П.2.6. Проекты
проект по окружающему миру (старшая группа)

Якубова Зелиха Фетулаховна

Проекты реализованные совместно с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Городской конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

Направление:

«Естественные науки и современный мир»

«Плесень - друг или враг?»

                         

     Автор проекта:                                       Научный  руководитель:

   Чупрунова Дарья                                 Якубова Зелиха Фетулаховна

   Группа «Улыбка»                                         Воспитатель МАДОУ ДСКВ  

                                                                               «Солнышко»

                                                                                     

                                                                               

2019

Содержание

  1. Аннотация………………………………………………………………………………..3
  2. План исследований……………………………………………………………………...4
  3. Описание работы………………………………………………………………………..7
  4. Список использованной литературы …………………………………………………10
  5. Приложения……………………………………………………………………………..11

«Плесень – друг или враг?»

  1. Аннотация

  Актуальность проблемы:

     Часто в быту мы  сталкиваемся с зеленоватым налетом на несвежих продуктах питания. Что же это за налет, почему заплесневевший хлеб мы считаем непригодным для питания и вместе с тем покупаем сыр в магазине с таким же налетом и считаем его съедобным?   Интерес к теме возникла, когда увидела, что в одном цветочном горшке земля и камушки белого цвета. Я спросила у мамы, что это такое? Она  мне ответила, что это  плесень. Плесень  скрытно сопровождает человечество на протяжении всей его истории, а появилась она гораздо раньше самого человека. Мне стало интересно «Что такое плесень? Какую пользу, и какой вред приносит она?» Вопросов  много. В своей работе я попытаюсь найти на них ответ.

  Цель проекта: расширить знания  о плесени.

Задачи:

  • Изучить строение плесени.
  • Изучить особенности развития и    размножения плесени.
  • Выяснить и изучить   влияние плесени на живой организм .

Методы и приемы:

  • наблюдение
  • поиск информации в книгах и в интернете
  • опрос
  • эксперимент

Полученные данные:

  1. Плесень очень опасна для здоровья, от неё практически невозможно избавиться.
  2. Плесень относится к царству грибов.
  3. Плесень оказывает положительное и отрицательное влияние на  организм человека: 

-отрицательное влияние: плесень может вызывать много разных заболеваний.

-положительное влияние: пенициллином эффективно лечат инфекционные заболевания, пеницилл рокфориум используется в технологии производства сыра.

 Выводы:

Плесень  является для человека и другом, и врагом. Поэтому к плесени надо относиться внимательно и осторожно, так как она невидима, и необходимо принимать меры профилактики, чтобы пища не стала опасной для нашего здоровья.                                                                                              

       

«Плесень – друг или враг?»

  1. План исследований

Вопрос исследования:  Узнать, что собой представляет плесень? Какой вред или пользу

она приносит людям?

Гипотеза:  плесень – это живой организм, с особым видом строения, требует определенные условия для развития и размножения и играет как отрицательную, так и положительную роль в жизни человека.

Этапы исследования:

1.Этап.  Постановка проблемы. Проблема исследования.

    Я выбрала именно эту тему, потому что мне интересно понять, какое значение имеет в жизни плесень и насколько она важна в природе.

Я видела плесень много раз, но не знала, откуда она берется.

Я задумалась, а как она появляется?  Какую пользу или вред она приносит людям?       Мне стало интересно. И я решила заняться её исследованием.

2.Этап. Организация исследования.

2.1. Сбор, анализ и систематизация информации.

  • чтение познавательной литературы;
  • изучение важности применения лимонов в жизни;
  • проведение опытов по изучению свойств и взаимодействия его с отдельными веществами.

        В ходе реализации проекта были проведены занятия с детьми различных форм и видов совместной деятельности педагога и детей (беседы, познавательные игры, проведение опытов, экспериментирование).

  В процессе занятий дети учились рассуждать, анализировать, экспериментировать.

        Так же в своем исследовании мы использовали прием аналогии, в котором из сходства двух явлений в одних условиях делается вывод о сходстве этих явлений в других условиях.

Метод сравнение – установление сходства или различия в целом, или в каких либо признаках.

 Среди воспитанников группы «Улыбка» было проведено анкетирование по следующим вопросам:

  1. Знаешь ли ты что такое плесень и где её можно наблюдать?
  2. Вредна или полезна плесень для организма человека?

Было опрошено 19 человек.

  1. Знаешь ли ты что такое плесень и где её можно наблюдать?

      2.  Вредна или полезна плесень для организма человека?

Библиография:

  1. Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Энциклопедия для детей. Медицина  Москва. ООО « Издательство АСТ ЛТД », 1997г.
  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» Москва ООО «ИМИ Технология», 2003 г.
  3. Смирнов А.В. «Мир растений» Москва «Молодая гвардия», 1982 г.
  4. Под редакцией Шалаева  Г.П. “Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей”, том 10. Москва  АСТ, 1999 год.
  5.  Журнал «Здоровье» №2 / февраль 2011 – Плесень: опасный сосед

3.Этап. Результаты.

Показ презентации. Выступление ребенка.

                                       

«Плесень -- друг или враг?»

3.Описание работы

     Плесень относится к царству грибов, и появилась на земле много миллионов лет назад,  существует очень много видов плесени. Плесень способна как лишить жизни, так и спасти от смерти. Плесень выглядит красиво, но при этом других чувств, кроме отвращения, не вызывает. Эти явления меня очень заинтересовали, и я решила провести свое небольшое исследование.

Опыт №1

Цель опыта: выяснить, является ли плесень живым организмом?

Мы с мамой отварили кусочек моркови и оставили ее в кастрюле с закрытой крышкой.

Через несколько дней я увидела, что появился  маленький пушок. В течение четырех дней волосинки становятся все больше и больше. На них стали видны чёрные шарики, образовались пятна плесени.

Вывод:  плесень растет, значит – это живой организм. 

Опыт №2

Цель опыта: узнать строение плесени. 

Для изучения строения плесени мы с З.Ф. взяли образцы плесени на разных продуктах: плесень на хлебе, плесень из банки с солеными огурцами, плесень на коробке из-под сока. Внимательно рассматриваем состав данных образцов под микроскопом

Мы видим, что она состоит, из тоненьких ниточек все они переплетаются, образуя как бы паутину.

Вывод: несмотря на то, что плесень образуется на разных продуктах, по своему строению она одинакова. Грибница плесневого гриба состоит из тонких бесцветных нитей. Многочисленные нити  (гиф) — это одна сильно разросшаяся клетка.

Опыт №3

Цель опыта: определить  условия образования и роста плесени. 

Для этого взяла три кусочка хлеба, два из них увлажнила водой, и поместила эти кусочки на разные блюдца:

1-й влажный кусочек хлеба, поместила в теплое место (комнатной температуры +22*С).

2-й сухой кусочек хлеба, поместила в теплое место (комнатной температуры +22*С).

3-й влажный кусочек хлеба, поместила  в холодильник (температура +12*С).  

 Свой эксперимент  я начала 20 декабря  в 12 часов дня. Каждый день,  в одно и тоже время я осматривала блюдца. Первые изменения я увидела 29 декабря. В первом блюдце, где был помещен влажный кусочек плесени, образовалось одно зеленое пятно, с едва заметным белым пушком. Другие две чашки оставались без изменений.

2 марта я обнаружила, что и на кусочке в третьем блюдце появились небольшие зеленые пятна. В первой чашке плесень продолжает расти.

3 марта, осмотрев все образцы, и увидев, что в первой чашке образовались спорангии, в третьей чашке плесень продолжает расти, а во второй чашке опытный образец остается, без изменений и я решила, прекратить опыт.  

Вывод: главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен. Чем выше температура воздуха, тем появление и развитие происходит быстрее.  

4.Список использованной литературы

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (10 издание 2005г.) 
  2. Энциклопедия «Я познаю мир». Автор Ю.Н. Касаткина («Астрель» Москва 2006г.)
  3. Трифонова М.М. «Место эксперимента – кухня». Саратов .«Детская книга», 1991 г.
  4. Грибковые инфекции. Руководство для врачей. Сергеев А.Ю., Сергеев Ю.В.(ООО "Биномпресс").      

                                                                                                                                       

  Интернет сайты.

  1. http://beaplanet.ru/griby/plesnevye_griby.html
  2. http://medivin.ru/default_941.html
  3. http://www.artofcare.ru/poleznie-soveti/1495.html
  4. http://www.prog132007.narod.ru/Issl_rab/Plesen.htm
  5. http://www.probiotica.ru/folder86/folder17/folder30/

                                                                                                                                   Приложение 1

Факты о плесени из истории

Когда в 18-м веке биолог Карл Линней составлял свою знаменитую "Систему Природы", грибы он поместил в категорию "Хаос" (с греч. "первобытный мрак, из которого возник мир"). В самых древних растениях были обнаружены следы мицелия. Считается, что именно грибной мицелий мог стать прообразом кровеносной и нервной системы живых организмов. То есть даже человек имеет общие черты с грибами. Миллионы различных видов организмов появлялись и исчезали в ходе эволюции жизни на Земле. Самыми живучими оказались человек и плесень. За кем будет последнее слово? Для науки это большой вопрос.

 В начале 20-х годов английский археолог Говард Картер обнаружил  в египетской Долине Царей нетронутую гробницу. Лорд Карнарвон, финансировавший проект и лично участвовавший в открытии гробницы Тутанхамона, вскоре умер от загадочной болезни. Вслед за ним скончался и  другой участник раскопок, Артур Мейс. 

          Позже выяснилось, что в тканях легких найденных в гробнице мумий все еще жил плесневый грибок, находившийся на высокой стадии развития. Пресса заговорила о "Проклятии Тутанхамона", не обратив внимания на тот факт, что, в частности, Мейс был тяжело болен еще до начала раскопок, а лорд Карнарвон когда-то очень увлекался автоспортом, однажды попал в аварию и повредил легкое. Ослабленная иммунная система англичан оказалась идеальной средой для проявления смертоносных качеств плесени. Тем более что в гробнице жила самая опасная из всех существующих ее видов – черный гриб Аспергилус Нигер.

Для защиты деревянных деталей снаряжения войск Александр Македонский специальным указом повелел пропитывать их маслом, как и обшивку, и шпангоуты кораблей, опоры мостов.

В 1771 году в Москве началась эпидемия чумы, вызвавшая бунты. На усмирение прибыл фаворит Екатерины Григорий Орлов. Он победил панику жесткими активными действиями, создал госпиталь в своем дворце, велел устраивать новые отдаленные кладбища. Распорядился Орлов, как издавна повелось во время бед и напастей, бить в набатные колокола. Вскоре эпидемия пошла на спад. Недавно ученые установили, что колокола обладают частотным спектром звучания, который угнетает рост патогенных микробов и повышает иммунитет человека.

Под саркофагом 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС было обнаружено огромное количество плесени. Она росла, густея в местах усиленного радиационного излучения.

Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось: в условиях безвоздушного пространства «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее. Возможно, поражения, нанесенные плесенью аппаратуре орбитальной станции «Мир», были одной из причин ее затопления.

В старину на Руси избу,   заражённую плесенью, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения.

Африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает раком печени, они умирают,  не дожив и до 40 лет.

Опасность, которую несет людям плесень, упомянута в Ветхом Завете. В библейские времена плесень считалась знаком предупреждения свыше. Господь говорил об этом Моисею.

В Средние Века плесень считали изобретением дьявола, придуманным им для того, чтобы нарушать гармонию и приводить людей в отчаяние. Науке понадобилось несколько столетий, чтобы доказать – плесень не нарушает гармонию системы, напротив, она является индикатором нарушений.                                                                

Состав и условия жизни

Плесень - простонародное название грибка, который, в свою очередь, бывает плесневым (растет на камне, бетона, краске), грибком синевы (растет в клетчатке дерева), грибком гниения (бактериальная, белая, бурая гниль, растущая на древесине), дрожжевым грибком (на пищевых продуктах). Плесневые грибки распространены практически всюду. Они обнаруживаются, как в жилище человека, так и во внешней среде.

  Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор, которые летают по воздуху, выискивая подходящее для обитания место (температура воздуха выше 20°C, относительная влажность — более 90%). Попадая в подходящую среду,   спора при необходимой температуре  и уровне влажности, начинает прорастать. Она образует подобные нитям клетки, называемые гифами.

 Когда гифы переплетаются между собой, образуется пушистый клубок нитей – мицелий. Это и есть то, что мы называем плесенью. Внешне плесень так же может напоминать грязь или пятна, например, когда она образуется на стенах  в ванной комнате между плитками кафеля.

  Посинение, позеленение поверхностей, шелушение стен, махры или растущая "борода", черные точки на потолке свидетельствуют о присутствии плесени. Порой плесень имеет вид пленок, корочек, рыхлого или порошкообразного налета на испорченных пищевых продуктах, прелых листьях, на гнилой древесине.

Колонии плесневых грибков имеют различную окраску. Плесень может быть серого, желтого, черного, голубого, белого, зеленого и красного цвета.

Излюбленные места обитания плесени — дома, где неправильно устроены водостоки и плохо изолированы полы. А еще плесень «любит» все деревянное, поскольку пористая древесина легко накапливает воду. Другие потенциальные места ее обитания — бетон, штукатурка, пластик, резина, тканевая основа линолеума, ковровые покрытия, книги, цветочные горшки.

Плесень размножается невероятно быстро. В обыкновенной хлебной  плесени можно различить маленькие черные точки – спорангии, в которых образуются споры. В одном спорангии содержится до 50 000 спор, каждая из которых способна воспроизвести сотни миллионов новых спор всего за несколько дней! А если условия благоприятные, плесень быстро появится на книге, обуви  или на упавшем дереве в лесу.

Фото1061.jpg

                             «Белая плесень» - Мукор на ржаном хлебе.  

           Mucor – относится к низшим плесневым грибам, класса зигомицетов, некоторые виды относятся к 4 группе патогенности и представляют серьёзную опасность для людей, хотя другие используются в медицине для приготовления антибиотиков. Часто встречается на почве и поражает собранный урожай, требователен к температуре и влажности. 

Вредные свойства плесени

Плесень способна выделять токсические вещества   -  микотоксины,  которые  могут нанести вред организму людей и  животных.  Действие плесени ощущается, когда ее споры  проникают через вдыхаемый  воздух, через поверхность кожи  или проглатываются вместе с пищей.

Плесень способна вызвать разные заболевания от аллергии до онкологических заболеваний. Уже доказано, что воздух, если помещение не проветривается, содержит много спор плесени, которые оседают в наших легких. Наши легкие могут отфильтровывать разные микробы, но споры плесени осаживаются глубоко в легких и проникают в легочную ткань. Было установлено, что там, где проживали астматики и аллергики в 80% из 100% была обнаружена плесень. 

Считается, что причиной, казалось бы, необъяснимой смерти людей, вскрывавших гробницы египетских фараонов, является так называемая желтая плесень, выделяющая опасное вещество афлатоксин. Желтая плесень поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению  рыба, молоко, рис, земляные орехи).     

Что касается черной плесени, то она опасна тем, что от нее практически невозможно избавиться, так как она мутирует и становится более агрессивной. Биологи нашли препарат, который может подавить влияние черной плесени – эфирное масло монарда (растения). В древности считалось, что дом, который поразила черная плесень, необходимо сжечь. 

           Открывая банку с бабушкиным клубничным вареньем, мы часто видим сверху небольшой слой плесени. В голове сразу же всплывает что-то про пенициллин и что-то еще, не менее полезное. На самом же деле эта "безобидная" плесень - настоящий яд, который может накапливаться в организме и приводить к раку печени.

SDC17679.JPG

                                  Плесень в банке с малиновым вареньем.

Вот краткий перечень заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые нарушения, микотоксикоз. Иногда у людей со сниженным иммунитетом возможны плесневые поражения внутренних органов. Все перечисленные заболевания носят хронический характер течения и вызывают трудности при лечении.

Некоторые плесневые грибы, существенно снижая урожай, могут оказывать неблагоприятное действие на здоровье сельскохозяйственных животных.

Грибы поражают запасы зерна, фураж, солому и сено. Иногда продукты становятся непригодными к использованию из-за токсичности метаболитов гриба.

При сильном развитии плесневых грибов в соломе возможно саморазогревание и даже воспламенение стогов.

SDC17694.JPG    Плесень на деревянном шкафу

Полезные свойства плесени

     Но у плесени, кроме вредных,  есть и полезные свойства.

     В 1928 году английский микробиолог Александр Флеминг случайно обнаружил антибактериальное свойство зеленой плесени, которая способна убивать бактерии, но безвредна для человека и животных. На первый взгляд она вызывает отвращение, но  именно благодаря ей, а точнее пенициллину, который изготавливается на основе плесени, во Вторую Мировую войну 95%  военнослужащих с инфицированными ранами вылечились. Это открытие положило начало  производству пенициллина, который считается «самым действенным средством в современной медицине».

SDC17696.JPG

«Зеленая плесень» - пеницилл на хлебе.

 В 1945 году Флеминг и его коллеги Хоуард  Флори и Эрнст Чейн  удостоились за свой труд Нобелевской премии в области медицины. С тех пор плесень стали применять для получения различных лекарственных препаратов, например лекарств от мигрени, для лечения болезни Паркинсона и предотвращения образования тромбов.  

     Плесень так же открыла двери в восхитительный мир вкуса. Взять, к примеру, сыр. Некоторые виды плесени полезны, например, голубая и белая, красная плесень, с помощью которых готовят вкусные сыры. Польза сыров с плесенью: содержат кальций, белок, витамины группы В, положительно воздействуют на кровеносную систему, улучшают работу кишечника. Однако их нельзя употреблять беременным женщинам, а также аллергикам. Знаете ли вы, что такие сорта сыра, как бри, камамбер, голубой  датский сыр, рокфор обязаны своим  особенным вкусом  некоторым видам плесени рода пенициллиум.

Сыр с плесенью.

                                       

     Приложение 2    

P2110864

       

самолёт.jpg

i?id=126766781-11-72&n=21

i?id=126766781-11-72&n=21

i?id=90448626-24-72&n=21

C:\Users\Владислав\Desktop\ФОТО ДЛЯ ПРОЕКТА 2011\DSC00979.JPG

C:\Users\Владислав\Desktop\ФОТО ДЛЯ ПРОЕКТА 2011\DSC01003.JPG

C:\Users\Владислав\Desktop\DSC01004.JPG

C:\Users\Владислав\Desktop\DSC01004.JPG

CIMG1752


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Городской конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

Направление:

«Естественные науки и современный мир»

Тема исследовательской работы:

«Улитка Ахатина -

идеальный домашний питомец»

                                         

                                                                                  Автор проекта:    

                                                                                  Дученко Сергей                                                    

                                                                                   Группа «Семицветик»                              

                                                                                   Научный  руководитель:                    

                                                                                   Якубова Зелиха Фетулаховна

                                                                                   Воспитатель МАДОУ ДСКВ  

                                                                                   «Солнышко»

                                                                             2023

Содержание

  1. Аннотация………………………………………………………………………………..3
  2. План исследований……………………………………………………………………...4
  3. Описание работы………………………………………………………………………..7
  4. Список использованной литературы ………………………………………………….8
  5. Приложения……………………………………………………………………………..9

«Улитка Ахатина - идеальный домашний питомец»

  1. Аннотация

Актуальность проблемы:

У многих людей улитки вызывают отвращение. Но это лишь первая реакция. Поближе познакомившись с этими животными, люди меняют свою точку зрения.

Улитки подкупают своей необычностью. Со временем, научившись понимать их, человек начинает получать огромное удовольствие от наблюдений за ними.

Многим хочется  завести домашнее животное, но при этом возникает множество проблем: необходимость регулярно выгуливать его, аллергия на шерсть и т.д. В таком случае террариум - аквариум, в котором живет улитка - лучший вариант.

Цель: выяснить, легко ли содержать Ахатинских улиток в домашних условиях.
Задачи:

  • получить из различных источников сведения о жизни улиток ахатин.
  • провести исследование по изучению жизнедеятельности улиток ахатин.
  • проанализировать полученные результаты.

Методы исследования:

  • изучение литературы
  • наблюдения
  • анкетирование
  • опыты

Полученные данные:

  1. Изучив литературу, мы узнали, что Ахатины - просто прекрасные домашние животные, которые не боятся своих хозяев и крайне неприхотливы.
  2. Узнали об их образе жизни и размножении, о пользе  улитки для человека.

Выводы:

  • Ахатины - просто прекрасные домашние животные, которые знают своих хозяев, крайне неприхотливы и не вызывают аллергии.
  • Содержание в доме улиток очень благотворно влияет на нервную систему.
  • Ахатина  может впадать в спячку, обладает лечебными свойствами.

«Улитка Ахатина - идеальный домашний питомец»

2.План исследований

Вопросы исследования: возможно ли содержание экзотических животных, а именно Ахатинских улиток,  в качестве домашних животных?

Гипотеза: предположим, что можно содержать улиток Ахатин в качестве домашних любимцев.

Этапы исследования:

1.Этап.  Постановка проблемы. Проблема исследования.

Мое знакомство с Ахатинами произошло случайно. Наш младший воспитатель Ольга  Юрьевна принесла нам в группу своих домашних  улиток, чтобы мы понаблюдали за ними. Ольга Юрьевна сказала, что они  милые существа ещё и полезны. Меня улитки очень заинтересовали. Ольга Юревна подарила мне пару.

Конечно же я сразу  дал им имена Персик и Арбуз. Вместе с родителями мы поселили их в контейнер, в котором заранее проделали отверстия для воздуха. Туда же поставили крышечку для еды. Было очень интересно наблюдать за поведением улиток. Они очень забавно выставляли свои рожки (их две пары). Одна пара рожек заканчивалась бусинками глаз, а вторая уморительно двигалась следом за протянутой рукой, словно Ахатина решила меня обнюхать. Ахатина - умное существо. Она отличает «своих» людей от «чужих». Так произошло наше знакомство.

Уметь ухаживать за животными – это очень ответственная работа, которая учит любить, беречь тех, кто полностью зависит от нас. Поэтому я решил узнать как можно больше об этих удивительных животных, и изучить их правила содержания, выяснить сложность в их содержании, чтобы улиткам было хорошо у меня.

2.Этап. Организация исследования.

2.1. Сбор, анализ и систематизация информации.

  • чтение познавательной литературы;
  • изучить и проанализировать материал об улитках Ахатин;
  • проведение опытов.

        В ходе реализации проекта были проведены занятия с детьми различных форм и видов совместной деятельности педагога и детей (беседы, познавательные игры, проведение опытов, экспериментирование).

  В процессе занятий дети учились рассуждать, анализировать, экспериментировать.

        Так же в своем исследовании мы использовали прием аналогии, в котором из сходства двух явлений в одних условиях делается вывод о сходстве этих явлений в других условиях.

Метод сравнение – установление сходства или различия в целом, или в каких либо признаках.

       Среди воспитанников детского сада «Солнышко» был проведен опрос по следующим вопросам:

«Знаете ли вы, что улитку можно содержать дома?»

«Хотите ли Вы завести необычное экзотическое домашнее животное

Результаты анкетирования показали – не  все ребята знают, что улитку можно содержать дома,  70% опрошенных ребят хотели бы иметь необычного домашнего питомца, 20% не знают, как ухаживать за улитками, 10 %  не хотят.

Многим хочется завести дома экзотическое животное, но никто не хочет столкнуться с трудностями и проблемами в содержании необычных животных.

  1. Библиография:

1. Исмаилова В.П. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Эксмо,2008г.- 256с.

2. Ахатина // Большая советская энциклопедия. Т. 2. – М.: Советская энциклопедия,

1970. – С. 458.

3. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — М.: Советская энциклопедия, 1986.

— С. 45.

3.Этап. Результаты.

Показ презентации.

Выступление ребенка.

«Улитка Ахатина - идеальный домашний питомец»

4. Описание работы

     Содержание в домашних условиях африканских улиток очень интересно. Ахатины -

это хорошие домашние животные.

     Они не требуют, как большинство домашних питомцев, большого количества времени и особого ухода. Улитки подкупают своей необычностью и спокойным поведением.

     Для того чтобы проверить теоретическую информацию об улитках  мы провели ряд экспериментов.

Опыт 1. Есть ли у улиток Ахатин слух?

      Мы хлопнули  в ладоши и постучали,  они никак не отреагировали на это.

Вывод: у улиток действительно нет органов слуха, они не слышат.

Опыт 2. Реагируют ли улитки Ахатины на свет?

          Поднесли настольную лампу с включенным светом,  они сразу спрятались в раковину.

Вывод: улитки имеют органы зрения и не любят яркого света.

Опыт 3. Какую пищу предпочитают улитки Ахатины?

      За все время наблюдения за улитками я предлагал им разную пищу, чтобы узнать, что улитки предпочитают. В ходе эксперимента выявил, что моим улиткам особенно нравятся огурцы, яблоки, петрушка, листья салата. Слишком сладкую  (виноград, бананы) и слишком кислую (клубника, слива) пищу  мои улитки не очень любят.

Вывод: улитки немного разборчивы в еде.

Опыт 4. Едят ли улитки бумагу?

      Недавно я сделал для себя открытие. Когда я помыл своих улиток и положил их на белую бумагу, то обнаружил, что они стали её есть. Меня это насторожило. Можно ли улиткам Ахатина есть бумагу? На этот вопрос есть два ответа. С одной стороны, белая бумага для принтера отбеливается химикатами, которые могут навредить улиткам. Но существует  мнение, что она может быть и полезной. И это полезное – целлюлоза, то есть клетчатка. Она замедляет процесс пищеварения, что обеспечивает лучшее усвоение полезных элементов и постепенно поднимает уровень глюкозы крови. Так же целлюлоза способствует выведению шлаков из организма и  нормализует липидный обмен, что для улиток особенно важно.

Вывод: улитки Ахатина любят есть бумагу.

Опыт 5. Помогают ли улитки омолаживать кожу?

      Мы с бабушкой решили проверить помогают ли улитки омолаживать кожу. Мы прочитали, как это правильно делать и провели несколько процедур на бабушкином лице.

Улитку промыли в прохладной проточной воде. Лицо и шею протёрли молоком. Затем улитку пустили на кожу. Она должна «пройтись» по предложенным ей участкам, после чего её возвращают в домик. Остатки целебных выделений равномерно распределяли по лицу и шее и 15 минут держали их на коже до полного высыхания, после этого можно умыться прохладной водой.  Эту процедуру желательно проводить через день, или хотя бы 2 раз в неделю.

Результат: бабушка заметила, что кожа существенно подтягивается, ощущается её необычайная свежесть и бархатистость. Массаж и маска с улиткой может заменить применение дорогих восстанавливающих кремов.

Список использованной литературы.

  1. Онегова А.С., Агальцова Л.Е. Необычные обитатели аквариума // Биология. –2001. – N48
  2. Акимушкин И. Беспозвоночные. Ископаемые животные. М.: Мысль, 1992. –

С.–101.

  1. Улитки атакуют: Остров Барбадос подвергся нашествию гигантских африканских

          улиток // Огонек. – 2006. №49.

  1. Краснов И. «Гигантские улитки – ахатины» Издательство: Аквариум-Принт, 2007г. Мягкая обложка, 48 стр. ISBN -5, 0137-9.
  2. Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3-х томах. : Пресмыкающиеся. Земноводные. Рыбы. Беспозвоночные. - М.: Терра, 1992.-496с

  Ресурсы интернета про улитку Ахатину

  1. Ахатина гигантская. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.- URL:

'http://ru.wikipedia.org/wiki/Ахатина_гигантская'.

  1. АХАТИН.РФ - клуб любителей Африканских гигантских улиток.- URL:

'http://ahatin.ru/'.

  1. Achatina (Lissachatina) fulica (Bowdich, 1822) – Восточно-африканская улитка // Клуб любителей улиток. – htt://snailclub.ru/forum/7-810-1 26.11.2013г
  2. Африканская улитка ахатина: содержание в неволе (Achatinafulica) // Зооклуб. – http://www.zooclub.ru/bezp/5/1.shtml 21.12.2013

Приложение 1

История Ахатинской улитки

 Первоначальное место обитание ахатин - Восточная Африка (1803 г.), далее она медленно переселилась на Мадагаскар и Сейшельские острова. В 1910 году её обнаружили на острове Шри-Ланка и в Индии, а в 1920 она стала известна в Малайзии, Индокитае, на острове Тайвань и различных тихоокеанских островах.

Когда численность этой улитки резко возросла, местное население стало испытывать немалые трудности в борьбе с ней.

 Хотя точно не доказано, считается, что японская армия после Второй мировой войны привезла эту улитку с островов Южной части Тихого океана, где она использовалась в пищу, на свою родину. Японцы также стали использовать её в пищу. Пользуясь популярностью использования их в различных блюдах, на неё стали подниматься неплохие рыночные цены.  Фермеры, с целью получения дохода, стали разводить и выращивать её искусственно.

Однако в Восточной Африке эти улитки не доставляют таких проблем, так как там обитает другая улитка - гонаксис, являющаяся естественным врагом ахатины, и поддерживающая её численность невысокой. Также раньше бытовало поверье, что суп из этой улитки - лекарство от туберкулеза, поэтому ее специально завезли в Индию, Сингапур, в Калифорнию, на многие тропические острова.        
         В США же ахатина - национальное бедствие. Изначально во Флориду каким-то образом попало несколько улиток, и всего за год симпатичные молчуны так размножились, что уничтожили в штате все - и посевы, и кору на деревьях, и даже штукатурку на домах! Чтобы строить ракушку, улиткам нужен кальций, и они его добывали, облизывая фасады домов.

Значительное количество литературы было опубликовано об истории улиток ахатин в Восточной Африке, но мало информации о них в других странах.

В России ахатина в естественных условиях не выживает, а вот держать её дома несложно. Поэтому, в последнее время можно часто встретить домашних ахатин. В отличие от других домашних питомцев улитки не прихотливы в содержании, просты в уходе и не привередливы в еде. Улитки не шумят, не пачкают и не имеют неприятного запаха, но при этом очень общительны, интересны в наблюдении, расположены к общению с человеком. Ещё одно достоинство ахатин - они не вызывают аллергии, а это в настоящее время огромное достоинство!

Лечебные свойства улитки ахатины

Улиток употребляют в пищу в разном виде — запеченными, жареными, маринованными. Мясо улитки представляет идеальный вариант диетического продукта за счет высокого содержания аминокислот и отсутствия холестерина. Улиточное мясо быстро и полностью усваивается, не позволяя жирам отлагаться.

В российских условиях улиточную диету, конечно, может позволить себе далеко не каждый желающий похудеть. У нас улитки считаются деликатесом и довольно дороги. Но в южных регионах страны при желании вполне можно самим заняться добычей моллюсков.

В моллюске много воды. Белка в улиточном мясе больше, чем в куриных яйцах. При этом улиточный белок весьма полезен и не содержит вредного холестерина. К тому же в продукте содержатся незаменимые жирные кислоты.

Природа щедро наделила мясо улиток витаминами.

Также в мясе этих моллюсков содержится весьма полезная для мозга аминокислота – холин.

Еще в состав мяса входят ценные микро- и макроэлементы: железо, цинк, селен, кальций, натрий. Невероятно богат моллюск магнием, калием, фосфором и медью.

Регулярное употребление улиток в пищу способствует нормализации витаминно-минерального баланса организма. Полезные свойства улиток в том, что они насыщают организм кальцием, благодаря чему эти морепродукты особенно полезны.

Из мяса улиток готовят множество лекарственных препаратов. Концентрат, получаемый из улиток, используют как витаминный коктейль, заменяющий полноценное питание в экстремальных условиях.

Магний, входящий в состав улиток, успокаивает нервную систему и помогает справиться со стрессами. Регулярное употребление улиточного мяса является профилактикой заболеваний желудка.

Недавно класс моллюсков еще раз удивил исследователей, обнаруживших в морских улитках химическое соединение, которое является прекрасным обезболивающим.

Улитки ахатины имеют волшебный состав слизи.Она используется в косметологии, в борьбе с целлюлитом, для омолаживающих процедур. Слизь – представляет собой универсальное средство.

Специалисты провели химический анализ состава слизи, который позволил определить полезные составляющие: натуральный аллантоин – вещество для восстановления клеток, заживления повреждений; эластин и коллаген – белки, повышающие гладкость и упругость кожи; витамины, поддерживающие нормальное состояние кожных покровов.Коллаген и эластин – натуральные белки для соединительной ткани. Как результат, к коже возвращается привлекательный внешний вид, уменьшаются возрастные изменения, повышается упругость.

В составе слизи три вида витамин – А, С, Е, которые  укрепляют кожу, обеспечивают питание и увлажнение.

         Слизь улиток применялась в качестве лечебного средства с давних времен. Но затем была на какое-то время незаслуженно забыта. Сейчас ученые с новыми силами принялись за изучение свойств слизи моллюсков. Оказалось, что в её состав входит натуральный компонент, способствующий восстановлению кожи, что позволяет использовать её в составе сильных средств для заживления ран, лечения ожогов и бородавок.

Слизь улитки нашла актуальное применение в косметологии: ее используют при изготовлении кремов и мазей, а крупные улитки ахатины прекрасно зарекомендовали себя как профессиональные «массажисты» в дорогих салонах красоты.

Строение улиток Ахатин

     Ахатина - самый крупный представитель сухопутных моллюсков и ее раковина может достигать 25 см, а тело - 30 см. Размеры этого вида зависят от условий содержания. В Книгу рекордов Гиннеса занесен экземпляр весом 500 - 600 граммов, в нашем же чахлом климате самые большие представители весят всего 130 граммов. Раковина Ахатина коническая, чаще всего бывает закручена против часовой стрелки, хотя и обратное направление достаточно распространено. У старых Ахатин раковина имеет от 7 до 15 витков. Окраска раковины зависит от диеты моллюска и других условий его жизни, обычно на ней наблюдаются полосы разных оттенков.

Раковина улитки

Раковина, покрывающая тело улитки, выполняет 3 основные функции:

1.        Защита мягкого тела от повреждений во время передвижения;

2.        Защита от внешних врагов;

3.        Предохранение тела от высыхания.

Раковина у Ахатин очень крупная и прочная. Такая прочная, что их употребляли на табачных плантациях в качестве утюгов для разглаживания табачных листьев. Если Ахатины живут во влажной среде, то раковина у них более тонкая и прозрачная. В сухом и жарком климате раковина имеет толстые стенки и в основном имеет белый цвет, чтобы отражать солнечные лучи. Сами Ахатины очень тяжёлые и массивные, и если несколько улиток собирается на ветке дерева, то эта ветка может обломиться.

        В связи с наземным существованием у Ахатин хорошо развита подошва, по которой проходят волны сокращений. На подошве имеется две ножных железы, выделяющие слизь, что способствует передвижению улиток по сухой поверхности. Кожа тела Ахатина морщинистая, складчатая. Это играет большую роль в процессе кожного дыхания, которое  дополняет дыхание через легкие.

Органы

1.        Пара глаз, позволяющая различать степень освещения. Ахатины также способны видеть предметы на расстоянии примерно 1 см. Освещение они чувствуют не только глазами, но и телом, поскольку в теле имеются светочувствительные клетки. Очень яркий свет эти животные не любят, поэтому прячутся от него.

2.        Концевые вздутия щупалец отвечают за обоняние, или «химическое чувство». Кроме того вся кожа передней поверхности т ела, головы и переднего края ноги, вход в дыхательную полость обладают «химическим чувством». Реакция на химические запахи, такие как бензин, спирт, ацетон, происходит на расстоянии примерно 4 см. Гораздо тоньше обоняние на запах пищи. Дыню ахатины «унюхают» за 0.5 метра, капусту – примерно на таком же расстоянии. А разлагающиеся остатки деревьев и листьев – на расстоянии до 2 метров.

3.        Подошва и щупальца являются органами осязания. Слух у ахатин отсутствует совершенно. Но они могут различать звуки по вибрациям.

Образ жизни улиток Ахатина. Размножение.

           Ахатины ведут преимущественно ночной образ жизни, хотя во влажную погоду могут выползать и днём. Обычно же светлое время суток они проводят в укромных местах, зарывшись в почву и активизируясь лишь через два часа после заката.

          Было показано наличие у Ахатин долговременной памяти: они могут запоминать расположение источников пищи и возвращаться к ним. Молодые особи боле подвижны и преодолевают большие расстояния в течении дня, а также способны к дальним миграциям. Обычно для отдыха в одно и то же место они не возвращаются. У старых улиток, напротив, имеется место,  где они предпочитают отдыхать и откуда они выползают на поиски питания, не удаляясь более чем на 5 метров. При переносе улиток в место отдыха другой Ахатины (в пределах 30 метров), они всё равно возвращаются к своему «дому».

         Живут Ахатины до 5 – 6 и даже 10 лет. Всё время жизни они растут, однако после первых двух лет жизни скорость роста замедляется.

         При размножении каждая особь играет роль и самца, и самки. Готовые к кладке яиц Ахатины наполовину зарываются в грунт и откладывают от 50 до 200 яиц диаметром каждое до 5мм. Яйца белые или желтоватые, по форме напоминают куриные (в уменьшенном варианте), с плотной известковой скорлупой. Срок развития яиц примерно 2 месяца. Сначала скорлупа плотная, но со временем она истончается, отдавая весь свой кальций на построение раковины. Поэтому молодая улитка не вылупляется, а однажды оказывается «на улице», посреди нескольких тонких осколков скорлупы. Улитята несколько дней находятся в земле, питаясь скорлупой яиц, из которых они вышли, затем выползают на поверхность. Кормить малышей нужно тёртыми овощами, не забывая добавлять кальций и витамины.

         В неблагоприятных условиях Ахатина может впасть в спячку. При этом она закупоривается плотной, довольно твёрдой герметичной «крышечкой», и проводит в таком состоянии до 3 месяце. Изредка они приоткрывают «дверцу» и следят за изменениями в окружающей среде, до наступления более благоприятных условий.

       Врагами Ахатин являются ежи, мыши, насекомые (красотел, жуки, сверчки, многоножки), птицы, жабы и лягушки, кроты, скунсы, ласки, ящерицы.

Видовое разнообразие Ахатин.

Всего на земле насчитывается более 20 видов улиток. Представлю наиболее интересные виды.

1.Achatina fulica rodatzi (ахатина фулико родаци) - светлая раковина и темное тело.

C:\Users\Марина\Pictures\ахатина фулико родаци альбино.jpg

2.Achatina reticulata (ахатина ретикулята) - довольно крупные улитки с полосатой раковиной.    

C:\Users\Марина\Pictures\ретикулята.jpg

3.Achatina albopicta (ахатина альбопикта)

C:\Users\Марина\Pictures\альбопикта.jpg

4.Achatina glutinosa (ахатина глутиноза)- менее крупные улитки ахатины с раковиной коричневой окраски.

C:\Users\Марина\Pictures\глютиноза.jpg

5.Achatina panthera (ахатина пантера) - коричневая форма ахатины пантеры.

C:\Users\Марина\Pictures\пантера браун.jpg

6.Achatina panthera (ахатина пантера) - полосатая форма ахатины пантеры.

C:\Users\Марина\Pictures\пантера стрипид (полосатая).jpg

7. Achatina achatina (ахатина ахатина). Эти улитки самые крупные на Земле из сухопутных моллюсков. Темно-желтая раковина с неровными темно-коричневыми "тигровыми" полосами у этих улиток вырастает примерно до 17-30 см. Тело темное, темно-серого цвета.

C:\Users\Марина\Pictures\ахатина ахатина.jpg

8. Achatina immaculata ( ахатина иммакулята). Тело светлое. Окрас раковины - частые чередующиеся светлые и темные извилистые полосы. Устье раковины пурпурного цвета.

C:\Users\Марина\Pictures\имакулята.jpg

9. Achatina zanzibarica (живородящий вид).

http://ulitka.my1.ru/my_picts_forum/Achatina_zanzibarica1s.jpg

10.Achatina stuhlmanni (ахатина стулмани)- улитки с вытянутой раковиной.
C:\Users\Марина\Pictures\Achatina stuhlmanni..jpg

11.Achatina varicosa (ахатина варикоза) - некрупные улитки с полосатой раковиной и полосами вдоль тела.
 
C:\Users\Марина\Pictures\варикоса.jpg

12. Achatina iredalei (ахатина ирадели). 
 Вырастают до 7-10 см. Вытянутая раковина, лимонно-желтого цвета. Через её тонкие полупрозрачные стенки частично видны внутренние органы. Тело почти белого цвета. Очень нежные и изящные улитки. Интересная особенность этих улиток ахатин - живорождение. Эти улитки не откладывают яйца. Молодые улитки появляются на свет уже полностью сформированными.

C:\Users\Марина\Pictures\Achatina iredalei.jpg

                                                                                                             

                                                                                                                   Приложение 2  

https://i.mycdn.me/image?id=930763887231&t=3&plc=API&viewToken=sS_pPUsIUOJVmQxuvBwBgw&tkn=*dAU8PsWW-cJoCVYvUIEjQ1P1nV4

https://i.mycdn.me/image?id=930763840639&t=3&plc=API&viewToken=4HaAUDtpcnjb0WA2SoSrcA&tkn=*B5dW1-5TD7xQJFYPB3SygMpC96A

https://i.mycdn.me/image?id=930777225343&t=3&plc=API&viewToken=XVTzKZTwUIUdr_sfvLuw1A&tkn=*fVW2DGAko_yHN_PScJg46N6mCNQ

https://i.mycdn.me/image?id=931162206847&t=3&plc=API&viewToken=4kmI-CB-tRKVgMD05PoVtA&tkn=*I-B00zq8SUUSEHDQQMvnNPfDZDc

https://i.mycdn.me/image?id=931163611775&t=3&plc=API&viewToken=OvaFCl3jgwlqciBKedNQpA&tkn=*VhG43i3iFZvb-u-GsLC23MrsTE8

https://i.mycdn.me/image?id=931163794815&t=3&plc=API&viewToken=Z4j2ORbfgoe68HFSih7ikg&tkn=*mndk02xt_sqVV2PrPBox_tIYbcY

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR8t8ClpYBtbwNzcrN0TnR6g

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRd-AevMpZu9sS1Z7oj0zR4Q

https://i.mycdn.me/image?id=931164707711&t=3&plc=API&viewToken=hRI61A0RZG9PrBxa2T20Pg&tkn=*Mc0Oskut8oJQJE4tZ9BxDfFl5SM

https://i.mycdn.me/image?id=931163554175&t=3&plc=API&viewToken=GOHtWfaYGBX_NcIZRrfikg&tkn=*fUSY78uugXoKECmZ9yiMtPZ1-gI

https://i.mycdn.me/image?id=931179356799&t=3&plc=API&viewToken=ggytWt9SFolgDV_R6lC_XQ&tkn=*v9o01b0e0M1HJKXNTWQqhvTgynI


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Улитка Ахатина - идеальный домашний питомец Исследовательский проект Автор проекта: Дученко Сергей Руководитель проекта: Якубова З.Ф.

Слайд 2

Как всё началось…

Слайд 3

Обустройство дома для моих м оллюсков

Слайд 4

Цель: выяснить, легко ли содержать Ахатинских улиток в домашних условиях. Задачи: получить из различных источников сведения о жизни улиток Ахатин ; провести исследование по изучению жизнедеятельности улиток Ахатин ; проанализировать полученные результаты.

Слайд 5

Методы исследования- - и зучение литературы - наблюдения - анкетирование - опыты

Слайд 6

Гипотеза исследования- предполагаю, что можно содержать улиток Ахатин в качестве домашних любимцев.

Слайд 7

Поиск информации

Слайд 8

История происхождения улиток Ахатин

Слайд 9

Ахатина - национальное бедствие в США

Слайд 10

Интересные факты

Слайд 11

Ахатина - самый крупный представитель сухопутных моллюсков

Слайд 13

Образ жизни. Размножение.

Слайд 14

Уход за улитками

Слайд 16

Опрос друзей

Слайд 17

Результаты анкетирования

Слайд 19

Опыт1.

Слайд 20

Опыт 2.

Слайд 21

Опыт 3.

Слайд 22

Опыт 4.

Слайд 23

Опыт 5.

Слайд 24

Вывод: Улитка А хатина – это : Спокойное, мирное существо. Не прихотлива в содержании. Не капризна в еде. От неё нет шума и грязи. Обладает лечебными свойствами. Не бывает аллергии. Г ипотеза , возможно ли содержание экзотических животных, а именно Ахатинских улиток, в качестве домашних животных, подтвердилась!!!

Слайд 25

Пути дальнейшего изучения Возможно , моя работа поможет ребятам обрести друга!

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...