«Наши друзья - пернатые»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №401 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г. Казани
Конспект НОД по реализации области «Познавательной развитии»
Тема: «Наши друзья - пернатые»
для детей старшей группы.
Составила:
Низамова Г.Н.
Казань-2014
Познание.
Цель: учить наблюдать за сезонными изменениями в природе, обобщение и систематизирование знаний детей о зимующих птицах.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, умение их различать.
2. Обогатить знания детей о зимующих птицах (внешний вид, повадки, голоса, питание).
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук через изготовление кормушки для птиц.
4. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Образовательные области: познание, коммуникация, труд, физическая культура, здоровье.
Материалы и оборудование: презентация «Птицы», изображения зимующих и перелетных птиц.
Раздаточный материал: карточки с изображениями птиц, картинки с изображениями птичьего корма (насекомые, шишки, ягоды и т. д.).
Предварительная работа: рассматривали альбом «Птицы», наблюдали за птицами во время прогулок, ознакомились с различными способами изготовления кормушек. На тему «Птицы» заучивали стихи, загадки, рисовали, пели песни, играли в игры.
Ход занятия:
- Организационный момент «Осенняя погода».
Воспитатель просит детей рассказать, какие признаки осени они увидели, когда шли в детский сад.
- Повторение пройденного материала. Игра «Что бывает осенью».
Воспитатель предлагает детям высказывания, а дети должны сказать, что бывает, а чего не бывает осенью:
Опадают листья.
Тает снег.
Ветер качает ветви деревьев.
Дети загорают у реки.
Люди убирают урожай на полях.
Птицы улетают на юг.
- Картинки с птицами на столе.
-Кто это? (птицы)
-Чем они все похожи? (крылья, клюв, хвост, голова, перья и т.д)
-А чем отличаются? (раскраской, размером, клювом, названием, одни – зимующие, а другие – перелетные)
Введение темы «Перелётные птицы». Беседа «Почему перелётные птицы покидают нас осенью?».
Воспитатель:
— Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными (выслушать ответы детей и обобщить их). Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.
Вам всем хорошо известны такие перелётные птицы, как ласточки, стрижи, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы(рассказ сопровождается показом иллюстраций). Почему эти птицы улетают от нас осенью (выслушать ответы детей)?
Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевскопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.
Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.
Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же – голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы – переносят зимние холода.
А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.
А вы знаете, что не все птицы отправляются в тёплые края? Есть и такие перелётные птицы, которые прилетают к нам зимовать (рассказ сопровождается демонстрацией картинок с изображением птиц).
Снегири – обитатели тайги, северных смешанных лесов. Но во время зимних кочёвок прилетают к нам. Они становятся заметны именно с выпадением снега. Питаются снегири плодами клёна, рябины, причём у ягод они съедают только мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Поэтому присутствие снегирей можно определить по мякоти ягод, лежащей под деревьями. Доставать семена из шишек они не могут.
- Физкультминутка.
Давайте вспомним физкультминутку про синичку
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок (кружимся на месте)
Вот присела на минутку (присели)
Почесала клювом грудку (наклоны головы вправо, влево)
И с дорожки на плетень (прыжки на левой ноге на месте)
Тири –тири (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на двух ногах)
- Игра «Один — много»:
— Дети, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много:
Ласточка – ласточки – много ласточек
Соловей –
Кукушка –
Скворец –
Грач –
Синица –
- Игра «Нелепицы»:
— Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
Птенцы высиживают яйца.
Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
Дети сделали для аистов скворечники.
Тело птицы покрыто шерстью.
Птенцы строят гнёзда.
Скворец живёт в будке.
- Загадки (отгаданная загадка сопровождается показом картинок):
— Послушайте внимательно и отгадайте:
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу,
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
(Снегирь).
Всех прилётных птиц черней
Чистит пашню от червей.
(Грач).
Эту птицу каждый знает:
На шесте его дворец.
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день…
(Скворец).
Начинает песни в мае,
Трели льются средь ветвей,
Всё вокруг ему внимает!
А певец тот…
(Соловей).
Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счёт годам ведут…
(Кукушки).
Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей).
Прилетает к нам с теплом
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточки).
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это …
(Снегири).
8. А как мы помогаем птицам зимой? (изготовили кормушку для птиц) Давайте посмотрим ваши кормушки, которые вы сделали дома с родителями.
А какие должны быть кормушки? (Кормушка должна быть удобной для птиц. У птичек не должно возникать каких-то проблем с выемкой корма. Птицы не любят замкнутого пространства, поэтому вход должен быть не один, а несколько. Сам корм должен быть защищен от снега, ветра и дождя).
Кормушки изготовили, но нужно еще знать, чем кормить птиц. Перед вами листы с изображением птиц с одной стороны и кормом – с другой. Нужно соединить изображение птицы с кормом, которым вы хотели бы ее угостить.
Ответы 3-4 детей.
9. Подведение итогов. Обобщение материала.
— На этом наше знакомство с птицами на сегодня заканчивается.
Давайте вспомним, какие птицы называются перелётными? Назовите их.
Какие – зимующие? Какие птицы прилетают к нам на зиму?
Все хорошо сегодня старались. Молодцы!
Во время прогулки, дети развешивают кормушки для птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в рамках тематической недели "Пернатые наши друзья"
План - конспект НОД "Долгожданная встреча"...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Наши друзья-пернатые» (старшая группа)
Обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах. Учить детей распознавать голоса птиц по их тональности и особенностям издаваемого звука конкретной птицы, узнавать птицу по внешне...
НАШИ ДРУЗЬЯ – ПЕРНАТЫЕ, ДЕКОРАТИВНАЯ РОСПИСЬ ШАБЛОНОВ ПОСУДЫ
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности....
Наши друзья - пернатые
- формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц;- активизировать словарь по теме, развивать связную речь;- прививать любовь и бережное отношение к птицам....
Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....
Конспект интегрированной ООД в подготовительной группе " Наши друзья- пернатые"
уточнить знания детей о зимующих и перелетных птицах, их названиях, характерных особенностях, приносимой пользе....
ТЕМА: «НАКОРМИМ НАШИХ ДРУЗЕЙ ПЕРНАТЫХ» ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «КАПЕЛЬКИ»
ТЕМА: «НАКОРМИМ НАШИХ ДРУЗЕЙ ПЕРНАТЫХ»ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «КАПЕЛЬКИ»...