Образовательная деятельность "Школа волшебства"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Лекомцева Наталья Леонтьевна

Конспект образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_shkola_volshebstva.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: edited

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 23 «БРУСНИЧКА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 23 «БРУСНИЧКА»

Занятие
по ознакомлению с окружающим миром

для детей подготовительной группы

«ШКОЛА ВОЛШЕБСТВА»

Воспитатель 1 категории: Лекомцева Н.Л.

Ханты - Мансийск

Цель: Развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать

гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия.

Задачи:

образовательные:

  • расширить представления детей о свойствах льда, снега, магнита, камня, сахара. Учить проводить опыты, соблюдая технику безопасности при их проведении.

развивающие:

  • стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;

     выявлять изменения агрегатного состояния твердых веществ; воспитательные:

  • воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности при работе с огнем; интерес к экспериментам, доброжелательность и гостеприимство.

Интеграция познавательных областей:

 познание:

  • знакомство со свойствами льда, снега, магнита, камня, сахара; коммуникация:
  • развивать диалогическую речь, обогащать словарь словами: эксперимент, плавится, шероховатый, прожилки;

физкультура'.

  • физминутка; здоровье:
  • здоровый образ жизни; социализация:
  • совместная опытно - экспериментальная работа; безопасность:
  • беседа о соблюдении осторожности с огнем, снег и лед есть нельзя; труд:
  • учить убирать за собой после занятия оборудование, и помогать готовить его к занятию;

чтение художественной литературы:

  • чтение о воде, снеге, камнях, загадывание загадок; художественное творчество:
  • лепка из снега, изготовление различных льдинок из воды; словарная работа:
  • обогащать и расширять словарь детей; индивидуальная работа:

         • развивать усидчивость и аккуратность.

Материалы:

  • Бусинки, замороженные в кубиках льда, стаканы, теплая вода.
  • Магнит, картон, металлические, пластмассовые и деревянные предметы.
  • Свечи, чайные ложки и металлические тарелки, заранее смазанные растительным маслом, сахарный песок, баночки для тушения огня.
  • набор камней, лупы, стакан с водой, ложка, подносы, салфетки.
  • тарелочки для снега, снег, лимон, разноцветные круги.

                                                         Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я очень рада, что началась наша встреча. Приглашаю вас на занятие, а оно у нас сегодня будет необычным. Каким бы вы хотели видеть наше занятие? (Ответы детей). А с каким настроением вы пришли на него? Давайте его покажем нашим гостям (улыбаются и дарят их своим гостям). Вы хотите, чтобы оно было волшебным?

Дети: Да!

Воспитатель: А что такое волшебство? (Ответы детей). Тогда я приглашаю вас в школу волшебства. (Звучит “волшебная” музыка). Закройте глаза, повернитесь через левое плечо.

В руку палочку возьму,

Ей тихонько я взмахну,

Превращаемся сейчас

Мы в волшебный, дружный класс.

(В групповой комнате заранее приготовлены 5столов с материалами для опытов)

                       

                                          Опыт со льдом

Воспитатель: Чтобы наше волшебство получилось, вам нужно сделать добрый поступок. А какой — я вам сейчас расскажу.

(Проблемная ситуация). Я несла вам на занятие бусы, нечаянно уронила их в воду, а злой чародей заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что делать?

Дети: Нужно освободить бусинки.

Воспитатель: А как можно освободить бусинки из плена?

(Дети высказывают свои гипотезы)

  • Можно погреть в кулачке.
  • Можно положить на батарею.
  • Можно положить в теплую воду.

Воспитатель: Ребята, вы выдвинули много интересных предположений. Давайте подумаем, какой из предложенных способов самый быстрый. Вы думаете положить в горячую воду, давайте проверим: (проводим опыт, опускаем льдинки с бусинками в стакан с горячей водой и наблюдаем, что происходит…)

Вывод: В горячей воде лед быстро тает и превращается тоже в воду.

       Воспитатель: Я сегодня утром набрала снег и разложила его по тарелочкам, и интересно, что же с ним произошло? Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию, но вход в нее непростой. Чтобы в нее попасть мы должны назвать прибор, с помощью которого мы сегодня будем проводить исследования. Так как называется прибор для исследований? (лупа). А что такое лупа? (увеличительное стекло).

Молодцы! Теперь можем пройти за стол и сесть поудобнее. Сейчас мы с вами будем выяснять, какой снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования – это…( лупа!) Найдите ее на своих столах.

Дети проходят за столы, на столах стоят одноразовые тарелочки с растаявшим снегом.

           Воспитатель: Ребята, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? А давайте попросим нашу няню принести нам немного снега, и не забудем сказать волшебное слово «пожалуйста». Пока нам его принесут мы внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? (холодный, мокрый). Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и очень грязный.) Давайте обозначим знаком, что его есть нельзя.

Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги). Какого они цвета? Положите один круг, на пустую тарелочку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где круг видно, а где нет? Почему? (под растаявшим снегом видно круг, а под снегом нет) Молодцы ребята, вы настоящие исследователи.

Воспитатель: Ребята, а давайте сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (дети отвечают).

       Воспитатель: Ну вот какие мы умницы и узнали много интересного о снеге. Подумайте и скажите, а как узнать, снег пахнет или нет? (надо понюхать). Понюхаем сначала лимон, какой он? (ароматный,). А теперь снег (у него нет запаха). Молодцы и теперь давайте сделаем вывод, какой же снег?

Вывод: Под растаявшим снегом видно круг, предметы, а под снегом нет, снег имеет белый цвет и он без запаха, снег – это замерзшая вода, снег грязный и холодный, его нельзя есть.

                 

                    Физкультминутка под музыку:

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся на корточки)

                   Опыт с магнитом

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный камень, который может передвигать металлические предметы. Посмотрите, что сейчас будет происходить.

(На листе картона лежит скрепка, под картоном - магнит. Воспитатель двигает магнитом скрепку по нарисованным на картоне дорожкам - прямой, зигзагообразной, спиралеобразной)

Кто-нибудь из вас знает, как называется этот камень? (Ответы детей). Правильно, магнит. А как вы думаете, все ли предметы может притягивать этот волшебный камень? (Ответы детей).Теперь я хочу, чтобы вы мне показали другое волшебство сами. Как вы думаете, наше волшебство получится с пластмассовыми и деревянными предметами? (Ответы детей) (Дети экспериментируют с металлическими, деревянными и пластмассовыми предметами).

Воспитатель: А еще нам злой волшебник сделал неприятность, спрятал предмет под крупу и в стаканы с закрашенной водой бросил неизвестные предметы, как нам их достать? (Правильно, с помощью волшебного магнита)

 Вывод: Этот волшебный камень – магнит может притягивать железные предметы из любого места, даже из воды. 

                                            Опыт с камнями.

Дети, это еще не все волшебства, они продолжаются, давайте пройдем к этому столу, вам хочется узнать, что спрятано в этой коробочке?

Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит коробочка ощущений, внутри которой лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к коробочке. Просовывают руку и ощупывают предмет. Говорят, что же лежит внутри коробки? - Камень.

        Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов, кроме лупы? (глаза, пальцы)

(Воспитатель напоминает предназначение каждого органа)

Воспитатель: А сейчас мы с вами и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.

Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета и размера у них камни (серый, коричневый, белый, круглый, квадратный, овальный и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Определение размера.

Воспитатель спрашивает: “Все камни одинакового размера?” - Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. (Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весы? Да, взвешивают.

Вывод: камни имеют разные рисунки.

Определение веса.

 Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весы? Да, взвешивают.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые..

Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления - по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни в воде тонут и меняют цвет.

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные, тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Камни бывают разных размеров, могут быть гладким и шероховатым, иметь разные рисунки, и по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

                                               Опыт с огнем

Воспитатель: Вы были хорошими исследователями и конечно, заслужили еще одно интересное и вкусное волшебство. Делать его буду я, а вы внимательно наблюдать, его нужно делать аккуратно и очень осторожно, так как мы будем работать с огнем. А огонь, как вы уже знаете, может быть опасным, если с ним неправильно обращаться. Скажите, что же может произойти, если с ним неправильно обращаться? (ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите - на столе лежит ложка. Что в ней находится? Расскажите мне о сахаре. Какой он? (Ответы детей)

Сейчас я возьму ложку с сахаром и нагрею ее над огнем свечи. Внимательно смотрите, что происходит. (ответы детей) Каким стал сахар? (жидким и коричневым)

Почему? (Ответы детей)

Теперь жидкий сахар я осторожно перелью на ваши тарелочки, а вы в эти капельки вставьте зубочистки, и подержите немного. Что происходит с растаявшим сахаром? Каким он стал? (жидким и может переливаться). Как вы думаете, ребята, станет ли сахар жидким от солнечного тепла? (Ответы детей). Тепла солнца будет недостаточно для того, чтобы сахар стал жидким. А давайте сейчас попробуем взять зубочистки с капельками жидкого сахара и посмотрим, что с ним произошло? (он застыл, потому что мы его перестали подогревать.)

     Вывод: При нагревании сахар становится жидким, свободно переливается, а при прекращении нагревания сахар переходит в твердое состояние.

(Воспитатель даёт инструкцию, о том, как правильно затушить свечу. С помощью баночки свеча гасится, выставляется запрещающий знак и о том, что самим не в коем случае нельзя это делать).

               Воспитатель: Молодцы! Ну и, конечно, сейчас попробуете наше вкусное волшебство. Это вам награда, зато что вы так хорошо занимались, и многое узнали. Вам понравилось занятие? Трудным ли оно было для вас? Что интересного вы узнали сегодня? Я вам говорю спасибо, вы очень послушными были учениками. Но нам надо возвращаться назад. Закроем глаза, повернемся через правое плечо…и очутимся в группе. Занятие окончено, благодарим за внимание.

В руку палочку возьму,

Ей тихонько я взмахну,

        Возвращаемся сейчас

Мы в веселый, детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-образовательная деятельность < Волшебство ритмов дня>.

Познавательно-образовательная деятельность по прогрмме М.Л.Лазарева...

Познавательно-образовательная деятельность"Волшебство вежливости "

Формирование положительного отношения к окружающим...

Интегрированная образовательная деятельность (образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество») в подготовительной группе "Волшебство зеркал"

развивать сообразительность, память, связную речь, умение логически мыслить, творческое (образное) мышление, умение мимикой и жестами передавать характерные особенности сказочных героев, умение анализ...

Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности «Волшебство в зимнем лесу»

Представлен конспект открытого занятия, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста, посещающих группу для детей с ТНР...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Волшебство осени".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Волшебство осени"....

конспект образовательного события «Волшебство радужных пузырей»

Тема: «Волшебство радужных пузырей»Образовательная область: «Познание»Задачи:- снятие эмоционального напряжения и агрессии;- снижение излишней двигательной активности, импульси...

Непосредственно-образовательная деятельность "Волшебство зимы"

Цель: развитие музыкальных способностей детей в процессе различных видов музыкальной деятельности...