Конспект занятия в старшей группе
Тема: «Осенняя пора»
Воспитатель: А.Г. Гильфанова
Цель: Закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Образовательные: Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
Развивающие: Закрепить умение устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать вывод. Продолжать развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук через гиру и игровые упражнения. Активизировать речевую деятельность через пословицы, загадки, стихи.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, шкатулка, игрушка: белка, шаблоны, карандаши.
Здоровье - сберегающие технологии: пальчиковая гимнастика
Предварительная работа: наблюдение на участке детского сада за не живой и живой природой; рассматривание картин, беседы об осени; заучивание стихов, пословиц, труд на участке детского сада.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы отправимся в сказочное путешествие в осенний лес. Давайте, займем свои места. Дима будет машинистом, я буду кондуктром. Сейчас я у всех проверю билеты и мы отправимся в путь.
Вот поезд наш едет.
Колоса стучат
А в поезде нашем ребята сидят
Чу. Чу. Чу. Чу. Чу. Чу.
Бежит паровоз
Далеко, далеко, ребят он повез.
Воспитатель: Вот мы и приехали в лес, смотрите, что это?
Дети: Дерево
- Как называется это дерево? (дуб).
- А что это в дереве? (дупло)
- Кто в дупле живет? (белка)
- Правильно, белка.
В лесу надо вести себя тихо, а то белка испугается и убежит.
- Ребята, белка хочет загадать вам загадки, слушайте внимательно:
«Птицы стаями летят
Грустно, дождь и листопад.
Ветер тучи в небе носит
Потому что это…. (осень)
Белка: Молодцы, ребята, правильно.
- Ребята, а какие периоды осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя).
-Вы видите картины с изображением осени, какие периоды осени под каким номером? (дети)
- Вы знаете, каждое время года состоит из трех месяцев. Назовите месяцы осени (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Молодцы.
- А что происходит с природой осенью? (погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают орехи, поспевают овощи, фрукты, ягоды, исчезли насекомые, птицы улетели, вянут цветы, земля промерзла)
- Молодцы, вы правильно рассказали об изменениях в природе.
- С давних времен люди складывали стихи, песни, сочиняли загадки и пословицы про осень.
- У нас в д/ саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и загадки и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (да)
- Ребята, становитесь, крепче за руки держитесь я шкатулочку возьму и приметы соберу. (открываю крышку и подхожу к детям)
Коли ясно то и осень прекрасна
Осень идет и дождь за собой ведет
Красна весна цветами, а осень пирогами
От осени к лету, поворота нету
Лето со снопами – осень с пирогами
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок
Приметы:
Осенью паутина – на ясную погоду
Гром в сентябре – теплая осень
Если орехов много, а грибов нет – зима снежная, суровая
Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме
Когда гусь улетает – снег выпадает
- Вы замечательно говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями, мне понравились ваши ответы.
- Теперь садимся за столы.
Пальчиковая гимнастика «Сороконожки»
Две сороконожки бежали по дорожке
Друг друга увидали, - крепко обнимались
- А сейчас, мы будем с вами будем обрисовывать по контуру фрукты и подарим нашей белке.
Правильно возьмите в руки карандаши, рисуем аккуратно, не выходим за контуры рисунка.
- кто нарисовал, приносите к дубу.
Белка: спасибо. До свидания.
Итог: Чем мы сегодня занимались? (рассматривали картины, называли приметы осени, рассказывали пословицы, загадки, стихи, мы пополнили шкатулку народными мудростями, рисовали для белки фрукты.