Методическая разработка
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Образовательная деятельность в подготовительной группе по познавательному развитию на тему "Осень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie.docx | 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)
Методическая разработка
Название
Образовательная деятельность в подготовительной группе по познавательному развитию
Тема
«Осень»
Автор: Воспитатель СП 10 Кузнецова Венера Кайюмовна
Москва 2017
- Организационная форма:
НОД
- Реализация образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», Физическое развитие».
- Цель:
Формировать знание детей о признаках осени, осенних месяцах, о жизни диких животных в осенний период.
- Задачи:
образовательные:
- Расширять знания детей об осени.
- Называть погодные явления, которые зачастую производят в это время года.
- Закрепить знания детей о том, как животные готовятся к зиме.
- Способствовать развитию любознательности, мышления, воображения.
развивающие:
- Развитие памяти и мышления
воспитывающие:
- воспитывать интерес к окружающему миру
Предварительная работа:
-Беседы: "Время года- осень. Признаки осени», чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с осенним пейзажами и лесными животными
- Методы и приёмы:
Беседа, вопросы, продуктивная деятельность, мотивация, художественное слово, пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
- Используемая литература:
Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008
Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006.
Структура проведения
1 часть (вводная)
Воспитатель: Что за гости в зал спешат
9 маленьких ребят?
Вы садитесь все сюда
Все на месте?
Дети: да-да-да!
Воспитатель: Ребята отгадайте, о каком времени года я вам загадаю загадку:
Пришла без красок и без кисти.
Да перекрасила все листья.
(Осень)
- Посмотрите на экран. слайд
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льётся –
Это время года осенью зовётся
-Итак, о чем наш сегодняшний разговор?
Дети: об осени.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить об осени, но осень бывает разною.
- Ребята, что происходит с наступлением осени?
Дети: Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Часто идет холодный дождь. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай.).
Воспитатель: Осень – замечательное, очень красивое время года. А вы знаете, что существует три осени и к каждой из них у нас особая любовь. Давайте назовем все осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: каждый из этих месяцев относится к трем периодам осени. А кто нибудь из вас знает, как в народе называют сентябрь? (ответы детей)
Сентябрь в народе называют «Запевалой осени» или ранняя осень. Давайте посмотрим на сентябрь.
слайд
Воспитатель: Как вы думаете, ранняя осень, какая она?
Дети: Радостная, красивая, богатая на урожай, солнечная, зеленая и т. д.
Воспитатель: Да ребята, это все про сентябрь. А кто знает, как в народе называют октябрь?
Дети: Октябрь называют «Листопадником» или «Золотая Осень».
Воспитатель: Давайте посмотрим.
слайд
Воспитатель: Как вы думаете, Золотая осень, какая она?
Дети: Красивая, разноцветная, красочная, золотистая и т. д.
Воспитатель: Золотая осень, замечательное время года, она вдохновляла многих поэтов на создание замечательных произведений.
За окном береза стала золотой.
Листья разбросала по траве густой.
Листья собираем, а они летят,
В золотой метели наш осенний сад.
Воспитатель: Ребята, какие цвета у золотой осени?
Дети: Красный, оранжевый, желтый.
Воспитатель: Но у нас с вами остался ещё один месяц осени, какой?
Дети: Ноябрь.
Воспитатель: А вы знаете, как его называют в народе? (ответы детей)
Ноябрь называют ещё «Грудень». Почему «грудень»? потому что ударяли первые морозы, но снегу ещё мало, а на месте недавней грязи лежат замерзшие комья земли «Грудки» или поздняя осень.
Давайте посмотрим.
слайд
Воспитатель: Какая она, поздняя осень?
Дети: Пасмурная, дождливая, холодная, грустная, печальная и т. д.
Воспитатель: А. С. Пушкин, наш любимый русский поэт очень любил осень, вот послушайте его стихотворение:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лисов таинственная сень
С печальным шумом опадала.
Ложился на поля туман,
Гусей – печальный караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: Вот видите, какая разная бывает осень.
А сейчас я вам прочитаю рассказ «Разноцветные кораблики» Д. Кайгородову
Чтение рассказа
Сколько разноцветных корабликов на нашем пруду сегодня: жёлтые, красные, оранжевые — целая флотилия! Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь, они опустились на воду тихо и плавно. И ещё продолжают прилетать новые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тот час поплывёт с поднятыми парусами. Вы догадались, что за кораблики прилетели на пруд и почему они разноцветные?
Почему листья изменяют свой цвет осенью? ”.
Дети: “Листья становятся жёлтыми, красными, увядают, потому что им не хватает тепла”.
Воспитатель: “Правильно, становится холоднее, и деревья изменяют окраску листвы, готовятся к зиме.
“Падают с ветки золотые монетки,
Землю покрывают, когда это бывает? ”.
Дети: “Это бывает осенью, и начинается это в октябре”.
Воспитатель: Как приятно ходить по земле, устланной разноцветными листьями. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?
Дети: На ковёр.
Воспитатель: Дует ветер, летят листья. Что происходит в природе?
(слайд о листопаде)
Дети: Листопад
Воспитатель: А что это такое Листопад?
(Деревья приспосабливаются к условиям зимы. Осенью много воды, но дерево не может её взять. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. Поэтому листья желтеют и опадают) .
Воспитатель: Давайте поиграем с листьями, устроим свой листопад! Я буду деревом, а вы моими листочками, тихонько возьмите по 2 листа и станьте возле меня.
Мы листики осенние,
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.
Воспитатель: С какого дерева у вас листочки?
Дети: С клена
Воспитатель: Молодцы! Какой красивый листопад получился!
Так же осенью меняется жизнь птиц.
Каких птиц Вы знаете? Ответы детей. Молодцы! А теперь я вам загадаю загадки о птицах, вы готовы отвечать? (показ слайдов птиц)
Помните, загадку дослушиваем до конца.
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»?
Грудка ярче, чем заря,
У кого? (дятел)
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня (синичка).
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь).
Я весь день ловлю жуков
Ем букашек, червяков
Зимовать не улетаю
Под карнизом обитаю (воробей).
Все ли птицы остаются в лесу на зиму?
(Нет, некоторые улетают на юг)
Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?
(Перелётные)
А почему они улетают?
(Перелётные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают. Многие из птиц теплолюбивые, а осенью холодает.)
Каких перелётных птиц Вы знаете?
(Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки)
Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?
(Зимующие)
Чем питаются зимующие птицы?
(Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.)
Как нужно заботиться о зимующих птицах?
(Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки)
Воспитатель: ребята , а теперь нам немного надо отдохнуть
Физкультминутка.
Вдруг закрыли небо тучи –
Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки.
Начал капать дождь колючий. –
Прыгают на носочках, держа руки на поясе.
Долго будет дождик плакать,
Разведет повсюду слякоть. –
Приседают, держа руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге, -
Идут по кругу, высоко поднимая колени.).
Поднимай повыше ноги.
Воспитатель: Присаживайтесь. Осень изменила жизнь не только птиц, но и животных. А какие животные живут в лесу вы отгадаете. готовы? (с показом слайдов)
Просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой.
(медведь)
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет,
Ходит, бродит он молчком,
Уши серые торчком. (волк)
Я сознаюсь виновата,
Я хитра, плутовата.
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком. (лиса)
Угадайте, что за шапка,
Меха целая охапка.
Шапка бегает по бору,
У стволов грызёт кору. (заяц)
Воспитатель: Ребята, волк, лиса, заяц, как они готовятся к зиме?
Рассказы детей об изменениях в окраске меха зверей, о запасах на зиму.
Лесом катится клубок, у него колючий бок
Он охотится ночами за жуками и мышами (ёж)
А что происходит с ежом?
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
орешки я грызу. (белка)
Воспитатель: Ребята, что общего у этих животных? Конечно, они все живут в лесу и это дикие животные.
Молодцы ребята! Всех зверей в лесу знаете. А напомните мне пожалуйста какое сейчас время года? А какие осенние месяцы вы знаете? А какие птицы остаются зимовать? молодцы ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....