Тамара Павловна Исаева
Занятие по познавательному развитию «Деревья нашего города» (Подготовительная группа)
Программное содержание:
Учить узнавать деревья по внешнему виду, силуэтам. Формировать представления детей о растениях, как о живых существах.
Развивать умение моделировать, классифицировать, и обобщать представление о том, какую роль играют деревья в нашей жизни.
Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому.
Методические приемы:
Загадывание загадок, беседа, работа с моделями, дидактические игры, психогимнастика, чтение стихов.
Словарная работа: модель, функция.
Материал:
Игры «Хорошо - плохо», «С какого дерева лист, плод». Модели растения, функции органов (частей, условия роста. Картинки деревьев, силуэтов, плоды (березы, клена, дуба, гербарий листьев.
Предварительная работа:
Экскурсия в сквер, по территории детского сада, наблюдение за деревьями на прогулке в разное время года, за изменениями в росте растений; чтение стихов о деревьях, загадывание загадок, проведение опытов «Почему дерево не падает», «Как расселяются деревья», «Узнай дерево по силуэту», «Составь модель строения дерева». Чтение экологических сказок, рисование, лепка и конструирование деревьев разных пород.
Ход занятия:
Воспитатель: Отгадайте загадку
Весной веселит
Летом холодит
Осенью питает
Зимой согревает.
Дети: Дерево.
(выставляется картинка дерева)
Воспитатель: Докажите, что вы дали правильный ответ.
Дети: Весной дерево цветет, радует нас своей красотой. Летом в тени дерева прохладно. Осенью на многих деревьях поспевают плоды (яблоки, груши, сливы). Зимой в деревянном доме теплее, дровами топят печи.
Воспитатель. Поиграем в игру.
ИГРА «Хорошо – Плохо»
Выросло высокое дерево - это хорошо?
Дети. Хорошо - прохлада, чистота, свежий воздух, красота, здоровье.
Воспитатель. А может плохо?
Дети. Да. Оно закрывает свет Солнца, во время сильного ветра высокое дерево может упасть, что-нибудь разрушить.
Воспитатель. Как же быть? Мы любим деревья, хотим, чтобы их было много, но они не должны быть опасными для людей.
Дети. Деревья надо обрезать, старые, гнилые вырубать, выращивать, сажать новые.
Воспитатель. Что есть у каждого дерева? (работа с моделями)
- Расставьте по порядку модели частей дерева и назовите их.
Дети. Ставят и называют (корень, ствол, лист, цветок, плод)
Воспитатель. Может ли дерево жить без корней?
Дети. Нет. Корнями дерево крепко держаться в земле, корни впитывают из почвы влагу, минеральные вещества.
Воспитатель. Подберите соответствующую модель.
Воспитатель. Какой у дерева ствол?
Дети. Ствол у дерева внизу толстый, вверху тоньше.
Воспитатель. Чем покрыт ствол и ветки?
Дети. Корой.
Воспитатель. Для чего дереву нужна кора?
Дети. Кора защищает дерево от солнца, мороза, ветра.
Воспитатель. Каково предназначение ствола?
Дети. Ствол приводит воду и питательные вещества к другим частям растения.
Воспитатель. Выберите модель (дети выполняют работу)
Воспитатель. Какую функцию выполняют листья?
Дети. Листья нужны дереву, чтоб дышать, улавливать свет, испарять влагу (выставляют модели)
Воспитатель. А цветы и плоды для чего нужны?
Дети. С помощью цветов и плодов деревья размножаются (показ картинки)
Воспитатель. Как вы думаете, дерево живое или нет?
Дети. Живое.
Воспитатель. Почему?
Воспитатель. Оно дышит, питается, растет, размножается.
Воспитатель. Как размножаются деревья?
Дети. Семенами.
Воспитатель. При каких условиях из семени прорастает стебелек?
Дети. Почва, вода, тепло, свет (модели)
Воспитатель. А ты хотите превратиться в живое семечко?
Психогимнастика
Восп: Представь, что ты маленькое семечко. Ты сидишь глубоко в земле. Вдруг ты чувствуешь, что стало теплее. Ты потянулся вверх, земля расступилась, и твой росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло тебя вверх. Теплые лучи коснулись твоего стебелька, ветерок качнул тебя в одну сторону и в другую сторону. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Ты стал расти все выше и выше. И вдруг брызнул дождик, ты стал пить дождевую воду, стал сильным и большим. Твои листья расплавились и превратились в прекрасный росток. И ты был счастлив, что живешь на этой земле!
Воспитатель. Вам понравилось быть семечком?
Дети. Да (садятся)
Воспитатель. Какие деревья растут в нашем городе?
Дети. Береза, клен, тополь, липа, осина, ясень, ель.
Воспитатель. Кто-то перепутал картинки и силуэты деревьев. Нужно подобрать картинкам деревьев свои силуэты.
(дети находят и выставляют картинки)
Тополь Силуэт
Воспитатель. Докажите, что силуэт тополя.
Дети. У тополя ствол желто-серый с темными трещинами, ветки толстые, почки крупные, желтовато-коричневые, продолговатые.
Воспитатель. Правильно. Откройте свои гербарии и найдите лист тополя.
Какой это лист?
Дети. Тополиный.
Воспитатель. Еще подберите силуэт.
Дети. Береза Силуэт
Воспитатель. Почему ты так считаешь?
Дети. У березы ствол белый с черными пятнами, ветки тонкие, свисающие, почки мелкие продолговатые.
Воспитатель. Найдите лист с березы. Какой это лист?
Дети. Березовый.
Воспитатель. Покажите плод и называют.
Дети. Клен Силуэт
Воспитатель. Как ты догадался, что это клен?
Дети. У клена ствол коричневато-серый с тонкими морщинками, почки серые крупные округлой формы.
Воспитатель. Подберите лист к этому дереву. Какой лист вы подобрали?
Дети. Кленовый.
Воспитатель. Какой плод с этого дерева?
Дети. Крылатки.
Воспитатель. Скажите, какого значение деревьев в жизни человека?
Дети. Деревья дают человеку кислород, который необходим для жизни.
Воспитатель. Что еще делают деревья? Вы будите называть, а один ребенок работает у доски - отбирает и ставит в кармашки картинки.
Дети. Бумагу, строительный материал, продукты питания, лекарства, мебель, музыкальные инструменты, игрушки, посуду.
Воспитатель. И многое другое.
Как же можно назвать деревья? Наши…
Дети. Помощники, спасители.
Воспитатель. Что нужно сделать, чтобы в нашем городе деревьев было больше, и воздух стал чище?
Дети. Посадить деревья, кустарники.
Воспитатель. А еще?
Дети. Беречь старые, не ломать, не губить кусты и деревья.
Воспитатель. На бумаге «Сухое (несчастное) дерево», можно ли ему помочь?
Добрая Фея принесла волшебные листочки, кто возьмет их в руки, сразу придумает хорошее дело.
(раздает детям по одному листочку и предлагает подумать, как можно помочь дереву)
Дети. Полить, обрезать сухие ветки, замазать ранки, закопать корни, пожалеть, сказать добрые слова, погладить ствол.
(приклеивают листочки к дереву)
Воспитатель. Посмотрите на дерево, оно зазеленело, ожило на нем «выросло»много листочков от ваших добрых пожеланий.
Сухое дерево от заботы и доброты стлало «счастливым». Вот так и в природе вокруг нас в нашем городе, в нашей Мордовии цветы, деревья будут хорошо себя чувствовать, если мы будем к ним проявлять доброту, заботиться о них. Они будут хорошо себя чувствовать и нас порадуют красотой и здоровьем.