«Невидимка – воздух» (эксперименты)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Карцева Ольга Михайловна

Формирование у детей представления, что воздух  есть вокруг и внутри нас.  Экспериментальным путем доказать, что воздух занимает место и обладает определенными свойствами. Развивать  у детей интерес к опытной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_s_vozduhom.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе «Невидимка-воздух»


Занятие по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты)

Средняя группа 


Задачи:

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

- наблюдения за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

- изготовление корабликов с парусами, вееров.

Оборудование:

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);

- игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);

- 2 подноса;

- коробка Мурлыки;

- игрушка «Кот Мурлыка» и ширма;

- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;

- сосуд – «море» для корабликов;

-салфетки бумажные (по количеству детей);

-веера (по количеству детей);

-  чеснок, чеснокодавилка

- таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов


 

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория.

(подходят к лаборатории)

 

Кот Мурлыка (появившись из-за ширмы): Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Кот Мурлыка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята ,Мурлыке , вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

 

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Кот Мурлыка: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Мурлыка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Ребята, давайте докажем Мурлыке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

 

Опыт №1 С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст. 

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Мурлыка! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Мурлыка:  А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как дети играли в такой вот надутый мячик, а потом надули круг и пошли купаться, и никто не утонул!

Воспитатель: Конечно, Мурлыка! Ведь воздух легче воды! И если внутри крука воздух, то он, конечно же, плавает!

Мурлка : Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

 

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

(дети поочерёдно достают из Мурлыкиной коробки игрушки и раскладывают на 2 подноса)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Мурлыке ! Теперь ты знаешь, Мурлыка , что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Мурлыка : Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

 

Опыт №2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

 

Воспитатель: ребята, как вы думаете, сможем мы с вами своим воздухом покачать эту салфетку (берет в руки бумажную салфетку)

  Опыт№ 3. С салфеткой.

Воспитатель: Сейчас все попробуем это сделать.

Дети: Да.

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

 

Игра « Кораблики»

Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Мурлыка : Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? 

 

Опыт№ 4. С веером.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

 Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

 

Опыт№ 5. С чесноком.

Мурлыка: Ой-ёй-ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Мурлыка! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

 

Опыт№ 6. «Не дышу»

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель: Мурлыка, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.

 

Мурлыка 

Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать

Что воздух легче воды

Что воздух есть внутри пустых предметов;

И даже внутри людей

Без воздуха ничто живое не может жить;

А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи

А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха

 Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Невидимка-воздух" (эксперименты)

Задачи:Образовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а та...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) средняя группа

Задачи :      - развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть...

Занятие по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты).

занятие по познавательному развитию - способствует формированию у детей познавательного интереса....

НОД по теме "Невидимка - воздух" (эксперименты).

Здесь собран доступный материал для дошкольников старшей группы по ознакомлению с природным явлением - ветер. В игровой форме показаны свойства ветра, как с ним можно играть....

НОД по теме "Невидимка - воздух" (эксперименты).

Здесь собран доступный материал для дошкольников старшей группы по ознакомлению с природным явлением - ветер. В игровой форме показаны свойства ветра, как с ним можно играть....

Открытое занятие в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) ________________________________________

Дать детям представление о физических свойствах воздуха с использованием технологий развивающего обучения. развивать познавательный интерес, любознательность;развивать наблюдательность;расширять ...

Занятие по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты)

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...