«Невидимка – воздух» (эксперименты)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Формирование у детей представления, что воздух есть вокруг и внутри нас. Экспериментальным путем доказать, что воздух занимает место и обладает определенными свойствами. Развивать у детей интерес к опытной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_s_vozduhom.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в средней группе «Невидимка-воздух»
Занятие по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты)
Средняя группа
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предшествующая работа:
- наблюдения за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
- изготовление корабликов с парусами, вееров.
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);
- игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);
- 2 подноса;
- коробка Мурлыки;
- игрушка «Кот Мурлыка» и ширма;
- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
- сосуд – «море» для корабликов;
-салфетки бумажные (по количеству детей);
-веера (по количеству детей);
- чеснок, чеснокодавилка
- таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория.
(подходят к лаборатории)
Кот Мурлыка (появившись из-за ширмы): Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Кот Мурлыка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?
Воспитатель: Скажите, ребята ,Мурлыке , вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Кот Мурлыка: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Мурлыка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Ребята, давайте докажем Мурлыке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт №1 С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Мурлыка! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Мурлыка: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как дети играли в такой вот надутый мячик, а потом надули круг и пошли купаться, и никто не утонул!
Воспитатель: Конечно, Мурлыка! Ведь воздух легче воды! И если внутри крука воздух, то он, конечно же, плавает!
Мурлка : Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»
(дети поочерёдно достают из Мурлыкиной коробки игрушки и раскладывают на 2 подноса)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Мурлыке ! Теперь ты знаешь, Мурлыка , что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Мурлыка : Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт №2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, сможем мы с вами своим воздухом покачать эту салфетку (берет в руки бумажную салфетку)
Опыт№ 3. С салфеткой.
Воспитатель: Сейчас все попробуем это сделать.
Дети: Да.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Игра « Кораблики»
Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Мурлыка : Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Опыт№ 4. С веером.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Опыт№ 5. С чесноком.
Мурлыка: Ой-ёй-ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
Воспитатель: Что ты, Мурлыка! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Опыт№ 6. «Не дышу»
Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Воспитатель: Мурлыка, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.
Мурлыка
Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать
Что воздух легче воды
Что воздух есть внутри пустых предметов;
И даже внутри людей
Без воздуха ничто живое не может жить;
А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи
А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха
Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!
Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Невидимка-воздух" (эксперименты)
Задачи:Образовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а та...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) средняя группа
Задачи : - развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть...
Занятие по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты).
занятие по познавательному развитию - способствует формированию у детей познавательного интереса....
НОД по теме "Невидимка - воздух" (эксперименты).
Здесь собран доступный материал для дошкольников старшей группы по ознакомлению с природным явлением - ветер. В игровой форме показаны свойства ветра, как с ним можно играть....
НОД по теме "Невидимка - воздух" (эксперименты).
Здесь собран доступный материал для дошкольников старшей группы по ознакомлению с природным явлением - ветер. В игровой форме показаны свойства ветра, как с ним можно играть....
Открытое занятие в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) ________________________________________
Дать детям представление о физических свойствах воздуха с использованием технологий развивающего обучения. развивать познавательный интерес, любознательность;развивать наблюдательность;расширять ...
Занятие по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты)
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...