Доклад с планом " Организация целевых прогулок весной"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Шимберева Нина Николаевна

Целевая прогулка в детском саду открывает большие возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Тем более, если речь идёт о малышах второй младшей группы, возраст которых 3–4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tselevaya_progulka_v_detskom_sadu_.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Целевая прогулка в детском саду открывает большие возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Тем более, если речь идёт о малышах второй младшей группы, возраст которых 3–4 года. Познание окружающего мира, живой природы, повышение иммунитета — всё это позволяют ежедневные прогулки. Однако каждый этап пребывания детей на улице требует тщательной методической подготовки и грамотного проведения.

Прогулка для ребёнка — это эффективное средство приобщения к окружающей среде родных мест. Не зря досуг на свежем воздухе считается одной из обязательных составляющих воспитательно-образовательного процесса в дошкольном детском учреждении.

Основная цель прогулки — укрепление иммунитета малыша. Досуг на улице реализует её за счёт адаптации организма детей к условиям внешней среды. С педагогической точки зрения, пребывание малышей на свежем воздухе имеет 3 направления для целеполагания: учебное, развивающее и воспитательное. В связи с этим Федеральным государственным образовательным стандартом сформулированы основные цели прогулки во второй младшей группе:  профилактика простудных заболеваний и утомления детей; обучение природосообразному поведению (наблюдение за погодой, сменой времён года и пр.);  анализ погодных изменений во внешнем мире;  развитие навыков и умений фиксировать преобразования в окружающем мире;  воспитание положительного отношения к природе, определяющего необходимость заботы о ней.

Чтобы реализовать цели, на каждом занятии, то есть на каждой целевой прогулке, воспитатель должен заниматься решением ряда задач:

  1. Демонстрация красоты и совершенства всего, что создано природой.
  2.  Знакомство с временами года, а также с достопримечательностями родного города, трудом взрослых (убирающих и озеленяющих улицы, строящих дома и пр.).
  3. Приобщение малышей к процедурам закаливания.
  4. Тренировка опорно-двигательного аппарата за счёт физических нагрузок (бега, прыжков, махов ногами-руками и т. д.), оздоровление дыхательной системы организма.
  5. Развитие навыков самообслуживания. Для второй младшей группы это умение одеваться без или с минимальной помощью взрослого, умываться, мыть руки и вытираться после прогулки, навыки проситься в туалет, сморкаться — перед и во время пребывания на улице.
  6. Воспитание ответственного отношения к природе и человеку.

        Условие проведения досуга на улице — соответствие участка группы санитарным нормам и требованиям организации учебно-воспитательного процесса:

- наличие озеленённого и грамотно спланированного участка, на котором есть песочница, качели и/или лесенки для лазанья и пр. При этом все элементы площадки должны ежедневно с утра проверяться на наличие мусора, а также предметов, угрожающих жизни и здоровью детей. На территории открытого участка должно быть специально отведённое для дождливой погоды место, например, беседка;

- весь инвентарь (игрушки, орудия труда) должен быть безопасным для здоровья малышей.

Оборудование для проведения игр: горки, качели для активных забав, мячики, кегли.

Кроме того, опытные педагоги-методисты рекомендуют составить 1–2 набора из 4–5 фигур, меняющихся каждые 2 недели, для уточнения, конкретизации полученных знаний.

Например, в состав одного из наборов входят известные малышам игрушки-животные, которых по просьбе воспитателя ребята называют, описывают строение их тел, показывают характерные движения и голосовые реакции. На участке должны быть игрушки, соответствующие возрасту детей, понятные и в исправном состоянии.

Всё оборудование для прогулок должно иметь чёткую цель применения (машинками играем, веником подметаем территорию и т. д.).

Таким образом, главные требования к участку группы — чистота и безопасность.

Целевые прогулки предполагают наблюдение за явлениями природы или фактами общественной жизни за пределами участка, экскурсии, проводятся 3–5 раз в месяц.

Чтобы дети не утомились ещё до выхода на улицу и не перегрелись, их следует собирать на улицу в определённой последовательности.

 Основная задача подготовительного этапа прогулки — одеть детей по погоде.

Структура прогулки. Досуг на свежем воздухе подразделяется на несколько этапов. Компоненты прогулки могут реализовываться в разной последовательности. Но как бы ни комбинировались структурные элементы прогулки, завершать её нужно снижением физической активности, то есть ходьбой, дыхательной гимнастикой.

Этап наблюдений на целевой прогулке предполагает фиксацию и анализ перемен в природе или образе жизни людей. Для этого рассматриваются следующие объекты:

- животные и растения;

- дождь, снег, ветер и пр.;

- трудовая деятельность человека (например, дворника, подметающего листву или расчищающего снег на игровой площадке).

Наблюдения на целевой прогулке во второй младшей группе могут быть:

- кратковременными (для формирования представлений о форме, размерах объектов, их положении в пространстве и цвете);

- долговременными (для демонстрации смены сезонов, изменений в природе — деревья зеленеют весной и желтеют осенью и пр.).

 Последовательность получения информации и её анализа предлагается такая:

- устанавливаем факты (совместно со взрослым, который обращает внимание малышей на тот или иной объект действительности, например, после дождя песок в песочнице мокрый);

- связываем элементы для одного наблюдаемого объекта (набухают почки, из них появляются первые листочки) и т. д.;

- накапливаем подобные факты (набухли почки, появилась первая зелень, чаще светит солнце, оно теплое и т.д.) и объединяем услышанное, увиденное в единый смысловой блок;

- делаем выводы вместе с воспитателем (наступила весна).

Во второй младшей группе этап наблюдения происходит при непосредственном участии воспитателя, так как малыши ещё не обладают достаточными навыками самостоятельности в подобной деятельности

Труд как вид деятельности приучает ребёнка к ответственности за выполнение взятого задания. Малыш должен учиться выбирать себе ту или иную область занятий, прослеживать порядок операций и подбирать (вместе со взрослым) нужный инструмент. Малыши с удовольствием будут заниматься домашним хозяйством. Например, для полива каких-то посадок можно дать им игрушечные лейки, а можно и большие, но только наполнив их на 1/6.

Безусловно, детям любого возраста ближе подвижные игры, тем более на улице. В этом случае выбор забавы определяется погодными условиями. Весной это могут быть салки, прятки, футбол, а также игры с водой. В слякотную погоду лучше остановиться на чём-то более спокойном, например, кольцебросе. Стоит отметить, что во второй младшей группе дети начинают проявлять интерес именно к командным играм, в отличие от первой младшей, когда они играли не вместе, а рядом. Обычно каждый месяц дети разучивают 2–3 игры.

Мастерство педагога заключается в том, что все дети должны быть вовлечены в тот или иной вид деятельности. Что касается прогулки, то 99 из 100 ребят обожают проводить время на улице. Так что наполовину поставленная задача уже решена. В индивидуальной работе следует учитывать темперамент малыша. Кому-то будет интересно поиграть в мяч с другими ребятами, а кому-то перешагивать через препятствия-брёвна. Кроме того, есть ряд детей, которые с опаской относятся к спорту. Возможно, им гораздо интереснее побегать за первыми  бабочками.

Пример целевых прогулок весной с детьми 3-4 лет приведен в таблице ниже.

ЦЕЛЕВЫЕ ВЕСЕННИЕ  ПРОГУЛКИ

с детьми  3 – 4 лет

Месяц, неделя

Тема наблюдения

Цель

Художественное  слово

Март,

1 неделя

Целевая прогулка по участку

Формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе весной.

«К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами»

Подвижные игры: «Выглянуло солнышко», «Веселые снежки», «Птички летают».

Март,

2 неделя

Целевая прогулка:

«В гости к елочке»

Продолжать формировать представления об особенностях ели: не меняет свой цвет, не сбрасывает иголки.

«Елка – елочка, колкая иголочка»

«Зимой и летом одним цветом»

Подвижные игры: «Веселые капельки», «Воробышки и автомобиль», «Дождик», «1,2,3 – к елочке беги!»

Март,

3 неделя

Целевая прогулка

«В гости к рябинке»

Продолжать формировать представления детей о пробуждении растений весной, учить замечать изменения, делать элементарные выводы.

«Тает снег в начале марта,

Солнце светит веселей.

Просыпается рябинка,

Ей от солнышка теплей!»

Подвижные игры: «Птички - невелички», «Ветер - ветерок», «Мы веселые ребята».

Март,

4 неделя

Целевая прогулка на улицу.

Учить замечать разнообразие домов по разным признакам: высота, длина, размер, цвет.

«Город наш большой, красивый,

Много улиц и  домов»

Подвижные игры: «1,2,3 - к дереву беги», «Проталинки», «Ровным кругом», «Зайчата».

Апрель  

1 неделя

Целевая прогулка

вокруг детского сада.

Закреплять умение детей различать и называть знакомые деревья, видеть изменения в природе.

«Весна, весна, пришла весна

И разбудила землю ото сна…»

Подвижные игры: «1,2,3 – к дереву беги!», «Ветер и облака», «По ровненькой дорожке».

Апрель  

2 неделя

Целевая прогулка:

«Наблюдение за транспортом

Продолжать знакомить детей с видами транспорта (легковой, грузовой, пассажирский)

«Стойте, дети, не спешите,

На дорогу посмотрите:

Сколько разных там машин,

Все спешат, а путь один»

Подвижные игры: «Ручеек», «Разноцветные домики», «Воробышки и автомобиль».

Апрель  

3 неделя

Целевая прогулка:

«Что изменилось на участке»

Развивать умение замечать и называть сезонные изменения в жизни птиц  весной

«Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою!»

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Ручеек»», «Воробышки и автомобиль».

Апрель  

4 неделя

Целевая прогулка:

«В гости к елочкам»

Развивать представления о своеобразии ели

«Покажи нам, елка,

Новые иголки.

Ведь весна пришла,

Радость всем принесла»

Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «С чьей ветки детки», «Пес Барбос»

Май

1 неделя

Целевая прогулка:

«В цветущий сад»

Познакомить детей с цветущими деревьями сада (вишня, яблоня).

«Витаминами богат

Наш большой фруктовый сад.

Яблоки растут и груши.

Их плоды полезно кушать»

Подвижные игры: «Цветочки»,  «Воробышки и кот», «Пройди по дорожке», «Мы – веселые ребята».

Май

2 неделя

Целевая прогулка:

«В гости к яблоньке»

Познакомить с отличительными особенностями яблони (чем цветущая яблоня отличается от вишни)

«А на яблоньке весной

Белые цветочки.

Будут, будут к сентябрю

Яблочки в нашем саду»

Подвижные игры: «Муравьишки», «Ветер - ветерок», «Солнышко и дождик», «Достань до колокольчика».

Май

3 неделя

Целевая прогулка:

«К цветочной клумбе»

Развивать представления о  цветах: нарциссы, тюльпаны.

«Я цветочек не парадный,

Но веселый и нарядный.

Желтый или белый,

Как подснежник смелый.

Я мороза не боюсь

И на клумбе появлюсь.

Будет вам весною весело со мною!»

Подвижные игры: «Скворушки и кот», «Воробышки и дождик», «По ровненькой дорожке»

Май

4 неделя

Целевая прогулка:

«К альпийской горке»

Познакомить детей с понятием «альпийская горка» (неживая и живая природа – камни, песок, вода, растения)

«Есть у нас волшебный дворик

С горкой из больших камней.

Там песочка много-много

И водичка рядом есть.

Эта горка не простая,

Специально для ребят.

Там природа неживая

Очень ждет вас каждый раз»»

Подвижные игры: «Ветер -ветерок», «Солнышко и дождик», «Мы – веселые ребята», «Кролики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация целевых прогулок в летний период.

Организация целевых прогулок в         летний период Замечательным отдыхом в летний период, а также способом познания окружающего мира и себя в нём станут для д...

Перспективный план летних целевых прогулок во второй младшей группе «Ромашка» на 2015 год

Материал может быть полезен для воспитателей детских садов...

План проведения целевых прогулок и экскурсий

Формировать представления об изменениях в природе ( день стал короче, ночь длинне). Формировать умение детей различать и характеризовать приметы ранней осени. Воспитывать любовь к природе...

Активизация познавательного интереса к природе через организацию целевых прогулок.

Задачи целевой прогулки:•              знакомить детей с природой в естественном состоянии;•...

Организация целевых прогулок в МБДОУ, как средство социально личностного развития воспитанников

Кроме стандартных средств и методов ознакомления с социальной действительностью, педагогам нужно искать и новые способы формирования представлений о мире людей. Одним из таких средств можно считать це...

Доклад организация экскурсий и целевых прогулок в природу, как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников

Доклад организация экскурсий и целевых прогулок в природу, как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников...