Конспект совместной деятельности по экспериментированию с использованием ТРИЗ" "Вкусное" моделирование по сказке "Колобок""
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Хрушкова Людмила Аркадьевна

Экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" (технология ТРИЗ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности

по экспериментированию с использованием

метода моделирования «маленькими человечками»

  • Возрастная группа детей:

Старшая

  • Тема совместной образовательной деятельности:

««Вкусное» моделирование по сказке «Колобок»

  • Цель: 

- Закрепление познавательных действий детей по экспериментированию с использованием моделирования «маленькими человечками» (ТРИЗ)

  • Психолого-педагогические  задачи:

- Формировать у детей  представления о свойствах различных пищевых ингредиентов (сыпучесть, вязкость, текучесть, твёрдость и т.д.) и отражать это в модели.

- Развивать у детей умение взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях и отражать результаты эксперимента посредством его моделирования «маленькими человечками» («заглянуть внутрь» эксперимента)

- Формировать умение выдвигать гипотезы и делать выводы.

- Закрепить умение детей «читать» модели, находить правильный вариант.

- Воспитывать доброе, положительное отношение к сказочным героям и друг к другу.

  • Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

  • Виды детской деятельности, лежащие в основе организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Игровая

Восприятие художественной литературы

  • Предварительная работа:

Чтение сказок

- «Колобок».  Русская народная сказка

- Исследовательская деятельность «Хлебный колосок»

  • Словарная работа:

Ингредиенты

Рецепт

Кондитер

Рукомойник

  • Методы и приёмы:

Беседа

Наглядный

Игровой

Проблемные, поисковые вопросы

Эвристический

Практический

Наглядный

ТРИЗ

  • Оборудование и материалы:

Компьютер

Проектор

Демонстрационный экран для показа слайдов

Электронная презентация ««Вкусное» моделирование по сказке «Колобок»»

Фартуки и колпаки

Пеналы с человечками

Мука, сметана, яйца, сахар (песок), соль, молоко

Ёмкости для каждого ребёнка для смешивания ингредиентов

Заготовка для коллективной модели «Колобок»

  • Последующая работа:

Теневой цветной кукольный спектакль «Колобок» для показа детям младшей группы

Взаимодействие с родителями. Сбор материала для рукотворной книги «Колобок» (домашняя традиционная выпечка с рецептами).

Беседа «Спички детям – не игрушка!»

Ход деятельности:

- Дети, сегодня на нашу электронную почту снова пришло необычное электронное письмо-приглашение, нас ждут в гости в сказку, а в какую, вы узнаете, если отгадаете загадку:

На тарелочке лежал,
Как остыл и убежал.
Встретил он зверей в лесу,
На беду свою - лису.
Ей попался на зубок
Круглый, вкусный ...

(Колобок)

Слайд №1 Титульный лист. «Вкусное» моделирование по сказке «Колобок»

- Правильно, дети, в сказку «Колобок», дед да баба ждут нас с нетерпением, только вот у них случилась неприятность,  колобок, как вы знаете, убежал от них; хотели они для нас другое угощение  приготовить,  да кончились у них мука и сметана… Что же нам делать? Как им помочь? (Дети рассуждают, решают проблему, предлагают варианты)

- Дети, я вам предлагаю самим испечь колобок, что необходимо для этого сделать? (Ответы детей)

-Правильно, во-первых, для этого нам необходимо запастись продуктами.

-Во-вторых, приготовить дрова  для печки.

-Какие продукты нам нужны, вы узнаете, если отгадаете загадки от деда и бабки, послушайте:

Слайд №2 Текст с загадкой про муку

Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны.
(Мука)

Слайд №3 Текст с загадкой про сметану

Догадайтесь, кто такая?

 Белоснежная, густая.

Сливки взбили утром рано,

Чтоб была у вас…

(Сметана)

Слайд №4 Текст с загадкой про молоко

Белая водица

всем нам пригодится.
Из водицы белой все,

что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,

масло в кашу нашу,
Творожок да пирожок, кушай,

Ванюшка-дружок!
Ешь да пей, гостям налей

и коту не пожалей!

(Молоко)

Слайд №5 Текст с загадкой про яйца

Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.

(Яйцо)

Слайд №6  Текст с загадкой про сахар

Это - кубик, но не лёд,
Сладкий-сладкий, но не мёд,
Белый - белый, но не снег,
Крепкий, как лесной орех.
Не сравнится с ним на вкус
Даже сахарный арбуз.

(Сахар)

Слайд №7  Текст с загадкой про соль

Отдельно -  я не так вкусна,
Но в пище - каждому нужна.

(Соль)

- Дети, вы правильно отгадали все загадки, а теперь посмотрите отгадки

Слайд №8  с изображение продуктов, необходимых для «выпекания» колобка

- Чтобы выполнить по рецепту наш колобок, необходимо определить, из каких «маленьких человечков» состоит каждый ингредиент, для этого надо построить его модель. (У каждого ребёнка на столе находится  картинка с изображением заготовки колобка в виде цветного круга для построения модели «ингредиентов для теста с помощью «маленьких человечков»)

Слайд №9 Рецепт колобка. Моделирование.

Слайд №10 Заготовка для выполнения модели «Колобок»

- Что получится, если смешать муку и сметану, сахар и яйца, соль и молоко? (Картинки демонстрируются в соответствиии с содержанием вопроса. Дети высказывают свои предположения, рассматриваются все варианты). Примерные варианты гипотез:

  • Получится вязкая (или жидкая, или липкая) масса, состоящая из муки и сметаны, потому что человечки муки и сметаны подружатся.

Слайд №11  Картинка с изображением бабки и мешочка с мукой и горшка со сметаной. Демонстрационные модели «Мука» и «Сметана»

  • Получится жидкая масса (или пышная, или густая), состоящая из сахара и яиц, потому что человечки сахара и яиц  перемешаются.

Слайд №12 Картинка с изображением бабки и яиц на плетёной тарелке и сахара в плетёной сахарнице. Демонстрационные модели «Яйца» и «Сахар»

  • Получится солёное молоко, потому что человечки молока и соли  подружатся.

Слайд №13 Картинка с изображением бабки и кувшина с молоком и соли в солонке. Демонстрационная модель «Молоко» и «Соль»

Варианты гипотез зависят от опыта детей в процессе наблюдений за действиями взрослых во время приготовления пищи.

- Дети, я предлагаю вам самостоятельно построить модель колобка. ( Дети выкладывают из «маленьких человечков» предполагаемый результат в виде общей модели на колобке-заготовке.)

Слайд №14 Картинка с изображением бабки. Демонстрационная модель «Колобок»

Слайд №15 Демонстрационная модель «Колобок готов!»

Далее воспитатель предлагает детям разделиться на  пары: одна пара смешивает муку и сметану, другая – сахар (сахарный песок) и яйца, третья – соль и молоко.

- Дети, предлагаю вам опытным путём проверить, какая из ваших гипотез подтвердится.

- Прежде чем мы начнём замешивать тесто, нам необходимо вспомнить правила о том, что необходимо выполнить перед тем, как приступить к приготовлению еды.  Если вы отгадаете загадки от деда и бабы, то  сможете «прочитать»  модели отгадок.

Слайд №16 Текст с загадкой про воду из умывальника

 Дождик теплый и густой:
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.

(Вода в умывальнике)

Слайд №17 Демонстрационная модель «Тёплая вода»

Слайд №18 Текст с загадкой про мыло

Не люблю грязнуль, нерях,
Грязных шортиков, рубах.
Чтоб без сажи были лица,
Предлагаю всем умыться.
А чтоб тело чистым было,
Вам поможет в этом ..

(Мыло)

Слайд №19 Демонстрационная модель «Душистое мыло»

Слайд №20 Текст с загадкой про фартук

Он от грязи и от пятен
Защищает платье Кати.

(Фартук)

Слайд №21 Картинка с изображением фартука и колпака

- Теперь вы, дети, вспомнили  самые главные правила? Назовите их. (Ответы детей)

- Правильно, необходимо тщательно вымыть руки с мылом и надеть фартук с колпаком!

Гипотеза: Что получится, если смешать все ингредиенты? (Ответы детей)

Дети смешивают ингредиенты для колобка каждый в своей посуде, затем складывают в общую посуду и вместе с воспитателем придают тесту форму колобка, ставят его на противень, для дальнейшей выпечки.

Вывод: Получилась масса, не похожая ни на один из исходных ингредиентов

- Пока наше тесто на колобок выстаивается, я предлагаю вам отгадать  несколько загадок, послушайте:

Слайд №22 Текст с загадкой про дрова

Чтоб в морозы печь топить,

Мы должны их нарубить.

И в сенях или в сарае

Их поленницей сложить.

Дрова)

Слайд №23 Картинка с изображением берёзовых дров

Слайд №24  Текст с загадкой про спички

Тридцать три сестры
Могут вспыхнуть как костры.
Не шути с сестричками
Огневыми (спичками)

Слайд №25  Картинка с изображением коробка со спичками и надписью «Спички детям – не игрушка!!!»

- Дети, я предлагаю вам самостоятельно построить модель «Зажжённая спичка». (После того, как дети построят модель, воспитатель предлагает им проверить свою модель, сравнив её с демонстрационной и исправить свои ошибки.)

Слайд №26 Демонстрационная модель «Зажжённая спичка»

 (Воспитатель неоднократно повторяет о том, что спички в руки может брать только взрослый.) «Спички детям не игрушка!» В нашей сказке мы используем спички «понарошку»! (После проведения совместной деятельности воспитатель ещё раз проводит беседу об опасностях обращения с огнём.)

- А теперь я вам  предлагаю детям «прочитать» следующую модель («Огонь в печи с дровами»), дать объяснение тому, какие человечки использованы в модели и что они обозначают.

Слайд №27 Бабка у печки.  Демонстрационная модель «Огонь в печи с дровами»

- Давайте-ка, ребята, посмотрим, смогли ли мы с вами растопить печь.  Для этого нам надо прочитать следующую модель (Дети «читают» модель и убеждаются, что смогли затопит печь, так как из трубы пошёл дым.)

Слайд №28 Демонстрационная модель «Из трубы идёт дым»

- Осталось нам совсем чуть-чуть, посмотрим, готов ли наш колобок, прочитайте модель. (Дети «читают» модель и убеждаются, что в том, что колобок уже готов, так как от него идёт хлебный аромат).

Слайд №29 Дед лежит на печке.  Демонстрационная модель «Аромат от испечённого колобка»

Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему научились, чего раньше не умели?

- Чему ещё хотели бы научиться?

- Что вы чувствовали?  (Было трудно, грустно, радостно, весело, не интересно, остались очень довольны и почему?)

- Как нашли решение? (в случае, если было трудно)

Слайд №30  с изображением домика, колобка и бабки с дедом

Слайд №31   До встречи!

Слайд №32  ИНТЕРНЕТ источники

Слайд №33 Титульный лист

- Дети, сегодня вечером я предлагаю вам устроить теневой цветной театр «Колобок» для малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по экспериментированию с детьми старшей группы «Эта удивительная вода»

В данном конспекте представлен очень интересный и увлекательный материал по эксперементированию. В игровой форме дети знакомятся со свойствами воды, ее нахождении в природе, агрегатных состояний воды....

Конспект совместной деятельности по экспериментированию во 2 младшей группе на тему «Волшебная вода»

Конспект совместной деятельности  по экспериментированию во 2 младшей группена тему «Волшебная вода»  Программное содержание:Познавательные задачи.Ø  Закрепить у детей знание  о ра...

Конспект совместной деятельности по экспериментированию во 2 младшей группе на тему «Волшебная вода»

Конспект совместной деятельности  по экспериментированию во 2 младшей группена тему «Волшебная вода»  Программное содержание:Познавательные задачи.Ø  Закрепить у детей знание  о ра...

ТРИЗ. Конспект совместной деятельности по экспериментированию с использованием метода моделирования "маленькими человечками" "Тайны мыла"

Содержание конспекта позволяет в интересной и занимательной для детей форме познакомить со свойствами мыла и воды...

Конспект совместной деятельности по экспериментированию с водой «Маленькие волшебники» во второй младшей группе.

Конспект совместной деятельности по экспериментированию с водой «Маленькие волшебники» во второй младшей группе. Автор: Паршенкина Ирина Александровна...

Презентация к совместной деятельности "Воздух" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)

Презентация к совместной деятельности "Воздух" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)...