Экологический проект "Планета насекомых" Старший дошкольный возраст.
проект (старшая, подготовительная группа)

Старкова Инна Юрьевна

Экологический проект "Планета насекомых" Старший дошкольный возраст..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_planeta_nasekomyh.docx30.47 КБ
Файл proekt_planeta_nasekomyh.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

«Планета насекомых».

Составила:

Старкова Инна Юрьевна

Экологический проект «Планета насекомых»

         В наше время проблемы экологии вышли на первый план. Безграмотная деятельность человека в природе привела к природным и техногенным катастрофам. Можно ли сейчас переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель- вернуть людям нормальное, естественное «экологическое чутье». И начинать это воспитание необходимо с  самого раннего возраста.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования формирование познавательных интересов и познавательных действий является одним из основных принципов.

       Как интересно, например, узнавать насекомых «по именам»! А ведь дети мало знают о насекомых. Часто испытывают перед ними страх, стараются уничтожить.  Воспитателю важно создать ситуации, в которых у детей возникает радость от общения с насекомыми, интерес к жукам, бабочкам, муравьям. А наблюдение за трудолюбивой пчелой вызывает уважение. Нужно научить детей бережному отношению к самым меньшим из наших братьев. Самостоятельные наблюдения и позитивные взаимодействия с природой – это, несомненно, повышение уровня экологического воспитания детей.

     Вид проекта: краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский с элементами творчества для детей 5-6 лет.

     Продолжительность проекта: 5 месяцев.

     Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, специалисты ДОУ.

     Образовательная область: Познавательное развитие.   Интеграция: 

ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие», «Речевое развитие».

      Тема: « Планета насекомых».

      Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Планета насекомых».

       Задачи:

- Способствовать накоплению у детей представлений о многообразии насекомых.

- Способствовать уяснению связи между поведением людей и состоянием окружающей среды.

- Формирование интереса к насекомым и бережного отношения к ним.

- Развитие творческих и исследовательских способностей детей.

- Развитие речи, активизация словарного запаса.

- Активизация мыслительно-поисковой деятельности детей.

- Организация совместной деятельности детей и родителей.

Оснащение проекта

Методическое обеспечение.

Комплексная

программа

«От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования» .Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой-М:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013-336 с.

Направление

Парциальные программы

Педагогические технологии

Познавательное развитие

Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание 5-6 лет: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров.-Воронеж: И.П.Лакоценина Н.А., т 2012-190 с.

Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада-М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2010.

Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания./ Науч. Ред., сост. С.Н. Николаева.-М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-144 с.

Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.-М: Просвещение, 2008-160 с.

Барабанщикова Е. Объект исследования муравей. Обруч № 4 2003 с 28.

Техническое       обеспечение

- аудиомагнитофон;

- видеомагнитофон;

- DVD проигрыватель;

- телевизор;

- музыкальный центр;

- цифровой фотоаппарат;

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- принтер;

- сканер;

- видеокамера;

- есть выход в сеть Интернет;

- брошюровщик.

Специальные помещения детского сада

- изостудия;

- зимний сад;

- огород;

- компьютерный класс;

- методический кабинет;

- сенсорная комната;

- спортивный зал;

- костюмерная;

- музыкальный зал;

- библиотека.

Групповая комната

- приемная;

- столовая;

- игровая;

- спальня.

Печатные средства

- методические пособия,

- дидактические  пособия,

- современные энциклопедии и справочники,

- журналы.

Этапы реализации проекта

  1.  Подготовительный этап.

Виды деятельности

Цель деятельности

Сроки выполнения

1.

Анализ работы по данной теме в ДОУ

Подобрать методы, приемы для формирования начал экологической культуры.

Май

2.

Изучение методических разработок педагогов ДОУ.

Подбор материала для реализации проекта

Май

3.

Анализ имеющейся предметно - развивающей среды.

Выявить базу для реализации проекта.

Май

4.

Подбор и анализ литературы экологического содержания о насекомых.

Подобрать литературу для реализации проекта.

Май

5.

Подбор дидактических игр, изготовление дидактического материала.

Подбор материала для реализации проекта.

Май, июнь

  1.  Основной этап.        

Работа с детьми .

Вид деятельности.

Цель деятельности.

Сроки выполнения

1.

Чтение художественной литературы о насекомых.

Развивать эмоциональную отзывчивость, развивать воображение, любознательность, память.

Май -сентябрь

2.

Рассматривание иллюстративного материала. Просмотр видео материалов, мультфильмов.

Учить различать насекомых по внешнему виду. Воспитание бережного отношения к насекомым.

Май-сентябрь

3.

Беседы о насекомых.

(приложение 8)

Развивать речь детей, расширять словарный запас. Систематизировать представление о многообразии насекомых.

Май-сентябрь

4.

Наблюдение за насекомыми в природе

(приложение 2).

Развивать познавательную активность. Учить детей наблюдать за насекомыми, различать их по внешнему виду. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Май-сентябрь

5.

Проведение опытов

Формировать навыки исследовательской деятельности. Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Май-сентябрь

1 раз в месяц

6.

Заучивание стихов о насекомых

(приложение 3).

Развивать память, речь, интонационную выразительность речи. Формировать основы экологической культуры.

Май-сентябрь

1 раз в неделю

7.

Дидактические игры.

Закрепление знаний детей о насекомых. Формирование интереса к насекомым.

Май-август

1 раз в неделю

8.

Подвижные игры.

Развивать двигательную активность детей. Закреплять знания детей о насекомых.

Май-сентябрь.

3 раза в неделю

9.

Театрализация.

Развитие творческих способностей детей. Формирование основ экологического мировоззрения.

Июнь-сентябрь

1раз в месяц

10

Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.

Развивать речь детей , активизировать словарный запас .Формировать основы экологической культуры.

Июнь-сентябрь

1раз в неделю

11

Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация, оригами).

Формирование художественного и эстетического вкуса. Воспитание бережного отношения к насекомым.

Июнь-сентябрь

2 раза в неделю

12

Вечер загадок.

Развивать логическое мышление.

Июнь-сентябрь

1 раз в месяц

Работа с родителями .

Вид деятельности.

Цель деятельности.

Сроки реализации.

1.

Консультации для родителей

(приложение 5,7).

Повышение компетенции  родителей.

Июнь-сентябрь.

1раз в месяц.

2.

Наглядная информация о насекомых для родителей в родительском уголке.

Повышение компетенции родителей.

Июнь-сентябрь.

1 раз в месяц.

3.

Домашнее задание для детей и родителей.

Содействие сотрудничеству детей и взрослых.

Июнь-сентябрь.

1  раз в месяц.

Взаимосвязь со специалистами.

Вид деятельности.

Цель деятельности.

Сроки реализации.

1.

Музыкальный досуг «Бабочки - наши друзья»

Воспитание эмоциональной отзывчивости.

1-я неделя июля

2.

Физкультурное развлечение «На лугу»

Развивать двигательную активность. Закрепить знания о способах передвижения насекомых.

1-я неделя августа

3.

 Консультация психолога  «Как преодолеть страх перед насекомыми у детей»

(приложение 6)

Преодоление страхов детей. Воспитание гуманного отношения к насекомым.

1-я неделя сентября

  1. Заключительный этап.

Вид деятельности.

Цель деятельности.

Сроки реализации

1.

Викторина «Планета насекомых».

(приложение 9).

Закрепление и обобщение полученных знаний о насекомых. Формирование экологической культуры.

2-я неделя сентября

2.

Выставка всех, выполненных в ходе реализации проекта, работ.

Закрепление полученных  в ходе проекта знаний.

3-я неделя сентября

3.

Театрализация басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Развитие творческих способностей детей.

4-я неделя сентября

Результаты реализации проекта

Задачи проекта.

Результаты реализации проекта.

1.

Способствовать накоплению у детей представлений о многообразии насекомых.

Мини-музей «Насекомые»

2.

 Способствовать уяснению связи между поведением людей и состоянием окружающей среды.

Изготовление знаков «Правильно веди себя в  лесу».

3.

Формирование интереса к насекомым и бережного отношения к ним.

Выставка поделок «Наши меньшие друзья».

4.

Развитие творческих и исследовательских способностей детей.

Театрализация басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

5.

 Развитие речи, активизация словарного запаса.

Изготовление книжек-самоделок о насекомых. Картотека стихов.

6.

 Активизация мыслительно-поисковой деятельности.

Альбом наши опыты.

7.

  Организация совместной деятельности детей и родителей.

Выставка рисунков, книжек-самоделок.



Предварительный просмотр:

Педагогический проект

по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

«Планета насекомых».

Составила:

Старкова Инна Юрьевна

Экологический проект «Планета насекомых»

         В наше время проблемы экологии вышли на первый план. Безграмотная деятельность человека в природе привела к природным и техногенным катастрофам. Можно ли сейчас переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель- вернуть людям нормальное, естественное «экологическое чутье». И начинать это воспитание необходимо с  самого раннего возраста.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования формирование познавательных интересов и познавательных действий является одним из основных принципов.

       Как интересно, например, узнавать насекомых «по именам»! А ведь дети мало знают о насекомых. Часто испытывают перед ними страх, стараются уничтожить.  Воспитателю важно создать ситуации, в которых у детей возникает радость от общения с насекомыми, интерес к жукам, бабочкам, муравьям. А наблюдение за трудолюбивой пчелой вызывает уважение. Нужно научить детей бережному отношению к самым меньшим из наших братьев. Самостоятельные наблюдения и позитивные взаимодействия с природой – это, несомненно, повышение уровня экологического воспитания детей.

     Вид проекта: краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский с элементами творчества для детей 5-6 лет.

     Продолжительность проекта: 5 месяцев.

     Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, специалисты ДОУ.

     Образовательная область: Познавательное развитие.   Интеграция: 

ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие», «Речевое развитие».

      Тема: « Планета насекомых».

      Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Планета насекомых».

       Задачи:

- Способствовать накоплению у детей представлений о многообразии насекомых.

- Способствовать уяснению связи между поведением людей и состоянием окружающей среды.

- Формирование интереса к насекомым и бережного отношения к ним.

- Развитие творческих и исследовательских способностей детей.

- Развитие речи, активизация словарного запаса.

- Активизация мыслительно-поисковой деятельности детей.

- Организация совместной деятельности детей и родителей.

Оснащение проекта

Методическое обеспечение.

Комплексная

программа

«От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования» .Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой-М:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013-336 с.

Направление

Парциальные программы

Педагогические технологии

Познавательное развитие

Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание 5-6 лет: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров.-Воронеж: И.П.Лакоценина Н.А., т 2012-190 с.

Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада-М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2010.

Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания./ Науч. Ред., сост. С.Н. Николаева.-М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-144 с.

Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.-М: Просвещение, 2008-160 с.

Барабанщикова Е. Объект исследования муравей. Обруч № 4 2003 с 28.

Техническое       обеспечение

- аудиомагнитофон;

- видеомагнитофон;

- DVD проигрыватель;

- телевизор;

- музыкальный центр;

- цифровой фотоаппарат;

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- принтер;

- сканер;

- видеокамера;

- есть выход в сеть Интернет;

- брошюровщик.

Специальные помещения детского сада

- изостудия;

- зимний сад;

- огород;

- компьютерный класс;

- методический кабинет;

- сенсорная комната;

- спортивный зал;

- костюмерная;

- музыкальный зал;

- библиотека.

Групповая комната

- приемная;

- столовая;

- игровая;

- спальня.

Печатные средства

- методические пособия,

- дидактические  пособия,

- современные энциклопедии и справочники,

- журналы.

Этапы реализации проекта

  1.  Подготовительный этап.

Виды деятельности

Цель деятельности

Сроки выполнения

1.

Анализ работы по данной теме в ДОУ

Подобрать методы, приемы для формирования начал экологической культуры.

Май

2.

Изучение методических разработок педагогов ДОУ.

Подбор материала для реализации проекта

Май

3.

Анализ имеющейся предметно - развивающей среды.

Выявить базу для реализации проекта.

Май

4.

Подбор и анализ литературы экологического содержания о насекомых.

Подобрать литературу для реализации проекта.

Май

5.

Подбор дидактических игр, изготовление дидактического материала.

Подбор материала для реализации проекта.

Май, июнь

  1.  Основной этап.        

Работа с детьми .

Вид деятельности.

Цель деятельности.

Сроки выполнения

1.

Чтение художественной литературы о насекомых.

Развивать эмоциональную отзывчивость, развивать воображение, любознательность, память.

Май -сентябрь

2.

Рассматривание иллюстративного материала. Просмотр видео материалов, мультфильмов.

Учить различать насекомых по внешнему виду. Воспитание бережного отношения к насекомым.

Май-сентябрь

3.

Беседы о насекомых.

(приложение 8)

Развивать речь детей, расширять словарный запас. Систематизировать представление о многообразии насекомых.

Май-сентябрь

4.

Наблюдение за насекомыми в природе

(приложение 2).

Развивать познавательную активность. Учить детей наблюдать за насекомыми, различать их по внешнему виду. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Май-сентябрь

5.

Проведение опытов

Формировать навыки исследовательской деятельности. Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Май-сентябрь

1 раз в месяц

6.

Заучивание стихов о насекомых

(приложение 3).

Развивать память, речь, интонационную выразительность речи. Формировать основы экологической культуры.

Май-сентябрь

1 раз в неделю

7.

Дидактические игры.

Закрепление знаний детей о насекомых. Формирование интереса к насекомым.

Май-август

1 раз в неделю

8.

Подвижные игры.

Развивать двигательную активность детей. Закреплять знания детей о насекомых.

Май-сентябрь.

3 раза в неделю

9.

Театрализация.

Развитие творческих способностей детей. Формирование основ экологического мировоззрения.

Июнь-сентябрь

1раз в месяц

10

Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.

Развивать речь детей , активизировать словарный запас .Формировать основы экологической культуры.

Июнь-сентябрь

1раз в неделю

11

Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация, оригами).

Формирование художественного и эстетического вкуса. Воспитание бережного отношения к насекомым.

Июнь-сентябрь

2 раза в неделю

12

Вечер загадок.

Развивать логическое мышление.

Июнь-сентябрь

1 раз в месяц

Работа с родителями .

Вид деятельности.

Цель деятельности.

Сроки реализации.

1.

Консультации для родителей

(приложение 5,7).

Повышение компетенции  родителей.

Июнь-сентябрь.

1раз в месяц.

2.

Наглядная информация о насекомых для родителей в родительском уголке.

Повышение компетенции родителей.

Июнь-сентябрь.

1 раз в месяц.

3.

Домашнее задание для детей и родителей.

Содействие сотрудничеству детей и взрослых.

Июнь-сентябрь.

1  раз в месяц.

Взаимосвязь со специалистами.

Вид деятельности.

Цель деятельности.

Сроки реализации.

1.

Музыкальный досуг «Бабочки - наши друзья»

Воспитание эмоциональной отзывчивости.

1-я неделя июля

2.

Физкультурное развлечение «На лугу»

Развивать двигательную активность. Закрепить знания о способах передвижения насекомых.

1-я неделя августа

3.

 Консультация психолога  «Как преодолеть страх перед насекомыми у детей»

(приложение 6)

Преодоление страхов детей. Воспитание гуманного отношения к насекомым.

1-я неделя сентября

  1. Заключительный этап.

Вид деятельности.

Цель деятельности.

Сроки реализации

1.

Викторина «Планета насекомых».

(приложение 9).

Закрепление и обобщение полученных знаний о насекомых. Формирование экологической культуры.

2-я неделя сентября

2.

Выставка всех, выполненных в ходе реализации проекта, работ.

Закрепление полученных  в ходе проекта знаний.

3-я неделя сентября

3.

Театрализация басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Развитие творческих способностей детей.

4-я неделя сентября

Результаты реализации проекта

Задачи проекта.

Результаты реализации проекта.

1.

Способствовать накоплению у детей представлений о многообразии насекомых.

Мини-музей «Насекомые»

2.

 Способствовать уяснению связи между поведением людей и состоянием окружающей среды.

Изготовление знаков «Правильно веди себя в  лесу».

3.

Формирование интереса к насекомым и бережного отношения к ним.

Выставка поделок «Наши меньшие друзья».

4.

Развитие творческих и исследовательских способностей детей.

Театрализация басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

5.

 Развитие речи, активизация словарного запаса.

Изготовление книжек-самоделок о насекомых. Картотека стихов.

6.

 Активизация мыслительно-поисковой деятельности.

Альбом наши опыты.

7.

  Организация совместной деятельности детей и родителей.

Выставка рисунков, книжек-самоделок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...

Проект «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ» повышение экологической грамотности и экологической культуры детей дошкольного возраста Срок реализации: 9 месяцев Возраст детей: 5-6 лет

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного воз...