Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Цель: Путем экспериментального сравнения продолжать знакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить) и ткани (прочная, ее трудно порвать, мнется меньше, чем бумага, ее можно сшить).
Задачи:
Образовательные: закреплять представления о свойствах бумаги и ткани.
Развивающие: развивать мыслительные операции: сравнение, сопоставление; совершенствовать опыт восприятия сенсорных свойствах предметов путём активного включения органов чувств.
Воспитательные: поддерживать интерес к совместному с педагогом и самостоятельному обследованию и экспериментированию, воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_gruppa_3_belaya_ekaterina.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы
Тема: «Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»
Подготовила: воспитатель
Белая Екатерина Александровна
Тема: «Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»
Цель: Путем экспериментального сравнения продолжать знакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить) и ткани (прочная, ее трудно порвать, мнется меньше, чем бумага, ее можно сшить).
Задачи:
Образовательные: закреплять представления о свойствах бумаги и ткани.
Развивающие: развивать мыслительные операции: сравнение, сопоставление; совершенствовать опыт восприятия сенсорных свойствах предметов путём активного включения органов чувств.
Воспитательные: поддерживать интерес к совместному с педагогом и самостоятельному обследованию и экспериментированию, воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Методы и приемы:
Словесный (художественное слово, объяснение, пояснение, беседа, вопрос).
Наглядный (показ лоскутков ткани,бумаги)
Практический (опыты с бумагой и тканью)
Игровой (Самомассаж, физминутка)
Словарная работа.
Активизировать словарь детей за счёт слов: бумага, ткань, гладкая, шуршит; прочный – непрочный; увеличительное стекло.
Материалы и оборудование:
Бумага и ткань; емкости с водой, увеличительное стекло.
Ход деятельности воспитателя с детьми
I. Введение в ситуацию.
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся с гостями.
Ребята, у меня есть вот такой чудесный сундучок.
А хотите узнать что в нем?
Открываем сундучок и видим материалы(ткань,бумага)
II. Актуализация знаний.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите бумага легкая как снежинка, а давай-те с ней поиграем.
Игра «Подуй на снежинку»
Дети выполняют дыхательные упражнения
Воспитатель: Ребята, что произошло со снежинкой? Какая она (ответы детей: лёгкая, бумажная, может летать, если на неё подуть)
Ребята, а у меня есть еще снежинки. Из чего сделаны эти снежинки? А хотите на нее подуть? А какую снежинку было легче сдуть? А почему? Какая она? (ответы детей: тяжелая).
Ребята, а кода вы берете в руки снег, что происходит с вашими руками? (ответы детей).
Чтобы ваши ручки не замерзли, я предлагаю вам их погреть.
Упражнение «Погреем ручки»
Совершать движения как при растирании замерзших рук.
Ох, на улице мороз!
Заморозил руки, нос.
Чтоб согреть ладошки,
Потрём мы их немножко.
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки ой-ой-ой,
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
Дидактическая игра. «Что из чего?».
Воспитатель: Ребята, а ведь в нашей групповой комнате тоже есть предметы, сделанные из бумаги и из ткани. Посмотрите вокруг себя и назовите вначале предметы, при изготовлении которых использовалась бумага.
А теперь назовите предметы, при изготовлении которых использовалась ткань.
III. Затруднение ситуации.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, чем отличается бумага от ткани? Тогда я приглашаю вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой и тканью.
IV. Включение способа действий в систему знаний и умений ребенка.
Опыты с тканью и бумагой:
Воспитатель: Дети посмотрите на столе так много предметов. Сейчас для нас начнутся чудеса - открытия. Для того чтобы они получились нужно очень внимательно меня слушать и выполнять все вместе со мной.
• обследование ткани и бумаги с помощью тактильных ощущений
Воспитатель: А сейчас возьмите в руку шарф из бумаги и попробуйте потереть его пальчиками. Скажите, какая она на ощупь бумага. (Бумага - жесткая, гладкая.). А теперь возьмите шарф из ткани, его тоже потрите пальчиками. Скажите, какая она на ощупь ткань. (Ткань - мягкая, теплая).
• рассматривание структуры ткани и бумаги через увеличительное стекло (зрительное восприятие)
Воспитатель: А теперь следующий эксперимент. У вас на столе есть волшебное стекло. Оно не простое, а стекло, которое может увеличивать предметы. Это стекло называется увеличительное. Давайте повторим его название: увеличительное (дети повторяют за воспитателем). Оно увеличит ткань и бумагу, и вы сможете лучше их рассмотреть. Сейчас мы с вами возьмем это увеличительное стекло и рассмотрим сначала шарфик из ткани: что мы видим? Правильно ребята, мы с вами видим ниточки, из которых состоит ткань. Скажите, из чего состоит ткань? (Ткань состоит из ниток). Есть ли ворсинки у ткани? (У ткани есть ворсинки). А сейчас рассмотрим шарфик из бумаги. Что мы можем сказать о ней? ( Не видим ниточек). Правильно, когда мы смотрим на бумагу через увеличительное стекло, ниточек мы не видим. Вот ещё одно свойство бумаги и ткани мы с вами рассмотрели. Давайте еще раз повторим, что ткань состоит из ниток, а бумага нет.
• восприятие на слух шуршания ткани и бумаги при смятии («Как разговаривают ткань и бумага»)
Воспитатель: Ребята, оказывается, ткань и бумага умеют «разговаривать». Вы слышали, какие звуки они издают? (да, нет). Сейчас мы с вами послушаем их разговор! Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина. Давайте тихим голосом расскажем про нее стихотворение. (Дети рассказывают все вместе):
Тишина у пруда, не колышется вода,
Не шумят камыши, засыпают малыши.
Молодцы, дети хорошо рассказали, а теперь открываем глазки, сидим тихо - тихо и берем сначала шарф из бумаги, вот так и начинаем мять. Что вы слышите? (Она разговаривает, шуршит).
Воспитатель: Правильно она шуршит. Давайте повторим - бумага шуршит. Положите шарф из бумаги и возьмите шарф из ткани и давайте, послушаем, а разговаривает ли ткань. Начинаем все вместе мять шарфик из ткани. Что мы слышим? (Ничего). Правильно шарф из ткани не разговаривает, не издает никакого звука. Значит, что мы можем запомнить, что когда мнешь, шарф из бумаги он шуршит, а из ткани - когда мнешь, он молчит, не издает звука.
• определение свойства бумаги и ткани при физическом воздействии мнётся – не мнётся, принимает первоначальную форму – расправляется
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие наши шарфики стали мятыми, давайте попробуем их расправить, сначала разглаживаем руками шарф из бумаги. Что у вас получается? (Не получается разгладить).
Воспитатель: Да, вы правы, шарф из бумаги у нас настолько мятый, что он не распрямляется. Сейчас, давайте посмотрим, распрямится ли шарф из ткани, если будем делать то же самое, разглаживать ее руками. Отвечайте, что вы видите? (Она выпрямляется).
Воспитатель: правильно, шарф из ткани распрямляется при разглаживании.
• определение прочности бумаги и ткани
Воспитатель: Ребята, а давайте определим, что же прочнее, ткань или бумага. Попробуйте разорвать шарфик из бумаги. Когда рвётся бумага, она издает звук, как - будто немножко «фыркает». Разорвите шарфик из бумаги и прислушайтесь! Что получилось? (бумага порвалась, и получилось два кусочка бумаги. А теперь попробуйте разорвать шарфик из ткани (ткань - не рвётся). Какая ткань? (прочная, крепкая). А бумага? (не прочная, легко рвётся). Бумага рвётся легко, а ткань – с трудом, тяжело её порвать, надо сильно дёргать). Поэтому всякую одежду шьют из ткани. А если всё- таки надо разрезать бумагу или ткань, чем можно это сделать? (Ножницами). А если надо склеить бумагу, чем можно воспользоваться? (клеем, а чтобы зашить порвавшуюся ткань, что нужно взять? (иголку с ниткой).
• определение свойства бумаги и ткани при воздействии воды (размокает, намокает)
Воспитатель: А теперь нас ждет еще один эксперимент – теперь мы узнаем, если наши шарфики испачкаются, и мы решим их постирать, что с ними будет. Берем сначала шарф из ткани, погружаем его в воду, отжимаем. Что мы видим? (Он стал мокрым). Сейчас попробуем погрузить в воду шарф из бумаги. Отжимайте его. Попробуйте его распрямить. Что вы видите? (Он размок и стал рваться).
Правильно, если мы решим постирать шарф из ткани, он намокнет, а если постираем шарф из бумаги, то он размокнет, начнет рваться и его придется выбросить. Значит, какой из шарфов прочнее шарф из ткани или из бумаги? (Шарф из ткани).
Воспитатель: Вот как много вы знаете теперь о бумаге и о ткани! Теперь вы поняли, что такое бумага и ткань?
Воспитатель: Ребята, а хотите мы сейчас превратимся в снежинок?
Физминутка.
Белый снег.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
(руки через стороны вверх, покачивания руками над головой)
И на землю тихо
Падает, ложится.
(присели, руки опустили на пол)
И под утро снегом
(встали, покружились на месте)
Поле забелело,
(руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)
Точно пеленою
Всё его одело.
(присели, руки опустили на пол).
V. Итог.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы были настоящими исследователями, играли. Запомнили, чем отличается бумага от ткани, какие предметы сделаны из бумаги, а какие из ткани. А с какими предметами вы бы хотели еще провести опыты?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД (непосредственно образовательной деятельности) с детьми средней группы
Конспект НОД (непосредственно образовательной деятельности) с детьми средней группыАНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 124 «Мотылек», г.о. Тольятти Тема «Лёд»Форма Опытно-эксперим...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы детского сада по теме "Овощи"
В ходе интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы воспитатель закрепляет с детьми название текущего времени года - осени, ее признаки, основные виды дея...
Конспект НОД (непосредственно образовательной деятельности) с детьми средней группы АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 124 «Мотылек», г.о. Тольятти
Конспект НОД (непосредственно образовательной деятельности) с детьми средней группыАНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 124 «Мотылек», г.о. Тольятти Тема «Наши сказки»Форма Му...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы «Путешествие по островам»
Цель: Формировать умение делать выводы, подводить итог сделанной работы. Задачи: 1. Уточнить представления детей о с...
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по программе «Развитие» Тема: «Зима. Изменения в жизни животных»
Образовательная область: «Познание»Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие,...
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы и их родителями "Прогулка в лес".
В организации сотрудничества с родителями моя педагогическая практика показала наибольшую эффективность такой формы как совместная образовательная деятельность. Данная форма э...