Наши друзья - пернатые
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Попова Татьяна Владимировна

- формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц;

- активизировать словарь по теме, развивать связную речь;

- прививать любовь и бережное отношение к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Наши друзья - пернатые51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект викторины

для детей средней группы

«Наши друзья - пернатые»

                                                                                  Подготовила:  

                                                                                                  Попова Татьяна

                                                                                    Владимировна      

                                                                               воспитатель                                                                                            

                                                                                                  МДОУ №38 «Искорка»

г. Подольск

Цель: расширение представлений детей о птицах.

Задачи: - формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц;

- активизировать словарь по теме, развивать связную речь;

- прививать любовь и бережное отношение к птицам.

Предварительная работа: изготовление кормушек для птиц, наблюдение за ними. Беседы о птицах, их повадках, внешнем виде. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением птиц нашего края. Чтение литературы: Бианки В.В.  «Лесные домишки», «Чей нос лучше»,  «Лесные разведчики». Е. Чарушина «Воробей».  Т. Нуждина «Снегирь». Чтение загадок, пословиц, поговорок о птицах. Игры «Собери картинку», «Скворечники»

Оборудование: картины с изображением птиц, музыкальное сопровождение, маски птиц, атрибуты к играм «Скворечник» и «Собери картинку», волчок со стрелкой, мешочек с фишками.

Ход:

Воспитатель: Сегодня мы проводим викторину, посвященную нашим пернатым друзьям. Можно ли назвать птиц нашими друзьями и почему? Ребята, а вы знаете, что такое викторина? Вам придется ответить на разные вопросы, выполнить задания и показать свои знания и сообразительность.

За правильный ответ вы будете получать картинки – фишки с изображением птиц. В конце нашей викторины мы подведем итог и узнаем, кто из вас больше знает о птицах, и кто станет победителем.

Давайте разделимся на команды. Каждый из вас подходит ко мне и из мешочка вытягивает фишку, на которых изображены птицы - снегирь и воробей, кто вытянул  фишку со снегирем подходит к картинке снегиря, те у кого выпали фишки с воробьем, подходят к картинке с изображением воробья. Каждая команда занимает свои стульчики. /дети рассаживаются в круг вокруг стола со стрелкой/

В: С приходом зимы, для некоторых птиц наступают тяжелые времена. Перелетные птицы улетают в теплые края (назовите какие), а зимующие не боятся морозов (синицы, воробьи,  снегири), они остаются зимовать рядом с человеком. Им очень тяжело приходиться зимой. Чего больше боятся птицы: холода или голода?

Чтобы мы могли слышать пение птиц весной, нам необходимо помогать им в тяжелую морозную пору.

  1. Конкурс. Блиц – опрос. /каждой команде в порядке очереди задаётся вопрос. Участники совещаются, один из членов команды отвечает/

• Каких птиц обитающих в нашем крае вы знаете? (воробей, сорока, ворона, голубь, скворец, дрозд, грач, ласточка, снегирь, синица, галка, аист, чиж, утки, гуси, кукушка, журавли).

• Почему некоторые птицы зимой улетают в теплые края? (мало еды, жилья, замерзают водоемы, исчезают насекомые, трава и плоды на деревьях).

• Почему птицы возвращаются в наши края с наступлением весны? (ответы детей).

• Кто из птиц прилетает первым? (дрозд, грач, скворец).

• На какие группы можно разделить птиц? (перелетные, зимующие, насекомоядные, водоплавающие, зерноядные).

• Каких птиц называют санитарами леса? Почему?  (дятел, сокол, сова).

• Какая птица может подражать лаю собаки и смеху человека? (ворона).

• Как называют птиц, которые питаются насекомыми? (насекомоядные).

В: Очень хорошо подготовились ребята к нашей викторине и знают ответы на любые вопросы. Оценка конкурса.

  1. Конкурс загадок.

•  Он весной поет красиво:

   Звонко, весело, игриво!

   Угадай-ка поскорей:

   Что за птичка?    (Соловей).

• Тук-тук-тук - с утра весь день

   Как стучать ему не лень?

   Может, он немного спятил?

   -Тук-тук-тук - в ответ нам... (дятел)

•  Кто в лесу у нас гадает,

   Про судьбу и жизнь все знает?

   Прокукует - подсчитаешь -

   Сколько жить тебе, узнаешь! -

   Птичка, серая подружка,

   А зовут ее... (кукушка)

•  Серый маленький комочек:

   Чик-чирик - замерз он очень!

   Солнце, выгляни скорей!

   Кто тепла ждет? (Воробей)

•  И зимой ей не сидится:

   Над моим окном кружится,

   Хлебных крошек и пшеницы

   Просит к завтраку... (синица)

•  Болтлива птичка - спору нет,

   Расскажет новость и секрет!

   Красива с виду, белобока

   Кто? - Длиннохвостая... (сорока).

• Отступили снега и метели,

   Птицы с юга домой прилетели.

   Кружат, трели разводят певцы.

   Кто весну прославляет? (Скворцы)

• Любо-дорого взглянуть,

   Птичка - красненькая грудь!

   Дом родной ее Сибирь,

   Как зовут ее? (Снегирь)

•  Кар-кар-кар! - кричит плутовка

   Очень ловкая воровка!

   Все блестящие вещицы

   Подбирает эта птица!

   Вам она, друзья, знакома,

   Как ее зовут? (Ворона)

•  Хоть и две ноги у птицы,

   Удобней на одной стоится.

   Из речки лягушат, как капли,

   Кто ловит клювом? (Цапля)

• Вместе с этой черной птицей

   К нам весна в окно стучится.

   Зимнюю одежду прячь!

   Кто по пашне скачет? (Грач)

•  Очень трудная работа -

   О семье весной забота -

   Строить в доме этажи!

   Кто строители? (Стрижи)

В: Подведем итог нашего конкурса. (считаем фишки).

  1. Подвижная игра «Скворечник».

В: Наши команды немного устали, им необходимо размяться. Давайте поиграем в п\и «Скворечники». Проверим, какие вы ловкие и быстрые. Я разложу вот такие скворечники (обручи, украшенные шишками). В каждый скворечник помещается одна пара скворцов. Дети изображают скворцов, которые летают под музыку. По сигналу «скворцы прилетели», вы должны занять свое место в скворечнике. Так как скворечников меньше чем скворцов, тот, кому не хватит скворечника, выбывает из игры. Правила вам понятны? Тогда начнем./повтор игры 3-4 раза/

  1. Дидактическая игра. «Перелетные и зимующие птицы».

В: Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете перелетных и зимующих птиц. Перед вами на столе разложены картинки перелетных и зимующих птиц.  По очереди команды будут выбирать картинку с птицей, выставлять на доске и рассказывать о ней.  Команда «Снегири» будет выбирать перелетных птиц, а команда «Воробьи» зимующих птиц.

В: Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием, а теперь подведем итог  (считаем фишки).

  1. Пальчиковая гимнастика «Ну – ка, подпевай – ка».

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка!

Эта птичка  — соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка свиристель,

Это птичка коростель.

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко,

Это зяблик, это – стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну а это -  злой орлан.

Птички, птички по домам.

Загибают пальчики

на обеих  руках.

Машут «крыльями».

  1. Игра «Вопрос – ответ».

В: Ребята, птички подготовили для вас вопросы. Каждая команда по очереди раскручивает волчок и отвечает на вопрос заданный птицей.

• Как вы думаете, почему снегиря назвали снегирем? (прилетает в наши края зимой).

• Почему снегири и синицы любят находиться рядом с дятлом? (они подбирают остатки пищи).

• Какие птицы живут рядом с человеком? (голубь, воробей, синичка).

• Какие птицы могут поворачивать голову на 180 и даже на 270 градусов? (сова, филин).

• Почему в сильный холод птицы сидят нахохлившись? (Воздух между перьями сохраняет тепло).

• Назови  птицу – долгожителя? (Ворона 70 – 120 лет).

• Какие птицы охотятся ночью? (Филин, сов).

• Почему перелетные птицы улетают в теплые края с наступлением холодов? (Им не хватает корма).

• Почему в сильные морозы куропатки и глухари прячутся под снег? (Под снегом теплее).

• Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки, насыпать туда зерна, крупы или хлебных крошек, семечек, повесит кусочки сала для синиц).

В: Молодцы, на все вопросы ответили.  Оценка конкурса.

  1. Дидактическая игра «Собери картинку».

В: А сейчас мы проверим, какие сообразительные у нас капитаны. Они должны собрать картинки птиц из нескольких частей и рассказать, чем эти птицы питаются. Кто справиться с этим заданием первым тот и будет победителем.  

По итогам всех этапов воспитатель подводит итог, проводит награждение команд-победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в рамках тематической недели "Пернатые наши друзья"

План - конспект НОД "Долгожданная встреча"...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Наши друзья-пернатые» (старшая группа)

Обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах. Учить детей распознавать голоса птиц по их тональности и особенностям издаваемого звука конкретной птицы, узнавать птицу по внешне...

НАШИ ДРУЗЬЯ – ПЕРНАТЫЕ, ДЕКОРАТИВНАЯ РОСПИСЬ ШАБЛОНОВ ПОСУДЫ

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности....

«Наши друзья - пернатые»

«Наши друзья - пернатые»...

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

Конспект интегрированной ООД в подготовительной группе " Наши друзья- пернатые"

уточнить знания детей о зимующих и перелетных птицах, их названиях, характерных особенностях, приносимой пользе....

ТЕМА: «НАКОРМИМ НАШИХ ДРУЗЕЙ ПЕРНАТЫХ» ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «КАПЕЛЬКИ»

ТЕМА:  «НАКОРМИМ НАШИХ ДРУЗЕЙ ПЕРНАТЫХ»ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «КАПЕЛЬКИ»...