Организация целевых прогулок в МБДОУ, как средство социально личностного развития воспитанников
консультация

Дюсенева Марина Александровна

Кроме стандартных средств и методов ознакомления с социальной действительностью, педагогам нужно искать и новые способы формирования представлений о мире людей. Одним из таких средств можно считать целевые прогулки, которые помогут детям не только услышать, но и увидеть мир вокруг них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Доклад на муниципальную  научно - практическую

конференцию педагогов дошкольных образовательных

учреждений и учителей  начальных классов общеобразовательных

учреждений Перелюбского муниципального района

Саратовской области  «Функциональная грамотность сегодня –

это базовое образование личности»

Номинация: «Социальная компетентность - интегративный компонент функциональной грамотности»

Тема: Организация целевых прогулок в МБДОУ, как средство социально личностного развития воспитанников

Подготовила:

                                                             Дюсенева Марина Александровна

                                                       Старший воспитатель МБДОУ                                                                                         «Детский сад №2 с.Перелюб»

                                         Стаж работы: 8 лет

                                                                   Образование: Высшее

                           Категория: I                        

 

Перелюб, 2020 г.

Актуальность.

Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с социальной действительностью является одной из центральных среди учёных и педагогов. Это объясняется тем, что процесс ознакомления дошкольников с социальным миром взаимосвязан с социальным развитием и социализацией ребёнка. Ребёнку нужна поддержка взрослых, чтобы помочь войти в мир людей, чтобы найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Кроме стандартных средств и методов ознакомления с социальной действительностью, педагогам нужно искать и новые способы формирования представлений о мире людей. Одним из таких средств можно считать целевые прогулки, которые помогут детям не только услышать, но и увидеть мир вокруг них.

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада,  которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.

Основная часть.

Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми.

От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

План целевых прогулок разрабатывается педагогами на учебный год, рассматривается и утверждается на педагогическом совете. (Приложение 1). Целевые прогулки проводятся ежемесячно. 

Объектами для ознакомления воспитанников нашего МБДОУ с социальной действительностью являются:

 – архитектурные объекты и сооружения – постройки культурного назначения, памятники, храмы, мосты;

– природные объекты, природные достопримечательности – река Камелик, лесные посадки (за территорией МБДОУ),  запруды, отдельные виды флоры и фауны (прогулка с Дубу, к Дереву без листьев и т.д.)

–части населенного пункта с.Перелюб – площади, улицы, прогулка к перекрестку и т.д.

Целевые прогулки - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по социально-коммуникативному воспитанию дошкольников. Экскурсия выполняет ряд функций: реализует принцип наглядности обучения; повышает научность образования и укрепляет его связи с жизнью и практикой; расширяет кругозор; совершенствует навыки социального поведения.

Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях целевых прогулок и экскурсий. Здесь как нигде воспитанникам  предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.

Как было сказано ранее в современном воспитании очень актуален вопрос ранней социализации ребенка. Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.

В раннем возрасте формированию у детей знаний о труде людей, пониманию роли труда в жизни человека придается огромное значение.

Эта задача решается двумя путями:

- ознакомление детей с трудом взрослых (профессии)

- участие детей в посильной трудовой деятельности.

Одной из самых эффективных форм работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых является экскурсия или целевая прогулка.

В ходе проведения целевых прогулок педагогическая работа направлена на реализацию трех функций:

образовательной,

развивающей, 

воспитательной.

Задачи, которые реализуются во время проведения целевых прогулок:

- удовлетворение познавательных потребностей детей;

- развитие способности к анализу, синтезу, самоконтролю;

- развитие пространственной ориентации;

- совершенствуются двигательные навыки;

- развиваются навыки коммуникативного общения;

- осваиваются основы безопасности;

- развивается связная речь;

- воспитывается любовь к труженикам и уважение к результатам труда;

- воспитывается уважительное отношение к природе.

Чтобы целевые прогулки были эффективными нужно соблюдать следующие условия:

- учитывать возрастные особенности;

- выбирать благоприятное время для проведения прогулки;

- соблюдать меры безопасности;

- готовить детей к целевой прогулке;

Для детей целевая прогулка  – это мини путешествие. Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания.

Особое значение экскурсий в воспитании и обучении детей отмечали Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский. Они полагали, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения. Актуально до сих пор изречение Конфуция«Я слышу – и забываю, я вижу – и вспоминаю».

По данным статистики 70% информации усваивается визуальным каналом восприятия. Во время экскурсии идет восприятие информации сразу по трем каналам:

визуальный («смотри»),

аудильный («слушай»,

кинетический (тактильный).

Вывод

Таким образом, дети социализируются за счет целевых прогулок, экскурсий; досуговых мероприятий, как в Учреждении, так и за его пределами.

Дети стали проявлять более активный интерес к родному селу, к собственному окружению. Они получили опыт жизни в коллективе, обществе, стали искать собственные место и роли в общественной жизни. Это заключалось в их отношении к труду взрослых, к истории села, к поиску интересных для них профессий.


Литература

1. Талаев С.А. Гендерные аспекты социального интеллекта военнослужащих // Молодой ученый.- 2013.- №12. - С. 824-826.

2. Шешукова О.В. К вопросу об экспериментальном исследовании социального интеллекта // Среднее профессиональное образование. - №8. - 2007. – С. 10- 12.

3. Филипиди Т.И. Особенности социально-коммуникативной компетентности личности с компенсированной затрудненностью 81 психического развития (на материале подросткового возраста): Аавтореф. дис. ... канд./д-ра психол. наук. – 2014. - С. 96-112.

5. Карнаух И.С. Психологические особенности подростков воспитанников детского сада.: Автореферат дисс. … канд. психол. наук.- Москва, - 2006.

6. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.

7. Е.С. Дёмина, Н.В. Козюк «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ». «Сфера» Москва 2005г.

8. Смолонский, С.И. Ценностное отношение к социальной действительности как педагогическая проблема [Текст] / С.И. Смолонский // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2015. – № 3. – С. 147-149. 

Приложение №1

к приказу № 102   от 17.08.2020 г.

Тематический график прогулок в

подготовительной группе.

Месяц

               Тема

Маршрут

примечание

1

Сентябрь

Целевая прогулка в лесопарковую зону ранней осенью

Цель: расширение представлений детей о природе

Воспитание интереса познавать окружающий мир и любви к окружающему миру. Закрепить названия деревьев и кустарников, цветов и трав

Выйдя за пределы ДОУ идём по тротуару вдоль забора ДОУ до угла и сворачиваем направо, по дороге идём до моста и сворачиваем влево, пройдя по маленькому мосту идём по дороге  вдоль домов до ул Чапаевской, далее идём по улице по правой стороне дороги до лесопарковой зоны

2

Октябрь

Экскурсия в школу

Цель: Познакомить детей со школой, узнать о правилах поведения в школе, посетить классы, спортзал, столовую. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание и стремление идти в школу.

Выйдя за пределы ДОУ идём по пер Степному до пересечения с ул Чапаевской, поворачиваем на ул Чапаевскую и идём по левой стороне дороги до пер Школьного. Поворачиваем направо, идём по пер Школьному до ул Советской, переходим улицу по пешеходному переходу и сворачиваем направо, к начальной школе

3

Ноябрь

Прогулка к реке Камеликпоздней осенью

Цель: Закрепить название реки, формировать умение видеть красоту пейзажей поздней осени Развивать диалогическую речь, умение детей составлять небольшие описательные рассказы, закрепить название реки. Воспитание любви к окружающему миру.

Выйдя за пределы ДОУ идём по тротуару вдоль забора ДОУ до угла и сворачиваем направо, по дороге идём до моста и сворачиваем влево, пройдя вдоль берега, останавливаемся на берегу реки Камелик.

4

Декабрь

Экскурсия - путешествие по зимней улице

Цель: расширение представлений детей о времени года-зима, уточнение и расширение первичных представлений детей о времени года –зима, признаки зимы, о временах года и явлениях. Воспитание интереса познавать окружающий мир и любви к окружающему миру.

Выйдя за пределы ДОУ идём по пер Степному до пересечения с ул Чапаевской, поворачиваем на право и идём поул Чапаевской по правой стороне дороги до пер Дальнего,  по поворачиваем направо и идём до моста.

1

Январь

Экскурсия на метеостанцию

Цель: Закрепить знания детей о значении метеостанции для человека, о работе метеоролога. Воспитывать активность, любознательность. Пополнение и активизация словарного запаса

Выйдя за пределы ДОУ идём по пер Степной, до ул. Чапаевской, переходим улицу и идём далее по пер Степному до ул Первомайская. Переходим улицу на другую сторону к Метеостанции

2

Февраль

Экскурсия к реке Камелик (зимой)

Цель: Закрепить название реки, формировать умение видеть красоту зимних пейзажей

Развивать диалогическую речь, умение детей составлять небольшие описательные рассказы, закрепить название реки. Воспитание любви к окружающему миру.

Выйдя за пределы ДОУ идём по тротуару вдоль забора ДОУ до угла и сворачиваем направо, по дороге идём до моста и сворачиваем влево, пройдя вдоль берега, останавливаемся на берегу реки Камелик.

3

Март

Прогулка по весенней улице

Цель: расширение представлений детей о времени года-весна, уточнение и расширение первичных представлений детей о времени года –весна, ранняя весна, признаки ранней весны, о временах года и явлениях. Воспитание интереса познавать окружающий мир и любви к окружающему миру.

Выйдя за пределы здания ДОУ идём вдоль забора территории ДОУ, поворачиваем направо и идём по дороге до моста, от моста поворачиваем налево и переходим маленький мост через овраг и идём вдоль берега реки.

4

Апрель

Экскурсия на пекарню

Цель: Познакомить детей с профессией пекаря, дать первоначальные представления о том из чего и как пекут хлеб. Воспитание уважения к людям этой профессии, бережного отношения к хлебу. Развитие любознательности, внимания, мышления.

Выйдя за пределы ДОУ идём   по пер. Дальнему до ул. Чапаевской, сворачиваем направо и идём поул Чапаевской в сторону СХТ

5

Май

Экскурсия в музей

Цель: Познакомить детей с новой экспозицией музея, посвящённой Дню Победы

Воспитание у детей патриотических чувств. Развивать умение громко, с выражением читать стихи, исполнять песни, слушать внимательно экскурсовода. Совершенствовать умение вести беседу.

Выйдя за пределы ДОУ идём по пер Степной, до ул. Чапаевской, сворачиваем налево и идём по левой стороне дороги, до перекрёстка ул. Чкаловской. Далее сворачиваем налево и идём по ул. Чкаловской до ул. Ленина и сворачиваем налево и доходим до здания РДК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство социально-личностного развития ребенка.

С этим сообщением я выступала на методическом объединении для участников  стажерско площадки. В нем собраны несколько игр, упражнений, объединенных общей тематикой - темой "Дружба".  В ходе ...

«Обеспечение решения задач социально-личностного развития воспитанников средствами русского народного танца»

Методическая разработка взаимодействия педагога -хореографа и воспитателей подготовительной группы по реализации образовательных областей "Музыка", "Познание"....

Проект социально-личностного развития воспитанников (здоровье).

На каждом историческом этапе развития человечества существовали разные ценности, но пожалуй, единственной вечной ценностью оставалось «здоровье». «Как сохранить и укрепить здоровье?» - актуален этот в...

Возможности использования игрового оборудования "Пертра" для социально-личностного развития воспитанников

Современная педагогика требует использования новых технологий и разработок. Обородувания Pertra даёт возможность разнообразно подходить к вопросу развития детей. Каждый педагог может создать разнообра...

Перспективный план работы: «Создание благоприятных условий для социально-личностного развития воспитанников в процессе создания мультипликационного фильма методам покадровой сьемки с применением цифровой технологий»

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Быстрым темпом входят в нашу повседневную профессиональную жизнь различные компьютерные технологии. Это дает огром...

Инновационная проектная деятельность в ДОУ как средство социально-личностного развития воспитанника

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с Федеральным государственным ста...