Конспект занятия по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Касьянова Татьяна Юрьевна

Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ekologii.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  по экологии с элементами экспериментирования для детей старшей логопедической группы «Жить нельзя без воды»

Подготовил воспитатель Касьянова Т. Ю.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель;

- формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, стимулировать самостоятельное формулирование выводов;

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, пипетками;

- развивать навыки проведения лабораторных опытов.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать чужое мнение;

Ход занятия:

Орг. Момент.

Воспитатель: «Дети, когда я сегодня пришла в детский сад, то увидела на пороге серебряное ведёрко. Хотите заглянуть в него и узнать, что в нём лежит?»

После того как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками. Воспитатель читает их вслух.

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним - прочь бегут. (Дождик).

Пушистая вата, плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако).

Течёт, течёт, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. (Речка).

Он так бесстрашен и могуч,

Что не боится горных круч.

Привык он с них всю жизнь срываться

И головою вниз бросаться,

И поднимая тучи брызг,

О камни разбиваться вдрызг! (Водопад).

Основная часть:

Воспитатель: «Дети, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.

Сегодня мы поговорим о воде, её свойствах и о значении воды.

Какая бывает вода? (тёплая, горячая, холодная, пресная. Прозрачная, газированная и т. п.)

Что вода делает? (течёт, льётся, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

Для чего нужна вода человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

Воспитатель: «Дети, а как вы думаете, где можно встретить воду в природе?

Ответы детей.

Воспитатель: «В морях и океанах- вода солёная (воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море- как называют её по другому? Морская. Вода в океане- океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах (речная, озёрная, родниковая, болотная вода).

Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная.

Воспитатель: «Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?

Ответы детей.

Практическое экспериментирование «Волшебные свойства воды».

Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

- Не шуметь - этим мы мешаем друг другу. Аккуратно обращаться с посудой

- Слушать воспитателя.

- Внимательно следить за результатом опыта.

- Закончив наблюдение, сделать вывод.

Прежде, чем приступить к работе в лаборатории, мы немножко поиграем.

 Физ.минутка: пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой

На цветы---круговые движения кистями рук

И на дорожку---обе руки перед собой

Льётся, льётся ой-ой-ой---покачивание головы

Побежали мы домой---бег на месте

СТОЛ №1

Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.

ОПЫТ 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой - пустой.

Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой, Льётся вода?

Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана, Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

ОПЫТ 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду, Есть ли у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и говорит«Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует, Дать детям для сравнения попробовать сок. Вода – безвкусная.

ОПЫТ 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? (Вода совсем не пахнет).

СТОЛ № 2

Свойство 2: вода прозрачная, бесцветная.

ОПЫТ 4. Воспитатель: «На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить пуговицу в стакан с водой, другую – в стакан с молоком,

- Что заметили? Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком пуговицу не видно, а в стакане с водой она видна.

- Почему? Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

СТОЛ № 3

Свойство 3: вода не имеет собственной формы.

ОПЫТ 5

Воспитатель: «А теперь пользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе, Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. п.

Воспитатель: «Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой, Посмотрите, что происходит с формой воды?

Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку.

Ответы детей.

Вместе с детьми воспитатель формирует следующее свойство воды: в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда. В который её наливают.

СТОЛ ВОСПИТАТЕЛЯ

Свойство 4: вода – растворитель.

ОПЫТ 6

Воспитатель: «Дети, я попрошу вас подойти к моему столу, У меня на столе стоят три блюдца накрытые салфетками, Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

- Белый камень в воде тает. (Сахар) Ребёнок снимает салфетку и мы видим на блюдце сахар.

- А теперь вторая загадка: Желтое, жидкое, когда жаришь – шипит! (Масло растительное) Ребёнок снимает салфетку.

- А вот и третья загадка: Белое, твёрдое, а не камень (Соль) Ребёнок снимает салфетку.

Воспитатель: «Попробуем теперь капнуть в воду капельку масла в одном стакане, размешать во втором стакане ложку соли, а в третьем ложку сахара и посмотрим, что же у нас получилось? (Предполагаемые ответы детей) Соль и сахар растворились в воде, а масло не растворилось.

- Какой можно сделать вывод? (Вода является растворителем, но не всех веществ).

Заключительная часть:

Дети, вода – одно из самых удивительных веществ на планете.

- Какие новые свойства воды вы узнали из опытов? Понравилось ли вам занятие, и что понравилось больше всего?

Дети:

- Вода это жидкость.

- Вода не имеет собственной формы.

- Вода бесцветна, не имеет запаха, прозрачная.

- Вода может растворять одни вещества и не растворять другие.

Вы сегодня все молодцы, старались, делали опыты, в подарок вам стихотворение Н. Рыжовой «Волшебница – вода»

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде! Без неё нам не умыться,

В луже, в речке, в океане. Не наесться, не напиться!

И в водопроводном кране, Смею вам я доложить:

На плите у вас кипит, Без неё нам не прожить!

Паром чайника шипит.

(Н. Рыжова «Волшебница – вода»)

А если нам без неё не прожить, то воду надо беречь и охранять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий" в средней группе

Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий"...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла»....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...