компенсирующей направленности.
План работы с воспитателями групп компенсирующей направленности- старшая и подготовительная....
План взаимодействия с родителями группы компенсирующей направленности
Оказание родителям практической помощи в повышении эффективности воспитания, развития дошкольников Задачи: привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе....
Перспективный план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности
Перспективный план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности...
Перспективно – тематический план работы подготовительной в группе компенсирующей направленности Тема: «Как я провёл лето»
Перспективно – тематический план работы подготовительной в группе компенсирующей направленностиСентябрь 1неделя (03.09-07.09.2018)Тема: «Как я провёл лето&ra...
Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности "Кукла Катя заболела"
Развивать интерес и желание детей участвовать в коллективных играх, формировать умение взаимодействовать во время игры....
Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности "Кукла Катя заболела"
Развивать интерес и желание детей участвовать в коллективных играх....
- Мне нравится (1)