Проект "Насекомые - наши друзья"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Криставчук Вера Александровна

Наша группа называется "Пчелки". Дети заинтересовались организацией пчелинной семьи, а затем увлеклись и другими шестиногими.  В течение двух лет мы с детьми разносторонне изучали жизнь насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Паспорт экологического проекта27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Насекомые –  наши друзья»

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели Криставчук В. А. и Бердникова Н. В., музыкальный руководитель Трунова Л. И., родители воспитанников.

Актуальность проблемы: наблюдая за насекомыми, дети выражали радость и интерес, некоторые из них – пугались. Были и такие малыши, которые предлагали уничтожать насекомых. В ходе диалога выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Отсюда возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Какую пользу они приносят? Друзья ли мы насекомым?».

Цель проекта: создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых, приобщить к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять    любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.

2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.

3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.

4.  Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

- дети должны владеть обобщающим понятием «насекомые», знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, шмель, кузнечик, божья коровка и др.);

- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, ползает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;

- уметь изображать насекомых, используя различные материалы;

- знать о пользе, которую приносят людям и растениям;

- знать, что насекомые жалят, защищаясь при угрожающей им опасности;

- повышение уровня экологических знаний родителей.

Этапы реализации проекта:

- Накопление информации по теме проекта: проведение консультаций, оформление выставки детской литературы, сбор коллекции игрушек-насекомых, информационно-справочного материала для родителей.

- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.

- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых, их образе жизни.

- Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительное чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.

- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-малышек по теме проекта; материалы для изготовления декораций к сказкам, костюмов, шапочек насекомых; шапочки к сюжетно-ролевым играм, материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, природный материал, пластилин) и т.п.

Продуктивный этап

Формулируем проблему проекта

Проект начали с вопросов: Нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами, по какой причине насекомые жалят и кусают? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или вред? Где можно взять информацию по теме?

Предложили детям «волшебным способом» превратиться  в  насекомых и изнутри прочувствовать ситуацию: мысленно дойти от своей группы до прогулочной площадки, а затем предложили  нарисовать картинку на тему «Легко ли быть маленьким насекомым  на большой планете Земля?»

У детей возник интерес к изучению данной темы, дети прониклись  проблемой: жизнь у шестиногих малышей  не безопасная.

Обсуждая эту проблему, следует подвести детей к тому, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых, чтобы, помогая, не навредить, определить источники,  из которых дети смогут получить знания.

Сотрудничество с семьёй:

Консультации для родителей: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».

Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о насекомом, помогают оформить рисунками.

Родители с детьми оформляют книжки-малышки по теме «Эти удивительные насекомые».

Основные направления реализации проекта по образовательным областям:

Разделы программы

Виды детской деятельности

Физическое развитие

- Утренняя гимнастика  «Насекомые»

- Гимнастика пробуждения «Бабочка»

- Физкультминутки: «Поднимайте плечики! Прыгайте кузнечики»,

 «Вот выходим мы на луг…», «Божьи коровки» и т.д.

- Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Найди свой цветок», «Солнышко и дождик»

Пальчиковая гимнастика: «Пчела», «Божьи коровки», «Трудолюбивая пчелка» и др.

Дыхательное упражнение: «Отправь пчелку за нектаром» (дидактическая настольная игра)

Социально-коммуникативное развитие

Беседы:

- «Маленькие, но многочисленные обитатели планеты»

- «Эти удивительные насекомые»

- «Роль насекомых в жизни человека»

- «Какие насекомые первыми появляются после зимы»

- «Муравьи – санитары леса»

 - «Дружные трудолюбивые пчелы»

-  «Живые цветы» (о бабочках)

- «Таинственный мир насекомых»

- «Насекомые и цветы созданы друг для друга»

Беседы по ОБЖ:

- «Осторожность на лугу» (насекомые обижают, защищаясь)

- «Что делать, если ужалила пчела?»

Беседы о трудолюбивых насекомых

- Подготовка и показ сказки «Божья коровка – черная головка»

 - Цикл игр-путешествий на «Планету насекомых» с зарисовкой ее обитателей

-  Игра в сказку по мотивам произведения «Муха-Цокотуха»  К.Чуковского

- Игры дидактические: «Летает – не летает»,  «Четвертый лишний»,  «Сложи картинку», «Найди пару», «Назови правило», «Бабочка выбирает любимый цветок»

Познавательное развитие

- Наблюдение за насекомыми в природе

        

- Рассматривание альбома и энциклопедии «Насекомые»,

- Исследование: «Какие цветы нравятся пчелам больше всего?», «Куда ведут дорожки муравьев?»

- Презентация детских работ по теме «Насекомые – наши друзья»

- Вечер загадок о насекомых

- Беседы с детьми: «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края" и др.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Художественно-эстетическое развитие

- Лепка «Божьи коровки на листике», «Улитка»

- Рисование «На лесной полянке»

- Выпуск плаката «Берегите насекомых!»

        

Ручной труд:

- Изготовление бабочек из осенних листьев, бумажных салфеток

- «Божьи коровки», «Стрекозы» из природного материала

- Конструирование из бросового материала «Гусеницы», «Паучки»

- Организация выставки детских книг и энциклопедической литературы о природе и насекомых

- Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т.д.

-Чтение и обсуждение произведений: К.Чуковского «Муха-Цокотуха»,  «Тараканище»; В.Драгунского «Он живой и светится»; Ю. Дмитриева «Зоопарк на столе», «Стреляющий жук»; Г. Ганейзера «Кузнечик-невидимка»; К. Ушинского «Капустная белянка»; Н. Сладкова «Теплая струйка», «Отчаянный путешественник», «Спящие красавицы», «Медовый дождь», «Бабочки», «Бабочка и солнце»,  А. Бианки «Как  муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот»  

- Музыкальное игровое упражнение «Гусеница»

- Слушание

Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля», В. Ребиков «Вечер на лугу», С. Майкапар «Мотылек»

- Этюд

«Пляска бабочек» муз Е.Тиличеевой

- Пение

«Не обижайте муравья» муз. Г.Гладкова, слова В.Степанова

Речевое развитие

- Презентация детских работ «Насекомые – наши друзья»

- Подготовка и выступление детей на празднике «Насекомые – наши друзья», на вечере развлечений «В гостях у пасечника»

- Беседы с детьми по теме проекта, заучивание литературного материала

Продукт проектной деятельности

 Устройство клумбы и посадка цветов для привлечения бабочек и пчел, книжки-малышки (совместная деятельность детей с родителями); рисунки детей на тему «Легко ли быть насекомыми на планете Земля?»; альбом рисунков «Насекомые на лугу», плакат, созданный детьми, «Берегите насекомых!»; праздник «Насекомые – наши друзья», в рамках которого: сказка «Божья Коровка-черная головка», просмотр презентации «Берегите природу», изготовление подарков для гостей – бабочек из бумажных салфеток; журнал   «Насекомые – наши друзья», проиллюстрированный детьми  с последующей презентацией.

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в природе и в жизни человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым. 

Список литературы:

  1. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. М. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2013
  2. С. Н. Николаева  « Юный эколог»  Программа экологического воспитания в детском саду - М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
  3. Е.И. Зотова. Знакомим дошкольников с миром животных. М. «Просвещение», 1982
  4. Т.А. Шорыгина. «Насекомые. Какие они?». М. «Гном», 2013
  5. Д.Н. Колдина. «Планета насекомых» художественный альбом для занятий с детьми 5-6 лет.

Материалы Интернет-ресурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность воспитателя с детьми "Наши друзья - наши дорожные знаки" с использованием приставки mimio/

Совместная деятельность воспитателя с детьмис использованием дидактических и развивающих игр в подготовительной группе для детей с диагнозом ОНРНа тему: «Наши друзья - Дорожные знаки»....

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.

Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...

Рекомендации для родителей . Тема:"Наше здоровье" .Беседа "Наши друзья- витамины"

Рекомендации для родителей. Беседа "Наши друзья - витамины"...

Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"

Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...