Занятие по опытно-экспериментальной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Дрожжина Наталья Анатольевна

"Эта удивительная соль" - конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_sol.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по опытно экспериментальной деятельности в подготовительной группе

 «Эта удивительная соль»

1.Расширять и систематизировать представления детей о соли, использовании ее в жизни человека, применении в творчестве. Расширять представления детей свойствах соли, способах ее добычи.

2.Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, творческое воображение.

3. Воспитывать аккуратность в работе, умение соблюдать правила техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов, бережное отношение к природным ресурсам и к своему здоровью.

 - Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит, там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек. Что же это может быть?. Вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в мешочках.

Без неё повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадёт – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (Соль)

Педагог высыпает соль в ёмкость и задаёт вопрос:

«Для чего нужна соль? Где люди используют соль

Соль – полезное ископаемое, природный элементСоль бывает каменная, морская и поваренная.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «несолоно- хлебавши». К соли относились уважительно.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
  • Без соли, без хлеба худа беседа.
  • Пуд соли вместе съесть.
  • Без соли и стол кривой
  • Без соли и хлеб не естся.
  • Без соли, без хлеба – половина обеда.
  • Без соли, без хлеба за стол не садятся.

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

Как же соль попадает к нам на стол, где ее берут?

 - А вы хотите узнать, как добывают соль?

(Презентация «Эта удивительная соль»)

Наша планета очень богата солёными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами

 Соль добывают в соляных шахтах.

Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала?

 Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, соль кристаллизовалась и образовались горы. 

Есть еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать. Специальная машина солесос отсасывает соленую воду из озёр, потом воду выпаривают, и остается белый порошок – соль.

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к различным заболеваниям. Но также, нужно сказать, что и излишнее употребление соли вредно для нашего организма, поэтому нужно быть осмотрительными и следить за тем, сколько соли содержится в продуктах.

Как вы думаете, где ещё можно использовать соль?

Соль широко используется в медицине, для лечения и профилактики разных заболеваний.

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории или соляные пещеры.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

А ещё соль полезна и животным.

Так, например, большинство животных, питающихся в основном растительными кормами, испытывает на воле соляной голод. Пища многих животных – растения. В растениях же мало соли. Поэтому домашним животным соль добавляют в пищу, а в лесах для диких животных устраивают солонцы – специальные места, куда могут прийти животные за солью.  Вот почему в лесу так охотно приходят на искусственную подкормку солью не только лоси, косули, но и зайцы, белки, многие мышиные.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу - соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

Так же соль используют в консервировании овощейсоль в жизни людей важный продукт.

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек, идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Игра

А сейчас я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. 

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место

Опыт № 1«Из чего состоит соль»

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль, что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Выводсоль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт № 2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт № 3 «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит, соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)

Опыт№4. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (в одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

(в тёплой воде соль растворилась быстрее).

А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем

А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

(в стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)

А Соль исчезла(Нет, соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

ВыводСоль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 5. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.

Творческая работа.

Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.

А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.

Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? (соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека)

- Давайте вспомним

. Откуда берется соль? (соль - люди добывают из морской воды и соляных шахт, а помогают им могучие машины)

- Как вы думаете ребята, соль полезна или вредна

- Что нового вы узнали о соли? (Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка).

- Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

- Молодцы! Сколько интересного вы знаете о соли. Мы с вами через лупу видели кристаллы соли, (показ иллюстраций кристаллов соли).

Опыт № 6 «Соленые кристаллы».

Ребята давайте сейчас сами вырастим кристаллы. Для выращивания нашего кристалла нам понадобится:

• вода;

• два стеклянных сосуда;

• соль;

• нитка.

(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают) .

Наполняем два сосуда водой, добавляем соли до тех пор, пока она не перестанет растворяться, т. е. пока на дне сосудов не появится осадок из кристалликов соли.

Затем ставим наши сосуды в теплое место с постоянной температурой, опускаем один кончик нитки в один сосуд другой кончик в другой, как бы соединяя наши сосуды «мостиком» из нитки.

Теперь необходимо ждать. Мы будем наблюдать каждый день в нашей лаборатории, как растут кристаллы соли.

Для этого в наших дневниках экспериментирования будем делать зарисовки нашего кристалла соли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по опытно – экспериментальной деятельности детей.

Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детейподготовительной группы.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Развивать речь, мышлен...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...

Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....

Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....

Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей средней группы

«Познавательный интерес – проявление стремления ребенка познать новое, выяснить непонятные качества, свойства предметов, выявлений действительности в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся ме...

Конспект занятия По опытно - экспериментальной деятельности во 2 младшей группе тема: «Водичка»

Программное содержание:                                                   ...