НОД "Грибное царство"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

- познакомить детей с грибами Сосновского края, учить различать съедобные и несъедобные грибы;

- познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов;

- развивать мышление детей, мелкую моторику;

- воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_gribnoe_tsarstvo.docx101.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка»

«Грибное царство»

        Составила:

Романова Н.С.https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_548d7adb2c17b/gribnoie-tsarstvo-poznavatiel-noie-zaniatiie_2.png

Задачи:

- познакомить детей с грибами Сосновского края, учить различать съедобные и несъедобные грибы;

- познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов;

- развивать мышление детей, мелкую моторику;

- воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе.

Ход занятия:

Воспитатель:

На ветру шумят осинки

И березки шелестят.

Мы с утра возьмем корзинки,

Позовем с собой ребят:

- Кто пойдет, ребята, с нами

Золотым прекрасным днем?

За грибами, за грибами,

За грибами мы идем! (Е. Трутнева)

-О чем, ребята, это стихотворение? (ответы детей)

- О чем мы с вами сегодня поговорим?

- Тема нашего мероприятия «Грибное царство»

- Давайте совершим прогулку в лес. Закроем глазки и представим, что мы очутились в  лесу. Ребята, посмотрите мы пришли на лесную поляну, а на поляне ёжик. Только почему-то он очень грустный и корзинка у него пустая. Как вы, думаете почему? (Он на зиму не запас грибов, не собрал грибы)

- Поможем ёжику собрать грибы? (Поможем)

Воспитатель:

- Где растут грибы? (ответы детей)

- У нас в Сосновском крае немало всяких разных грибов. Вот сегодня мы с ними и познакомимся.

- Лесные грибы – это живые организмы и относятся к царству грибов. В этом царстве живет много разных грибов. Давайте рассмотрим гриб. Из чего состоит гриб? (Из шляпки и ножки)

- Грибы — тоже растения, но у них нет корней, стеблей и листьев. Гриб состоит из ножки, на которой сверху лежит круглая шляпка. Под землёй от ножек грибов тянутся в разные стороны белые тоненькие переплетённые ниточки. Эти нити называются грибницей. Это подземная часть гриба, она всасывает из почвы питание и воду.

- Но все ли грибы можно собирать?

- Совершенно верно. Грибы бывают съедобные и ядовитые.

- Какие съедобные грибы вы знаете? (ответы детей)

- Давайте послушаем стихотворения и соберем съедобные грибы в корзинку.

Чтение стихотворение, показ картинок, обсуждение

Белый гриб

На пригорке у дорожки

Гриб стоит на толстой ножке.

От дождя немного влажный,

Белый гриб - большой и важный.

- Белый гриб, считается начальником среди всех грибов. (Показ картинок). Называют его по-разному: белый гриб, боровик. Очень уж вкусен этот гриб, потому и считается грибным начальником. Причем, не только люди оценили его вкус.

- Кто из лесных жителей не прочь полакомиться грибами? (Ответы детей).

- Кроме птиц и зверей, есть еще насекомые – большие любители грибов: слизняки и грибные мушки.

Подосиновики

У тропинки

Под осинкой—

Красные шляпки:

Это мальчики-грибки

Разыгрались в прятки.

Чуть подальше

В тени—

Вон, какая шляпа!

Наблюдает за детьми

Строгий гриб — папа.

- Какая шляпка у этого гриба? Какая ножка? Под каким деревом он растет?

- А как вы думаете, какой гриб растет под березой?

Подберезовик

Не страшны ни дождь, ни грозы

Подберёзовик растёт

Под развесистой берёзой

Каждый здесь его найдёт.

Гриб красив и бесподобен.

И к томе же он съедобен.

- Чем похожи подосиновик и подберезовик? Чем отличаются?

Сыроежки

На полянке, вдоль дорожки

Всюду встретится она,

Сыроежка-гриб хороший

Шляпка издали видна.

Жёлтая и красная

Сыроежка разная.

- Какого цвета бывают шляпки у сыроежки?

Лисичка

Почему назвали

Этот гриб лисичкой?

Может быть, он хитрый,

Как лиса-сестричка?

И от грибников он

Смело удирает,

Путает следы он,

По лесу петляет.

Нет, нет, нет, конечно,

Ног у грибочка нету!

Просто все лисички -

Рыженького цвета.

- Почему этот гриб назвали лисичкой?

Опята

На пенёчке – сто опят.

- Очень тесно тут! – вопят.

Позовите грибника

Собирать опят с пенька!

- На чем растут опята? Как они растут?

- Итак, посмотрите и скажите, какие грибы мы собрали?

- Какие ядовитые грибы можно встретить в лесах Сосновского края? (ответы детей)

Почему эти грибы называют ядовитыми? (в них есть яд опасный для человека)

- Послушайте стихотворения, посмотрите внимательно на картинки, запомните эти грибы и никогда их не берите.

Мухомор

Ярко-красный мухомор -

Белых пятнышек узор.

Ты в лесу мне нравишься,

А в тарелке - нет.

Ясно, что отравишься,

Съев тебя в обед.

Бледная шляпка

Бледная шляпка, юбочка на ножке,

Смотрит свысока – ручки в бока.

Красива и важна – да никому не нужна.

- Чем опасен мухомор и бледная поганка? (ответы детей)

- Но не спешите сшибать мухоморы ногами и топтать их. А в лесу мухомор – гриб нужный. Для человека ядовит, а лесным обитателям сгодится. Олени жадно ищут мухоморы и съедают их. Улитки и слизняки прогрызают в шляпках мухоморов дырки. Белки даже сушат их на зиму. В лечебных целях.

Физкультминутка «За грибами»

Все зверушки на опушке  Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку,

Рыжики срывали. Срывают «грибы».

Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»

Искали опятки.

Медведь проходил, Идут вразвалку,

Мухомор раздавил. -топают правой ногой.

Игра «Подскажи словечко»

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)

Шоколадно-бурый гриб – к скользкой шляпке лист прилип.

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются ... (опята)

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок ... (масленок)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята

Ну, а это на полянке ядовитые ... (поганки)

Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой

Ты их бери, не мешкай, ведь это – ... (сыроежки)

Подвижная игра «У медведя во бору»

А сейчас вставайте и выходите на коврик – мы отправляемся к медведю в бор за грибами и ягодами. Выбирается лов – «медведь», который садится на корточки с одной стороны игровой. Остальные дети становятся в шеренгу на противоположном конце комнаты и на слова « у медведя во бору грибы ягоды беру» идут в сторону «медведя», наклоняясь, как бы собирая грибы и ягоды. Когда заканчиваются последние слова «а медведь сидит и на нас рычит», лов-«медведь» с рычанием встает и ловит убегающих детей.

Правила сбора грибов

Сбор грибов называют «тихой охотой».

Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей).

Не шумите, не мусорьте, не топчите, не срывайте грибы с корнем. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами. Зачем, знаете? (Ответы детей).

Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего? (Ответы детей). Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы не бывать новым грибам.

Игра с мячом «Большой – маленький»

В лесу растут большие грибы и маленькие.

Большой мухомор - маленький мухоморчик

белый гриб - …. (беленький грибок)

сыроежка - … (сыроежечка)

подберёзовик - … (подберезовичек)

поганка - … (поганочка)

подосиновик - … (подосиновичек)

сыроежка - … (сыроежечка)

подосиновик - … (подосиновичек)

волнушка - … (волнушечка)

Упражнение «Найди лишнее слово»

Предлагает назвать детям что лишнее и почему.

Осина, подосиновик, сыроежка, груздь.

Белый гриб, мухомор, волнушка, подосиновик.

Клубника, смородина, малина, опенок.

Сыроежка, мухомор, поганка.

Творческое задание

Ребята, посмотрите в нашу корзинку мы уже положили в нее грибы для ёжика, но я думаю, что надо еще добавить. А сделать вы это сможете, если красиво и аккуратно раскрасите те грибы, которые я вам дам.

А пока вы рисуете я прочитаю вам сказку Т. Николаева «Замечательный зонтик» про приключения колобка.

Рефлексия

Ребята, давайте вспомним, о каких грибах мы говорили сегодня на занятии?

Что вам понравилось больше всего?

        

Сказка «Замечательный зонтик»

Подарила Бабушка Колобку зонтик. Замечательный зонтик. Сверху – белый в разноцветную горошину. Изнутри – зеленый в белую ромашку.

Пошел Колобок в лес. Конечно, с зонтиком. Вдруг кто знакомый встретится – будет чем похвастаться. Взял Колобок еще корзинку с бабушкиными пирожками. Душистыми, румяными, яблочными. Кто же в дальнюю прогулку отправляется с пустыми руками?..

Идет Колобок, вертит над собой зонтик. А птицы вокруг поют, заливаются. «Наверное о зонтике поют, восхищаются», - думает Колобок. Заяц мимо пробежал, да так быстро! «Видно, от удивления, -- думает Колобок. – Вот бы еще Волка встретить, а то и Лису…»

Размечтался Колобок и не слышит, что ветер поднялся, листвой зашумел. И не видит, что появилось в небе облачко. Другое, третье… И вот уже ни синего неба, ни ясного солнышка. Потемнело. И – забарабанил дождь по листьям, по траве, по цветам. А у Колобка – зонтик! Траве мокро – Колобку сухо. Птицы и звери попрятались, а Колобку дождь нипочем. Замечательный зонтик! Но летний дождь короток. И вот уже снова запели птицы, засияло солнышко. Протянулась над тропинкой веселая радуга. Засмеялся Колобок и – трах-бабах! – сам в одну сторону, корзинка в другую, а зонтик вообще неизвестно куда покатился. Вскочил Колобок сердитый: кто ему ножку подставил?! Смотрит, а прямо на тропинке камень – не камень, пенек – не пенек, а что-то круглое, коричневое. Вот тебе раз! Никогда тут ничего такого не было. «Вот найду корзинку и зонтик. разберусь», - подумал Колобок. И принялся искать. Уж как он траву раздвигал, уж как под кустами ползал! И ни того, ни другого. Что делать? Присел Колобок на камень-пенек. Задумался. И вдруг почувствовал, будто его кто-то поднимает. Попробовал встать – нет земли под ногами. Ой, новая беда! А тут еще кто-то рядом покряхтывает, вздыхает.

- Кто это вздыхает тут?

- Я, белый гриб Боровик, Боровик-колосовик. Тяжело мне тебя поднимать, вот я и вздыхаю. Ну да ничего, мы, грибы. народ сильный!

Гриб-Боровик Колобку знаком. С Бабушкой собирал. Потом сушил. Суп из боровиков! А вот почему колосовик?

- Ранний я. Летний. Вместе с пшеничным колосом созреваю, потому и колосовик. А быстро вырос, потому что дождь хороший прошел. А грибам только того и надо.

Боровик-колосовик еще что-то говорил, да Колобок уже его не слышал – зонтик увидел. Золотистый, с бахромкой по краю. Но что это? Рядом еще зонтик, Еще. Малиновые, желтые, лиловые, даже красный в белую горошину!

Скатился Колобок на землю – и к зонтикам. А какой из них его – забыл. «Возьму-ка красный в белую горошину», думает.

- Я не зонтик. Я – гриб-Мухомор. А это моя соседка – Бледная поганка. Ты нас не трогай. Мы – ядовитые!

- И мы не зонтики! – закричали остальные. – Мы сестрички – разноцветные Сыроежки. А мы – летние Опенки! А я – Шампиньон. Всех нас смело можешь класть в корзинку, на жаркое.

Но нет у Колобка ни корзинки, ни зонтика. Опечалился Колобок. Вдруг откуда-то слышит тонкий голосок:

- А я зонтик. Пестрый зонтик. Съедобный.

Подбежал Колобок к зонтику: светло-коричневый, в махрушках, как в лохмотьях. А его-то был новенький. Махнул Колобок рукой и сел на траву. Горевать. На зеленую траву в белую ромашку. Поднял голову. Что это?! Да это же его зонтик повис на ветке! Обрадовался Колобок. Найти бы еще корзинку! А ее и искать не надо. Стоит она рядом на соседней полянке. На блюдце. Белое блюдце…на ножке! Поглядел Колобок: вся полянка в блюдцах – белых, розовых, золотых, рыжих. Блюдцах на ножках. Но теперь-то его не обманешь. Хитрые грибы блюдцами прикинулись. Снял Колобок корзинку с белого блюдца и слышит:

- Верно. Не блюдце я, а гриб – Груздь настоящий. Нас на засолку бери. Мы – самые вкусные!

- Нет, мы! – закричали рыжие грибы-блюдца. – Нас, Рыжиков, хоть соли, хоть жарь.

- И что спорят? – засмеялись маленькие розовые блюдечки. – Вкусней нас, Волнушек, нет.

Тут из-под куста показалась круглая красная шапочка: «Не слушай ты их, собирай только нас, Подосиновиков!».

Слушал- слушал Колобок и решил взять всех по одному, а то корзинки не хватит. И стал собирать грибы-пеньки, грибы-зонтики, грибы-блюдца. А бабушкин зонтик тут же превратился в палку-искалку, которой легко раздвигать густую траву. А потом зонтик стал палкой-таскалкой, на которой было удобно нести полную корзинку через плечо.

Вот каким замечательным оказался бабушкин зонтик! Ведь если бы его Бабушка не подарила, если бы Колобок не пошел этим зонтиком хвастаться, никакой истории бы не случилось. Вот так.

Вопросы:

1. Только ли осенью растут грибы? А когда еще?

2. Почему так быстро вырос белый гриб боровик?

3. Почему белый гриб зовут боровик-колосовик?

4. Какие еще съедобные грибы повстречал в лесу Колобок?

5. Какие ядовитые грибы повстречались Колобку?

6. Как используют грибы в пищу?

7. Почему нельзя рвать грибы с корнем?

8. Почему нельзя в лесу уничтожать ядовитые грибы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия« Царство лекарственных растений»

Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе....

Проект «Царство речных рыб».

Рассматривая проблемные вопросы входящие в тему учебной программы мы выяснили, что одно из замечательных богатств нашей Родины- это рыбы.Для проведения проекта необходимо запланировать экскурсии к вод...

"Царство лекарственных растений" игровое развлечение

Викторина для детей подготовительной группы....

Спортивно-театрализованное развлечение для детей старшей группы "Урок физкультуры в космическом царстве"

В космическом царстве живет царевна Капризулька, которая не хочет заниматься физкультурой. Царь приглашает с разных планет гостей, чтобы те показали упражнения царевне что они могут и кататься на само...

Конспект интегрированного занятия "Подводное царство"

Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"...

Весна в Берендеевом царстве

Конспект фольклорного праздника для детей 6-7 лет...

РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея" РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея"

Развивать познавательный интерес и любовь к русскому народному творчеству, любви к природе, развивать внимание, сосредоточенность , формировать умение работать в коллективе: принимать общий замы...