Занятие по опытно-экспериментальной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
"Эта удивительная соль" - конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_sol.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по опытно экспериментальной деятельности в подготовительной группе
«Эта удивительная соль»
1.Расширять и систематизировать представления детей о соли, использовании ее в жизни человека, применении в творчестве. Расширять представления детей свойствах соли, способах ее добычи.
2.Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, творческое воображение.
3. Воспитывать аккуратность в работе, умение соблюдать правила техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов, бережное отношение к природным ресурсам и к своему здоровью.
- Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит, там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек. Что же это может быть?. Вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в мешочках.
Без неё повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Откройте мешочки. Что там? (Соль)
Педагог высыпает соль в ёмкость и задаёт вопрос:
«Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»
Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «несолоно- хлебавши». К соли относились уважительно.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
- Без соли, без хлеба худа беседа.
- Пуд соли вместе съесть.
- Без соли и стол кривой
- Без соли и хлеб не естся.
- Без соли, без хлеба – половина обеда.
- Без соли, без хлеба за стол не садятся.
Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
Как же соль попадает к нам на стол, где ее берут?
- А вы хотите узнать, как добывают соль?
(Презентация «Эта удивительная соль»)
Наша планета очень богата солёными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами
Соль добывают в соляных шахтах.
Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала?
Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, соль кристаллизовалась и образовались горы.
Есть еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать. Специальная машина солесос отсасывает соленую воду из озёр, потом воду выпаривают, и остается белый порошок – соль.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к различным заболеваниям. Но также, нужно сказать, что и излишнее употребление соли вредно для нашего организма, поэтому нужно быть осмотрительными и следить за тем, сколько соли содержится в продуктах.
Как вы думаете, где ещё можно использовать соль?
Соль широко используется в медицине, для лечения и профилактики разных заболеваний.
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории или соляные пещеры.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
А ещё соль полезна и животным.
Так, например, большинство животных, питающихся в основном растительными кормами, испытывает на воле соляной голод. Пища многих животных – растения. В растениях же мало соли. Поэтому домашним животным соль добавляют в пищу, а в лесах для диких животных устраивают солонцы – специальные места, куда могут прийти животные за солью. Вот почему в лесу так охотно приходят на искусственную подкормку солью не только лоси, косули, но и зайцы, белки, многие мышиные.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу - соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
Так же соль используют в консервировании овощей: соль в жизни людей важный продукт.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек, идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Игра
А сейчас я приглашаю вас в нашу научную лабораторию.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место
Опыт № 1: «Из чего состоит соль»
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль, что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт № 2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод:
Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 3 «Соль поглощает воду»
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Воспитатель: значит, соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)
Опыт№4. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (в одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(в тёплой воде соль растворилась быстрее).
А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем
А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?
(в стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)
А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Ответы детей – попробовать на вкус
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 5. «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(Яйцо не тонет).
А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).
А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.
Творческая работа.
Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.
А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.
Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? (соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека)
- Давайте вспомним
. Откуда берется соль? (соль - люди добывают из морской воды и соляных шахт, а помогают им могучие машины)
- Как вы думаете ребята, соль полезна или вредна?
- Что нового вы узнали о соли? (Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка).
- Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?
Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
- Молодцы! Сколько интересного вы знаете о соли. Мы с вами через лупу видели кристаллы соли, (показ иллюстраций кристаллов соли).
Опыт № 6 «Соленые кристаллы».
Ребята давайте сейчас сами вырастим кристаллы. Для выращивания нашего кристалла нам понадобится:
• вода;
• два стеклянных сосуда;
• соль;
• нитка.
(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают) .
Наполняем два сосуда водой, добавляем соли до тех пор, пока она не перестанет растворяться, т. е. пока на дне сосудов не появится осадок из кристалликов соли.
Затем ставим наши сосуды в теплое место с постоянной температурой, опускаем один кончик нитки в один сосуд другой кончик в другой, как бы соединяя наши сосуды «мостиком» из нитки.
Теперь необходимо ждать. Мы будем наблюдать каждый день в нашей лаборатории, как растут кристаллы соли.
Для этого в наших дневниках экспериментирования будем делать зарисовки нашего кристалла соли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по опытно – экспериментальной деятельности детей.
Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детейподготовительной группы.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Развивать речь, мышлен...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей средней группы
«Познавательный интерес – проявление стремления ребенка познать новое, выяснить непонятные качества, свойства предметов, выявлений действительности в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся ме...
Конспект занятия По опытно - экспериментальной деятельности во 2 младшей группе тема: «Водичка»
Программное содержание: ...