Перспективное планироване "Удивительные насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Плотникова Инна Геннадьевна

формировать у детей интерес к насекомым через беседы,подвижные  игры,  игры- путешествия, используя художественное слово(загадки, стихи, пословицы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование проекта

« Удивительные насекомые»


Название игры

Программные задачи

Содержание

наглядный материал

1

 В мире насекомых

Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.

Развивающие: развитие внимания.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребёнка, стоящего справа), он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу). Хорошо, спасибо. Присаживайтесь на свои стульчики.

2. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, а чтобы узнать, как эта страна называется, я предлагаю вам отгадать загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Маленький вертолет

Летит назад и вперед.

Большие глаза

Зовут ее….(стрекоза)

Тлю с ветвей она съедает

И в саду нам помогает

На листах усевшись ловко

Это божия….(коровка)

(дети самостоятельно, выставляю на магнитной доске насекомых).

- Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку.

Дети: это насекомые.

Воспитатель: Совершенно верно. И сегодня мы с вами отправимся в страну «Насекомых».

3. Беседа о насекомых. (Входит Лунтик, в руках у него баночка с жучком).

Лунтик: здравствуйте! Вы меня узнали. Я Лунтик. Я живу на луне. Вы знаете, на луну попало вот такое интересное существо. У нас на луне таких нет. Кто это? Когда я был на земле, что -то типа этого видел. Может быть, он живет где-то у вас?

Дети: это….

Воспитатель: Лунтик, как хорошо, что ты пришел к нам. Мы с детьми, как раз отправляемся в страну «Насекомых». Если тебе интересно, останься с нами, а жучка дай мне, он пока посидит в нашем огородике, мы потом его выпустим. Ну что Лунтик останешься?

Лунтик: конечно останусь.

Воспитатель: ну тогда присаживайся.

- Ребята, перечислите насекомых, каких вы знаете?

Дети: (перечисляют)

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим насекомых на картинках. (Картинки выставляются перед детьми.)

Воспитатель: ребята, посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?

Дети: чтобы летать с одного места на другое.

Воспитатель: да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них также есть и лапки.

- Ребята, а скажите пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?

Дети: им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы….

Воспитатель: Лунтик, скажи, а на луне есть условия для жизни насекомых?

Лунтик: нет, поэтому я и прилетел к вам.

Воспитатель: ребята, а на воде можно увидеть насекомых?

Дети: можно. Стрекоза летает около водоемов. Комары, мошки..

Воспитатель: какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.

- А скажите каких вредных насекомых вы знаете?

Дети: например муха, комар.

Воспитатель: а чем вредны мухи?

Дети: мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.

Воспитатель: в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами?

Дети: лягушки.

Воспитатель: Почему бабочку можно спутать с цветком?

Дети: она такая же красива, разноцветная.

Воспитатель: ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой?

Ответы детей.

Воспитатель: почему?

Дети: могут укусить, ужалить. Они не могут жить дома.

Воспитатель: насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они маленькие.

Воспитатель: а сейчас приглашаю всех встать и поиграть со мной  

4. Физминутка. «Стрекоза»

Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)

Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)

А сама как вертолет, (вращение)

Влево, вправо, назад, вперед (наклоны). (после Лунтик начинает чесаться, к нему заполз муравей)

Воспитатель: ой Лунтик, да это же муравей к тебе заполз.

Ребята, посмотрите.

Лунтик: да, да, да он наверно заполз ко мне, когда я случайно приземлился рядом с его домиком.

Воспитатель: ребята, а как называется домик муравьев?

Дети: муравеник.

Воспитатель: Лунтик, ты к нам прилетел с Луны. А послушай, кто к нам вчера прилетал.

5. Пальчиковая гимнастика.

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)

А за нею шмель – шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)

Лунтик: ой! А когда я был у вас в прошлый раз. Мне понравилась игра, как муравьи делают запасы на зиму. Поиграйте со мной.

Воспитатель: да Лунтик, у нас есть такая игра.

6. Игра «Запасливый муравей»

Лунтик: а можно я с детьми сам поиграю. (По краям два обруча, в которых лежат мячи, по середине корзина - «Муравейник». Дети делятся на две команды и передают из рук в руки мячи из обруча в корзину)  

Воспитатель: Спасибо Лунтик. А теперь мы тебе покажем настоящих живых насекомых. У нас в д/саду есть экологическая точка «Луг». Там много всяких насекомых. Давайте жучка заберем с собой и выпустим его там.

Друг за дружкою вставайте И за мною все шагайте.

насекомые на картинке

2

Насекомые луга

1 Расширить представление детей о жизни насекомых; Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида;

2 Активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики); Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;

3 Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

- Здравствуйте, ребята!

Давайте начнем нашу встречу с игры «Паровозик с именем» и на этом паровозике отправимся в путешествие.

Сейчас каждый будет превращаться в «паровоз» и  будет двигаться по кругу, и одновременно хлопать в ладоши, называя свое имя.

 Я проехала целый круг, ( меня зовут- воспитатель называет себя по имени),а теперь выберу одного из вас и он станет паровозиком вместо меня. Вот я выбираю …(имя ребёнка) Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану её вагончиком, положу руки её на плечи и вместе с ней буду повторять её имя. Поехали!

- Вот мы и проехали целый круг, теперь (имя ребёнка) выберет того, кто станет «паровозиком» и мы уже втроем будем повторять его имя. (и так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре)

 Ребята, посмотрите, куда же мы приехали на нашем паровозике? Мы на лесной полянке. (воспитатель с детьми подходит к столу, накрытым зеленой тканью и украшен цветами)

- Посмотрите, сколько на ней много цветов, какие они красивые, но почему-то на полянке больше никого нет.

- Ой, а что это такое лежит на полянке?

- Это конверт с письмом.

- Кто-то нам оставил письмо, давайте его прочитаем.

Письмо.

Помогите! Помогите!

Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности.

Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки. (подпись) Насекомые.

- Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (да)

1. У нас четыре крыла.

    Тело тонкое, словно стрела,

    И большие, большие глаза,

    Называют её ……(Стрекоза) (воспитатель выкладывает на стол макеты угаданных насекомых)

2.  Погляди на молодцов,

     Веселы и бойки.

     Волокут со всех сторон

     Материал для стройки,

     Вот один споткнулся вдруг

     Под тяжелой ношей,

     И спешит на помощь друг

     Тут народ хороший!

     Без работы, хоть убей,

     Жить не может….(муравей)

3. Этот маленький скрипач,

    Изумрудный носит плащ.

    Он и в спорте чемпион,

    Ловко прыгать может он. (кузнечик)

4. Всех жуков она милей,

    Спинка алая у ней,

    На спине кружочки,

    Черненькие точки.  (божья коровка)

5.Она ярка, красива,

    Изящна, легкокрыла,

    Сама похожа на цветок,

    Пьёт коготком душистый сок. (бабочка)  

- Вот, сколько маленьких жителей полянки вы расколдовали.

- Какие вы молодцы!

- А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)

- Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения)

- Давайте сядем на стульчики.

- А вот знаете, что с некоторыми насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

Вот, например, бабочка.  (показываю схему развития бабочки)

-Она отложила яйца, часть яиц склюют птицы или унесут муравьи, но некоторая часть останется. Из оставшихся яиц вылупляются гусеницы. Пройдет время и превратятся гусеницы в куколок.

А из куколки появится бабочка. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка.

Вот так, ребята, появляется бабочка!

- А теперь чуть-чуть отдохнем.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела. (первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)

-Молодцы!

-Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка к нам залетела в гости. Давайте подойдем к ней поближе, только тихо-тихо, чтобы не испугать её и рассмотрим её повнимательней.

- Посмотрите, какие у бабочки красивые крылышки – разноцветные. А еще у бабочки есть усики, голова, брюшко, лапки.

- Посмотрите на рисунок, это общие признаки насекомых.

У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 лапок. (один из детей берет макет насекомого и рассказывает, показывая части тела насекомого)

- Молодцы!

Теперь мы поиграем в игру «Кого не стало?»

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать кого же я убрала, кого не стало?

- Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? (перечисляют)

- А как можно их назвать одним словом? (насекомые)

А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

Вот и подошло наше путешествие к концу.

- Но я вам еще приготовила сюрприз, вот такие красивые бабочки.

- До свидания!

ткань зеленого цвета, цветы, макеты насекомых, письмо с загадками, схема развития бабочки, модуль строения насекомых, подарки

3

Насекомые. Чем питаются

1 Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, насекомых: :кузнечике, божий, коровке, бабочке, пчеле, муравье, стрекозе. Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых.

3 Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей: учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к пересказу текста; воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану.

3 Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Когда присядешь отдохнуть на согретый летним солнышком лесной пригорок, то невольно диву даешься: какая интересная и разнообразная жизнь кипит кругом!

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг

Ты многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны.  На толстый сук

Уселся золотистый жук,

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок,

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела!        

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

И муравей, и божья коровка, и кузнечик, и бабочка - насекомые. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей,

Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

Кстати, обитают многие насекомые не только на земле» они прекрасно себя чувствуют в воздушном и водном пространстве.

Как передвигаются насекомые, знаете?

Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.

Многие насекомые способны ползать вниз головой, помните загадку про муху: «Кто над нами вверх ногами»?

А чем питаются насекомые?

Большинство из них с удовольствием поедает зеленые листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей.

Жуки-точильщики и древоточцы едят древесину и кору деревьев.

Есть в природе и насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых.

Очень многие насекомые - пчелы, шмели, бабочки, мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой.

Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу, прилипшую к брюшку, спинке, мохнатым лапкам, и опыляют растения.

Чего только не делают хитрые цветы, чтобы привлечь долгожданных крылатых гостей! Они стараются затмить друг друга и яркими лепестками и сладким медовым ароматом. На многих цветах есть специальные метки, указывающие насекомым путь к нектарнику1 со сладкой капелькой.

Мелкие цветы часто бывают собраны в пышные соцветия в виде корзинок, кистей и метелок, чтобы насекомые могли собрать сразу побольше меда и опылить несколько цветков

В живой природе все связано!

Чудесное многообразие цветов, их сладкий запах, яркая окраска предназначены насекомым! Без насекомых не могли бы существовать насекомоядные птицы. Ведь у них тонкий клюв, которым они не могут ни расколоть орешка, ни вылущить зернышка. Если бы не было насекомых, остались бы без вкусного обеда ящерицы и летучие мыши и многие другие.

Как же насекомые спасаются от врагов?

Часто природа дарит им защитную окраску. Вспомним зеленых кузнечиков или гусениц. Когда они неподвижно сидят на изумрудной травинке, то их и не заметишь! Некоторые гусеницы напоминают свернутые в трубочки сухие листья или обломки веточек и сучков,

Нектарник - та часть цветка, где находится нектар

Иногда насекомые имеют отпугивающую окраску. На крыльях бабочек нарисованы яркие пятна и пестрые узоры. Когда бабочка неожиданно взлетает, расправив крылышки, то может испугать врага.

Многие насекомые имеют острое жало, которым они прокалывают кожу преследователей и выпускают в ранку яд. Такие насекомые обычно раскрашены в желто-оранжевый и черный цвета. Вспомните шмеля, осу или пчелу.

Птицы и звери знают это и предпочитают не трогать их. Но есть и совсем безобидные мухи (их называют осовидными, у которых жала нет, а вот окрашены они так же, как кусачие осы, и даже научились у ос изгибать брюшко, словно собираются ужалить врага.

Несъедобные для птиц божьи коровки в случае опасности выпускают едкую пахучую жидкость. А жуки-солдатики «скопировали» у божьих коровок ярко-красную окраску спинки и черные точечки на ней. Птицы избегают их склевывать, думая, что жучки невкусные.

Многие насекомые приносят и лесам, и человеку большую пользу.

Трудолюбивые пчелы опыляют цветы и дарят нам сладкий целебный мед, душистый воск, и лекарственное вещество - прополис.

Бабочки тутового шелкопряда дают людям тончайшие нити, из которых получают натуральные шелка, А муравьи уничтожают тлей и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих лесных растений.

Среди насекомых немало и таких, которые наносят вред, поедая листья и стебли растений, прогрызая корни и древесину кустов и деревьев, уничтожая посевы. Но с ними неплохо справляются наши пернатые друзья - птицы.

наглядность

4

Муравей – санитар леса

  1. Формировать представления детей о жизни и развитии муравьёв в природе.
  2. Дать знания о пользе муравьёв.
  3. Закреплять знания детей о строении насекомых, используя модели характерных признаков насекомых.
  4. Обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих стадии развития муравьёв. Активизировать речь за счёт слов: муравейник, муравьиная кислота.
  5. Развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитывать желание наблюдать за жизнью муравьёв в естественных условиях, оберегать их, воспитывать сочувствие, желание помочь

Идёт кот Василий и плачет:

- Здравствуйте, ой как у меня лапка болит!  (Здравствуй, Василий)

Воспитатель: - Здравствуй, Василий, что с тобой случилось?

Василий: - Шёл я по лесу, смотрю, лежит куча из веток, хвои, кусочков мха. Я и захотел посмотреть, что это. Взял палку и сунул её в кучу. А оттуда побежали такие маленькие, рыженькие и как укусят меня за лапу.

Воспитатель:- Ребята, вы догадались, куда сунул палку Василий и кто укусил его за лапу? (Сунул палку  в муравейник, укусили - муравьи. Василий разрушил их дом)  Ребята, а кто из вас знает  что-нибудь о муравьях и может нам рассказать? (Ответы детей)

Василий: - А я о них теперь знаю, что они маленькие, рыжие, их много и они кусачие.

Воспитатель: - Ребята, хотите, я расскажу вам о муравьях? (Хотим) Муравьи могут жить везде: и в лесу, и в поле, и в горах, и в пещерах. Только в воде и на самых вершинах гор, где лежит снег, их нет. В лесах живут рыжие муравьи. Живут муравьи большими семьями. Как называется их домик? (Муравейник) (Воспитатель показывает изображение муравейника.) Кто знает, из чего муравьи делают муравейник? (Из веток, иголок, мха) Муравейник может быть до метра  в высоту, но и под землёй есть множество ходов, и там живут муравьи. По муравейнику и около него бегают тысячи муравьёв. Одни  тащат комочки почвы, чешуйки почек, веточки. Другие – жука, муху, гусеницу. Муравьи, которые строят, чистят муравейник, ухаживают за куколками и личинками, добывают и запасают пищу, защищают муравейник – это рабочие муравьи. (Показать изображение рабочего муравья)

Кто самый сильный на земле?

Думаете - слон или бегемот? Нет, не угадали! Самый сильный на земле - муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе в 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны,

Вот какой силач малютка-муравей! Как выглядит муравей? Давайте вместе вспомним. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три нары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания.

Муравьи - великолепные строители! Когда идешь по смолистому еловому бору, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников

Муравейник

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни,

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Едут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

Муравьиный терем - это просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, мусоросборники, детские и. даже туалетные комнаты. Муравьи содержат свой дом в чистоте, У некоторых муравьев есть специальные подротовые сумки. Они складывают в них мусор во время уборки, а потом выносят его в специальные камеры.

Муравьи живут- в муравейнике большой и дружной семьей. Население одного муравейника подчас такое, как население небольшого городка - несколько сот тысяч жителей!

Правит в муравейнике муравьиная принцесса, В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки, Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи — они кормят личинок, ухаживают за куколками. - переносят их или поближе к поверхности, или прячут вглубь муравейника в зависимости от погоды, помогают новорожденным выбраться из оболочки кокона.

Охраняют муравейный терем муравьи-солдаты, это бесстрашные защитники крепости, готовые не на жизнь, а на смерть сражаться с врагами.

«Обычно каждый муравейник имеет свои охотничьи границы, свою территорию. На муравья, попавшего в чужие владения, тотчас же нападают. На границе между территориями соблюдается нейтралитет, Встретившись, противники, грозно раздвинув челюсти, расходятся каждый в свою сторону.

Если муравьям не хватает добычи и муравейники расположены поблизости, то начинают нарушаться границы и вспыхивает вражда с ожесточенными побоищами. Обычно ее затевают несколько муравьев. К ним тотчас же присоединяются другие» (П.И. Мариковский).

Муравьи - хищники, они истребляют множество насекомых. Рыжие лесные муравьи - обитатели одного муравейника уничтожают за лето около миллиона разнообразных насекомых.

Любят угоститься муравьи и сладкими выделениями тлей. Они «доят» их, нежно поглаживая усиками, и получают вкусную сладкую жидкость. Весной муравьи не прочь выпить целебный березовый или кленовый сок.

В лесу у муравьев много врагов. Их истребляют птицы, ими лакомится медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждет, когда муравьи облепят его, а йотом проглатывает их всех разом.

Часто нападают на муравейники и дятлы. Вот как пишет об этом исследователь жизни насекомых П.И. Мариковский.

«На земле возле березы сидит большой пестрый дятел. Завидев меня, он тревожно закрутил большой головой на гибкой шее, долго разглядывал, потом успокоился, крикнул и, как курица, стал шаркать ногами по муравейнику.

Во все стороны полетели хвоинки и палочки. Работая ногами, он склевывал муравьев, громко и победоносно покрикивая на весь лес.

Долго свирепствовали дятлы и во многих муравейниках продырявили крыши. Но осень поетепениюделала свое дело, после дождей ударил спасительный мороз, мокрые крыши муравейников замерзли, окаменели на долгую зиму, и прекратились полеты дятлов».

Некоторые птицы прилетают к муравейнику для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой. Например, большая серая ворона, раскопав муравейник, любит принимать «муравьиную ванну». Она ложится на муравьиную кучу, раздвинув в стороны крылья и поджав хвост. Клювом ворона давит муравьев и смазывает перья муравьиной кислотой, содержащейся в брюшке муравья,

Как выглядит муравей?

Как называется муравьиный дом?

Как устроен муравейник?

Как происходит в муравейнике разделение труда?

Чем питаются (на кого охотятся) муравьи?

Какие враги есть у муравьев?

наглядность, рисунки, картины с изображением муравья

5

Труженица - пчела

1. Сформировать представления о пчелах и их питании пчел и их жизнедеятельности

2.Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста

3. воспитывать интерес и желание узнать новое о пчеле как насекомом. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения

Пчелка золотая

Над цветком порхает,

Сок душистый пьет —

Собирает мед.

Душистый вкусный, целебный мед люб всякому. Недаром в народе говорят: «Пчелка маленькая, да мед ее сладок», и еще: «У кого пчела, тому и жизнь весела».

По цвету и вкусу пчелиный мед разный. Липовый мед липец - прозрачный, светлый золотисто-янтарный, а мед, собранный с разнотравья, - коричневый, будто струя лесного ручья, и чуть горьковатый.

Липа расцвела в июле,

Соком сахарным полна.

Ароматом, словно тюлем,

Вся окуталась она.

Всякий, кто проходит мимо,

Аромат медовый пьет,

Кажется» что из кувшина

Льет янтарный мед.

Бубенцом звенит веселым

Желтый липовый цветок,

Из него шмели и пчелы

Пьют душистый сладкий сок.

Люди называют пчел хлопотуньями, труженицами, а когда говорят о трудолюбивом человеке, сравнивают его с пчелой. О таком человеке обычно говорят, что трудится он, как пчела В старину пчел называли «Божьими угодницами», потому что они дают людям не только ароматный мед, но и воск, из которого делают церковные свечи.

С глубокой древности пчела стала для человека полезным насекомым. Наши предки торговали с заморскими купцами медом и воском.

В те далекие времена люди еще не строили для пчел специальных домиков, которые называются ульями. Пчелы устраивали свои гнезда в дуплах старых деревьев - бортнях, а пчеловодство называлось бортничеством. В тех местах, где шла бойкая торговля, и возникали старинные русские города Киев, Чернигов, Новгород...

Вспомним, как выглядит пчела. У нее есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цвета. С их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок. На задних ножках пчелы находятся особые корзинки для сбора пыльцы. Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые. У пчелки большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видят пчелы синий, фиолетовый, белый и желтый цвета. Сильные челюсти пчелы - их называют жвалами, помогают насекомому размягчать воск, А язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Язычком она всасывает сладкий цветочный нектар и воду.

Вы, конечно, знаете, что золотая пчелка может очень больно ужалить, ведь в ее брюшке прячется острое жало. Когда пчела кусает человека, она не может вытащить жало и погибает.

Как же живет большая и дружная пчелиная семья?

В заботах и трудах! Ведь большую часть поселения улья составляют рабочие пчелы. Дел у них очень много! Они добывают сладкий нектар и цветочную пыльцу, заботливо кормят подрастающих личинок, строят и ремонтируют восковые соты. Ранним летним утром из улья вылетают несколько самых смелых и предприимчивых пчелок. Это пчелы-разведчицы. Они отправляются на поиски медовых трав, полян, желтеющих одуванчиками, лугов, где раскрыли венчики душистые цветы. Потом разведчицы возвращаются в родной улей, и начинают веселый и затейливый танец. Они жужжат, кружатся, выделяя капли нектара. Другие пчелы наблюдают за танцующими и прекрасно понимают язык их движений.

Если поляна с цветущими растениями находится поблизости от улья, пчелы, танцуя, движутся по кругу, а если вдалеке, то танцоры выделывают сложные пируэты, словно выписывая восьмерки.

Вскоре все рабочие пчелы вылетают из улья и устремляются вслед за пчелам и разведчица ми.

В каждом улье есть самая крупная пчела. Это царица пчел, ее называют маткой. Пчелу-царицу окружает целая свита придворных пчел. Они кормят матку и ухаживают за ней.

Матка никогда не покидает улей, не собирает мед и пыльцу цветов. Она откладывает яички в приготовленные рабочими пчелами восковые ячейки. В начале лета из ячеек появляются молодые пчелы. Они вылетают из улья, чтобы поиграть, порезвиться. Юным пчелкам очень нравится и яркая свежая зелень, и душистые цветы, и теплый солнечный свет. Но улетать далеко от дома они пока не решаются, зато стараются получше запомнить местность, расположение улья и входы в него.

Когда из пчелиной куколки выводится новая матка, старая царица покидает улей. Пчелы начинают роиться. Рой напоминает большое растрепанное жужжащее гнездо. Пчеловод старается поймать рой и пересадить его в новый улей, а не то пчелы могут улететь с пасеки в лес и поселиться в глубоком дупле старого дерева.

Как устроен пчелиный дом?

Это довольно большой деревянный ящик на четырех ножках с открывающейся крышей. Внутри улья есть вертикально расположенные рамки. Внутри этих деревянных рамок трудолюбивые пчелы строят из воска шестигранные ячейки - соты. Особое вещество - воск, выделяют желудки, расположенные на брюшке пчелы. Соты располагаются в улье двумя вертикальными слоями. Некоторые из ячеек в сотах заняты медом, а в другие матка откладывает яички.

Та часть луга или поляны, где расположены ульи, называется пасекой.

Пасечники давно приметили, что по поведению пчел можно предсказывать погоду. Когда пчелы дружно летят к своим ульям, жди дождя, а если они неподвижно сидят на стенках домика, то будет жаркая засушливая погода.

Один опытный пчеловод рассказал мне немало интересного о жизни пчел.

Когда пасечник хочет заглянуть в улей, чтобы убедиться в том, что меду пчелами собрано уже достаточно и его нужно извлечь из сот, он пускает в улей небольшую струю дыма, В пчелином доме сразу начинается страшный переполох: пчелы «думают», что где-то рядом начался пожар и на всякий случай набирают в желудки как можно больше меда, А если желудок пчелы доверху набит медом, она не может изогнуть брюшко и выпустить свое ядовитое жало, то есть попросту говоря, с полным желудком пчела не может укусить. Этим и пользуются пчеловоды, когда достают из улья рамки с сотами.

С наступлением прохладных осенних, деньков ульи переносятся с пасеки в теплые сараи на зимовье. Зимой пчелы не спят, но становятся медлительными, вялыми. Заботливые пчеловоды утепляют ульи и обязательно оставляют своим трудолюбивым помощникам медку, чтобы они были сыты долгой морозной зимой.

«Яблоньку любим за яблоки, а пчелку - за мед!» - говорят люди. Но не только люди любят мед, не упустит случая полакомиться им и медведь, причем привлекает Топтыгина не только мед, но и сами пчелы и их личинки.

Был случай, что в улей с пчелами пробралась ловкая, проворная куница, правда, это чуть не стоило ей жизни -еле ноги унесла сластена от пчел, разозленных таким нахальным разбоем.

В природе существует крупная бабочка, которую называют «мертвая голова». Эта бабочка тоже очень любит пчелиный мед и нередко наведывается в ульи. Вот как описывает такой случай биолог и писатель П.И. Мариковский.

«У одной из самых крупных бабочек нашей страны - у бражника «мертвая голова»-  на груди находится рисунок человеческого черепа! Этот бражник отлично знаком пчеловодам. Он забирается в улей и ворует мед. Трудно сказать, в какой мере такой рисунок устрашает врагов этой бабочки. Ведь череп человека знаком только людям. Как бы то ни было, но некоторые суеверные пчеловоды опасаются трогать эту бабочку, предполагая, что ее охраняет недобрый дух».

Как выглядит пчела'? Чем питаются пчелы?

Почему говорят: «Цветы без пчел, а пчелы без цветов не живут»?

Как живет пчелиная семья?

Как называется пчелиный домик, который строит для пчел человек?

Что дают пчелы человеку? Кто любит пчелиный мед?

наглядность  изображением пчелы

7

Стрекоза

1. Сформировать представления о стрекозах и их жизнедеятельности.

2.Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста

3. воспитывать интерес и желание узнать новое о стрекозах как насекомом. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения

Жаркий летний день,

В зеркальной глади пруда, заросшего камышом и осокой, отражаются кудрявые ивы. Пахнут медом цветущие болотные травы. Над водой скользят черные, голубые и зеленые стрекозы.

Склонились низко лозы

Над гладью тихих вод»

Мы — быстрые стрекозы,

Здесь водим хоровод.

Без всякого усилья

Скользим мы над водой,

Сверкают наши крылья

Прозрачною слюдой.

Давайте вспомним, как выглядит стрекоза.

У нее четыре сетчатых крыла, длинное, стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а ее удлиненное тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полете.

А какая стрекоза глазастая! Ее огромные глаза облегают голову почти со всех сторон и помогают крылатой красавице высматривать добычу.

Усики у стрекозы короткие, почти незаметные. Это значит, что обоняние у этих насекомых слабое и большой роли в их жизни не играет.

Стрекоза - хищное насекомое. Она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков, схватывает их цепкими ногами в воздухе и поедает прямо на лету,

Стрекозы любят кружиться над болотами, скользить вдоль речных и озерных берегов — здесь всегда вьются комары и мошки, и стрекозам есть чем поживиться.

Свои личинки стрекозы откладывают в воду. Буроватые или желто-зеленые личинки медленно и неуклюже ползают по дну или зарываются в ил, С помощью сильно развитой нижней губы личинки захватывают пищу. Они быстро растут, несколько раз линяют и после одной из линек у них появляются зачатки крыльев. Такую личинку называют нимфой. По стеблям водорослей и трав она выползает из воды и здесь линяет в последний раз: сбрасывает шкурку и из неуклюжей замарашки-золушки превращается в изящную принцессу-стрекозу.

У молоденькой стрекозы пока еще мягкие крылышки и покров тела. Ока усаживается на стебле так, чтобы крылья свешивались вниз, В таком положении крылья растягиваются, а покров тела твердеет.

Пройдет час-другой, молодая стрекоза вспорхнет с зеленой травинки и растает в голубом сияющем просторе.

Осенью, когда воздух становится холоднее, корма становится меньше, стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или в старые гнилые коряги и спят до весны.

Как выглядит стрекоза?

Почему у стрекоз огромные глаза и короткие усики?

На кого охотятся стрекозы?

Куда стрекоза откладывает свои личинки?

Как выглядит личинка стрекозы?

Как происходит превращение личинки во взрослую стрекозу?

наглядность – изображение стрекозы

8

Бабочка - красавица

1.Сформировать представления о бабочках и их жизнедеятельности. 2.Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста

3. воспитывать интерес и желание узнать новое о бабочках как насекомом. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения

Перед занятием дети встают в кружок.  

Проводится психогимнастика        

« Дружные ребята»

Собрались все дети в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: ребята, я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь  друг другу, мне и гостям, что бы у нас с вами было хорошее настроение.  А сейчас я предлагаю вам пойти погулять на полянку. Давайте повернёмся друг за другом и пойдём.

Мы идём дорожками

Мы идём тропинками

(идут друг за другом по кругу)

Ручеёк по мостику перешли

(идут на носочках, руки в стороны)

И на полянку светлую,  мы нашли

(приседают)

На полянке над цветами

Закружились мотыльки

Вот и мы кружиться станем

И проворны и легки ( кружатся)

Воспитатель: Вот мы и пришли на полянку (на экране полянка или луг с бабочкой). Посмотрите-ка, ребятки, на полянке нас ждет бабочка.  Давайте с ней поздороваемся (здороваются). А как вы думаете, почему она к нам прилетела? (стало тепло, наступила весна). Правильно, а когда становится тепло, всё оживает, пробуждается от спячки Бабочка насекомое. Расскажите, каких насекомых вы ещё знаете. Дети читают стихи о насекомых. Во время чтение  показываются слайды.

Жук качался на травинке,

Крылья гладкие на спинке.

Всех я знаю на лугу,

Познакомить вас могу.

***

Вот кузнечик поскакал,

Все росинки расплескал.

Виден в зарослях едва,

Он зелёный, как трава.

***

Вот две бабочки летят.

Рассказать они хотят,

Что вчера ещё в траве,

Жили гусеницы две.

***

Вот трудяга муравей.

Все сильней и здоровей,

Он строитель и затейник,

Строит в чаще муравейник.

***

Рядом с речкой стрекоза:

Непоседа, егоза.

Как весёлый вертолёт,

Отправляется в полёт.

***

Добродушно спрятав жало,

На цветке пчела жужжала,

В шубку теплую одета,

Ей не жарко, хоть и лето.

***

Как у божьей  у коровки,

Крылья – пёстрые обновки,

Гладкие, атласные,

Яркие, да красные.

Воспитатель: Вот как много насекомых мы знаем. А теперь давайте посмотрим и расскажем  о том, чем похожи пчела и стрекоза, а чем отличаются?

Жук и муравей,

Кузнечик и божья коровка,

Бабочка и стрекоза,

(показ слайдов).

2 . Беседа об особенностях насекомых.

Воспитатель: У всех насекомых 6 ног, есть голова, брюшко, на голове усики, у некоторых насекомых есть крылья, (показ на слайде), Пчёлы живут в ульях, муравьи в муравейниках, осы в осиных гнёздах, шмели в норках, в земле (показ слайдов).

Воспитатель: (Задаёт вопросы детям)

Как называются дома пчёл?

Как называются дома муравьёв?

Как называются дома ос?

Пчёлы полезны людям тем, что они дают мёд и воск,  муравьи и божьи коровки уничтожают вредных насекомых, бабочки и пчёлы опыляют растения, насекомые нужны животным и многие являются их пищей (показ слайдов).

Дидактическая игра «На полянке»

На фланелеграфе выставляется большой цветок, листочек, паутинка. Детям раздаются картинки с изображением насекомых (бабочка, жук, паук, оса). Логопед просит детей разместить насекомых на картинке - посадить бабочку на цветок, жука под листок, паука на паутинку, осу в цветок, затем дети по возможности составляют предложения:

Бабочка на цветке.

Жук под листочком. И т.п.

3.Слушание  музыкальной композиции Э.Грига « Бабочка».

Воспитатель обращает внимание детей на экран, где демонстрируется  слайд «бабочки» детям предлагается послушать музыку и покружится, как  бабочки.

Над зеленым лугом весело порхают пестрокрылые красавицы-бабочки.

Каких бабочек здесь только нет! И желтые лимонницы, крылышки которых напоминают лимонную дольку, украшенную красными точками,  и темно-красные крапивницы,  и голубянки,  и капустные белянки, и переливницы, и перламутровки.

В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. Ведь и вправду бабочка похожа на прелестный летающий цветок.

Солнечным днем кружатся над разноцветными душистыми цветами бабочки, словно танцуют вальс,

Звенят ручьи в апреле,        

Ласкает солнце нас.

На луг мы прилетели        

И здесь танцуем вальс.        

Красив на них узор.

Мы кружимся, порхаем —

Мы крылышки расправим

Какой кругом простор!

Душистыми цветами

Весна встречает нас,

И кажется, что с нами

Весь луг танцует вальс!

У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками, Поэтому бабочек называют чешуекрылыми. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки - ее рот. Когда бабочка пьет капельки нектара, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью.

Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Если же бабочка проснулась ранней весной, когда цветы еще не раскрылись, она может полакомиться сладким березовым или кленовым соком.

Села на лавочку

Первая бабочка: —

Теплая лавка!

А где травка?

Где же цветочки?

Она огл51нулась:

- Я рано проснулась!

На лужицах лед,

Но солнце печет,

Журчит ручеек —

Чудесный денек!

Летом самка бабочки откладывает яички. Кладка яичек может иметь самую разную форму - в виде свисающих гирлянд или близко друг к другу упакованных шариков, кувшинчиков, цилиндриков.

Бабочки откладывают яички в почву, в ткани растений, некоторые покрывают их защитной пленкой, спасающей от высыхания,

Через некоторое время из яичек появляются личинки - гусеницы, У гусеницы 3 нары грудных ножек и и 2-5- брюшных. На ногах у гусеницы есть особые крючочки, которые помогают удерживаться на стеблях растений.

Гусеницы очень прожорливы: они грызут листья и стебли растений, поедают сочные плоды или питаются другими насекомыми, например, тлями. За время роста гусеницы увеличивают свою массу в несколько тысяч раз!

Многие гусеницы покрыты густыми жесткими волосками или имеют защитную окраску. Птицы не едят невкусных лохматых гусениц, а тех, которые окрашены так же, как стебли иди ветки растений, они могут просто не заметить.

Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются. Через некоторое время оболочка куколки разрывается на границе усиков с крыльями и головы с грудью. Через образовавшиеся одели и выбирается на волю уже взрослая бабочка.

Маленьких бабочек называют мотыльками. Когда мотыльки садятся на цветы и складывают крылышки, то становятся похожими на цветочные лепестки.

Я беззаботный мотылек,

Хоть я живу всего денек,

Но не грущу напрасно —

Ведь жизнь моя прекрасна!

В небесном голубом просторе

Купаюсь я, как будто в море,

Я не грущу напрасно —

Ведь жизнь моя прекрасна

Ромашками белеет луг,

Порхают бабочки вокруг.

Я не грущу напрасно –

Ведь жизнь моя прекрасна!    

Подарит мне живой цветок

Медовый золотистый сок,

Я не грущу напрасно —

 Ведь жизнь моя прекрасна!

Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят человеку пользу.

Бабочки тутового шелкопряда, которые питаются листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк. Гусеницы тутового шелкопряда живут большими семьями и строят паутинные гнезда в виде коконов. Люди научились разматывать коконы и получать из этих нитей тончайшие натуральные шелка.

Как выглядит бабочка?

Как выглядит гусеница?

Чем питаются бабочки? А гусеницы?

Какую пользу приносил бабочки?

наглядность – изображение бабочки

Презентация «Насекомые» ,запись музыки Э.Грига « Бабочка»,

9

Кузнечик

1.Сформировать представления о кузнечиках и их жизнедеятельности. 2.Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста

3. воспитывать интерес и желание узнать новое о кузнечиках как насекомом. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения

Среди высоких буйных трав спрятались кузнечики. Они стрекочут так весело и звонко, словно играют на маленьких скрипочках.

Заметить поющего кузнечика в густых зарослях нелегко: ведь он такой же зеленый, как листья и стебли растений.

Но вот кузнечик, будто на пружинках, высоко подпрыгнул на своих сильных ногах, и в солнечных лучах блеснула его изумрудная спинка.

Помните, как выглядит кузнечик?

У него стройное тело, очень длинные усики и мощные ноги.

А знаете ли вы, где находятся у кузнечика уши?

Представьте себе - на ногах! Тонкая щель на голенях передних ног - уши кузнечиков.

А вот «поют» кузнечики с помощью крыльев. На основании правого подкрылка у кузнечика есть маленькое «зеркальце» - прозрачная пластинка в рамке из толстой жилки, на левом подкрылке        тоже пластиночка, только непрозрачная, матовая. Окружающая ее жилка снабжена зубчиками и играет роль «смычка». Кузнечик трет одно крыло о другое и слышится стрекотание.

Серенада кузнечика

Растет трава густая

В тени больших берез,

На скрипке там играет

Кузнечик-виртуоз.

Волшебные рулады 

Выводит он смычком

И льются серенады

Над садом вечерком.

Кузнечики любят жить в зарослях, травы, в густых кустарниках или на каменистых осыпях.

Они питаются соком растений, нектаром цветов, насекомыми. Да, да, кузнечики хищники! Они могут с аппетитом закусить неосторожной бабочкой, мухой или вкусной личинкой. Вот как описывает охоту кузнечика II.И. Мариковский,

«На большом цветке зонтичного растения сбоку уселся крупный кузнечик. Он замер, и его длинные усы не шевелятся, а светлые глаза застыли с пустым, отсутствующим взглядом.

Но вот на цветок присела беспечная бабочка-совка. Тонкий и длинный, как ниточка, усик шевельнулся в одну сторону, в другую, и неожиданно зеленый и незаметный среди листьев кузнечик преобразился, его глаза будто загорелись огоньком,

Хищник спружинил тело, прогнулся - и бабочка зажата шипами длинных передних ног» а челюсти мерно задвигались, перемалывая добычу...»

В природе у кузнечиков немало врагов. Охотятся за ними и птицы, и ловкая красавица-лисонька не прочь полакомиться жирным кузнечиком, и даже неутомимые охотники - лесные муравьи могут, навалившись всем миром, его поймать.

От врагов кузнечики спасаются благодаря защитной окраске и своей ловкости.

Летом самка кузнечика в почву или на стебли растений откладывает яички, Следующей весной из них появляются личинки.

Как выглядит кузнечик?

Где у кузнечика «уши?

Как «ноет» кузнечик?

Чем питаются (на кого охотятся) кузнечики?

Какие враги есть у кузнечиков?

Как они спасаются от врагов?

наглядность изображением кузнечика

10

Божья коровка

1.Сформировать представления о божьей коровке и их жизнедеятельности.

2.Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста

3. воспитывать интерес и желание узнать новое о божьей короке как насекомом. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения

Помните присказку; «Божья коровка, полети на небо» принеси мне хлеба, черного и белого, только не горелого»?

И правда, если посадить божью коровку на. ладонь и пропеть эти слова, божья коровка успеет согреться от тепла руки, расправит крылышки и улетит. Божья коровка - симпатичный маленький жучок. У нее выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать, даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневатые полупрозрачные подкрылья.

Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы, знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и не клюют их.

А чем же питаются сами божьи коровки и их личинки?

Они в огромном количестве поедают тлей, любят угоститься червецами, щитовками, паутинными клещиками, личинками жуков – листоедов и других насекомых.

Как это ни удивительно, но эти милые и беззащитные насекомые - хищники! Они поедают других насекомых, кстати, очень вредных для сельского хозяйства, и потому приносят людям большую пользу.

В поисках пищи эти жучки перелетают на большие расстояния.

Божья коровка.

Божья коровка, алая спинка,

Уцепилась ловко коровка за травинку,

Вверх неспешным ходом ползет по стебельку

К пахнущему медом

Яркому цветку.

Поедает быстро

Коровка вредных тлей,

И цветок душистый

Спасибо скажет ей!.

На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьях, в сухих корягах или зарываются в землю. Причем, люди давно заметили, что если зима ожидается суровой и снежной, то эти симпатичные жучки зарываются в землю поглубже, а если зима будет мягкой, с оттепелями, то божьи коровки зимуют в сухих листьях или неглубоких щелках и ямках.

Как выглядит божья коровка?

На кого охотятся божьи коровки?

Какую пользу приносят божьи коровки?

Где зимуют божьи коровки?

наглядность с изображением бужей коровки

Викторина  «Удивительные насекомые »

1 тур. Отвечаем на опросы

  1. Кто в лесу строит муравейники? (Муравьи.)
  2. Какую пользу приносят муравьи лесу и людям? (Они уничтожают вредных насекомых)
  3.  Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел.)
  4. Как называется дом, который люди строят для пчел? (Улей.)
  5. Когда пчелы танцуют? (Когда находят поляну с растениями-медоносами.)
  6. Где строят гнездо шмели? (На земле - в норках, ямках, трещинах.)
  7. Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми.)
  8. Куда стрекозы откладывают яички? (В воду.)
  9. Что помогает гусеницам удерживаться на стеблях растений? (Особые крючки на ножках.)
  10. Чем «поет» кузнечик? (Крыльями.)
  11. Где у кузнечика уши? (На голенях передних ног.)
  12. О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? (О том, что жучок несъедобный.)
  13. На кого охотится божья коровка?  (На вредных насекомых — тлей, паутинных клещей, щитовок.)
  14. Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчелы, шмели, бабочки.)

2 тур. Отгадываем загадки

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

большие, большие глаза.

Называют ее,..      (стрекоза),

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед,

Людям всем она мила,

А зовут ее... (пчела)

Этот маленький скрипач

 Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он, (Кузнечик)

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок (Бабочка)

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка)

3 тур.  Кто знает больше пословиц и поговоок

Почему в народе говорится; Муравей не велик, а горы копает.

Пчелка маленькая, да мед ее сладок.

Яблоньку за яблоки любят, а пчелку - за мед.

Пчела знает, где мед брать.

У кого пчела, тому жизнь весела.

Приходи к пчеле с кротким словом, береги пчелу добрым делом.

Жужжала муха, дождалась паука.

4. тур  Учись сравнивать

Чем питаются муравей и шмель? (Муравей - насекомыми, личинками, тлями, а шмель нектаром и пыльцой.)

Чем питаются бабочка и стрекоза? (Бабочка питается нектаром цветов и пыльцой, а стрекоза -насекомым и.)

Чем питаются пчела? (Пчела питается нектаром и пыльцой)

Куда откладывают личинки стрекоза, пчела? (Стрекоза - в воду, пчела - в восковые ячейки)

Какую пользу приносят муравьи и пчелы? (Муравьи
уничтожают вредных насекомых, а пчелы дают мед.

Где уши у кузнечика? (У кузнечика - на голенях передних ног.)

5 тур игра.  Четвертый лишний Выделите лишнее слово, объясните свой выбор;

1 заяц, еж, лиса, шмель; 2 бабочка, стрекоза, енот, пчела; 3 кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 4 пчела, стрекоза, шмель, бабочка; 5 таракан, муха, пчела, майский жук; 6 стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

6 тур.  Составь рассказ-описание с опорой на предлагаемый план

  1. Как называется насекомое?
  2. Внешний вид, особенности строения частей тела (крылья, глаза, усики...).
  3. Чем питается? (На кого охотится?)
  4. Куда откладывает личинки?
  5. Где и как проводит зиму?
  1. Какую пользу (или какой вред) приносит людям и растениям?
  2. Дополнительные сведения, известные детям.

7. тур Народные приметы

         Комары и мошки столбом - к хорошей погоде.

Когда пчелы летят к своим ульям, то скоро будет дождь.

Перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят.

Если муравьи прячутся в кучке - жди сильного ветра, дождя, грозы.

Если муравьи увеличивают муравейник - жди холодной зимы.

Много паутинок на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.

Если лист с деревьев сыпется густо, пора улья с пасек убирать


Проект : «Удивительные насекомые»

Тип проекта: познавательный.

Продолжительность проекта: среднесрочный

Для детей 4-5 лет

        Воспитатель : МДОУ №6 «Солнышко» п. Петровский        

Краснопартизанского района Саратовской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

ФРАГМЕНТ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ НА ТЕМУ «НАСЕКОМЫЕ»

Материал направлен на формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о насекомых в разных видах деятельности в ДОУ....

перспективно-календарное планирование по теме "Насекомые Крыма" на 5 дней с 11.05.2020 по 15.05.2020

Календарно-тематическое планирование на 5 дней с 11.05 по 15.05 на тему: «Насекомые Крыма».О.О. РечеваяО.О. ПознавательнаяЦель: Формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманн...

Перспективный план на тему"Насекомые"

Двухнедельный летний план для дошкольников 4-5 лет на тему "Насекомые"...

Консультация для родителей "Осторожно, насекомые" С наступлением лета ребенка подстерегает больше опасностей. Одной из них являются насекомые. Задача родителей - защитить детей от укусов насекомых....

Лето – особенный период в жизни ребенка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий малышу, при поддержке взрослых, уникальную возможность познания, новых открытий, созидания и общения. В с ...