Конспект: «Сбережём леса России»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Илюшина Наталия Николаевна

Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sberezhyom_lesa.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

        Конспект

 в старше-подготовительной группе

 на тему: «Сбережём леса России»

                                             Подготовила: воспитатель

                                             МБДОУ    «Детский сад №15»

                                              Илюшина Н.Н.

                    Воронеж 2017г.

 

Программное содержание:

Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.

Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.

Упражнять детей в составлении связных рассказов, образовании множественного числа имен существительных и согласования их со словом «много».

Словарь: хвоя, древесина, пейзаж.

Развивать творчество, связную речь, мелкую моторику.

Совершенствовать рельефную лепку методом размазывания.

Формировать умение работать в коллективе, выполнять несложные опыты.

Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать негативное отношение к тем, кто наносит вред природе, вырубая ели и сосны. Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

Оборудование:

Картинки с изображением сосны и ели, еловые и сосновые шишки, аромалампа, масло сосны, пластилин, стеки, простые карандаши, листы белого матового картона, искусственная елочка.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами поговорим о новогодних деревьях. Вы догадались, о каких деревьях пойдет речь? Как вы думаете, почему эти деревья я назвала новогодними? (Ответы детей).

Сосна и ель похожи друг на друга. Чем? (Ответы детей). У них есть иголки и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:

1

Елочка – короткая иголочка.

Сосна – игла длинна.

Дети повторяют хором, затем по одному 2-3 человека.

Взгляните на эти две картинки. На какой из них изображена ветка сосны? А на какой ветка ели? Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).

А сейчас  я предлагаю вам провести опыт

Дидактическая игра «Иней на ветках»

Дети с воспитателем насыпают в воду соль, размешивают концентрированный соляной раствор и опускают в него небольшие ветки ели и сосны.

А теперь поставим эти ветви в вазочку поближе к отопительным батареям и дадим им высохнуть. Вот тогда-то на ветках образуются кристаллы соли.

Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шика ели (показ), а это шишка сосны (показ). Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево.

Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить».

Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).

Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.

Давайте поиграем.

2

Физминутка «Сосна»

Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится ведущий – сосна.

Мы посадим сосну –                    Все ходят по кругу вокруг «сосны».

Вот, вот!                                                                                   Присесть.

Пускай наша сосна                                                    Медленно встать.

Растет, растет!

Вырастай ты, сосна,                                               Поднять руки вверх.

Вот такой вышины;

Вырастай ты, сосна,                                     Развести руки в стороны.

Вот такой ширины.

Вырастай ты, сосна,                                             Делают «пружинку».

В добрый час!

Потанцуй, Сережа (имя водящего),                       Хлопают в ладоши.

Покружись для нас!                              Ведущий танцует, кружится.

А мы с этой сосны

Шишки срывать будем.                           Приближаются к ведущему.

От нашего Сережи                 Стараются дотронуться до ведущего.

Убегать будем!                                Дети убегают, ведущий их ловит.

Вы то, конечно, не станете срывать шишки с дерева. А почему? Кому очень нужны шишки? (Ответы детей). Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки. Вот взгляните на эту сосновую шишку (показ). Птицы полакомились семенами этой шишки. Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев.

Под соснами растут грибы подосиновики, на ветвях  гнездятся птицы, белки устраивают в дупле свои дома.

Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель. А  у сосны корни  очень сильные и длинные. Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшится сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло.

3

Польза

Ель и сосна –  верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.

Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. А мы сейчас зажжем аромалампу с сосновым маслом и воздух в нашей группе наполнится ароматом сосновой хвои и  станет чище, ведь сосновый запах убивает бактерии.

Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем шишки собрать для поделок.

Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем, почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздух? (Ответы детей). Ель и сосна очень хорошо очищают воздух.

Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Как вы понимаете слово «древесина»? (Ответы детей). Древесиной называют спиленное дерево. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. Вот эта рамка для картины сделана из сосновой древесины. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.

Дидактическое упражнение «Один-много»

К предложенным словам дети добавляют слово «много» и называют заданное слово во множественном числе.

Ель – много елей.

Сосна – много сосен.

Снег – много снега.

Хвоя – много хвои.

Шишка – много шишек.

Древесина – много древесины.

4

Ветка – много веток.

Дерево – много деревьев.

Корень – много корней.  

Физминутка «Есть в лесу»

Есть в лесу три полочки:

(Хлопаем в ладоши)

Ели – елки – елочки.

(Руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на елях небеса,

(Руки вверх, встать на носочки)

На елках – птичьи голоса.

(Руки в стороны, махи руками)

Внизу на елочках – роса.

(Руки вниз, присели)

Экология

И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

В наше время многие люди во время новогодних праздников отказываются от использования живых елей и сосен. Вместо живых деревьев используют искусственные, сделанные человеком деревца. Или же наряжают живые деревья, но не срубленные, а посаженные в горшки. Во время праздника такие ели и сосны стоят в домах наряженные, а после того, как праздничные дни заканчиваются, с этих деревьев снимают игрушки и высаживают из горшков в парках, во дворах, на улицах.

Послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Живи, елочка!» 

Мне елку купили!

Мне елку купили

В лесу на опушке ее не рубили.

А сделали елку на добром заводе

Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите,

Скорей поглядите

5

На елку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой,

Блестящей и пышной,

Задень -

И она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,

Стоит на опушке,

Макушкой кивая.

Кому?

Никому!

Просто — ветру, метели,

Такой же красивой

Неспиленной ели!

Творческая игра «Сказка про елку»

Дети составляют тематическую сказку по опорным вопросам, по заданному началу предложения.

   «Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие растения?). Все они елочку  очень … (как к ней относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие зверята?). Зайчика и  лисичку  елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек.

   Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто?). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?). (Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ?)

   Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа) … (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?)»

Ребята, я запишу эту историю, а вы нарисуете к ней картинки. Так у нас получится настоящая книга. Мы дадим ее почитать родителям и детям других групп нашего детского сада.

6

А сейчас, давайте, как лесные жители потанцуем под веселые новогодние песенки.

Динамическая пауза  «Танцевальный бал»

Дети произвольно выполняют танцевальные движения, подпевают знакомые слова песен. Для тех, кто затрудняется воспитатель показывает движения, становится с ними в пару.

Сегодня мы с вами превратимся в художников-пейзажистов. Напомните мне, какую картину мы называем пейзажем? Пейзаж – это изображение природы. Вот сейчас мы начнем рисовать картину зимней природы. А рисовать будем не карандашами, не красками, не мелками, а пластилином.

Но прежде разомнем пальчики

Пальчиковая гимнастика «Елка»

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локоточки поднимите,

Ну а пальцы – разведите.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу. Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Коллективная лепка «Зима в лесу»

На белом матовом картоне простым карандашом схематично изобразить линию горизонта, тучи, ель.

Голубой или синий пластилин размазывается по тучам.

Одна половина зеленого пластилина раскатывается в жгут, прикладывается к линии горизонта и вытягиваются верхушки деревьев.

Вторая половина зеленого пластилина размазывается на изображение елки, затем стеком наносятся штрихи-хвоя.

7

Готовые работы мы соединим так, чтобы получился круг и у нас получится панорама – круговая картина, составленная из отдельных фрагментов с изображением зимнего леса.

После оценки панорамы, дети рассматривают высохшие ветви. Воспитатель побуждает детей рассказывать, как теперь выглядят ветки, на что похожи кристаллы соли на хвое. А могла ли ветка с настоящим инеем долго простоять в теплой комнате? Что случилось бы с инеем? (Ответы детей).

Наше занятие закончено, а после сна мы попробуем сделать поделки из шишек, и поиграем в рифмы, и, конечно же, не забудем сделать свою собственную книжку.

Дополнительный материал:

«Елка» (игра)

Елена Благинина

 

Есть одна игра для вас:

я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте!

Хором дружно отвечайте.

На дворе снежок идет,

скоро праздник…

— Новый год!

Мягко светятся иголки,

хвойный дух идет …

— От елки!

Ветви слабо шелестят,

бусы яркие…

— Блестят!

И качаются игрушки -

флаги, звездочки, …

— Хлопушки!

Нити пестой мишуры,

колокольчики…

— Шары!

8

Рыбок хрупкие фигурки,

Птицы, лыжницы,…

— Снегурки!

Белоус и краснонос

Под ветвями …

— Дед Мороз!

Ну а елка, просто диво!

Как нарядка, как …

— Красива!

Вот огни зажглись на ней,

Сотни крошечных …

— Огней!

Двери настежь, точно в сказке,

Хоровод несется в…

— В пляске!

И над этим хороводом

Говор, песни, звонкий смех…

Поздравляю с…

— Новым годом!

С новым счастьем сразу…

— Всех!

Список литературы:

  1. Жильцова Н.М Большая энциклопедия для дошкольников «Красный Пролетарий», 1998.
  2. А.С. Степановских Охрана окружающей среды – М.: Юнити, 2003.
  3. Добро пожаловать в экологию: часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, – М.: АРКТИ, 2004.
  4. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие (под ред. Л.Н. Прохоровой, – М.: АРКТИ, 2004.
  5. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, – М.:: АРКТИ, 2004.
  6. Ю.В. Новиков Природа и человек – М.: Просвещение, 2006.
  7. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С.Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.
  8. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию – М.: ВАКО, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей к проекту "Жизнь леса (Россия)"

Буклет предназначен для родителей в рамках проекта "Жизнь леса (Россия)"....

"Животные лесов России"

Занятие по развитию речи в старшей группе....

Плакат к Дню леса России

С 15 по 17сентября в нашей стране отмечается один из самых масштабных экологических праздников - Российские дни леса.К этому времени традиционно приурочены лесопосадки и природоохранные акции в защиту...

Леса России

Краткая информация о лесах России...

Дикие животные лесов России

Презентация к занятию "Дикие животные  лесов России" презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа). Выполнено воспитателем Лаврентьевой Н.В.. Использование...

Презентация "Сосна- жемчужина леса России"

Вечно зеленая сосна-это симвод бессмертия и жизненой силы. Даже зимой, когда природа спит, это красивое, зеленое дерево напоминает нам о том, что скоро наступит весна....

Тема: «Леса России» Цель: углубить и обобщить представления детей о лесе и его обитателях. Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости беречь его. Обсуждение осеннего л

Тема: «Леса России»Цель: углубить и обобщить представления детей о лесе и его обитателях. Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. Воспитывать у детей интерес к жиз...