Организация целевых прогулок в МБДОУ, как средство социально личностного развития воспитанников
консультация
Кроме стандартных средств и методов ознакомления с социальной действительностью, педагогам нужно искать и новые способы формирования представлений о мире людей. Одним из таких средств можно считать целевые прогулки, которые помогут детям не только услышать, но и увидеть мир вокруг них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Доклад на муниципальную научно - практическую
конференцию педагогов дошкольных образовательных
учреждений и учителей начальных классов общеобразовательных
учреждений Перелюбского муниципального района
Саратовской области «Функциональная грамотность сегодня –
это базовое образование личности»
Номинация: «Социальная компетентность - интегративный компонент функциональной грамотности»
Тема: Организация целевых прогулок в МБДОУ, как средство социально личностного развития воспитанников
Подготовила:
Дюсенева Марина Александровна
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №2 с.Перелюб»
Стаж работы: 8 лет
Образование: Высшее
Категория: I
Перелюб, 2020 г.
Актуальность.
Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с социальной действительностью является одной из центральных среди учёных и педагогов. Это объясняется тем, что процесс ознакомления дошкольников с социальным миром взаимосвязан с социальным развитием и социализацией ребёнка. Ребёнку нужна поддержка взрослых, чтобы помочь войти в мир людей, чтобы найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Кроме стандартных средств и методов ознакомления с социальной действительностью, педагогам нужно искать и новые способы формирования представлений о мире людей. Одним из таких средств можно считать целевые прогулки, которые помогут детям не только услышать, но и увидеть мир вокруг них.
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.
Основная часть.
Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми.
От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
План целевых прогулок разрабатывается педагогами на учебный год, рассматривается и утверждается на педагогическом совете. (Приложение 1). Целевые прогулки проводятся ежемесячно.
Объектами для ознакомления воспитанников нашего МБДОУ с социальной действительностью являются:
– архитектурные объекты и сооружения – постройки культурного назначения, памятники, храмы, мосты;
– природные объекты, природные достопримечательности – река Камелик, лесные посадки (за территорией МБДОУ), запруды, отдельные виды флоры и фауны (прогулка с Дубу, к Дереву без листьев и т.д.)
–части населенного пункта с.Перелюб – площади, улицы, прогулка к перекрестку и т.д.
Целевые прогулки - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по социально-коммуникативному воспитанию дошкольников. Экскурсия выполняет ряд функций: реализует принцип наглядности обучения; повышает научность образования и укрепляет его связи с жизнью и практикой; расширяет кругозор; совершенствует навыки социального поведения.
Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях целевых прогулок и экскурсий. Здесь как нигде воспитанникам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.
Как было сказано ранее в современном воспитании очень актуален вопрос ранней социализации ребенка. Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.
В раннем возрасте формированию у детей знаний о труде людей, пониманию роли труда в жизни человека придается огромное значение.
Эта задача решается двумя путями:
- ознакомление детей с трудом взрослых (профессии)
- участие детей в посильной трудовой деятельности.
Одной из самых эффективных форм работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых является экскурсия или целевая прогулка.
В ходе проведения целевых прогулок педагогическая работа направлена на реализацию трех функций:
образовательной,
развивающей,
воспитательной.
Задачи, которые реализуются во время проведения целевых прогулок:
- удовлетворение познавательных потребностей детей;
- развитие способности к анализу, синтезу, самоконтролю;
- развитие пространственной ориентации;
- совершенствуются двигательные навыки;
- развиваются навыки коммуникативного общения;
- осваиваются основы безопасности;
- развивается связная речь;
- воспитывается любовь к труженикам и уважение к результатам труда;
- воспитывается уважительное отношение к природе.
Чтобы целевые прогулки были эффективными нужно соблюдать следующие условия:
- учитывать возрастные особенности;
- выбирать благоприятное время для проведения прогулки;
- соблюдать меры безопасности;
- готовить детей к целевой прогулке;
Для детей целевая прогулка – это мини путешествие. Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания.
Особое значение экскурсий в воспитании и обучении детей отмечали Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский. Они полагали, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения. Актуально до сих пор изречение Конфуция: «Я слышу – и забываю, я вижу – и вспоминаю».
По данным статистики 70% информации усваивается визуальным каналом восприятия. Во время экскурсии идет восприятие информации сразу по трем каналам:
визуальный («смотри»),
аудильный («слушай»,
кинетический (тактильный).
Вывод
Таким образом, дети социализируются за счет целевых прогулок, экскурсий; досуговых мероприятий, как в Учреждении, так и за его пределами.
Дети стали проявлять более активный интерес к родному селу, к собственному окружению. Они получили опыт жизни в коллективе, обществе, стали искать собственные место и роли в общественной жизни. Это заключалось в их отношении к труду взрослых, к истории села, к поиску интересных для них профессий.
Литература
1. Талаев С.А. Гендерные аспекты социального интеллекта военнослужащих // Молодой ученый.- 2013.- №12. - С. 824-826.
2. Шешукова О.В. К вопросу об экспериментальном исследовании социального интеллекта // Среднее профессиональное образование. - №8. - 2007. – С. 10- 12.
3. Филипиди Т.И. Особенности социально-коммуникативной компетентности личности с компенсированной затрудненностью 81 психического развития (на материале подросткового возраста): Аавтореф. дис. ... канд./д-ра психол. наук. – 2014. - С. 96-112.
5. Карнаух И.С. Психологические особенности подростков воспитанников детского сада.: Автореферат дисс. … канд. психол. наук.- Москва, - 2006.
6. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.
7. Е.С. Дёмина, Н.В. Козюк «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ». «Сфера» Москва 2005г.
8. Смолонский, С.И. Ценностное отношение к социальной действительности как педагогическая проблема [Текст] / С.И. Смолонский // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2015. – № 3. – С. 147-149.
Приложение №1 к приказу № 102 от 17.08.2020 г. | ||||
Тематический график прогулок в подготовительной группе. | ||||
№ | Месяц | Тема | Маршрут | примечание |
1 | Сентябрь | Целевая прогулка в лесопарковую зону ранней осенью Цель: расширение представлений детей о природе Воспитание интереса познавать окружающий мир и любви к окружающему миру. Закрепить названия деревьев и кустарников, цветов и трав | Выйдя за пределы ДОУ идём по тротуару вдоль забора ДОУ до угла и сворачиваем направо, по дороге идём до моста и сворачиваем влево, пройдя по маленькому мосту идём по дороге вдоль домов до ул Чапаевской, далее идём по улице по правой стороне дороги до лесопарковой зоны | |
2 | Октябрь | Экскурсия в школу Цель: Познакомить детей со школой, узнать о правилах поведения в школе, посетить классы, спортзал, столовую. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание и стремление идти в школу. | Выйдя за пределы ДОУ идём по пер Степному до пересечения с ул Чапаевской, поворачиваем на ул Чапаевскую и идём по левой стороне дороги до пер Школьного. Поворачиваем направо, идём по пер Школьному до ул Советской, переходим улицу по пешеходному переходу и сворачиваем направо, к начальной школе | |
3 | Ноябрь | Прогулка к реке Камеликпоздней осенью Цель: Закрепить название реки, формировать умение видеть красоту пейзажей поздней осени Развивать диалогическую речь, умение детей составлять небольшие описательные рассказы, закрепить название реки. Воспитание любви к окружающему миру. | Выйдя за пределы ДОУ идём по тротуару вдоль забора ДОУ до угла и сворачиваем направо, по дороге идём до моста и сворачиваем влево, пройдя вдоль берега, останавливаемся на берегу реки Камелик. | |
4 | Декабрь | Экскурсия - путешествие по зимней улице Цель: расширение представлений детей о времени года-зима, уточнение и расширение первичных представлений детей о времени года –зима, признаки зимы, о временах года и явлениях. Воспитание интереса познавать окружающий мир и любви к окружающему миру. | Выйдя за пределы ДОУ идём по пер Степному до пересечения с ул Чапаевской, поворачиваем на право и идём поул Чапаевской по правой стороне дороги до пер Дальнего, по поворачиваем направо и идём до моста. | |
1 | Январь | Экскурсия на метеостанцию Цель: Закрепить знания детей о значении метеостанции для человека, о работе метеоролога. Воспитывать активность, любознательность. Пополнение и активизация словарного запаса | Выйдя за пределы ДОУ идём по пер Степной, до ул. Чапаевской, переходим улицу и идём далее по пер Степному до ул Первомайская. Переходим улицу на другую сторону к Метеостанции | |
2 | Февраль | Экскурсия к реке Камелик (зимой) Цель: Закрепить название реки, формировать умение видеть красоту зимних пейзажей Развивать диалогическую речь, умение детей составлять небольшие описательные рассказы, закрепить название реки. Воспитание любви к окружающему миру. | Выйдя за пределы ДОУ идём по тротуару вдоль забора ДОУ до угла и сворачиваем направо, по дороге идём до моста и сворачиваем влево, пройдя вдоль берега, останавливаемся на берегу реки Камелик. | |
3 | Март | Прогулка по весенней улице Цель: расширение представлений детей о времени года-весна, уточнение и расширение первичных представлений детей о времени года –весна, ранняя весна, признаки ранней весны, о временах года и явлениях. Воспитание интереса познавать окружающий мир и любви к окружающему миру. | Выйдя за пределы здания ДОУ идём вдоль забора территории ДОУ, поворачиваем направо и идём по дороге до моста, от моста поворачиваем налево и переходим маленький мост через овраг и идём вдоль берега реки. | |
4 | Апрель | Экскурсия на пекарню Цель: Познакомить детей с профессией пекаря, дать первоначальные представления о том из чего и как пекут хлеб. Воспитание уважения к людям этой профессии, бережного отношения к хлебу. Развитие любознательности, внимания, мышления. | Выйдя за пределы ДОУ идём по пер. Дальнему до ул. Чапаевской, сворачиваем направо и идём поул Чапаевской в сторону СХТ | |
5 | Май | Экскурсия в музей Цель: Познакомить детей с новой экспозицией музея, посвящённой Дню Победы Воспитание у детей патриотических чувств. Развивать умение громко, с выражением читать стихи, исполнять песни, слушать внимательно экскурсовода. Совершенствовать умение вести беседу. | Выйдя за пределы ДОУ идём по пер Степной, до ул. Чапаевской, сворачиваем налево и идём по левой стороне дороги, до перекрёстка ул. Чкаловской. Далее сворачиваем налево и идём по ул. Чкаловской до ул. Ленина и сворачиваем налево и доходим до здания РДК |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство социально-личностного развития ребенка.
С этим сообщением я выступала на методическом объединении для участников стажерско площадки. В нем собраны несколько игр, упражнений, объединенных общей тематикой - темой "Дружба". В ходе ...
«Обеспечение решения задач социально-личностного развития воспитанников средствами русского народного танца»
Методическая разработка взаимодействия педагога -хореографа и воспитателей подготовительной группы по реализации образовательных областей "Музыка", "Познание"....
Проект социально-личностного развития воспитанников (здоровье).
На каждом историческом этапе развития человечества существовали разные ценности, но пожалуй, единственной вечной ценностью оставалось «здоровье». «Как сохранить и укрепить здоровье?» - актуален этот в...
Возможности использования игрового оборудования "Пертра" для социально-личностного развития воспитанников
Современная педагогика требует использования новых технологий и разработок. Обородувания Pertra даёт возможность разнообразно подходить к вопросу развития детей. Каждый педагог может создать разнообра...
Перспективный план работы: «Создание благоприятных условий для социально-личностного развития воспитанников в процессе создания мультипликационного фильма методам покадровой сьемки с применением цифровой технологий»
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Быстрым темпом входят в нашу повседневную профессиональную жизнь различные компьютерные технологии. Это дает огром...
Инновационная проектная деятельность в ДОУ как средство социально-личностного развития воспитанника
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с Федеральным государственным ста...