ОД «Лаборатория соли»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе по изучению свойсв соли
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_laboratoriya_soli.docx | 24.86 КБ |
laboratoriya_soli.pptx | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 55 города Благовещенска»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности
в подготовительной группе
«Лаборатория соли»
Разработала:
Демченко Г.С.,
воспитатель высшей кв.к.
г. Благовещенск
Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
1. Систематизировать знания детей о том, что соль минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе.
2. На основе исследовательской деятельности помочь выявить основные свойства соли (белого цвета, без запаха, растворяется в воде, может окрашиваться, солёная вода помогает предметам удерживаться на поверхности).
3. Научить использовать соль, как средство для творчества.
Развивающие:
1. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
2. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
3. Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, соль (морская, каменная, поваренная), мешочки с солью, пипетки, кубики льда, лупы, ½ листа картона с нанесенным на нем контуром предмета, стаканчики с водой, сырые куриные яйца, ложечки, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.
Форма проведения: организация научно-практической лаборатории.
Методы и приемы:
Наглядно-демонстрационные
Словесные
Практические
Ход занятия:
Воспитатель в центре группы и произносит
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, сегодня наше занятие пройдет в научно-практической лаборатории (СЛАЙД 1).
- Кто мне скажет, а что такое лаборатория?
Дети: Это место где проводят опыты и эксперименты.
Воспитатель: Совершенно верно! А кто проводит опыты и эксперименты?
Дети: Ученые.
Воспитатель: Молодцы! В лаборатории работают старшие научные сотрудники – ученые и их помощники лаборанты – младшие научные сотрудники. Сегодня я буду старшим научным сотрудником нашей лаборатории, а вы моими помощниками – лаборантами.
На экран выводится картинка лаборанта за работой (СЛАЙД 2)
Воспитатель: Что необходимо лаборантам для работы?
Дети: Микроскоп, разные приборы и т.д.
Воспитатель: Правильно. А во что одеты сотрудники лаборатории и почему?
Дети: Они одеты в белые халаты, чтобы не испачкать свою одежду, на голове специальная шапочка. На руках перчатки, чтоб не поранить руки.
Воспитатель: Белые халаты являются не только защитной, но и сменной одеждой, на которой могут оседать частицы бактерий и микробов, попадание которых за пределы лаборатории иногда может привести к опасным последствиям. Поэтому покидая лабораторию, сотрудники обязательно снимают с себя халаты и сдают их в прачечную на санитарную обработку. Перчатки защищают руки работника от порезов, ссадин, ожогов, так как иногда лаборантам приходится работать и с очень опасными веществами и кислотами, способными разъедать предметы. Маска защищает лаборантов от паров, образующихся при нагревании различных жидкостей и бактерий, которые легко могут попасть в организм человека при дыхании ртом.
Пройдите, пожалуйста, к своим рабочим местам, оденьте спецхалаты, защитные шапочки и приступим к работе.
Дети одеваются в спецодежду, которая висит на спинках стульев, и занимают свои рабочие места
Воспитатель: Перчатки нам сегодня с вами не понадобятся, так как сегодня мы будем работать не со столь опасным и вредным для здоровья веществом. А каким, вы мне скажите сами, отгадав загадку.
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
Дети: Соль! (СЛАЙД 3)
Воспитатель: Правильно это соль.
Но прежде чем приступить к ее изучению, давайте вспомним правила работы в лаборатории:
Дети:
1 – следует соблюдать тишину
2 – нельзя толкать соседа во время работы
3 - сначала посмотри, а потом повтори
4 - выполнил и положи на место
Воспитатель: Ребята, какие виды соли вам звестны?
Дети: морская, крупная, мелкая. (СЛАЙД 4)
Воспитатель демонстрирует детям образцы разных видов соли, дает им пощупать ее и просит дать сравнительную характеристику.
Дети: Морская соль крупная, серая. Мелкая соль белая, похожа на порошок. Крупная соль блестит.
Воспитатель: Сегодня мы будем изучать мелкую поваренную соль, познакомимся с ее свойствами и узнаем, где и как можно ее использовать.
Подвиньте поближе к себе стаканчики с солью. Давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её.
Дети: Она без запаха.
Воспитатель: Какая она на вкус?
Дети: соленая.
Воспитатель: Насыпьте немного соли в разеточку. Что вы сделали, насыпали или налили?
Дети: насыпали.
Воспитатель: Значит соль какая?
Дети: сыпучая, рассыпчатая.
Воспитатель: Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль?
Дети: Она похожа на зернышки, кристаллы, крупинки.
Воспитатель: Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло?
Дети: соль впитала воду.
Воспитатель: А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её?
Дети: Потому что соли много, а воды мало.
Воспитатель: Возьмите стаканчик с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: Изменился ли цвет воды?
Дети: нет. Вода осталась прозрачной.
Воспитатель: А как вы думаете какой стал вкус у воды?
Дети: Вода стала солёной.
Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте подведем итог, что мы узнали о соли.
Дети: Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды (СЛАЙД 5).
Воспитатель: Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют?
Дети: Мелкой солью солят еду, делают заготовки на зиму. Морской солью, когда болеешь можно промывать нос. С морской солью можно принимать ванну и парить ноги. (СЛАЙД 6).
Воспитатель: Молодцы! Хотелось бы уточнить, что для консервации овощей на зиму лучше использовать крупную соль. А еще крупная соль является любимым лакомством коров.
А еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем.
Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит.
Дети: соль трещит.
Воспитатель: Этот треск говорит о том, что соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.
Физминутка
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два!
(Ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
(Поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
(Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
(Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем.
(Ходьба на месте.)
От души мы потянулись,
(Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись.
(Дети садятся.)
Воспитатель: А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.
Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. (СЛАЙД 7). Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. (СЛАЙД 8). Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории. (СЛАЙД 9).
Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче?
Дети: поролон легкий, а соль тяжелая.
Воспитатель: Значит, какому ослику было легко идти?
Дети: ослику, который нес поролон, было легко, а который нес соль, ему было тяжело.
Воспитатель: Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью?
Дети: она растворилась в воде.
Воспитатель: А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть, а какому тяжело и почему?
Дети: легче было плыть ослику, который нес соль, так как она растворилась. А ослику, который нес поролон было плыть очень тяжело, потому что поролон впитал в себя воду и стал тяжелым.
Воспитатель: А теперь мы узнаем, что происходит с предметами в соленой воде. Подвиньте к себе два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом?
Дети: оно опустилось на дно.
Воспитатель: Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом
Дети: оно плавает на поверхности.
Воспитатель: Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.
Ребята, вот сколько мы сегодня узнали про соль. Но у соли есть еще один секрет. Интересно какой?
Дети: Да!
Воспитатель: Еще один секрет соли в том, что она является отличным средством для рисования.
Дети: Как!?
Воспитатель демонстрирует детям технику рисования солью, после чего мальчики рисуют машину, а девочки бабочку.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы сегодня были мне хорошими помощниками в нашей лаборатории.
Что нового вы сегодня узнали про соль?
Какой опыт вам запомнился больше всего и почему? Какой вызвал затруднения?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
поролон соль
поролон соль
поролон
Научно-практическая лаборатория «Лучики»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."
Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи в лаборатории соли»
Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность....
Лаборатория маленьких исследователей «Волшебная соль»
Игровая образовательная ситуация проводится в форме импровизированной непосредственно образовательной деятельности, имеющую нетрадиционную структуру проведения в виде исследовательской лаборатор...
Лаборатория удивительных наук "Чудо - соль" (16.10.2020)
Исследовательская работа позволяет формировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.Методы и приемы организации экспериментально-исследовательск...
НОД «Исследовательская лаборатория. Мука и соль».
НОД «Исследовательская лаборатория. Мука и соль». Форма НОД: групповая. Возрастная группа: _средняя ....
Методическая разработка по детскому экспериментированию : "Лаборатория живой и неживой природы "Обычная и необычная соль"
Методическая разработка по детскому экспериментированию : "Лаборатория живой и неживой природы" "Обычная и необычная соль" Цель: - расширить кругозор...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи в лаборатории соли».
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности«Юные исследователи в лаборатории соли»....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень интересно.Спасибо.
Очень интересно.Спасибо.