План – конспект проведения совместной деятельности подготовительной группе компенсирующей направленности «Кукла из бабушкиного сундука».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Павлова Людмила Валентиновна

Совместная детятельность педагога с детьми по изготовлению куклы из далекого прошлого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 145 комбинированного вида» города Чебоксары Чувашской Республики

План – конспект

проведения совместной деятельности

подготовительной группе компенсирующей направленности

«Кукла из бабушкиного сундука».

                                                 Подготовила: Павлова Л.В.  

Чебоксары 2018

«Кукла из бабушкиного сундука».

Программное содержание:

 Познакомить детей с различными куклами, с их историей, процессом  изготовления  кукол своими руками. Учить отвечать на вопросы связно и полно.

Развивать познавательные процессы: воображение, память, устойчивый интерес к обычаям родного народа.

Воспитывать  любовь и бережное отношение к традициям.

Предварительная работа:

Сюжетно – ролевая игра в «Дочки – матери», «Семья» и др.

Чтение русских народных сказок.

Изготовление куклы «Ангелочек».

Ход занятия:

-Сегодня у нас посиделки, и хочу я вам рассказать о наших игрушках, а именно – о куклах. Обратите внимание, сколько красивых кукол. Их вам покупают и дарят. Сегодня многие девочки принесли к нам своих подружек- кукол. Многие из них умеют петь и говорить. Кукла это -? Игрушка. А как с ней можно играть?

Да, ребята, куклу можно пеленать.

Куклу можно кормить и укладывать спать.

Кукле можно спеть колыбельную песню.

Кукле можно сшить или связать одежду, придумывать разные фасоны.

С куклой даже можно делиться с секретами – она никому не расскажет.

С куклой можно разговаривать.

-Как называется ребята игра, когда дети играют с куклой? (Дочки – матери).

-Ребята, эта игра очень старинная и пришла она к нам из глубины веков. Раньше куклы были не такими, их не продавали в магазине, их можно было мастерить своими руками. Я вам буду показывать картинки и вы догадаетесь, из чего делали куклы:

Дидактическая игра «Из чего сделана?»

-солома – соломенные куклы

-глина – глиняная кукла или Дымковская барышня

- нитки - вязанная из ниток кукла

-бумага -  бумажные куклы

-дерево – деревянные матрешки

Игра «Возьми матрешку»

В круг ставят стулья (на один меньше, чем число участников). Игроки встают рядом со стульями и по сигналу ведущего начинают ходить вокруг них. На один из стульев ставят матрешку. Внезапно ведущий подает сигнал - например, хлопает в ладоши. Как только игроки услышат этот сигнал, каждый должен сесть на стул, успеть схватить еще и матрешку. Но, так как стульев меньше, чем игроков, один остается без стула и выбывает из игры. В это же время из круга выносят и стул (чтобы опять игроков стало больше на один, чем стульев) и игра продолжается.

- Ребята, мы сегодня еще про каких  кукол не рассказывали, а знаете про каких мы забыли?

Да, правильно, про тряпичные куклы мы не говорили. Тряпичные куклы раньше имелись в каждой семье. Иногда их было две или три куклы. Кукол берегли, хранили в корзинках, в сундуках.

А вы знаете, какие виды тряпичных кукол были в семьях?

Дети:

-Были игровые куклы, с ними играли, такую куклу называли «девкина забава».

-Были обрядовые куклы- их делали на праздники, например на свадьбу, на Масленицу.

-Обережные куклы оберегали детей и взрослых от разных болезней и злых духов, помогали справляться с трудностями.

Ребята, скажите, а кто делал первую куклу малышке?

- Первую куклу ребенку  мастерили взрослые: мама или бабушка

А в дальнейшем кто мастерил куклу?

А потом девочки сам учились мастерить кукол, так они учились  пользоваться с иголкой, ножницами, ведь девочки постарше сами шили для себя платья и одевали практически всю семью.

Ребята, кто из вас знает приметы и пословицы про детей?

Если дети дома много играют в куклы и бережно с ними обращаются, то в семье будет прибыль.

А если дети мало играют в куклы и не очень бережно с ними играют, то они вырастут бездельниками и дом может пропасть.

По кукле с которой играет девочка судили о мастерстве и вкусе  мастерицы, о ее опрятности, аккуратности. «Какова мастерица – такова и работа» говорили.

 В старину кукол дарили не только девочкам, но мальчикам, мужчинам. Это были куклы – берегини, их дарили тем, кто уходил на войну, на службу. Считалось, что такая кукла оберегает хозяина, она напоминает о доме.

Еще много разных кукол:

Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.

 Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.

 Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.

 Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.

Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

Обрядовые куклы

 Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.

Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.

 Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.

 Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны. Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.

 Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок. Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.

Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).

Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Вот такие куклы , были раньше.

А теперь, мы с вами будем мастерить узелковую куклу:

Узелковая кукла — самая подходящая первая кукла для младенца, однако при всей своей простоте годится практически для любого возраста.

Что нужно для работы:

—квадратный лоскут очень тонкой одноцветной хлопчатобумажной или шелковой ткани или марли;

—пучок шерсти для прически или бороды;

—треугольный лоскуток для косынки или передника.

http://www.rukukla.ru/file/0001/0727.jpgПоследовательность изготовления:
Возьмитесь пальцами за лоскут в том месте, которое обозначено крестиком (фиг. 1 а), поднимите и завяжите простым узлом. Этот узел будет головой.

На каждом из коротких уголков, свисающих из-под головы, тоже сделайте по узелку. Теперь у куклы есть руки.

Можно также крест-накрест обвязать туловище ниткой. Вообще такую куклу можно видоизменять. Пришейте несколькими стежками, как бы образующими пробор, немного шерсти к голове куклы — и получится девочка.

Обмотайте куклу до подмышек “пеленкой” и перевяжите ниткой или ленточой, а к голове пришейте чуточку “волос”— вот и готов младенец.

Завязав узлом оставшиеся два уголка, получим ноги.

Если эти уголки не завязывать— у куклы будет юбка. См. фиг. 2.

Если под головной узелок подсунуть немножко шерсти— выйдет дедушка. Если повязать на голову косынку или соорудить передник— вот вам бабушка. В один миг на глазах у ребенка родилась кукла. Дети постарше могут потом делать таких своими руками.

И у нас с вами все получится. Это самая первая кукла, сделанная вашими руками, а потом, я надеюсь, их у вас будет много, я вас хочу похвалить, вы молодцы. Теперь можете со своими куклами поиграть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект в средней группе детского сада "Куклы из бабушкиного сундука"

Социальный проект в средней группе детского сада "Куклы из бабушкиного сундука"...

План работы с воспитателями групп компенсирующей направленности.

План работы с воспитателями групп компенсирующей направленности- старшая и подготовительная....

План взаимодействия с родителями группы компенсирующей направленности

Оказание родителям практической помощи в повышении эффективности воспитания, развития дошкольников Задачи: привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе....

Перспективный план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности

Перспективный план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности...

Перспективно – тематический план работы подготовительной в группе компенсирующей направленности Тема: «Как я провёл лето»

Перспективно – тематический план работы подготовительной в группе компенсирующей направленностиСентябрь 1неделя (03.09-07.09.2018)Тема: «Как я провёл лето&ra...

Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности "Кукла Катя заболела"

Развивать интерес и желание детей участвовать в коллективных играх, формировать умение взаимодействовать во время игры....