Паспорт мини-музея « Море».
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Воробьёва Ираида Анатольевна

Паспорт мини-музея « Море».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini-muzeya.docx358.17 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации ЗАТО г. Североморск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12

           Паспорт мини-музея « Море».F:\DCIM\101MSDCF\DSC07791.JPG

Воспитатели Воробьёва И.А.
                 Коковина О.В.

                                           группа «Ромашка»

                                              г. Североморск

                 Паспорт мини-музея « Море».

СОДЕРЖАНИЕ

1. Сведения об авторском коллективе

2. Паспортные данные мини-музея

3. Характеристика мини-музея

4. План работы по созданию мини-музея "Море"

5. План занятий в мини-музее

6. Название экспонатов

8.Перспективы развития.

7. Список литературы

                              СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Воробьева Ирина Анатольевна

Образование:  высшее

Должность: воспитатель

Педагогический стаж: 37 лет

Категория: высшая.

Коковина Ольга Валентиновна

Образование: среднее специальное

Должность: воспитатель

Стаж работы: 36 лет

Категория: высшая

                               ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ МИНИ-МУЗЕЯ

Наименование музея: мини-музей "Море»

Профиль музея: познавательный.

Место расположения мини-музея: групповая комната.

Площадь, занятая под экспозицию: 2 кв.м.

Направленность: воспитанники средней группы и их родители

           Цель создания музея: использование новых форм работы в воспитании     и развитии детей.

          Задачи мини-музея:

1. Формирование у дошкольников представлений о музее и правилах поведения в нём.

2. Познакомить детей с понятием море;

3. Расширять представления детей о морской флоре и фауне

4. Развивать познавательный интерес,              

5. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

6. Воспитывать любовь к природе,  желание сохранять богатства морей и океанов.

7. Повышать педагогическую культуру родителей.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

-принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

-принцип опоры на интересы ребенка;

-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при   руководящей роли взрослого;

-принцип наглядности;

-принцип последовательности;

     -принцип  сотрудничества и взаимоуважения.

 Предполагаемый результат

-у воспитанников расширятся представления о море и его обитателях;

-через музейную среду, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом;

-дети овладеют понятиями  «море», "морские животные", "рыбы", " и т. п. ;

-у них  сложатся простейшие представления об особенностях строения тела морских обитателей в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;

-узнают о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

-пополнится предметно-развивающая среда группы.

АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, для развития художественно-изобразительных навыков.

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

-поисковая;

-игровая;

-экспозиционная;

-познавательная.

ОФОРМЛЕНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ

 Экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции располагаются на вертикальных полках в групповой комнате.

Коллекция игрушек-мягких, резиновых, пластмассовых располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция ракушек стоит на верхних полках в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем.

На средних полках представлены детская литература, подборки иллюстраций, фотоальбомы и т.д.

РАЗДЕЛЫ МИНИ-МУЗЕЯ, ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

«Мягкие игрушки-дельфин, осьминог», «Резиновые игрушки акул, черепах, крабов», «Пластмассовые игрушки рыб».

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых, дидактических игр. Игрушки могут быть использованы в процессе образовательной деятельности.

«Сами своими руками». Экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть использованы в процессе организации образовательной деятельности.

«Галерея» оформлена в виде небольших полотен в рамках, где расположены детские рисунки, аппликации, которые потом переносятся с полотна в фотоальбом. Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе образовательной деятельности.

«Библиотека». Здесь собраны загадки, стихотворения, рассказы и другие произведения о рыбах, морских обитателях которые могут быть использованы как в образовательной, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

«Игротека». Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.

                   ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

1-й этап - подготовительный (октябрь 2017г.)

Содержание работы с детьми:

1. Выяснение знаний детей о музее (устный опрос).

2. Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании.

3. Определение темы и названия мини-музея вместе с детьми, определение места для музея.

4.Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме "Море".

5.Беседы «Как мы отдыхали на море».

6.Экскурсии с родителями на Приморскую площадь родного города и в океанариум г. Мурманска.

7.Чтение художественной литературы: Е.Аксельрод «В море мылся великан»;    Г. Х. Андерсен «Русалочка»; С. Баранова «Дельфины»; Л.Берг «Рыбка»;  О.Бундур «Каша с видами на море»;  Н.Волкова «Мы с морем дружим»;  Г.Дядина «Книжка в тельняшке»;   Г. Косова «Азбука подводного мира»;   В. Орлова  «Для чего морю наряды?»,  С. Сахарнов  «Кто в море живёт?», «Морские сказки»;    А.Усачев  «Котобой или коты выходят в море»

-Знакомство с загадками о морских обитателях;

-Просмотр мультфильмов : «Русалочка», «В поисках Немо», «Лови волну», «Китенок Филя»;

-Рассматривание репродукций картин

 И. К. Айвазовский «Волна, «Девятый вал», «Чёрное море»,

 А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе»

 Т. Сметанина «Во льдах».

-Слушание музыкальных произведений

Сен-Санс К. «Аквариум», Дебюсси «Море», Римский-Корсаков Н. «Море»

8. Подбор  экспонатов совместно с детьми и родителями.

Содержание работы с родителями:

1. Консультация на тему «Роль музея в развитии детей».

2. Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, в формировании коллекций, сборе информации.

3. Мотивирование родителей для организации совместного с ребенком поиска, исследования.

4. Организация совместной деятельности родителей и детей по изготовлению панно, творческих работ.

2-й этап - внедрение (октябрь-декабрь 2017г.)

Цель: Разработка методических, дидактических материалов.

Содержание работы с детьми:

1. Совместная познавательная, творческая и исследовательская деятельность: изготовление панно, лепка и рисование экспонатов, эксперименты.

Содержание работы с родителями:

1. Ознакомление с первичными материалами мини-музея в группе.

2. Конкурс совместных творческих работ с детьми на тему «Как прекрасен этот подводный мир».

3. Фотовыставка «Море, речка, я бегу! Я уже на берегу».

Заключительный этап (декабрь 2017г.)

Цель: Оценка и представление результатов реализации музея.

Содержание работы с детьми:

1. Оформление результатов в виде альбомов с рисунками и рассказами о подводном мире.

2.Организация экскурсий для воспитанников других групп.

Содержание работы с родителями:

1.Выявление  и награждение наиболее активных родителей - участников в создании мини - музея.

                            ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ

Познавательное развитие

 Цель. Формирование представлений о море, характерных особенностях морской флоры и фауны.  Совершенствование навыков поисковой деятельности. Развитие аналитического мышления, умения делать правильные выводы.   

1.Тематические занятия и беседы: «Из истории ракушки», «Кто живет в раковинах», «Хорошо ли жить у моря? », «Холодные и теплые моря», «Кто живет в морских глубинах », «Экология морей и океанов» и др.

2.Экспериментально-исследовательская деятельность детей с использованием природного материала: ракушечник, песок, галька, камни, вода пресная и соленая.

Опыты: «Тонет - не тонет», «Растворятся - не растворяется», «Плавающие кораблики» и др.

3.Игры с использованием игровых полей «Река», «Море», «Кто - где живет?», «Чей это дом? », «Ошибка» и др.

4.Создание коллекции «Сокровища  морей» (ракушки).

 

Художественно-эстетическое развитие

ЦЕЛЬ. Формирование представлений о море в разном состоянии. Воспитание эмоционально-эстетических чувств. Развитие художественного восприятия произведений искусства. Формирование навыков и умений собственной творческой, изобразительной деятельности.   Воспитание бережного отношения к природе  

1.Рисование: «Рыбки в море», «Ладошки-осьминожки», «Медузы»

Лепка: «По реке плывет кораблик», «Наш аквариум».

Аппликация: «Рыбки играют, рыбки сверкают», «Мышонок-моряк».

Оригами: «Рыбка».

2. Рассматривание картин о море

3.Экскурсии с родителями в Выставочный зал г. Североморска

 Речевое  развитие

ЦЕЛЬ. Обогащение и активизация словарного запаса воспитанников Развитие связной речи. 

- Чтение художественной литературы, заучивание стихов о море и морских обитателях, составление загадок (с помощью мнемотаблицы) ;

-Составление рассказов о том, как отдыхали летом на море, посещали океанариум и т.д.  

Социально-коммуникативное развитие

ЦЕЛЬ. Развитие всех компонентов детской игровой деятельности. Обогащение представлений детей об окружающем мире. Совершенствование  коммуникативных навыков. Закрепление знаний  воспитанников об  обитателях  морей. Развитие творческих способностей. Воспитание доброжелательных  отношений между детьми.

- Дидактические игры

  «Что за рыба? », «Узнай по силуэту», «Часть-целое»; игры-путешествия с кубиком, лото, пазлы.

- Настольные игры.

 «Остров сокровищ», «Поймай рыбку», «Морское путешествие»

 -Сюжетно-ролевые игры

 «Экскурсия в музей», «Моряки», «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»

Театрализованная деятельность «Как крабик свой дом искал».

Физическое развитие

ЦЕЛЬ. Формирование двигательных навыков

Подвижные игры «Море волнуется раз…» ,«Ловцы жемчуга», «Рыбаки и рыбки», «Караси и щука»

         

                                        НАЗВАНИЕ ЭКСПОНАТОВ

1.Царь морской Нептун (Казакова В.Ю.)

2.Альбом «Мы рисуем море»

3.Альбом «Художники о море»

4.Дельфин (Фомичева В.)

5.Краб (Фисенко О.А.)

6.Картины о море

 – декупаж (Воробьева И.А.)

-   пластилинография (Доронько А.А.)

7.Книжки-самоделки

8.Макет «Морское дно» (Мельник Е.М.)

9.Сувениры (Подымака М.С., Курбатова Т.А.)

10.Фотоальбом «Лето, море и я»

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ  С РОДИТЕЛЯМИ

1.Консультации для родителей.

 «Создание мини-музея «Море»;

«Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»,

 «Путешествуем по морю»;

2.Вовлечение родителей в  работу по созданию мини-музея в группе:  формирование коллекций, сбор информации, изготовление пособий, поделок и т.д.

-Мотивирование родителей для организации совместного с ребенком поиска, исследования;

-Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала по теме: «Море», «Морские обитатели»;

-Оформление фотоальбома «Вспомним море голубое!», «Мы в океанариуме»;

-Совместный подбор экспонатов для мини-музея, изготовление их своими руками, оформление экспозиций;

-Оформление игротеки: дидактические игры, пазлы на морскую тематику, разрезные картинки «Морские животные», лото, рыбалка, сюжетно-ролевые игры.

- Интересные встречи. «Где мы летом отдыхали и что новое узнали». Рассказы родителей и детей, отдыхавших у моря, с показом демонстрационного материала: фотографий, открыток, сувениров, видео и слайд-шоу.

ПРАВИЛА   ПОВЕДЕНИЯ   В   МУЗЕЕ

-в нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть с ними;

-экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво;

-экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

-можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры;

-приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

 

  ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ  МИНИ-МУЗЕЯ

1.Подбор видеотеки  детских мультфильмов,  научно-познавательных фильмов  о море, морских обитателях.

2.Создание фонотеки (звуки моря, песни и тд.)

3.Пополнение  музея новыми экспонатами, созданными руками детей и их родителями; а также экспонатами, рассказывающими о растительном и животном мире Баренцева  моря.

4.Пополнение раздела «Библиотека» новыми книгами, наборами открыток, посвященных  Баренцеву морю и Кольскому заливу.

5.Обогащение  новыми дидактическими играми в соответствии с возрастом.

6.Использование экспозиций  мини-музея на занятиях по разным видам деятельности.

 СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, М., Мозаика-Синтез, 2013

2.Костюченко М.П. Окружающий мир. Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет, Волгоград, Учитель, 2013

3. Нищева Н.В., Развивающие сказки: Учебно-методическое пособие-конспект., 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: “Детство-пресс, 2004. – 48 с. +цв. вкл.

4. Рыжова Н.А.,  Л.Логинова. Мини-музей в детском саду.-М.: Линка-Пресс, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея "Птичий двор".

В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....

Паспорт мини-музея "Мой город"

Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...

Паспорт мини -музея "Русская изба"

Средствами мини - музея  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....

Паспорт мини-музея "Животные мира".

Презентация о мини-музее в подготовительной группе "В мире животных"....

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...

Паспорт мини – музея "ПОДВОДНЫЙ МИР МОРЕЙ И ОКЕАНОВ"

Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. Морской мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми.Со...