План-конспект беседы и наблюдения за муравейником и его обитателями
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
В ходе беседы дети знакомятся с образом жизни муравьев и устройством муравейника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_i_nablyudenie_za_muraveynikom_i_ego_obitatelyami_2.docx | 483.55 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект беседы и наблюдения за муравейником и его обитателями
(средняя группа «Незабудка»)
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие
Задачи:
- Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Развивать мышление. (Познавательное развитие)
- Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое. (Социально-коммуникативное развитие)
- Ввести в словарь детей понятия яйца муравьев», «личинки», «куколки», «царица-матка», «тля». (Речевое развитие)
Методы и приемы:
- Словесные: беседа, художественное слово.
- Практические: рассматривание
Оборудование:
Картинки с изображением муравья, муравейника, яйца, личинок, куколок.
Вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см).
Форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
| Динамическая пауза |
| Дидактическая игра |
| Беседа, объяснение, показ |
| Художественное слово |
| чтение |
Муравей
Схема муравейника
Ход образовательной деятельности:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Воспитатель знакомит детей с ученым котом Лукомором и сообщает об удивительных историях растений и животных участка, которые он покажет. | Дети с интересом слушают |
Викторина. Дидактическая игра «Самые-самые» Самый хитрый зверь, это … (лиса). Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? | Дети участвуют в викторине, думают и отвечают на вопросы. |
Воспитатель дает детям задание на развитие логического мышления. Если представить, что Ваня (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек). Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач. | Дети размышляют и высказываются. |
Кот ученый рассказывает детям об устройстве муравейника На нашем участке муравейник без защитной кучи-покрытия. Но муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной. Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор. Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают. В хлебном складе муравьи хранят зерна. В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу. Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях. В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи. Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ карт инок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья). | Дети внимательно слушают, проявляют любознательность и задают интересующие их вопросы по ходу рассказа |
Динамическая пауза «Муравьи» Матка в муравейнике яйца отложила, Ну а рост муравья дальше продолжается, Ждут с надеждой муравьи в каждом закоулке, Вот из куколки своей | Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети-«муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз. |
Кот Лукомор знакомит детей с жизнью муравьев Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. | Дети внимательно слушают, проявляют любознательность и задают интересующие их вопросы по ходу рассказа |
Исследовательская деятельность. Воспитатель предлагает детям взять лупу и рассмотреть муравья. Опыт с муравьями: на тропинке, где проходят муравьи, насыпать тонким слоем песок. Муравьи обязательно обогнут его и вернутся на проторенную тропинку. Затем можно посыпать крупинки сахара и понаблюдать как отреагируют муравьи. | Дети исследуют насекомое с помощью лупы и делают выводы: муравей маленькое, но сильное и трудолюбивое насекомое. У муравья хорошая память. Муравьи -–дружная семья, заботятся друг о друге. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия-беседы на тему "Я человек"
Человек - живой, как растения и животные. Он передвигается - ходит, бегает, прыгает, питается, дышит, как и все живое, воздухом. Чувствует (слышит, видит, ощущает запах, боль, голод, окружающую темпер...
План-конспект индивидуальной беседы с родителями «Как победить застенчивость»
Цель: расширить представления родителей о способах и методах преодоления застенчивости.Ход беседы:Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?Проанализируйте свое отношение к р...
План-конспект индивидуальной беседы с родителями «Как победить застенчивость у ребенка»
План-конспект индивидуальной беседы с родителями «Как победить застенчивость у ребенка»Цель: расширение представлений родителей о способах и методах преодоления застенчивости.Ход:Здравству...
План-конспект ОД «Беседа «С чего начинается Родина?»
Беседа с использованием ИКТ технологий для детей страшего дошкольного возраста....
План-конспект этической беседы в старшей группе
Проведение этической беседы в старшей группе поможет детям воспроизвести событие из рассказа Трейлиба Г.В. "Доверие -вещь хрупкая", учавствовать в беседе по содержанию, объяснить поня...
План конспект этическая беседа " Добрые поступки"
Познакомить детей с понятиями «доброта», «добрые дела»; научить сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу. Формировать потребность в совершении добрых дел...
План-конспект итоговой беседы о птицах для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект занятияТема: «Беседа о птицах»Цели занятия:углубить и расширить знания детей о птицах нашего города;объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие);учить отличат...