Доклад с планом " Организация целевых прогулок весной"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему
Целевая прогулка в детском саду открывает большие возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Тем более, если речь идёт о малышах второй младшей группы, возраст которых 3–4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tselevaya_progulka_v_detskom_sadu_.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Целевая прогулка в детском саду открывает большие возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Тем более, если речь идёт о малышах второй младшей группы, возраст которых 3–4 года. Познание окружающего мира, живой природы, повышение иммунитета — всё это позволяют ежедневные прогулки. Однако каждый этап пребывания детей на улице требует тщательной методической подготовки и грамотного проведения.
Прогулка для ребёнка — это эффективное средство приобщения к окружающей среде родных мест. Не зря досуг на свежем воздухе считается одной из обязательных составляющих воспитательно-образовательного процесса в дошкольном детском учреждении.
Основная цель прогулки — укрепление иммунитета малыша. Досуг на улице реализует её за счёт адаптации организма детей к условиям внешней среды. С педагогической точки зрения, пребывание малышей на свежем воздухе имеет 3 направления для целеполагания: учебное, развивающее и воспитательное. В связи с этим Федеральным государственным образовательным стандартом сформулированы основные цели прогулки во второй младшей группе: профилактика простудных заболеваний и утомления детей; обучение природосообразному поведению (наблюдение за погодой, сменой времён года и пр.); анализ погодных изменений во внешнем мире; развитие навыков и умений фиксировать преобразования в окружающем мире; воспитание положительного отношения к природе, определяющего необходимость заботы о ней.
Чтобы реализовать цели, на каждом занятии, то есть на каждой целевой прогулке, воспитатель должен заниматься решением ряда задач:
- Демонстрация красоты и совершенства всего, что создано природой.
- Знакомство с временами года, а также с достопримечательностями родного города, трудом взрослых (убирающих и озеленяющих улицы, строящих дома и пр.).
- Приобщение малышей к процедурам закаливания.
- Тренировка опорно-двигательного аппарата за счёт физических нагрузок (бега, прыжков, махов ногами-руками и т. д.), оздоровление дыхательной системы организма.
- Развитие навыков самообслуживания. Для второй младшей группы это умение одеваться без или с минимальной помощью взрослого, умываться, мыть руки и вытираться после прогулки, навыки проситься в туалет, сморкаться — перед и во время пребывания на улице.
- Воспитание ответственного отношения к природе и человеку.
Условие проведения досуга на улице — соответствие участка группы санитарным нормам и требованиям организации учебно-воспитательного процесса:
- наличие озеленённого и грамотно спланированного участка, на котором есть песочница, качели и/или лесенки для лазанья и пр. При этом все элементы площадки должны ежедневно с утра проверяться на наличие мусора, а также предметов, угрожающих жизни и здоровью детей. На территории открытого участка должно быть специально отведённое для дождливой погоды место, например, беседка;
- весь инвентарь (игрушки, орудия труда) должен быть безопасным для здоровья малышей.
Оборудование для проведения игр: горки, качели для активных забав, мячики, кегли.
Кроме того, опытные педагоги-методисты рекомендуют составить 1–2 набора из 4–5 фигур, меняющихся каждые 2 недели, для уточнения, конкретизации полученных знаний.
Например, в состав одного из наборов входят известные малышам игрушки-животные, которых по просьбе воспитателя ребята называют, описывают строение их тел, показывают характерные движения и голосовые реакции. На участке должны быть игрушки, соответствующие возрасту детей, понятные и в исправном состоянии.
Всё оборудование для прогулок должно иметь чёткую цель применения (машинками играем, веником подметаем территорию и т. д.).
Таким образом, главные требования к участку группы — чистота и безопасность.
Целевые прогулки предполагают наблюдение за явлениями природы или фактами общественной жизни за пределами участка, экскурсии, проводятся 3–5 раз в месяц.
Чтобы дети не утомились ещё до выхода на улицу и не перегрелись, их следует собирать на улицу в определённой последовательности.
Основная задача подготовительного этапа прогулки — одеть детей по погоде.
Структура прогулки. Досуг на свежем воздухе подразделяется на несколько этапов. Компоненты прогулки могут реализовываться в разной последовательности. Но как бы ни комбинировались структурные элементы прогулки, завершать её нужно снижением физической активности, то есть ходьбой, дыхательной гимнастикой.
Этап наблюдений на целевой прогулке предполагает фиксацию и анализ перемен в природе или образе жизни людей. Для этого рассматриваются следующие объекты:
- животные и растения;
- дождь, снег, ветер и пр.;
- трудовая деятельность человека (например, дворника, подметающего листву или расчищающего снег на игровой площадке).
Наблюдения на целевой прогулке во второй младшей группе могут быть:
- кратковременными (для формирования представлений о форме, размерах объектов, их положении в пространстве и цвете);
- долговременными (для демонстрации смены сезонов, изменений в природе — деревья зеленеют весной и желтеют осенью и пр.).
Последовательность получения информации и её анализа предлагается такая:
- устанавливаем факты (совместно со взрослым, который обращает внимание малышей на тот или иной объект действительности, например, после дождя песок в песочнице мокрый);
- связываем элементы для одного наблюдаемого объекта (набухают почки, из них появляются первые листочки) и т. д.;
- накапливаем подобные факты (набухли почки, появилась первая зелень, чаще светит солнце, оно теплое и т.д.) и объединяем услышанное, увиденное в единый смысловой блок;
- делаем выводы вместе с воспитателем (наступила весна).
Во второй младшей группе этап наблюдения происходит при непосредственном участии воспитателя, так как малыши ещё не обладают достаточными навыками самостоятельности в подобной деятельности
Труд как вид деятельности приучает ребёнка к ответственности за выполнение взятого задания. Малыш должен учиться выбирать себе ту или иную область занятий, прослеживать порядок операций и подбирать (вместе со взрослым) нужный инструмент. Малыши с удовольствием будут заниматься домашним хозяйством. Например, для полива каких-то посадок можно дать им игрушечные лейки, а можно и большие, но только наполнив их на 1/6.
Безусловно, детям любого возраста ближе подвижные игры, тем более на улице. В этом случае выбор забавы определяется погодными условиями. Весной это могут быть салки, прятки, футбол, а также игры с водой. В слякотную погоду лучше остановиться на чём-то более спокойном, например, кольцебросе. Стоит отметить, что во второй младшей группе дети начинают проявлять интерес именно к командным играм, в отличие от первой младшей, когда они играли не вместе, а рядом. Обычно каждый месяц дети разучивают 2–3 игры.
Мастерство педагога заключается в том, что все дети должны быть вовлечены в тот или иной вид деятельности. Что касается прогулки, то 99 из 100 ребят обожают проводить время на улице. Так что наполовину поставленная задача уже решена. В индивидуальной работе следует учитывать темперамент малыша. Кому-то будет интересно поиграть в мяч с другими ребятами, а кому-то перешагивать через препятствия-брёвна. Кроме того, есть ряд детей, которые с опаской относятся к спорту. Возможно, им гораздо интереснее побегать за первыми бабочками.
Пример целевых прогулок весной с детьми 3-4 лет приведен в таблице ниже.
ЦЕЛЕВЫЕ ВЕСЕННИЕ ПРОГУЛКИ
Месяц, неделя | Тема наблюдения | Цель | Художественное слово |
Март, 1 неделя | Целевая прогулка по участку | Формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе весной. | «К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под ее ногами» |
Подвижные игры: «Выглянуло солнышко», «Веселые снежки», «Птички летают». | |||
Март, 2 неделя | Целевая прогулка: «В гости к елочке» | Продолжать формировать представления об особенностях ели: не меняет свой цвет, не сбрасывает иголки. | «Елка – елочка, колкая иголочка» «Зимой и летом одним цветом» |
Подвижные игры: «Веселые капельки», «Воробышки и автомобиль», «Дождик», «1,2,3 – к елочке беги!» | |||
Март, 3 неделя | Целевая прогулка «В гости к рябинке» | Продолжать формировать представления детей о пробуждении растений весной, учить замечать изменения, делать элементарные выводы. | «Тает снег в начале марта, Солнце светит веселей. Просыпается рябинка, Ей от солнышка теплей!» |
Подвижные игры: «Птички - невелички», «Ветер - ветерок», «Мы веселые ребята». | |||
Март, 4 неделя | Целевая прогулка на улицу. | Учить замечать разнообразие домов по разным признакам: высота, длина, размер, цвет. | «Город наш большой, красивый, Много улиц и домов» |
Подвижные игры: «1,2,3 - к дереву беги», «Проталинки», «Ровным кругом», «Зайчата». | |||
Апрель 1 неделя | Целевая прогулка вокруг детского сада. | Закреплять умение детей различать и называть знакомые деревья, видеть изменения в природе. | «Весна, весна, пришла весна И разбудила землю ото сна…» |
Подвижные игры: «1,2,3 – к дереву беги!», «Ветер и облака», «По ровненькой дорожке». | |||
Апрель 2 неделя | Целевая прогулка: «Наблюдение за транспортом | Продолжать знакомить детей с видами транспорта (легковой, грузовой, пассажирский) | «Стойте, дети, не спешите, На дорогу посмотрите: Сколько разных там машин, Все спешат, а путь один» |
Подвижные игры: «Ручеек», «Разноцветные домики», «Воробышки и автомобиль». | |||
Апрель 3 неделя | Целевая прогулка: «Что изменилось на участке» | Развивать умение замечать и называть сезонные изменения в жизни птиц весной | «Скачет, скачет воробей, Кличет маленьких детей: Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою!» |
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Ручеек»», «Воробышки и автомобиль». | |||
Апрель 4 неделя | Целевая прогулка: «В гости к елочкам» | Развивать представления о своеобразии ели | «Покажи нам, елка, Новые иголки. Ведь весна пришла, Радость всем принесла» |
Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «С чьей ветки детки», «Пес Барбос» | |||
Май 1 неделя | Целевая прогулка: «В цветущий сад» | Познакомить детей с цветущими деревьями сада (вишня, яблоня). | «Витаминами богат Наш большой фруктовый сад. Яблоки растут и груши. Их плоды полезно кушать» |
Подвижные игры: «Цветочки», «Воробышки и кот», «Пройди по дорожке», «Мы – веселые ребята». | |||
Май 2 неделя | Целевая прогулка: «В гости к яблоньке» | Познакомить с отличительными особенностями яблони (чем цветущая яблоня отличается от вишни) | «А на яблоньке весной Белые цветочки. Будут, будут к сентябрю Яблочки в нашем саду» |
Подвижные игры: «Муравьишки», «Ветер - ветерок», «Солнышко и дождик», «Достань до колокольчика». | |||
Май 3 неделя | Целевая прогулка: «К цветочной клумбе» | Развивать представления о цветах: нарциссы, тюльпаны. | «Я цветочек не парадный, Но веселый и нарядный. Желтый или белый, Как подснежник смелый. Я мороза не боюсь И на клумбе появлюсь. Будет вам весною весело со мною!» |
Подвижные игры: «Скворушки и кот», «Воробышки и дождик», «По ровненькой дорожке» | |||
Май 4 неделя | Целевая прогулка: «К альпийской горке» | Познакомить детей с понятием «альпийская горка» (неживая и живая природа – камни, песок, вода, растения) | «Есть у нас волшебный дворик С горкой из больших камней. Там песочка много-много И водичка рядом есть. Эта горка не простая, Специально для ребят. Там природа неживая Очень ждет вас каждый раз»» |
Подвижные игры: «Ветер -ветерок», «Солнышко и дождик», «Мы – веселые ребята», «Кролики». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация целевых прогулок в летний период.
Организация целевых прогулок в летний период Замечательным отдыхом в летний период, а также способом познания окружающего мира и себя в нём станут для д...
Перспективный план летних целевых прогулок во второй младшей группе «Ромашка» на 2015 год
Материал может быть полезен для воспитателей детских садов...
План проведения целевых прогулок и экскурсий
Формировать представления об изменениях в природе ( день стал короче, ночь длинне). Формировать умение детей различать и характеризовать приметы ранней осени. Воспитывать любовь к природе...
Активизация познавательного интереса к природе через организацию целевых прогулок.
Задачи целевой прогулки:• знакомить детей с природой в естественном состоянии;•...
Организация целевых прогулок в МБДОУ, как средство социально личностного развития воспитанников
Кроме стандартных средств и методов ознакомления с социальной действительностью, педагогам нужно искать и новые способы формирования представлений о мире людей. Одним из таких средств можно считать це...
Организация целевых прогулок
Целевые прогулки ...
Доклад организация экскурсий и целевых прогулок в природу, как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников
Доклад организация экскурсий и целевых прогулок в природу, как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников...