Конспект совместной деятельности по экспериментированию с использованием ТРИЗ" "Вкусное" моделирование по сказке "Колобок""
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" (технология ТРИЗ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
использование метода моделирования человечками, ТРИЗ | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности
по экспериментированию с использованием
метода моделирования «маленькими человечками»
- Возрастная группа детей:
Старшая
- Тема совместной образовательной деятельности:
««Вкусное» моделирование по сказке «Колобок»
- Цель:
- Закрепление познавательных действий детей по экспериментированию с использованием моделирования «маленькими человечками» (ТРИЗ)
- Психолого-педагогические задачи:
- Формировать у детей представления о свойствах различных пищевых ингредиентов (сыпучесть, вязкость, текучесть, твёрдость и т.д.) и отражать это в модели.
- Развивать у детей умение взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях и отражать результаты эксперимента посредством его моделирования «маленькими человечками» («заглянуть внутрь» эксперимента)
- Формировать умение выдвигать гипотезы и делать выводы.
- Закрепить умение детей «читать» модели, находить правильный вариант.
- Воспитывать доброе, положительное отношение к сказочным героям и друг к другу.
- Интегрируемые образовательные области:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
- Виды детской деятельности, лежащие в основе организации совместной деятельности
Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Игровая
Восприятие художественной литературы
- Предварительная работа:
Чтение сказок
- «Колобок». Русская народная сказка
- Исследовательская деятельность «Хлебный колосок»
- Словарная работа:
Ингредиенты
Рецепт
Кондитер
Рукомойник
- Методы и приёмы:
Беседа
Наглядный
Игровой
Проблемные, поисковые вопросы
Эвристический
Практический
Наглядный
ТРИЗ
- Оборудование и материалы:
Компьютер
Проектор
Демонстрационный экран для показа слайдов
Электронная презентация ««Вкусное» моделирование по сказке «Колобок»»
Фартуки и колпаки
Пеналы с человечками
Мука, сметана, яйца, сахар (песок), соль, молоко
Ёмкости для каждого ребёнка для смешивания ингредиентов
Заготовка для коллективной модели «Колобок»
- Последующая работа:
Теневой цветной кукольный спектакль «Колобок» для показа детям младшей группы
Взаимодействие с родителями. Сбор материала для рукотворной книги «Колобок» (домашняя традиционная выпечка с рецептами).
Беседа «Спички детям – не игрушка!»
Ход деятельности:
- Дети, сегодня на нашу электронную почту снова пришло необычное электронное письмо-приглашение, нас ждут в гости в сказку, а в какую, вы узнаете, если отгадаете загадку:
На тарелочке лежал,
Как остыл и убежал.
Встретил он зверей в лесу,
На беду свою - лису.
Ей попался на зубок
Круглый, вкусный ...
(Колобок)
Слайд №1 Титульный лист. «Вкусное» моделирование по сказке «Колобок»
- Правильно, дети, в сказку «Колобок», дед да баба ждут нас с нетерпением, только вот у них случилась неприятность, колобок, как вы знаете, убежал от них; хотели они для нас другое угощение приготовить, да кончились у них мука и сметана… Что же нам делать? Как им помочь? (Дети рассуждают, решают проблему, предлагают варианты)
- Дети, я вам предлагаю самим испечь колобок, что необходимо для этого сделать? (Ответы детей)
-Правильно, во-первых, для этого нам необходимо запастись продуктами.
-Во-вторых, приготовить дрова для печки.
-Какие продукты нам нужны, вы узнаете, если отгадаете загадки от деда и бабки, послушайте:
Слайд №2 Текст с загадкой про муку
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны.
(Мука)
Слайд №3 Текст с загадкой про сметану
Догадайтесь, кто такая?
Белоснежная, густая.
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у вас…
(Сметана)
Слайд №4 Текст с загадкой про молоко
Белая водица
всем нам пригодится.
Из водицы белой все,
что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
масло в кашу нашу,
Творожок да пирожок, кушай,
Ванюшка-дружок!
Ешь да пей, гостям налей
и коту не пожалей!
(Молоко)
Слайд №5 Текст с загадкой про яйца
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)
Слайд №6 Текст с загадкой про сахар
Это - кубик, но не лёд,
Сладкий-сладкий, но не мёд,
Белый - белый, но не снег,
Крепкий, как лесной орех.
Не сравнится с ним на вкус
Даже сахарный арбуз.
(Сахар)
Слайд №7 Текст с загадкой про соль
Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище - каждому нужна.
(Соль)
- Дети, вы правильно отгадали все загадки, а теперь посмотрите отгадки
Слайд №8 с изображение продуктов, необходимых для «выпекания» колобка
- Чтобы выполнить по рецепту наш колобок, необходимо определить, из каких «маленьких человечков» состоит каждый ингредиент, для этого надо построить его модель. (У каждого ребёнка на столе находится картинка с изображением заготовки колобка в виде цветного круга для построения модели «ингредиентов для теста с помощью «маленьких человечков»)
Слайд №9 Рецепт колобка. Моделирование.
Слайд №10 Заготовка для выполнения модели «Колобок»
- Что получится, если смешать муку и сметану, сахар и яйца, соль и молоко? (Картинки демонстрируются в соответствиии с содержанием вопроса. Дети высказывают свои предположения, рассматриваются все варианты). Примерные варианты гипотез:
- Получится вязкая (или жидкая, или липкая) масса, состоящая из муки и сметаны, потому что человечки муки и сметаны подружатся.
Слайд №11 Картинка с изображением бабки и мешочка с мукой и горшка со сметаной. Демонстрационные модели «Мука» и «Сметана»
- Получится жидкая масса (или пышная, или густая), состоящая из сахара и яиц, потому что человечки сахара и яиц перемешаются.
Слайд №12 Картинка с изображением бабки и яиц на плетёной тарелке и сахара в плетёной сахарнице. Демонстрационные модели «Яйца» и «Сахар»
- Получится солёное молоко, потому что человечки молока и соли подружатся.
Слайд №13 Картинка с изображением бабки и кувшина с молоком и соли в солонке. Демонстрационная модель «Молоко» и «Соль»
Варианты гипотез зависят от опыта детей в процессе наблюдений за действиями взрослых во время приготовления пищи.
- Дети, я предлагаю вам самостоятельно построить модель колобка. ( Дети выкладывают из «маленьких человечков» предполагаемый результат в виде общей модели на колобке-заготовке.)
Слайд №14 Картинка с изображением бабки. Демонстрационная модель «Колобок»
Слайд №15 Демонстрационная модель «Колобок готов!»
Далее воспитатель предлагает детям разделиться на пары: одна пара смешивает муку и сметану, другая – сахар (сахарный песок) и яйца, третья – соль и молоко.
- Дети, предлагаю вам опытным путём проверить, какая из ваших гипотез подтвердится.
- Прежде чем мы начнём замешивать тесто, нам необходимо вспомнить правила о том, что необходимо выполнить перед тем, как приступить к приготовлению еды. Если вы отгадаете загадки от деда и бабы, то сможете «прочитать» модели отгадок.
Слайд №16 Текст с загадкой про воду из умывальника
Дождик теплый и густой:
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.
(Вода в умывальнике)
Слайд №17 Демонстрационная модель «Тёплая вода»
Слайд №18 Текст с загадкой про мыло
Не люблю грязнуль, нерях,
Грязных шортиков, рубах.
Чтоб без сажи были лица,
Предлагаю всем умыться.
А чтоб тело чистым было,
Вам поможет в этом ..
(Мыло)
Слайд №19 Демонстрационная модель «Душистое мыло»
Слайд №20 Текст с загадкой про фартук
Он от грязи и от пятен
Защищает платье Кати.
(Фартук)
Слайд №21 Картинка с изображением фартука и колпака
- Теперь вы, дети, вспомнили самые главные правила? Назовите их. (Ответы детей)
- Правильно, необходимо тщательно вымыть руки с мылом и надеть фартук с колпаком!
Гипотеза: Что получится, если смешать все ингредиенты? (Ответы детей)
Дети смешивают ингредиенты для колобка каждый в своей посуде, затем складывают в общую посуду и вместе с воспитателем придают тесту форму колобка, ставят его на противень, для дальнейшей выпечки.
Вывод: Получилась масса, не похожая ни на один из исходных ингредиентов
- Пока наше тесто на колобок выстаивается, я предлагаю вам отгадать несколько загадок, послушайте:
Слайд №22 Текст с загадкой про дрова
Чтоб в морозы печь топить,
Мы должны их нарубить.
И в сенях или в сарае
Их поленницей сложить.
( Дрова)
Слайд №23 Картинка с изображением берёзовых дров
Слайд №24 Текст с загадкой про спички
Тридцать три сестры
Могут вспыхнуть как костры.
Не шути с сестричками
Огневыми (спичками)
Слайд №25 Картинка с изображением коробка со спичками и надписью «Спички детям – не игрушка!!!»
- Дети, я предлагаю вам самостоятельно построить модель «Зажжённая спичка». (После того, как дети построят модель, воспитатель предлагает им проверить свою модель, сравнив её с демонстрационной и исправить свои ошибки.)
Слайд №26 Демонстрационная модель «Зажжённая спичка»
(Воспитатель неоднократно повторяет о том, что спички в руки может брать только взрослый.) «Спички детям не игрушка!» В нашей сказке мы используем спички «понарошку»! (После проведения совместной деятельности воспитатель ещё раз проводит беседу об опасностях обращения с огнём.)
- А теперь я вам предлагаю детям «прочитать» следующую модель («Огонь в печи с дровами»), дать объяснение тому, какие человечки использованы в модели и что они обозначают.
Слайд №27 Бабка у печки. Демонстрационная модель «Огонь в печи с дровами»
- Давайте-ка, ребята, посмотрим, смогли ли мы с вами растопить печь. Для этого нам надо прочитать следующую модель (Дети «читают» модель и убеждаются, что смогли затопит печь, так как из трубы пошёл дым.)
Слайд №28 Демонстрационная модель «Из трубы идёт дым»
- Осталось нам совсем чуть-чуть, посмотрим, готов ли наш колобок, прочитайте модель. (Дети «читают» модель и убеждаются, что в том, что колобок уже готов, так как от него идёт хлебный аромат).
Слайд №29 Дед лежит на печке. Демонстрационная модель «Аромат от испечённого колобка»
Рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чему научились, чего раньше не умели?
- Чему ещё хотели бы научиться?
- Что вы чувствовали? (Было трудно, грустно, радостно, весело, не интересно, остались очень довольны и почему?)
- Как нашли решение? (в случае, если было трудно)
Слайд №30 с изображением домика, колобка и бабки с дедом
Слайд №31 До встречи!
Слайд №32 ИНТЕРНЕТ источники
Слайд №33 Титульный лист
- Дети, сегодня вечером я предлагаю вам устроить теневой цветной театр «Колобок» для малышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по экспериментированию с детьми старшей группы «Эта удивительная вода»
В данном конспекте представлен очень интересный и увлекательный материал по эксперементированию. В игровой форме дети знакомятся со свойствами воды, ее нахождении в природе, агрегатных состояний воды....
Конспект совместной деятельности по экспериментированию во 2 младшей группе на тему «Волшебная вода»
Конспект совместной деятельности по экспериментированию во 2 младшей группена тему «Волшебная вода» Программное содержание:Познавательные задачи.Ø Закрепить у детей знание о ра...
Конспект совместной деятельности по экспериментированию во 2 младшей группе на тему «Волшебная вода»
Конспект совместной деятельности по экспериментированию во 2 младшей группена тему «Волшебная вода» Программное содержание:Познавательные задачи.Ø Закрепить у детей знание о ра...
Конспект совместной деятельности по экспериментированию в старшей группе "Секреты магнита"
Конспект совместной деятельности по экспериментированию...
ТРИЗ. Конспект совместной деятельности по экспериментированию с использованием метода моделирования "маленькими человечками" "Тайны мыла"
Содержание конспекта позволяет в интересной и занимательной для детей форме познакомить со свойствами мыла и воды...
Конспект совместной деятельности по экспериментированию с водой «Маленькие волшебники» во второй младшей группе.
Конспект совместной деятельности по экспериментированию с водой «Маленькие волшебники» во второй младшей группе. Автор: Паршенкина Ирина Александровна...
Презентация к совместной деятельности "Воздух" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)
Презентация к совместной деятельности "Воздух" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)...