Долгосрочный экологический проект для воспитанников старшего дошкольного возраста "Пусть дети дружат с птицами".
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект долгосрочный, практико-ориентированный, эколого-культурной направленности; разработан в рамках образовательного цикла "Соседи по планете". С целью участия во Всеросийском природохранном социально-образовательном проекте "Эколята - дошколята".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
долгосрочный экологический проект | 855.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 247
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
долгосрочный экологический проект для воспитанников старшего дошкольного возраста
Авторы-составители:
Федорина Валентина Ивановна,
воспитатель
Убоженко Татьяна Николаевна,
воспитатель
Уссурийск
2017
Информационная карта проекта
Актуальность проекта
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Проведение диагностического обследования выявило, что у детей недостаточно развиты представления о птицах, зимующих в Приморском крае, об изменении образа жизни птиц в разное время года, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой
Цель проекта «Пусть дети дружат с птицами»
Задачи проекта
- Формировать представление о птицах как живых организмах, которые чувствуют изменения условий их обитания, реагируют на них.
- Показать роль птиц в природе и жизни человека ( уничтожают вредных насекомых и их личинок, оживляют сады и леса своим бодрым видом, помогают распространять сема растений, радуют людей своим пением, создают хорошее настроение, имеют промысловое значение : мясо, пух, перо).
- Дать знания о связях в природе.
- Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.
- Объединить усилия детей, родителей воспитанников и педагогов дошкольного учреждения по созданию условий для подкормки птиц на территории детского сада, и в прилегающем микрорайоне;
- Воспитывать трудолюбие, привычку помогать пернатым зимой.
Этапы реализации проекта
1 этап-подготовительный(мотивационно-ориентировочный)
- Диагностическое обследование (определение уровня представлений детей о птицах, о способах оказания
помощи зимующим птицам)
- Анкетирование родителей
- Определение стратегий и механизмов взаимодействия всех участников образовательных отношений
в рамках реализации проекта
- Презентация проекта – на педагогическом часе (для педагогов ),
на родительском собрании (для родителей воспитанников групп)
2 Этап – Основной (практическая деятельность)
Реализация модулей проекта через варьирование различных видов детской деятельности в процессе
интеграции образовательных областей в ходе:
- непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности
- в режимных моментах,
- самостоятельной детской деятельности
- через организацию взаимодействия с родителями воспитанников
3 Этап – Заключительный (рефлексивно-оценочный)
- Диагностическое обследование детей
- Анкетирование родителей
- Составление творческого отчета по результатам реализации проекта,
презентация на заседании педагогического совета.
- Участие в муниципальном конкурсе отчетов о проведении акции «Поможем птицам зимой».
Ожидаемые результаты реализации проекта «Пусть дети дружат с птицами»
Воспитанники подготовительной группы
- Сформированность представлений о птицах (в частности Приморского края); их роли в природе, природных связях.
- Овладение различными техниками изобразительной деятельности.
- Развитость коммуникативных навыков.
- Умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Навыки групповой работы.
- Развитие эмоциональной – волевой сферы.
Родители воспитанников
- Проявление интереса родителей к образовательной деятельности с дошкольниками
- Улучшение детско-родительских взаимоотношений.
- Повышение психолого - педагогической компетенции по экологическому воспитанию старших дошкольников.
- Возможность сотворчества с детьми и проведения семейного досуга.
Педагоги дошкольного учреждения
- Обновление ресурсного обеспечения для осуществления образовательной деятельности
- Апробация творческих семейных проектов как интерактивной формы взаимодействия семьи и детского сада
«Детский сад №247 ОАО«РЖД»
- Расширение возможностей для совместного детско-родительского творчества.
- Рост психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов, участвующих в проекте.
- Рост лояльности к деятельности дошкольного учреждения
- Пополнение медиабанка ресурсных материалов дошкольного учреждения.
Модули проекта «Пусть дети дружат с птицами»
Карта реализации проекта «Пусть дети дружат с птицами»
Непосредственно-образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность | Привлечение родителей к решению задач воспитательно-образовательного процесса |
Модуль «Птицы такие разные…» (сентябрь-ноябрь) | |||
Непосредственнообразовательная деятельность в рамках проведения тематических дней «Наши пернатые друзья» Задачи: обобщить и расширить знания детей о перелётных и зимующих птицах. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. Образовательная ситуация «Поможем птицам разобраться» Задачи: диагностировать умение детей находить закономерности; развивать логические операции сравнения. Образовательная ситуация «Птицы-какие они? Задачи: развивать познавательный интерес к живой природе. Образовательная ситуация «Уроки орнитолога» Задачи: познакомить детей с работой орнитолога. Воспитывать желание принимать посильное участие в помощи живым существам.
Музыкальная гостиная «Песни о птицах» Задачи: развивать слуховое восприятие, творческое воображение. Игра-соревнование « Птичья прогулка» Задачи: формировать у детей умение соблюдать согласованность движений рук и ног; развивать умение играть в команде. Видеоэкскурсия восенний лес Задачи: обогащать представление детей о пернатых обитателях леса. Экологический досуг «В гости к лесным птицам» Задачи: учить детей выполнять игровые действия, обогащать двигательный и игровой опыт. Коллективное творческое дело- создание коллажа «Птицы России» Задачи: развивать стремление детей к коллективной деятельности. Моделирование «Птицы и их места обитания» Задачи: развивать творчество в поисковой деятельность. Заочная экскурсия «По страницам Красной книги» (Птицы Приморского края) Задачи, дать детям знания о редких и исчезающих птицах Приморского края. Образовательная ситуация на основе исследовательской деятельности «Что нужно птице?» Задачи: диагностировать умение детей находить закономерности, развивать логические операции сравнения, анализа и синтеза. Творческая Мастерская «Я нарисую сказочную птицу…» Задачи: развивать эстетическое восприятие мира природы, творческие способности детей, воображение. | Вводная гимнастика «Птичий двор» Задачи: развивать ловкость, способность распределять внимание, быстроту реакции. Познавательная карусель «Зачем птице клюв…», «Кто как разговаривает»,«Птицы прошлого» Цель: развитие любознательности; умения выстраивать логические цепочки. Блиц-опрос «Что я знаю о птицах? Цель: расширение представлений детей о птицах, развитие коммуникативных способностей , активизация словаря Словесная игра «Подбери словечко» Цель: подбор определений к существительному «птица», обогащение словаря Чтение Бианки «Синичкин календарь» Цель: развитие интереса к чтению художественной литературы о природе. Пальчиковая игра « Где обедал воробей» Задачи: развивать внимание, мелкую мускулатуру пальцев рук. Игровое упражнение «Как появилась птичка? Цель: закрепление периодов развития птицы Просмотр компьютерных презентаций «Эти удивительные птицы» «Птицы леса» Задачи: обогащать представления детей о жизнедеятельности птиц, об их разнообразии, воспитывать эмпатию, бережное отношение к живой природе. «Птичья мастерилка» (изготовление птиц посредством оригами, природного и бросового материалов, аппликации)Задачи: вызвать стремление создать поделку своими руками, развивать чувство цвета, воспитывать эстетический вкус. П\игры «Совушка», «Птицы в полет!» Цель: активизация двигательной активности. Развивающие игры «Летает-не летает», «Птицы, звери»Задачи: развивать мышление, внимание, умение быстро реагировать на сигнал воспитателя. Имитационные игры «Изобрази птицу» Задачи: развивать творчество в двигательной и игровой деятельности. Оформление мини-библиотеки «Такие разные птицы»Задачи: способствовать развитию познавательно-исследовательской деятельности детей. Наблюдение за птицами с последующим составлением фотоколлекции «Птицы нашего участка»Цель: закрепление и систематизация полученных знаний. Иллюстрированный рассказ воспитателя о профессии орнитологаЗадачи: расширить круг знаний о многообразии профессий; познакомить детей с новой профессией –орнитолог.Воспитывать интерес к данной профессии. Чтение энциклопедических статей, произведений художественной литературы Обсуждение прочитанного Задачи: учить детей слушать внимательно, запоминать услышанное. Беседы по произведениям Бианки, Скрибицкого, Пришвина, Сладкова Задачи: развивать диалогическую речь детей, воспитывать уважение к собеседнику. Чтение сказок экологической тематики (О птицах) Цель расширение знаний по теме. Составление рассказов из личного опыта «Что я видел?» Задачи: поощрять детей в желании поделиться с товарищами своими впечатлениями, учить правильно строить предложения. | Рассматривание тематических альбомов, наборов открыток о птицах Задачи: развивать познавательные интересы. Рассматривание энциклопедии «Мой первый атлас животных» Задачи: развивать самостоятельные поисковые действия Игровое упражнение «Превращение кляксы» Задачи: развивать творческое воображение Игровое упражнение на развитие дыхания «Чье перышко улетит дальше» Задачи: закреплять умение детей правильно выполнять задание, делать самоанализ своих действий. Творческая деятельность Выкладывание по воображению изображений птиц из геометрических фигур Задачи: закрепить название геометрических фигур, развивать пространственное воображение. Игровое упражнение «Сложи птицу из частей» Задачи: развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение. Настольно-печатные игры Лото «Птицы» «Каждой птице свое место» Задачи: развивать логическое мышление, умение играть вместе, сообща. Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, ручной труд) с использование нетрадиционных способов изображения Задачи: учить детей выбирать способы изображения, умение работать небольшими подгруппами. Сенсорное обследование птичьих перьев Цель: совершенствование сенсорных обследовательских действий Составление логических рядов для оформления коллекции перьев Раскладывание перышек от самого маленького до самой большого; От самой светлого до самой темной Задачи: развивать логическое мышление. Составление зрительного ряда «Птицы водоема». «Птицы луга» Цель: закрепление ранее полученных знаний о птицах, о местах их обитания. Рисование по клеточкам «Птичка» Цель: развитие графомоторных навыков, зрительного восприятия | Экспресс-презентация проекта (распространение информационного буклета, ознакомление с картой проекта) Задачи: познакомить родителей с методами обучения старших дошкольников сбору, анализу и систематизации информации. Творческие задания Изготовление информационного вестника о птицах (сотворчество детей и родителей) Задачи: укрепление связей между детским садом и семьями воспитанников. Создание странички для рукописной энциклопедии «Птичьи рекорды» Задачи: обогащать детско-родительские отношения опытом совместной продуктивной деятельности. «Если бы я был(а) птицей»- (составление рассказов от имени птиц-детское словотворчество) Задачи: развивать фантазию, умение составлять логические цепочки, расширять словарный запас. Пополнение ресурсного обеспечения с целью повышения качества образовательного процесса Создание картотек стихов, загадок, пословиц, народных примет о птицах Задачи: приобщать родителей к созданию уголка « Птичий базар». Создание подборки презентаций о птицах Задачи: обновить медиатеку Пополнение аудиотеки «Голоса птиц» Задачи: предложить родителям принести в группу диски, флешки с аудиозаписями голосов птиц. Выставка семейного творчества «Птичий базар» Задачи: предложить детям вместе с родителями нарисовать птиц, живущих в наших лесах. Оформление информационной корзины «Изучаем птиц» Цель: педагогическое просвещение родителей Коллекционируем вместе- создание мини-коллекции птичьих перьев, птичьих яиц Задачи: воспитывать у родителей желание принимать участие в жизни группы. Творческое задание Составление по предлагаемому алгоритму небольшого рассказа об одной из птиц Задачи: способствовать речевому развитию детей вне детского сада. Оформление памятки-рекомендации «Прочтите детям о птицах»Задачи: познакомить родителей с художественной литературой по теме «Птицы». Оформление папки-передвижки из серии «Советуют специалисты ДОУ» (советы преподавателя ИЗО) Задачи: познакомить родителей с методами и приёмами обучения детей изобразительной деятельности.. Нетрадиционные способы рисования птиц Цель: ознакомление родителей с нетрадиционными способами рисования ( штамп, мыльные пузыри и др.) Интервьюирование «Птицы, занесенные в Красную книгу Приморского края» Задачи: выявить знания родителей по теме «Птицы». Дать рекомендации, советы. |
Модуль «Зерна доброты» или «Поможем птицам зимой » (Ноябрь-апрель) | |||
Экологический рейд «Птицы просят о помощи» Задачи: воспитывать желание принимать посильное участие в помощи пернатым друзьям (строить кормушки, заготавливать корм). Образовательная ситуация «Мастерская добрых дел» Изготовление и распространение в прилегающем к НДОУ микрорайоне листовок-обращений, информационных плакатов «Поможем птицам!» Задачи: развивать практические умения в продуктивных и творческих видах деятельности. Образовательная ситуация «Экологический патруль» Цель: развивать умение делового сотрудничества. Игра – путешествие «Следопыты идут по следам» Задачи: развивать внимание, сообразительность, умение устанавливать связи. Музыкальная гостиная «Птичьи трели» Задачи: Воспитывать у детей потребность слушать и слышать звуки природы Творческая мастерская «Клуб юных художников-анималистов Задачи: развивать эстетическое восприятие природного мира. Викторина «Птицы наши друзья» Задачи: развивать планирующую функцию речи. Литературная гостиная «Рассказы о птичьих повадках» Задачи: обогащать литературный опыт детей: учить запоминать тексты загадок, использовать их в общении со сверстниками. | Проведение цикла целевых прогулок к кормушкамЗадачи: учить детей осуществлять наблюдения в соответствии с заданием, находить в детском определителе птиц, прилетающих к кормушке. Ведение дневника экологических наблюдений Задачи: учить детей отмечать свои наблюдения в дневникеприроды. Составление устных рассказов «Я хочу защитить…» Задачи: развивать эмпатию, поддерживать стремление заботиться о птицах. Организация на групповых участках «Птичьих столовых» Развешивание кормушек в прилегающем к ДОУ микрорайоне Осуществление регулярного подкорма птиц Задачи: развивать трудовые умения: убирать снег на участке, принимать участие в развешивании кормушек, насыпать корм в кормушку. Круговая беседа «Почему перелетные птицы покидают нас осенью?»Задачи: развитие диалогической речи детей: умения формулировать вопросы, высказывать предположения. Пластический этюд «Превращение в птиц» Задачи: развивать артистичность, умение перевоплощаться. Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей» Задачи:развивать актёрские способности. Дидактические игры «Кому какой корм?», « Чей клюв?», «На кормушке», «Собери картинку», «Узнай, чьи следы»… Задачи: способствовать развитию умений устанавливать логические цепочки в процессе игровой деятельности. Словесная игра «Рассуждалки»ситуации: а) от чего страдают птицы в городе? в лесу? б) с какими трудностями встречаются зимующие, оседлые птицы? в) что случится на земле, если не станет птиц? г) как мы можем помочь птицам? Задачи: развивать грамматически правильную речь, умение давать точное, лаконичное высказывание. Изготовление макета « Наша кормушка» Задачи: воспитывать у детей желание трудиться вместе, сообща. Моделирование «Птица» Игровое упражнение «Рисунок-загадка» Задачи:развивать познавательную активность, любознательность. Разговор-беседа на тему «Дары птиц: чем одаривают нас птицы» Задачи: расширять кругозор, развивать мыслительные операции, диалогическую речь детей. Д/ игры «Птичий калейдоскоп» «Дерево загадок» Задачи: обогащать кругозор детей, углублять и дифференцировать представление об окружающем мире. Игра «Спасатели» Цель: закрепление знаний детей о питании и среде обитания различных птиц, развитие эмоционального отклика на страдания птиц | Настольно-печатная игры «Птичья столовая» «Кто где живет» «Найдите маме птенца» Задачи: развивать логическое мышление, внимание, память, учить применять ранее полученные знания в игре. Игры с рамками-вкладышами «Птицы» Задачи: способствовать развитию познавательно-исследовательской деятельности. Игровое упражнение «Корм для птиц» (сортировка корма) Задачи: развивать практические умения. Рассматривание репродукций художников-анималистов Задачи: обогащать художественно-эстетический опыт детей. Составление зрительных рядов «Птицы в городе», «Птицы леса» Цель: развитие образного мышления. Игровое задание «Дорисуй картинку» Задачи: развивать практические умения в продуктивных видах деятельности. Имитационные игры-упражнения «Угадай, кто я?, «Изобрази меня» Задачи: развивать игровой и двигательный опыт детей. Пластилинография, тестопластика «Сказочная птица» Задачи: развивать воображение, фантазию, творчество, аккуратность. Игровое упражнение «Штриховка силуэта»Цель: развитие мелкой моторики, усидчивости. Развивающая игра - лабиринт «Помоги дятлу добраться до жучка» Задачи:развивать сообразительность, умение устанавливать связи. Настольно-печатная игра «Крылья, ноги, клювы» Задачи: закрепить у детей полученные ранее знания о внешнем виде птиц, их многообразии. Развивающие игры «Четвертый лишний», «Составь целое» Цель: закрепление обобщающих признаков, развитие психических процессов | Смотр-конкурс кормушек «Поможем птицам зимой Цель: стимулировать у родителей желание активно участвовать в конкурсах. Оформление фотозарисовок «Жизнь птиц зимой» Задачи: стимулировать раскрытие творческих возможностей семей воспитанников. Создание серии памяток, буклетов «Птичий пирог» «Как помочь птицам…» «Кого можно встретить на кормушке» Задачи: донести до сведения родителей нужные знания. Выпуск информационных листков «Спутник юного защитника природы» ( 1 раз в месяц) Задачи: информировать родителей о ходе проекта. Сочинение сказок на тему «В некотором царстве, птичьем государстве…» Задачи: предложить детям вместе с родителями сочинить сказки и рассказать потом в группе. Способствоватьречевому развитию. Выставка семейных макетов «Моя кормушка» Цель: укрепление связей между семьями воспитанников и детским садом. Художественно-творческие мини-проекты
Задачи: предложить родителям сделать подборку произведений и мультфильмов о птицах; презентовать свои проекты . Семейные зарисовки «Птичья галерея» Задачи: развивать творческие способности детей и взрослых, создавать условия для самовыражения. |
Модуль «Мы ждем Вас, Птицы!» (март-май) | |||
Образовательная ситуация «Летят перелетные птицы» Задачи: обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе, приспособлении птиц к этим изменениям. Экологический досуг «Новоселье птиц» Задачи: способствовать развитию эмоциональных и эстетических способностей и индивидуальных проявлений. Игра-путешествие «Птичьи загадки» Задачи: способствовать развитию умений устанавливать пространственные и количественные отношения, развивать умение выполнять творческие задания коллективно, используя элементы мозгового штурма. Музыкальная гостиная «Птицы в музыке» Задачи: развивать эстетическое восприятие музыкального образа. Образовательная ситуация «Как птицы встречают весну?» Задачи: развивать познавательную деятельность: осваивать средства и способы получения информации. Конкурс чтецов « Вестники весны!» Задачи: развивать умения публичной презентации : учить выступать перед детьми и воспитателями. | Подвижные игры: «Найди пару» «Пчёлки и ласточки» «Летал, летал воробей» «Зайди в свой домик» «Сова» «Пингвины на льдине» «Стая» «Лягушки и цапли» Задачи: развивать у детей координацию и ловкость движений, умение перевоплощаться в новый образ; учить самостоятельно организовывать игру. Словесная игра «Угадай по описанию» Цель: развитие слухового восприятия, памяти , мышления; умения соотносить образ птицы с услышанным описанием Беседы о пользе птиц в природе, о том , что хищные птицы—это «санитары» полей, лесов, степей.Цель расширение знаний детей по теме «Птицы».: Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы» Задачи: развивать познавательную деятельность: осваивать средства и способы получения информации. Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение»Задачи: развивать речевую и познавательную активность. Пальчиковая игра «Встреча птиц» Цель: развитие мелкой моторики, памяти, внимания. Графический диктант «Журавль» Задачи: развивать умение ориентироваться на листе бумаги, воспитывать усидчивость, внимание. | Слушание «Звуки леса» (пение птиц) Задачи :развивать воображение, эмоциональную отзывчивость. Учить замечать красоту природных звуков Учить детей различать птиц по голосу. Салон «Мастерилка» - «Лепим птиц» Задачи: развивать мелкую моторику, учить применять на практике ранее полученные знания и умения. Решение кроссвордов. (На картинках находятся птицы и вписывают их названия в клеточки по соответствующим номерам)Задачи: развивать практические умения, обеспечивающие выражение усвоенного. Аппликация с элементами рисования и письма «Перо жар-птицы» Задачи:развивать творческие способности, внимание, логическое мышление. Рассматривание энциклопедий. Задачи: развивать у детей познавательный интерес. Выкладывание из спичек «Домик для скворца» (по принципу колодца) Цель: развитие коммуникативных способностей : обсуждение, высказываний гипотез, установление договорённостей со сверстниками. Игровое упражнение «Определи на ощупь» (сколько птиц и какие изображены на трафарете из наждачной бумаги ) Задачи: развивать тактильное восприятие.окружающего мира. Оригами «Птичка» (с использованием технологической карты) Задачи: развивать воображение, пространственное мышление Аппликация «Волшебный птичий хоровод» Задачи: содействовать формированию способности воплощать различные идеи в смысловые контексты. Развивать творческое воображение, латеральное мышление. | Изготовление и распространение памяток «Все о гнездовьях птиц» «Скворцы прилетели-на крыльях весну принесли». Задачи: познакомить родителей с методиками осуществления наблюдений. Конкурс на лучший скворечник Задачи: способствовать творческому сотрудничеству детей и родителей. Привлечение родителей к сбору экспонатов для экспресс-выставки изделий народных художественных промыслов с символикой птиц (вышивки, кружево, глиняные и деревянные изделия: игрушки, посуда ). Задачи: способствовать поддержке семьи в вопросах организации досуговой деятельности детей. Изготовление атрибутов и костюмов для экологического досуга Задачи: способствовать привлечению семей воспитанников к проведению досуговой деятельности в группе. |
Литература:
- Аджи, А.В. «Открытые мероприятия для детей подготовительной группы» образовательная область «Познавательное развитие» Воронеж, изд. ООО «Метода» 2014.
- Алябьева, Е.А.«Детям о самом важном «Природа» (сказки и игры для детей), Москва,, «Сфера», 2015.
- Вакуленко, Ю.А. «Воспитание любви к природе у дошкольников», Волгоград, Изд. «Учитель», 2014.
- Каушкаль, О.Н., Карпеевой М.В.«Формирование целостной картины мира» (подг. группа) Москва, изд. «Центр педагогического образования» 2015г.
- Скоролупова, О.А. «Весна, насекомые, перелетные птицы», Москва, Изд. «Скрипторий», 2015.
- Федотова, А.М. «Познаем окружающий мир играя» Москва, Изд. «Сфера», 2014.
- Шорыгина, Т.А. «Беседы о птицах с детьми 5-8 лет», Москва, Изд. «Сфера», 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный экологический проект в дошкольном образовательном учреждении
В современной системе образования все чаще используется интегрированный подход, при котором ребенок получает единое и комплексное обучение уже с детского сада и до окончания школы. ...
Экологический проект для воспитанников средней группы "Зимующие птицы Ростовской области"
Экологический проект «Зимующие птицы Ростовской области» во 2 средней группе Воспитатель: Тимченко И. А г.Гуково 2013 –...
Экологический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Каждой птахе по крохе"
В данной методической разработке представлены этапы организации и проведения с детьми старшего дошкольного возраста экологического проекта "Каждой птахе по крохе", показана важ...
Презентация по долгосрочному экологическому проекту "Чудо-дерево" в старшей группе.
Презентация по долгосрочному экологическому проекту "Чудо-дерево" в старшей группе....
Долгосрочный экологический проект в старшей группе "Эколята-дошколята - защитники природы"
Долгосрочный экологический проект в старшей группе...
Экологический проект "Планета насекомых" Старший дошкольный возраст.
Экологический проект "Планета насекомых" Старший дошкольный возраст.....
Экологический проект по развитию познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Птицы скажут вам «Спасибо!»
Цель проектаЗакрепить представление воспитанников о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.Привлечь внимание воспитанников и родителей к природоохр...