Конспект организованной образовательной деятельности Секреты воздуха
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Романова Юлия Вениаминовна

Данная разработка направлена для работы с детьми средней группы по познавательному развитию и направлена на формирование представлений об окружающем мире,знакомстве с некоторыми свойствами воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Секреты воздуха»

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе

Цель: Формирование представлений об окружающем мире, расширение кругозора детей.

Задачи:

Образовательные

  • Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха (легкий, прозрачный, невидимый, не имеет формы; свойства воздуха используют при изготовлении игрушек и музыкальных инструментов). Подвести к пониманию, что чистый воздух-это дар природы, который нужно сохранять.

Развивающие

  • Развивать стремление к познанию окружающего мира.
  • Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
  • Расширять и активизировать словарь детей.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, позитивное отношение к  окружающему миру,  бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:  

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материал:

По числу детей: полиэтиленовые пакеты, надувные игрушки, колпачки от фломастеров, веера, музыкальные инструменты.

Воздушный шарик. Иллюстрации улиц города.

Аудиозапись музыкальных произведений:  «Утро» муз. Э.Григ,  «Шарики воздушные» муз. А.Петряшева.

Ноутбук.

Участники: воспитанники, воспитатель, ученица музыкальной школы.

ХОД ООД

Воспитатель: (привлекает внимание детей и предлагает им поиграть)                       Вы будете птички

«Птички в гнездышках сидят,

И на улицу глядят,

Погулять они хотят

                               И тихонько полетят» (проводится игра)

Воспитатель: Птички крылышки развели в стороны, вздохнули, вниз – выдохнули. Еще раз крылышки в стороны - вздохнули, вниз - выдохнули.

     Воспитатель обращает внимание детей на вдох и выдох.

Воспитатель:  Чем мы дышим? (Носом.)

Давайте вздохнем глубоко-глубоко, а теперь выдохнем.

Воспитатель: Дети, что мы вдыхаем? (воздух)

Воспитатель: Дети, сегодня  мы поговорим о воздухе.

-А вы знаете, что  воздух называют «невидимкой»?

Воспитатель: Как вы думаете почему? (Его не видно, он не видим.)

Воспитатель: А почему мы его не видим? (Он прозрачный как стекло, через него все видно, он бесцветный.)

Воспитатель: Правильно, воздух прозрачный, невидимый и через него все видно.

Воспитатель: А что еще вы можете  назвать прозрачным? (Стекло, аквариум, стакан, стекло в окне и др.)

Воспитатель: Дети воздух окружает нас повсюду: в группе, на улице, дома. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте убедимся в этом, взмахните рукой.

(Дети взмахивают рукой.)

Воспитатель: Что вы почувствовали?  (Ветерок.)

Воспитатель: Когда воздух движется, возникает ветерок. Движения воздуха есть - ветер.

Воспитатель: Подумайте, как еще можно почувствовать воздух? (Если помахать у лица ладошкой, веером, покружиться, похлопать в ладоши.)

Воспитатель раздает всем детям по вееру и предлагает почувствовать воздух – помахать веером.

Звучит музыка Э.Григ «Утро». Дети выполняют различные движения с веером.

Воспитатель: Вы чувствуете слабый ветерок, это движется воздух.

Воспитатель: Что вы почувствовали? (движения воздуха, ветерок)

Воспитатель: А почему возникал ветерок?

Какой мы можем сделать вывод? (Мы своими движениями помогали активно двигаться воздуху. Это создавало ветерок).

Воспитатель: Воздух нас окружает со всех сторон и заполняет все свободное пространство. Но его можно не только почувствовать, но и поймать.

Воспитатель раздает детям полиэтиленовые пакеты и предлагает открыть  пакет, взять его за края, и «впустить» в него воздух и далее  закрыть его. Дети проделывают опыт вместе с воспитателем.

Воспитатель: Что случилось с пакетом? (Он надулся как шарик. Пакет наполнился воздухом.)

Воспитатель: Почему пакет надулся? (Он надулся, потому что там воздух.)

Воспитатель: Дети, посмотрите, мы видим воздух внутри пакета? (Нет.)

 Какой воздух? (Прозрачный, невидимый.)

Воспитатель: Дети, а пакет с воздухом легкий или тяжелый? (легкий)

Воспитатель: Как вы думаете, почему? (Воздух легкий, ничего не весит.)

Воспитатель: Какой формы воздух? (У него нет формы.)

Воспитатель: Какой можно сделать вывод? (Воздух не имеет своей формы, он приобретает форму предмета, в котором он находится.)

Воспитатель предлагает выпустить воздух из пакетов и собирает их.

Звучит музыка А.Петряшевой «Шарики воздушные», влетает в группу воздушный шарик.

«Я лечу, лечу, лечу и лечу куда хочу».

Воспитатель обращает внимание детей на воздушный шарик.

Воспитатель: А почему его  называют воздушным? (Он заполнен воздухом.)

Воспитатель предлагает слегка нажать на шарик пальцем. Дети нажимают

Воспитатель: Что случилось? (Вмятина)

А когда мы отпускаем, что видим? (Вмятина исчезает.)

Воспитатель: Как вы думаете почему? (Ее заполнил воздух.)

Воспитатель: А если будет дырочка в шаре, что случится? (Шар лопнет.  Из него выйдет воздух.)

Воспитатель: У нас в группе есть игрушки наполненные воздухом, покажите их.

Каждый ребенок находит в группе надувную игрушку.

Воспитатель спрашивает детей,  почему они выбрали именно эти игрушки.

Воспитатель: Игрушки легкие или тяжелые? (Легкие.)                                            Почему?  (Воздух легкий.)

Воспитатель выпускает воздух из надувной игрушки. Предлагает подставить ладошку.

Воспитатель: Что вы чувствуете? (Ветерок. Воздух быстро выходит.)

Воспитатель: Посмотрите, воздух из игрушки вышел, и она стала некрасивая. Что мы должны сделать, чтобы игрушка была как прежде? (Надуть.  Заполнить  воздухом.)

Воспитатель: Посмотрите, через нос я набираю воздух и с силой вдуваю его в игрушку. Усилием воздуха игрушка оживает и будет нас радовать, как прежде.

Воспитатель обращает внимание детей на красивую коробочку, в которой находятся колпачки.

Воспитатель: Я вам открою секрет. При помощи колпачка и воздуха можно издавать различные звуки.

Воспитатель раздает колпачки детям и  предлагает попробовать. Делайте как я: приставьте колпачок к нижней губе и подуйте.

Воспитатель: Что вы слышите? (Звук.)

Воспитатель: Это струя воздуха выходит со звуком, воздух дрожит и возникает звук. Что мы делаем, чтобы услышать звук? (Дуем в колпачок, и возникает звук.)

Воспитатель: Назовите музыкальные инструменты, в которые когда дуешь, возникает звук. (Губная гармошка, дудочка, свистулька, труба.)

Воспитатель предлагает взять детям музыкальные инструменты, поиграть на них и послушать, какие звуки будут звучать.

Воспитатель: Давайте послушаем дудочку…, губную гармошку…(Дети играют на музыкальных инструментах.)

Воспитатель: С помощью чего получаются звуки? Что мы делаем, для того чтобы получался звук? ( Дуем воздух и возникает звук. Нам помогает воздух.)

Воспитатель предлагает всем детям  вместе заиграть на музыкальных инструмента. Отмечает, что звуки не сложили красивой мелодии.

Воспитатель: Сегодня нам представилась возможность послушать музыкальный инструмент – флейту. Звуки получаются в инструменте при помощи воздуха.

Воспитатель представляет ученицу музыкальной школы по классу-флейты, которая исполняет для детей пьесу на флейте.

Воспитатель: Вот какими волшебными звуками нас одарила флейта, а получились они при помощи воздуха.

Воспитатель и дети благодарят школьницу за доставленное удовольствие.

Воспитатель: Воздух важен для жизни. Чем же он так нам необходим? (Мы им дышим.)

Воспитатель:  Дети, без пищи, воды человек  может прожить несколько дней, а без воздуха  не может даже несколько минут.

Поднесите свою ладошку ко рту, к носу и подышите.

Воспитатель: Что вы чувствуете? (Тепло от дыхания.)

Воспитатель: А когда зимой на улице мороз, мы говорим «Как холодно, даже пар изо рта идет!». Это значит, что мы дышим.

И животные и люди дышат носом.

Воспитатель: Вспомните, чем дышат растения? (Листьями, корнем, стеблем.)

Воспитатель: А для того, чтобы растения дышали, что нужно делать? (Протирать листья. Рыхлить землю, чтобы воздух проникал к корням растения.)

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации с  улицами  города, где есть завод, дымят трубы, едут машины, видна железная дорога, с движущимися поездами,  и улицу,  где много деревьев, разбиты клубы, едет троллейбус.

«А вот дети улицы города.

Они бываю разные.

Могут быть зелеными, чистыми.

Но бываю и другие.

На какой вы жить хотите?

Это сами расскажите».

Дети рассматривают иллюстрации.

Воспитатель: Почему вы не хотите жить на этой улице? Что здесь загрязняет воздух? (Здесь трудно дышать. Дымят трубы завода. Шум от железной дороги. Много машин.)

Почему вредно дышать таким воздухом? (Можно заболеть.)

Воспитатель: Правильно, дышать таким воздухом вредно. Люди часто начинают болеть. Опасен такой воздух и для растений и животных. Им тоже необходим чистый воздух. Чистый воздух - одно из главных богатств природы.

Воспитатель: Что люди делаю, чтобы воздух был чистым? (Сажают деревья, создают транспорт, который  не отравляет дымом воздух: велосипеды, трамваи, троллейбусы)

Воспитатель: Какой можно сделать вывод? (Растениям, животным, людям нужен чистый воздух. Люди сажают в городах деревья, делают  транспорт, который  не отравляет дымом воздух, а на  заводах ставят специальные установки, которые улавливают  вредные вещества-фильтры, которые не выпускают их в воздух.)

Воспитатель: Послушайте загадку,  и отгадайте её.

«Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем» (Воздух.)

Воспитатель:  Какой он?

Для чего он нужен?

Что было бы, если не было бы воздуха?

Какой эксперимент вам запомнился больше всего? Почему?

О чем вы расскажите своим родителям?

Воспитатель: Сегодня вы узнали много нового о воздухе, но это еще не все, есть еще много интересного,  с чем вам предстоит познакомиться.

А сейчас, я вам предлагаю поиграть с игрушками, которые наполнены воздухом.

Дети выбирают  игрушки и играют с ними.

Список использованной литературы

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Подружись с природой. Популярное пособие для детей и родителей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб.: Детство - Пресс, 2010.
  3. МЫ. Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др. - 2-е изд.,  испр. и доп. – СПб.:  Детство-пресс,  2002
  4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте.– М: Просвещение, 1995.
  5. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка : Пособие по экологическому образованию дошкольников. - М.: Линка-Пресс, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в соответствии с ФГОС ДО «Секреты воздуха».

Тема: Секреты воздухаЦель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ознакомление с окружающим миром) в разновозрастной группе (4-6 лет) Тема: «Воздух».

Занятие направлено на развитие познавательной активности в процессе экспериментирования; расширение знаний детей о воздухе....

Конспект организованной образовательной деятельности Тема: Воздух и его свойства

Познакомить детей с тем, что воздух есть вокруг нас, что на Земле кроме четырёх океанов, есть ещё и пятый – воздушный океан. Познакомить детей с понятием «атмосфера», дать представле...

Конспект организованной образовательной деятельности "Тайна воздуха"

Конспект занятии по познавательному развитию окружающий мир для детей старшей группы "Тайна воздуха"...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Исследование свойств воздуха. Воздух – волшебник».

Описание материала: конспект открытого занятия по познавательному развитию. Материал рассчитан на воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет. В основе лежит познавательно-экспериментальная деятельность...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Мыльные секреты»

Развитие познавательного интереса детей к исследовательской деятельностив процессе знакомства со свойствами мыла и его разновидностями...