Активизация познавательного интереса к природе через организацию целевых прогулок.
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему
Задачи целевой прогулки:
• знакомить детей с природой в естественном состоянии;
• воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
• развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края;
• формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать;
• учить избегать опасных ситуаций на дороге.
Отличие целевых прогулок от повседневных заключается в том, что они проводятся за пределами ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tselevye_progulki.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательного интереса к природе
через организацию целевых прогулок.
Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.
В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, тихий пруд с зелеными берегами, золотистое поле пшеницы. Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты.
Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной.
Большие потенциальные возможности для активизации познавательного интереса ребенка к природе заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях целевой прогулки.
Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. На такой прогулке выделяется основная цель - ознакомление детей с явлением или объектом природы для расширения и уточнения детских впечатлений.
Задачи целевой прогулки:
- знакомить детей с природой в естественном состоянии;
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
- развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края;
- формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать;
- учить избегать опасных ситуаций на дороге.
Отличие целевых прогулок от повседневных заключается в том, что они проводятся за пределами ДОУ.
Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, формируется любовь к родной природе.
Следует помнить, что обобщенные знания детей о сезонах формируются постепенно. Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку и с выходом за его пределы. И только в средней группе можно подвести детей к первичному обобщению их знаний о характерных признаках сезона. Если дети еще малы, все целевые прогулки сопровождаются играми, например, «Сказочное путешествие», во время которого зимой на участке может встретить волшебный снежок, осенью – золотой листок, весной – весенняя капелька. Сказочные персонажи могут загадывать загадки, давать задания, рассказывать об окружающем мире, забавами, весельем (можно побегать по шуршащим листьям; собрать шишки и сделать из них веселых человечков и т.д.).
В старшей группе дети уже могут овладеть обобщенными знаниями обо всех сезонах, но эти знания еще далеко не полны, и их следует уточнять и закреплять в подготовительной к школе группе.
Целевые прогулки в старшей и подготовительной группе вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность, где они живут: парк, сквер, лес, луга, поле, пруд, реку. Такие прогулки могут проводиться не только с познавательной, но и познавательно-практической целью - сбор семян дикорастущих трав для прикормки птиц зимой, растений для составления гербария, природного материала для ручного труда.
Целевые прогулки кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона, например: гнездование грачей, ледоходом, радугой, цветением растений. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг, на пастбище и т.д.
Тематика целевых прогулок
по ознакомлению с природой
- сбор ягод, грибов, цветов, природного материала для занятий;
- наблюдение за насекомыми, птицами, животными;
- узнавать и различать деревья и кустарники;
- наблюдение за природными явлениями: ледоходом, радугой, грозой;
- знакомство с лекарственными растениями.
Такие прогулки дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организует разнообразные игры с природным материалом - песком, глиной, водой, льдом, листьями и т.д.
Кроме того, организуются прогулки, познавательное содержание которых ограничено (сбор ягод, семян дикорастущих растений для подкормки зимующих птиц, цветов, поиск диковинок для поделок и конструирования).
Осенью с началом листопада на целевой прогулке мы с детьми обсуждали, что не все деревья начинают сбрасывать листву одновременно. Наблюдая, определили какие деревья первыми остаются без листьев - это береза, липа. Долго сохраняется листва у сирени, дуба. Установили, что листопад усиливается после заморозков и при сильном ветре.
Во время зимней целевой прогулки дети рассматривали ветки деревьев с почками. Знакомились с почкой как будущим побегом, ростком. Закрепили знания о том, что деревья находятся в состоянии покоя, но они живые.
В середине мая на целевой прогулке отыскивая цветущие растения, рассматривая их, сравнивали с уже знакомыми первоцветами. Учились соотносить их с определенным местом произрастания.
Целевые прогулки обогащают детей новыми впечатлениями, учат их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили.
Прогулка для ознакомления с муравьиным городом, вызвала у ребят бережное отношение к санитарам леса. Рассматривая муравейник, дети следили, куда муравьи отправляются за кормом, какие ноши несут в дом. У детей сформировалось понимание той большой пользы, которую приносят муравьи лесу.
Во время прогулок ведутся и индивидуальные наблюдения. Даем возможность детям осмотреться, найти красивые, интересные, завораживающие своей необычностью явления, предлагаем поделиться впечатлениями. Приучаем детей замечать новое, учим мыслить, и поддерживаем самостоятельные наблюдения, задавая вопросы, давая пояснения.
У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. Восприятие красочных пейзажей, гармоничных сочетаний красок у цветов - все это пробуждает у детей чувство красоты, воспитывает любовь к природе. Большую роль в этом играет эмоциональная чувствительность воспитателя, умение не только увидеть красоту природы, но и доступно донести это детям, чтобы привить эстетические ценности, важные не только для эстетического развития личности, но и для хорошего, гуманного отношения к окружающей природе.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями и животными на прогулках, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к природе, видят ее красоту. Многие дети, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются, когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле неподобающе.
В своей работе уделяя большое внимание целевым прогулкам, мы даем возможность детям вдохнуть запах цветов, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открывать тайны природы.
А главное делаем все, чтобы земля была ближе.
Целевые прогулки на природу являются источником обогащения жизнь прекрасным. Обучая детей после прогулок отображать на бумаге природу - цветы, бабочек и т.д., воспитатели формируют их эстетические вкусы, желание создавать красоту вокруг себя. Природа является тем окружением, в котором живут дети, красоту которого воспринимают, она радует глаз, оказывая сильное влияние на формирование их личности.
Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребёнка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это - ничто иное, как психическое здоровье, который укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к природе родного края через организацию сезонных прогулок.
выступление на XIII региональной научно-практической конференции...
Формирование у воспитанников эмоционально – ценностного отношения к истории, культуре и традициям Малой Родины, через активизацию познавательного интереса в рамках проектной деятельности.
Формирование у воспитанников эмоционально – ценностного отношения к истории, культуре и традициям Малой Родины, через активизацию познавательного интереса в рамках проектной деятельности....
Педсовет: «Формировать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к истории, культуре и традициям нашей Родины, через активизацию познавательных интересов»
Воспитание любви к родному краю,к родной культуре, к родному городу,к родной речи – задачи первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать.Но как воспитать эту любовь?Она начинается с...
Доклад на педсовет "Развитие интереса у детей к явлениям природы через организацию познавательной и экспериментальной деятельности" (из опыта работы).
Доклад на педсовет "Развитие интереса у детей к явлениям природы через организацию познавательной и экспериментальной деятельности" (из опыта работы)....
Педсовет «Формирование у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям нашей Родины, через активизацию познавательных интересов»
конспект педсовета по формированию эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям нашей Родины, через активизацию познавательных интересов у дошкольников...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ Аннотация. Статья посвящена изучению формирования интереса у детей д...