"Лесные этажи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дать детям представление о  разнообразии природы  с растительным и животным  миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ekologii_v_starshey_gruppe.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема "Лесные этажи".

Цель:  Дать детям представление о  разнообразии природы  с растительным и животным   миром.

Задачи:

Образовательные

Расширить знания детей о лесе и его обитателях , о видовом разнообразии деревьев.

Закрепить умение видеть изменения и устанавливать взаимосвязь  между изменения в природе через организацию дидактических  игр.

Закрепить знания детей о том , что  лес- это сообщество деревьев ,кустарников мхов, грибов,   ягод , лишайников,

Сформировать  у детей  потребность  правильно употреблять  в речи  прилагательные и глаголы.

Дать возможность детям применять на практике полученные знания о лесе

Развивающие

Совершенствовать  речь детей ,слуховое , зрительное восприятие, мелкую моторику .

Продолжать развивать желание сохранять и преумножать  богатства

природы .

Совершенствовать умение  отличать  дикорастущие  ягоды от садовых ,

съедобные грибы от ядовитых .

Воспитательные:

  Продолжать  воспитывать заботливое отношение и интерес к природе

Проб удить  чувства  любви к природе.

Помочь получить  эстетическое  наслаждение от общения с природой

Предварительная работа: чтение художественной  литературы, просмотр презентаций о природе  ,заучивание стихотворений ,наблюдения на прогулке.  

                                                                                                   

          Материалы и оборудование:  Макет леса, макет "Домик в деревне", набор  домашних и диких животных, наборы картинок "Лесные ягоды ",Грибы"  "Деревья и    кустарники"   , 2 корзины , аудиозапись "Голоса  леса", дидактические  игры " Чудо дерево",  "Собери дерево",запрещающие знаки сундучок.

Организационный момент

Раздается звон колокольчика

      Воспитатель:  Ребята , подойдите ко мне , вас зовет веселый колокольчик  .Давайте встанем в большой круг.   Представьте себе, что у вас в руках красивая бабочка . Вытяните руки вперёд, ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приближайте их к себе, полюбуйтесь какая она красивая, осторожно не сломайте крылышки . А теперь раскройте ладони  и вы увидите, что ваша бабочка  радостно взлетит. Улыбнитесь ей.

Мотивация

       Раздается стук в дверь.  Воспитатель  приносит телеграмму.

       Воспитатель: Ребята , нам прислали  телеграмму  . Давайте ее  прочитаем.

   

       Дорогие дети! Я хочу пригласить вас в гости , а кто вас приглашает , вы узнаете если  ответите на мои вопросы  и загадки , они лежат в волшебном сундучке , который  вы найдете в своей группе.

В:  Ребята, вы хотите отправиться в путешествие ? Тогда помогите мне найти сундучок .                                                                    

                                                       Основная  часть                                                                                                                                               Дети вместе с воспитателем приступают к поискам сундучка, который находят в уголке природы , встают полукругом на ковре ,воспитатель достает из сундучка листе с вопросами .

Воспитатель:  Вот и первый  вопрос : Как вы думаете ,что такое природа ?

Дети:  Деревья ,трава, цветы ,солнце , небо.

Воспитатель:  Природа - это дом украшенный трудом .В любой мороз и зной устроен и приветлив.  

Скажите , что является домом для человека?

Дети :  Дом в котором  живет каждый из нас.

Воспитатель : Что является домом для  зверей ?

Дети:  Леса, поля ,горы.

Воспитатель читает стихотворение

Наша планета Земля

Очень щедра и богата

Дом наш родимый ребята

Горы, леса и поля

Солнышко рано  встает

Лучиком день начинает

Весело птица поет

Песнею день начинает.

Воспитатель : А теперь послушайте загадку и если  отгадаете , то узнаете

Город этот не простой

Он дремучий и густой

И под крышей голубой

В нем растет  деревьев много,

Звери бродят по дорогам  .  ( Лес).

Воспитатель : Правильно,  мы  с вами отправимся в лес к лесной  Фее. Дорога   будет длинная  все готовы?

Физминутка

Дети весело шагают

Ноги выше поднимают.

Ставят руки на бочок

По тропинке скок - поскок.

Смотри болото впереди!

По кочкам надо нам  пройти

Бежит тропинка через лес

И вьется словно змейка

Попробуй быстро пробежать

И не упасть сумей-ка.

Звучит музыка "Звуки леса"

Воспитатель и дети подходят к макету  леса  (Приложение 1)

Воспитатель:  Ребята, давайте заглянем в лес. Появляется лесная Фея .

Фея: Здравствуйте  ребята  ,хорошо , что вы пришли ко мне в гости .Я хочу услышать

 что вы знаете о лесе. Что такое лес ?  Что растет в лесу ? ( деревья,  цветы ,

 трава кустарники ,грибы ,ягоды )

Фея: Лес - это огромный дом, заселенный жильцами . Но наш  лес пустой , наверное это проделки  злой  волшебницы . Ребята , помогите  вернуть всех лесных зверей  

      в лес, а  домашних  в сарай .

Дидактическая игра  " Кто где живет? " ( Приложение  2) (дети делятся на две подгруппы)

Фея :Молодцы ,ребята, вы хорошо справились с этим заданием . Назовите  всех лесных жителей  ,которых заселили в лесу.

Дети:  медведь, заяц, лиса ,волк, ежь, дятел , кукушка .

Фея:  Каких зверей и птиц вы заселили в сарае.

Дети:  корова,  лошадь, свинья, овцы ,гуси  ,утки, куры,

Фея: Ребята я убедилась в том, что вы  хорошо  знаете обитателей леса и домашних животных и птиц. А кто самые главные обитатели леса?

Отгадайте   загадку:

Осенью веселит

Летом холодит

Осенью питает

Зимой  согревает   (Деревья)

Фея: Отгадали . Правильно деревья  .Какие деревья растут в лесу , назовите их?(ответы детей).Ребята ,вы знаете , что кроме деревьев, в  лесу растут и кустарники . Мне интересно узнать различаете ли вы деревья и кустарники Предлагаю вам поиграть в игру " Дерево или кустарник".  (Приложение  3)

Фея : Молодцы!  Я  рада  что  вы справились и с этим заданием .А теперь приглашаю вас в мою лесную  школу ,    занимайте места за столами.(дети садятся за столы ) Я вам приготовила интересное задание  которое вы быстро выполните , если знаете из каких частей состоит дерево.

Дидактическая игра " Собери дерево".                  (Приложение    4)

Фея: Ребята, назовите части дерева ?

Дети: ствол , корни ,ветки, листья.

 А что растет под деревьями ? ( ягоды, грибы)

Отгадайте загадки  про грибы и ягоды.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту

Зовусь  я      ( подосиновик)

Нет грибов дружней , чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках расту в лесу

Как веснушки на носу   ( опята)

На поляне у дороги красные горошины

Кто мимо не пройдет,

Всяк  в рот  к себе кладет  (земляника)

Черненькая , маленькая, сладенькая                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Ребятам миленькая            (черника )

Фея: Какие вы молодцы, значит вас можно пригласить на сбор грибов и ягод .Вот две корзины , в одну корзину будут собирать мальчики съедобные грибы ,а в другую девочки соберут  лесные  ягоды.

Дидактическая  игра " По грибы и ягоды" ( Приложение    5 )  Карточки  с изображением  съедобных и несъедобных грибов  ,  ягод  садовых и лесных  разложены на столе . Дети собирают только лесные ягоды и съедобные грибы.  Когда все  карточки  собраны,  проверяется  правильность выполнения задания.

      Фея: И с этим заданием вы справились.  Подойдите все ко мне .(дети подходят к макету леса). Ребята ,вы теперь убедились как  богаты  наши леса . Что только здесь не растет, какие только животные не обитают . Оказывается ,не случайно  лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные жители связаны друг с другом. Они друг без друга не могут обходиться.  Давайте поиграем  в интересную игру  "Что будет если " . Я буду убирать одного лесного обитателя из нашего леса , а вы расскажите что произойдет. Представьте если бы не было деревьев , кому было бы  плохо ?

      Дети:  птицам, насекомым .

      Фея:     А если бы исчезли  насекомые ,  кому было бы плохо ?  

      Дети: птицам                                    

   

     Фея: Как вы думаете  почему?  

     Дети: Потому , что птицы питаются насекомыми

   

     Фея : Правильно,  ребята!  Поэтому приходим к убеждению , что лесные богатства

      нужно беречь и приумножать. Лес дает нам не только красоту,  чистый воздух, но

      и  кормит, лечит  и одевает. Большую пользу приносят  деревья. Человек  исполь зует  древесину в быту и промышленности , из них изготавливаются различные предметы необходимые человеку. У меня есть  чудесное  дерево,  растут на нем различные  предметы изготовленные из дерева, я хочу предложить     найти эти предметы и повесить на дерево .  ( Приложение  6)                                

      Дети приступают к выполнению  задания за столами парами. Фея проверяет правильность выполнения задания .

     

      Фея : Молодцы , все выполнили задание правильно. Назовите , что  растет  на вашем дереве ? ( ответы детей) Ребята,  вы теперь хорошо  знаете ,что лес нужен не только , для того, чтобы любоваться им ,он является  богатством России , является  большим домом  под голубыми  небесами для всех обитателей леса.  Берегите леса и соблюдаете  правила  поведения в лесу. Я очень рада встрече с вами .

     

      Воспитатель: Спасибо тебе Фея ,  что ты пригласила нас в гости , нам очень  понравилось в лесу. Мы хотим  подарить тебе  запрещающие знаки которые ты можешь разместить в лесу.   ( дети описывают знаки)        ( Приложение 7).

     

       Фея: Спасибо ребята, мне очень пригодятся эти знаки.

       Воспитатель: А нам пора возвращаться . До свидания Фея.

       

      Фея: До свидания , я вам помогу с помощью волшебной палочки  быстрей вернуться в детский сад.

                                         

Рефлексия

   

       Воспитатель: Вот  мы и вернулись  в детский сад, как вы думаете наше путешествие было интересным ? Почему? (высказывания детей)                                    Какое задание больше всего понравилось? (ответы детей). Как вы думаете ,то что вы узнали нового вам  пригодиться в жизни ? Для чего? ( Высказывания детей)  Мне очень  понравилось  как   выполняли  задания  вместе, помогали   друг другу.

      А теперь  ребята,  я хочу   угостить лесными сладостями от Феи.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД ПО ЭКОЛОГИИ «Этажи леса; лесной дом Ленинградской области»

Обобщить представления детей о растительном мире Ленинградской области; закрепить знания детей о «этажах леса»; активизировать мышление; формировать представления о разнообразии лесов и необходимости ...

Методическая разработка "Лесные этажи"

Методическая разработка "Лесные этажи"...

Конспект «Познавательное развитие. ФЦКМ» Тема: «Лесные этажи. Значение леса для лесных обитателей»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группеТема: «Лесные этажи. Значение леса для лесных обитателей»Цель: обогащение сознания детей содержанием, которое способствует накоплен...

Лэпбук "Лесные этажи"

Готовый лэпбук для скачивания...

Лепбук "Лесные Этажи"

Лепбук "Лесные этажи"...

Лепбук "Лесные этажи"

Лепбук "Лесные этажи" самое доступное и не обычное развивающее пособие для детей....