Информационно-практический проект «Мы кормушку смастерили…»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Волкова Ольга Юрьевна

Краткосрочный проект, способствующий закреплению темы "Птицы". Практическая направленность - выполнение рисунков, поделок в соответствии с темой, изготовление кормушки из различных материалов (подручных и не только). Привлечение родителей к воспитательно-образовательной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-практический проект

«Мы кормушку смастерили…»

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный  (декабрь – февраль).

Актуальность проекта.

     В век технологического прогресса необходимо уделять огромное внимание охране окружающей среды. Начиная с младшего дошкольного возраста нужно заниматься экологическим воспитанием детей, формируя у них ответственность за благополучие всего живого на земле, воспитывая уважительное, заботливое отношение к «братьям нашим меньшим».

     Данный проект позволяет познакомить детей с особенностями обитания зимующих птиц по средствам прочтения художественной литературы, изобразительной деятельности, рассматривания иллюстраций, проигрывания мини сюжетов по заданной тематике и т.д. Информация о недостатке питания для птиц в зимний период способствует воспитанию чувств сопереживания, заботы, желания помочь зимующим пернатым, то есть развитию эмоционального интеллекта дошкольников с ОВЗ.

     Практическая часть проекта направлена на изобразительную деятельность (выполнение поделок, рисунков, аппликаций на заданную тему) и  изготовление кормушек из различных подручных средств с привлечением к совместной деятельности родителей воспитанников.

     Таким образом, родители и дети становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса и получают эмоциональное удовлетворение не только от совместной деятельности, но и от результатов своего труда – помощь в выживании пернатых друзей в жёстких условиях зимы.

Цель проекта: развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации, воспитание эмоциональной отзывчивости и чувства сопереживания живой природе.

     

Задачи проекта.

Познавательное развитие:

- расширять представления детей об окружающем мире;

- познакомитьс обобщающим понятием «птицы», условиями их обитания;

- развивать психические процессы: восприятие, внимание, память, творческое воображение.

Речевое развитие:

-расширять, уточнять и активизировать импрессивный и экспрессивный словарный запас воспитанников по заданной теме;

- развивать связную речь, формировать грамматический строй речи;

- побуждать к речи неговорящих детей по средствам звукоподражания.

Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе;

- воспитывать чувство сопереживания и желание оказать помощь оказавшимся в беде животным или птицам;

- привлекать родителей к воспитательно-образовательному процессу для наиболее тесного взаимодействия с детьми и сотрудниками ДОУ.

Художественно-эстетическое развитие:

- развивать коллективное творчество;

- познакомить с творчеством детских писателей и композиторов по заданной теме;

- воспитывать трудолюбие, желание участвовать в совместной со взрослыми трудовой деятельности по изготовлению кормушек.

Физическое развитие:

 -развивать общую и мелкую моторику по средствам специально подобранных в соответствии с тематикой упражнений на координацию движений, пальчиковых игр и упражнений.

Предполагаемый результат.

- Расширение представлений воспитанников об окружающеммире (о разновидности птиц, условиях обитания зимующих птиц, способах питания).

 -Формирование чувств ответственного отношения и  сопереживания живой природе у детей и их родителей.

 - Повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания и формирования эмоционального интеллекта детей.

План реализации проекта

Содержание

Задачи

Подготовительный этап

Составление плана реализации проекта

Познакомить коллектив педагогов и родителей с содержанием проекта.

Изучение художественной литературы по теме

Подобрать художественно-литературное обеспечение проекта: рассказы, стихотворения, загадки, иллюстрации, логоритмические упражнения и т.д.

Информация в уголке для родителей о проекте

Оформление папок-передвижек

 «Роль птиц в природе»

Основной этап

Чтение художественной литературы для детей по теме

Расширение представлений об окружающем мире, импрессивного и эспрессивного словарного запаса воспитанников. Воспитание любви к живой природе.

Изготовления птичек из различного материала, с использованием разных техник, групповые работы (рисование, аппликация) «Птицы зимой».

Организация групповых выставок по результатам изобразительной деятельности

Развитие творческих способностей и художественного воображения детей.

Знакомство (закрепление) частей тела птиц, их отличий от животных, расширение и активизация словарного запаса

Беседы с детьми о перелётных и зимующих птицах, рассматривание иллюстраций

Знакомить с разнообразием птиц, с условиями обитания птиц в природе, со способом питания. Уточнять и активизировать словарный запас, развивать связную речь в беседах по картинкам и  серии картинок.

Просмотр мультипликационных фильмов о птицах, их роли в природе

Развивать усидчивость и целенаправленное внимание. Пересказывая содержание мультфильма, развивать связную речь, воспитывать чувство сопереживания

Дидактические и подвижные игры по теме, логоритмика

Развитие и совершенствование психических процессов, общей и мелкой моторики, координации движений. Побуждение к речи способом звукоподражаний

Изготовление кормушек для птиц из различного материала

Привлечение родителей к воспитательному процессу, установление более тесной связи с детьми и педагогами

Организация выставки готовых кормушек

Формирование чувства ответственности за результат своей деятельности

Заключительный этап

Совместная с родителями прогулка: вывешивание кормушек

Воспитывать чувство удовлетворённости проделанной работой, радости от оказания помощи нуждающимся в ней

Наблюдение за кормушками во время прогулок

Развивать наблюдательность, знакомиться с поведением птиц в естественной среде обитания

Презентация проекта: обсуждение моментов проведения и результатов проекта

Обмен впечатлениями, рефлексия

Рекомендуемый речевой и игровой материал.

          Художественная литература для чтения детям.

  1. А. Богдарин «Знакомые птицы».
  2. В. Чаплина «Птицы под нашим окном».
  3. Г. Снегирёв «Как птицы и звери к зиме готовятся», «Про птиц».
  4. Н. Чарушин «Птицы».
  5. В. Флинт «Птицы в нашем лесу».
  6. Н. Сладков «Лесные сказки».
  7. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
  8. В. Бианки «Мастера без топора», «Про птиц».
  9. И. Соколов-Микитов «Русский лес».
  10. А. Барто «Откуда вы, синицы?»
  11. Е. Благинина «Зимующие птицы».
  12.  З. Александрова «Птичья ёлка», «Новая столовая».
  13. А. Яшин «Покормите птиц».

Стихи для заучивания наизусть:

Первая прогулка.

Воробьиха Воробьёнка выводила полетать.

По дороге потихоньку стала мама объяснять:

- Это – кошка! Это – Лёшка! Это – Лёшкино окошко.

- Лёшка любит нас с тобой, Лёшка кормит нас зимой!

 В. Левин.

Голуби.

Голуби, голуби! Раз, два, три…

Прилетели голуби –сизари.

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?

                                                        И. Токмакова.

***

Вышит снег красивой строчкой,

Словно белая сорочка.

Папу я зову во двор:

- Посмотри, какой узор!

Смотрит папа сверху вниз:

- Тут письмо тебе, Денис!

Пишут птицы и зверюшки:

«Сделай нам, Денис, кормушки!»

                                                      И. Галиновская

 Кормушка.

То не дождь стучит за рамой,

И капелям капать рано –

Зимний ветер лют!

То, слетевшись на кормушку,

Размельчённую краюшку воробьи клюют.

                                                                   Приходько

Воробышек.

Комочек серых пёрышек

Весёлый наш воробышек.

В саду хлопочет, кружится.

Вот выкупался в лужице.

И к детям под окошко

Летит за хлебной крошкой.

Подвижные игры:

«Птицы в гнёздышках», «Воробышки и кот», «Весёлый воробей», «Птицелов», «Скворцы и кошка», «Птицы в клетке», «Воробышки и автомобиль» и др.

         Дидактические игры:

«Чей клюв? Чей хвост?», «Помоги птичке найти свой домик», «Чьи птенцы?», «Собери птичку!», «4-ый лишний», «Чего не хватает?», «Угости птичек!», «Каких больше, посчитай!», «Летает - не летает», «Смастери кормушку (конструирование)» и др.

           Загадки:

В серой шубке перовой                              Подбирает он проворно

И в морозы он герой,                               Кинутые ему зёрна

Скачет, на лету резвиться,                      И гнездится на карнизе

Не орёл, но всё же птица.                           Наш любимый …(голубь сизый)

Найдёшь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей

Эта птичка – … (воробей)!                        Небольшая пёстрая птица                

                                                                       Не боится зимой простудиться,

- Кар–кар-кар! – кричит плутовка.             Угощение наше ей снится.

Ну и ловкая воровка!                                   Прилетает к нам часто  …(синица)

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И он вам всем знакома,

Как зовут её? …(ворона)                            Птички на деревья сели,

                                                                       Посчитай-ка: раз, два, три…

Всех прилётных птиц черней                      На зимовку прилетели

Чистит пашню от червей.                             С красной грудкой …(снегири)

Взад –вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица … (грач)

Физминутки и логоритмические упражнения.

Птичка песенку поет


Птичка песенку поет:

— Тинь, тинь, тинь.

Скоро солнышко взойдет.

Тинь-тинь-тинь.

Комары проснутся скоро.

Тинь-тинь-тинь.

Вот тогда наемся вволю.

Тинь-тинь-тинь.

Деткам мошек принесу.

Тинь-тинь-тинь.
В клювик наберу росу.

Тинь-тинь-тинь.

Поучу птенцов летать.

Тинь-тинь-тинь.

Крылья смело расправлять.

Тинь-тинь-тинь.


Дети ритмично постукивают подушечками пальцев одной руки о пальцы другой.

Ритмично хлопают в ладошки.

Ритмичнопохлопывают по плечам скрещенными руками.

Ритмично пощелкивают пальцами.

Руки скрещивают перед собой, пальцы расставлены, ритмично помахивают «крыльями». Ритмично открывают и закрывают «клюв»: собранные в щепоть четыре пальца руки смыкают с большим пальцем. Ритмично приседают, руки в стороны.

Делают ритмичные плавные движения руками.

Смелые гуси


Шли на речку важно гуси, Говорили: «Га-га-га.

Кто захочет нас обидеть, Не забудет никогда.

Ш-ш-ш, — шипим мы грозно, Больно щиплемся. Беги!

Крыльями захлопать можем.
Мимо нас ты не ходи!»


Дети тесно смыкают четыре пальца одной руки и ритмично

соединяют их с большим пальцем («клюв»).

Ритмично вытягивают шею. Ритмично прищипывают пальцами одной руки каждый палец другой.

Ритмично похлопывают руками по бокам.
Ритмично потопывают.

Птички

Прилетайте птички к нам,

К нам, к нам, к нам, к нам (руками зовут птичек, ритмично сжимая и разжимая пальцы)

Зернышек я птичкам дам,

Дам, дам, дам, дам (делают ритмичные "предлагающие" движения)

Клювиками птички "клю",

Клю, клю, клю, клю (складывают руки как клювики и ритмично делают движенимя)

Полетели птички-шу! (ритмично машут крыльями, на последний слог резко поднимают руки вверх)

Я им машу (ритмично машут)

Воробей

Воробей с березы (Участники производят любые ритмичные движения - например, хлопают)

На дорогу прыг (В месте события "прыг" делают одно отличающееся движение в темпе и ритме производимых движений).

Больше нет мороза

"Чик-чи-рик"

Синица.

Скачет шустрая синица,        (Прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,         (Прыжки на месте на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок,           (Прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.        (Кружатся на месте)

Вот присела на минутку,        (Присели)

Почесала клювом грудку,      (Встали, наклоны головы вправо - влево)

И с дорожки – на плетень,      (Прыжки на месте на левой ноге)

Тири-тири,                                (Прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень!                        (Прыжки на двух ногах)

Маленькие птички.

Маленькие птички, птички невелички

По лесу летают, семя собирают.

Вот буйный ветер налетел,

Птичку унести хотел.

Птички спрятались в дупло.

Там им сухо и тепло.

Грачи.

Вот на ветках - грачи. Не кричи!    (приложить указательный палец к губам)

Чёрные сидят грачи.                         (присели)

Разместились в гнёздышке,             (показать руками перед собой гнездо)

Распушили пёрышки,                       (встать, руки в стороны)

Греются на солнышке,                     (погладить себя по рукам)

Головой вертят,                                 (повороты головы вправо - влево)

Полететь хотят.                                 (взмахи руками)

Кыш! Кыш! Улетели!                       (взмахи руками, бег на носочках)

Полетели, полетели                          (летают)

И опять все в гнёзда сели.                (присели)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-практический ,творческий проект <<Мы – будущие олимпийцы.>>

Формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знакомства ...

Информационный практически-ориентированный проект "Группа моей мечты"

В ФГОС заложены требования к развивающей предметно -.пространственной среде. А мне захотелось узнать о какой среде мечтают дети и что знают родители об игровых увлечениях своих детей, чтобы создать по...

Проект «Мы кормушки смастерили, мы столовую открыли»

Проект воспитателя МКОУ Верх – Чикской СОШ  Зубаревой Н.И. 2016 г.Покормите птиц зимой,Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Не богаты их корма,Горсть зерна нужна,Горсть...

Разработка долгосрочного, информационно- практического, группового проекта "Клуб юных путешественников" в старшей группе.

Задачи проекта : закреплять знания детей о глобусе, как модели Земли, карте. Формировать умение находить на глобусе и карте необходимые географические объекты (океаны и материки) Обогащать знания дете...

Краткосрочный информационно-практический, творческий проект «Скоро праздник Новый год»

Обогащение знаний детей о зиме, о новогоднем празднике, о традициях празднования Нового года в разных странах, о символах нового года...

Информационно-практический творческий проект "Моя мама-лучшая на свете"

Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей....