"Воспитание экологической культуры у детей с младшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) на тему
В докладе представлениы формы работы с детьми младшего доошкольного возраста в области экологичекого воспитания и образования в летний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологическая культура младших дошкольников | 32.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.Г.Т. ПЕТРА-ДУБРАВА
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД» «СОЗВЕЗДИЕ»
Тема: «Воспитание экологической культуры у детей с младшего дошкольного возраста в летний период»
Воспитатель:
Якимова Ольга Владимировна
В соответствии с ФГОС - Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
- формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.
При работе с детьми младшего дошкольного возраста следует помнить, что ведущей деятельностью ребёнка является игра.
Эффективность экологического воспитания в данный возрастной период во многом зависит от эмоционального отношения детей к воспитателю, поэтому первоначально мы «погружаем» детей в интересную деятельность и создаём эмоционально-положительный фон для восприятия «природного» материала.
Основными формами работы с детьми летом являются прогулки, экскурсии, викторины (на свежем воздухе, в течение прогулки можно расположить детей в теньке передохнуть и провести словесную викторину (знание названий животных, птиц, растений – соответствующие возрасту), праздники летнего календаря, краткосрочные проекты, экологические игры, сбор листьев и цветов для гербариев.
К прогулкам, экскурсиям предъявляются определенные требования, которые мы соблюдаем с особой строгостью (количество сопровождающих, время, маршрут, отсутствие на наблюдаемом участке ядовитых растений, грибов, дорог и т.д.).
Экологическое воспитание дошкольников в режимных моментах
На прогулке
Работая по экологическому воспитанию детей мы пришли к выводу, что наибольшее значение имеют:
- утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы или на опытнических грядках, цветниках;
- Непосредственно прогулка.
- Вечернее время после полдника.
Прогулки в летний период включают:
- наблюдения, которые формируют конкретные знания, развивающие мышление, интерес и любовь к природе, чувство красоты природы;
- дидактические игры и эксперименты, которые позволяют закрепить знания об окружающем мире у ребёнка, дают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами внешней среды;
- подвижные игры, которые помогают снять умственное напряжение от занятий, включают детей в коллективную деятельность
- художественное слово, которое помогает детям познавать мир, развивает любознательность;
- трудовое воспитание, которое помогает овладеть навыками и умениями. Содержание и формы организации труда зависят от погоды и времени года.
- Самостоятельная деятельность детей.
Летом открываются новые возможности для ознакомления детей с природой: в природе происходит много изменений. Увеличивается время пребывания детей на участке (до 3,5-4 часов), поэтому мы заранее продумываем деятельность взрослых и детей на прогулке.
На прогулках мы знакомим ребят с теми явлениями природы, представление о которых складывается длительное время.
Наблюдение – это ведущая форма работы по экологическому воспитанию, которую мы применяем на прогулке. Её можно разделить на наблюдения за живой и неживой природой.
Наблюдения за живой природой включают:
- Наблюдения за растениями (в том числе на огороде);
- Наблюдения за животными;
- Наблюдения за птицами;
- Наблюдения за насекомыми;
Наблюдения за неживой природой включают:
- Наблюдения за сезонными изменениями в природе;
- Наблюдения за погодными явлениями;
- Игры и экспериментирование с водой, песком, глиной, камнями, ракушками и т.п.
Помимо этого, мы выделяем такие виды наблюдений:
- Наблюдение за трудом взрослых;
- Наблюдение за жизнью улицы. Целевые прогулки
Так же в своей работе по экологическому воспитанию применяем такую форму работы как – экскурсия (по территории детского сада - «луг», «сад», «поле», огороды групп старшего дошкольного возраста, экологическая тропа, экскурсия в парк, на площадь посёлка и т.д.) Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явление природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям.
Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные задачи. Мы помогаем детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. При необходимости дополняем наблюдения своим рассказом и пояснением.
Помимо этого в процессе наблюдений и экскурсий мы используем детскую художественную литературу (так как это экскурсия во время прогулки, чаще всего используем детский фольклор - песенки, потешки, заклички - обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам, подражание голосам птиц и животных. («Солнышко-ведрышко», «Радуга-дуга» «Дождик-дождик пуще»).
По окончанию основной части даём детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала (дети могут собрать необычные камушки для коллекции камней в группе; листочки и цветы для гербария). Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях, не рвать, не мять растения - бережно относиться к природе.
Игры на прогулке.
Обилие разнообразного природного материала - песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т. д. - способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета. Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее.
Важной предпосылкой для организации игровой деятельности является создание среды. На групповых участках мы создаём все условия для всех видов игр. Размещая на участке различные сооружения и приспособления для игр, мы оставили просторную площадку для свободной деятельности детей, подвижных игр и игр с моторными игрушками. С большим удовольствием дети играют в сюжетно-ролевые игры в уютных беседках, под навесами, в домиках.
Труд
В летний период мы предлагаем детям выполнять трудовые действия разной мотивации:
- помощь взрослому (поможем дворнику полить цветник)
- забота о каком-либо живом существе (во время прогулок на участке или во время экскурсий на площадь можно встретить голубей и воробьёв - дети с удовольствием кормят птиц – проявляют заботу в любое время года; или напоить бездомную кошку молоком, например и т.п.)
- сооружение построек с целью развертывания сказочных сюжетов (по сказке «Теремок» и т. д.)
- украшение участка (красивые флажки, цветы и т.д.)
- работа на огороде (полив, прополка, рыхление)
- работа в цветниках (полив, прополка, рыхление, сбор семян)
На родительских собраниях и в индивидуальных беседах, отмечаем, что лето – это подходящее время для экологического воспитания и развития детей, и важно не упустить те возможности, которое оно предоставляет.
Чтобы формировать у детей «экологически гуманное чувство» – чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля «общим домом»; привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное, мы используем также прием «экотренинга». Данный вид работы с детьми дает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность и настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.
Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого можно предложить детям вообразить себя попугайчиком, хомячком и т.д. Человек для них - великан. «Представьте, что человек берет попугайчика Сашу, хомячка Иру в ладонь и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?» Дети обычно отвечают так: «Я могу оглохнуть», «Я могу умереть».
Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому – это зло. После этого они начинают бережно относиться к природе, к живым существам.
В соответствии с ФГОС первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольного экологическое воспитание. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры.
Используемая литература
- Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
- Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
- Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27
- Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
- Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта"воспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста".
В помощь начинающим воспитателям детских садов....
Воспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста при изучении домашних животных
Презентация на тему "Воспитание экологической деятельности у детей младшего возраста при изучении домашних животных"ЦЕЛЬ;1 воспитывать у детей бережное отношение к животным2 Формировать первые предста...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей старшей группы дошкольного возраста»
Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу....
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...
«Работа по воспитанию экологической культуры у детей раннего , младшего, среднего дошкольного возраста»
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окру...