" Перелётные птицы."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цели занятия:
- закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);
- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;
- активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);
- учить согласовывать имена существительные с числительными;
- учить согласовывать имена существительные с глаголами;
- развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;
- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_pereletnye_ptitsy.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Программное содержание:
1.Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2.Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3.Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Материал:
Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
Ход занятия:
Потихоньку
Снег сошел,
Почернел
И стаял,
Всем на свете
Хорошо:
В роще –
Птичьим стаям…..
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?
/ О ВЕСНЕ/.
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки весны? /КАПЕЛЬ, СОЛНЦЕ СВЕТИТ ЯРКО И ТЕПЛО, ПТИЦЫ ПРИЛЕТЕЛИ/.
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются зимовать? /ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ/.
Перелётные птицы
-это те птицы, которые не находят поздней осенью и зимой для себя корм и улетают на тёплый юг, где много корма.
- Назовите перелетных птиц? /ЛАСТОЧКА, ГРАЧ, ЖУРАВЛЬ, ЦАПЛЯ, СКВОРЕЦ/
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1.Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/- Отгадайте следующую загадку.
2.Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/
3.Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту. /Аист/
- Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Подросший кукушонок выкидывает из гнезда других птенцов, а их родители продолжают его кормить.
Прилетает в конце апреля или первых числах мая. Сначала появляются одни самцы, а через неделю или две к ним присоединяются самки.
Аист – большая птица белого цвета с большим клювом.
Живет рядом с человеком, на крышах домов и других возвышенностях,
у водоёмов.
В нашей стране живут два вида аистов: белый и черный.
Питаются - лягушками, змеями, крупные насекомые, рыбами.
Возвращаются в феврале-марте. Самцы прилетают на место гнездовья на несколько дней раньше самок.
Высиживают яйца обе птицы, около 40 дней.
Птенцов чаще всего бывает четверо.
Родители приносят им рыбу или лягушек.
Улетают в теплые страны в сентябре.
Ласточка - Много времени ласточки проводят в воздухе, летая за добычей. Они не садятся на землю, так как их короткие и слабые ножки не могут удержать тело.
Прилетают они в конце апреля или начале мая и приступают к постройке гнезда.
Гнезда они лепят из комочков грязи, глины, соломы, веточки, травинки и все это скрепляют липкой слюной.
Внутри гнездо выстилают перьями, пухом.
В кладке бывает 4—6 белых Яйца насиживают оба родителя, сменяя друг друга через каждые 3—5 минут. ИГРА «Отгадай и присядь».
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.
соловей, ласточка, грач, скворец, аист, журавль, цапля дятел ,синица, снегирь,
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /КЛЮВ, ГОЛОВА, ШЕЯ, ТЕЛО, КРЫЛЬЯ, ХВОСТ, НОГИ /.
Тело птицы состоит из головы, шеи туловища, передних и задних конечностей и хвоста. На голове расположены рот и органы чувств. Шея отличается большой подвижностью. Тело является опорой для прочного крепления крыльев. Хвост у птиц сильно укорочен и выполняет рулевую функцию. Обтекаемая форма тела способствует уменьшению силы трения о воздух, что является важным условием для полета.
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Птичья дорога далека и полна опасностей. Очень много пернатых во время перелётов погибает. Только самые сильные, самые выносливые добираются до тёплых краёв.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы немножко отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём. - вдох
Дети по лесу гуляли – шаг на месте
За природой наблюдали. – руки ко лбу наблюдать
Вверх на солнце посмотрели, - поднять голову вверх
И их лучики согрели. – руки вверх протянуть
Чудеса у нас на свете – удивиться
Стали карликами дети, - присесть
А потом все дружно встали- встать
Великанами мы стали. - потянуться
Птицы по лесу летали, - крыльями машем
Крыльями махали
Дружно хлопаем, - в ладоши
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли!
Упражнение «Скажи одним словом».
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
Пальчиковая гимнастика:
На двери висит замок
Кто его открыть бы мог?
Покрутили,
Потянули,
Постучали
И открыли!
Работа в тетради ДЕЛИМ СЛОВА НА СЛОГИ.
По-пу-гай
Во-ро-бей
А-ист
Фа-зан
Глазная гимнастика.
У леса на опушке - Моргать глазами в такт
Высоко на суку- Поднять глаза вверх
С утра поет кукушка: - Зажмуривают глаза
Ку- ку! Ку-ку! Ку-ку! - Моргать в такт.
Внизу бежит речонка - Глаза вниз
По желтому песку. - Глаза вправо
Поет кукушка звонко: - Глаза влево
Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку! - Моргать в такт
4. Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
• Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
• Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
• Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
• Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ:
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно
слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...
Презентация к занятию "Перелётные птицы. Кольцевание птиц."
С помощью этой презентации ребята узнают о некоторых перелётных птицах, познакомятся с методами изучения миграции птиц....
Конспект открытой итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по проекту "Перелётные птицы" для детей старшей группы (ОНР) "ПТИЦЫ В ГОСТИ К НАМ СПЕШАТ"
Конспект итоговой НОД по проекту "Перелётные птицы" с использованием ИКТ ( работа с интерактивной доской), ТРИЗ...
календарное планирование в подготовительной группе по теме: «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»
Календарное планирование в подготовительной группе по Теме недели: «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»...
План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".
Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...
Берегите птиц. Материал и презентация на тему "Перелётные птицы"
В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их ин...
Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».
Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...
- Мне нравится (1)