Образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы Тема ОД: Познавательное развитие с элементами экспериментирования. Тема: «Чудо соль»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад№7 компенсирующего вида
г. Галич Костромской области
Образовательная деятельность
для детей
подготовительной к школе группы
Тема ОД:
Познавательное развитие с элементами экспериментирования.
Тема: «Чудо соль»
Ф.И.О. педагога Шалыгина Татьяна Николаевна
Воспитатель1 квалификационной категории
Г. Галич 2017г.
Цель: Формировать представление детей о значении соли в жизни человека её свойствах.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей со свойствами соли и нестандартными способами её использования.
Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности (сыпучая, впитывает в себя воду, без запаха, солёная, растворяется в воде, в солёной воде предметы не тонут).
Испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом.
Развивающие:
Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
Развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь;
Развивать навыки экспериментирования;
Развивать речевую активность, мелкую моторику пальцев рук.
Приобщать к способам безопасной исследовательской деятельности с солью.
Воспитательные:
Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; Бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления; Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Интегрированные - образовательные области
Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Использованные технологии:
Игровая,
Здоровьесберегающая;
исследовательская.
Виды деятельности детей, лежащие в основе НОД:
Игровая, двигательная, коммуникация, позновательно -исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Формы работы с детьми: подгрупповая форма работы с детьми.
Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Приёмы: игра
Методы и приемы.
Практические: опыты с солью,
наглядные: наблюдение;
словесные: беседы, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Предварительная работа:
беседа о применении обычной соли в домашних условиях; проведение опытов «Выращивание кристаллов соли» и «Влияние соли на рост растений»; дидактические игры «Определи на ощупь» и «Узнай на вкус»; чтение и обсуждение пословиц, поговорок, загадок о соли.
Используемые игры, творческая и экспериментальная деятельность: экспериментальная деятельность «Растворение соли», «Плавающее яйцо», дидактическая игра «Четыре волшебных мешочка», пальчиковая игра «Пальчики», изготовление поделок из соли, физкультминутка: «Быстро встаньте – улыбнитесь», игра «Что мы знаем о соли».
Оборудование:
Демонстрационный материал.
Посылка с различными видами соли (каменной, поваренная, йодированной, соль лизунец).
Письма от Хозяйки горы с загадкой про соль.
Раздаточный материал:
Тарелочки с солью для опытов, лупы, сырые куриные яйца, ложки, одноразовые стаканы, влажные и сухие салфетки, вода холодная и теплая, эскизы снежинок, клей, кисточки, фартуки на каждого ребёнка.
Этапы занятия | Ход занятия | |
Цель. | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационно-поисковый Создание образовательной ситуации | В круг широкий, вижу я Встали все мои друзья Вместе с детьми: Мы сейчас пойдём направо, А теперь пойдём налево, В центре круга соберёмся, И на место все вернёмся. Улыбнёмся, подмигнём, И к гостям здороваться пойдём! Здравствуйте! | Встают перед гостями. Здороваются с гостями. Встают вкруг перед педагогом и выполняют действия в соответствии с текстом. |
Мотивация детей на предстоящую деятельность. Игровой момент. | Стук в дверь. В группу приходит почтальон-Печкин. П. П. Здравствуйте, получите посылку и распишитесь. В. Давайте посмотрим, что там. (в посылке письмо, виды соли: поваренная, каменная, йодированная, мешочки с солью) Посмотрите в посылке лежит письмо. Для детей группы№4. Давайте прочтём письмо и узнаем от кого эта посылка и что в ней находится, садитесь на стульчики поудобнее, и слушайте внимательно. Все расселись по местам? никому не тесно? По секрету скажем вам: «Будет интересно!» Читаю письмо: Здравствуйте, дорогие дети! Я, Хозяйка гор и слышала, что вы много знаете о природе. Вот решила вам отправить посылку-загадку. А что там находится, отгадайте! Без неё, ребята, повар просто как без рук. И становится вся пища несъедобной вдруг, если в ранку попадёт – испытаешь боль. Вы наверно догадались, ну конечно это- (соль) | Дети рассматриваю посылку. Дети здороваются с Печкиным. Девочки рассаживаются, а мальчики встают за стульчики. Ответ детей –соль. |
Цель: | 2 часть-основная | |
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте с взрослым. | Открываю посылку и достаю стакан с солью) Правильно! Это соль. (Высыпаю соль в ёмкость). Как вы думаете, что такое соль? Ребята, скажите, для чего нужна соль? Воспитатель: Вы знаете, что соль для использования в пищу бывает разная. (показываю детям каменную соль-это соль крупного помола). Еще в пищу можно использовать поваренную соль (достаю из посылки и показываю детям) посмотрите, попробуйте и скажите, какая она на ощупь? (потрогайте её). Еще бывает йодированная соль (достаю из посылки йодированную соль). Это соль, в которую добавлен йод. Она нужна для того чтобы наш организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам кушать в детском саду, обязательно используют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми Вся- эта соль съедобна, полезна и необходима для нашего организма. В. Ребята, соль - полезное ископаемое. А как вы думаете где добывают соль? Добывают ее под землёй в огромных соляных пещерах и из морской воды. Очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарилась и кристаллизовалась в соль. И образовались горы. Раньше соль делали в ручную –это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время эту соль добывают с помощью специальных машин. Ребята, посмотрите, какой интересный камень здесь лежит, кто мне может сказать, что это за камень? Оказывается, это тоже соль. Как вы думаете, можем мы такую соль использовать в пищу? Посмотрите, какая она грязная, мы можем, есть такую соль Воспитатель: Правильно, такую соль нельзя нам кушать. Но она используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль лизунец. Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания. Что – то мы засиделись, давайте сделаем зарядку. Физкультминутка: Быстро встаньте – улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите. Поднимите, опустите. Влево, вправо повернитесь Сели – встали И на месте побежали. Д/и «Чудесные мешочки» В-ль: Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, у меня есть чудесные мешочки. Для каждого из вас я приготовила мешочек с солью! Но все не так просто! На вид все мешочки одинаковые. Но в корзинке есть не только мешочки с солью, но и другие мешочки! Каждому из вас предстоит найти на ощупь мешочек с солью! В-ль: А сейчас мы возьмем свои мешочки и отправимся в лабораторию, но прежде вспомним правила нахождения в ней. А, чтобы в нее попасть, нужно вспомнить правила работы в лаборатории. - Какие правила поведения в лаборатории вы знайте? Оденьте фартуки. Дети проговаривают правила нахождения в лаборатории. Одевают фартуки. Проходят в «лабораторию». Рассаживаются по местам. В-ль: Теперь настало время познакомиться с солью поближе! Высыпаем соль из мешочков на блюдца и исследуем ее. Опыт №1 «Соль сыпучая, без запаха». Перед вами тарелочки с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета? Воспитатель: а теперь попробуйте соль на вкус, какая она? Воспитатель: а теперь понюхайте соль, имеет ли она запах? Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в тарелку. Что мы видим? Воспитатель: а теперь давайте подведем итог, что мы можем сказать о соли? Теперь возьмите увеличительное стекло и рассмотрите через него соль (дети выполняют задание). Перейдем с вами к проведению следующего опыта. Опыт №2«Соль хрустит» Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали? Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день. Опыт№3. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, соль в воде растворяется? Сейчас мы это узнаем, посмотрите внимательно, в стакане у меня соль. Я налью в стакан с солью немного воды, что вы видите? Соль не растворилась, а куда же делась вода? Это произошло, потому что я налила немного воды, соль впитала влагу. А теперь вы налейте в стакан с солью воды и размешайте ее. Воспитатель: Куда же делась соль? А вы знаете, что в природе существует соленая и пресная вода? Чем больше соли в воде, тем она сильнее и предметы легко держаться на ее А вы хотите в этом убедиться? Опыт № 4. «Плавающее яйцо». Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? Поможет нам в этом обычное яйцо. (или половинка сырого картофеля) Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? Какой вывод мы сделаем? Опыт №5Солью можно чистить посуду. В. Наденем перчатки. На столе грязные чашки после чая. Нужно на губку насыпать немного соли и почистить чашку. Чашку чистим от микробов Мы за ними смотрим в оба Спасем тебя мы чашка Чумазая бедняжка. В. Посмотрите, чашки стали чистыми. В. Ребята, наша работа в лаборатории закончена, вы многое узнали. Давайте вспомним, что нового и интересного вы узнали о соли? Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Я приглашаю вас в мастерскую. Хозяйка гор прислала нам интересную посылку, и я предлагаю, для нее сделать маленький подарок. Посмотрите на столах лежат листы, что на них изображено. В подарок мы сделаем красивые снежинки Пальчиковая гимнастика. Пальчики. Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз – два – три – четыре – пять, Не сидится им опять. Постучали, повертели, И работать захотели. А подарок мы будем делать при помощи соли. Нарисуем мы их при помощи клея и соли. Берем кисточки, макаем в клей и мажем рисунок. Потом нужно посыпать солью. Дети вместе с воспитателем делают снежинки. | дети рассматривают соль. ответы детей (похожа на песчинки, кристаллики). Солить еду нужно чтобы пища была вкусной. Дети: Чтобы солить пищу (ответы детей). Ответы детей: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи. Предполагаемые ответы детей: Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. У каменной соли кристаллы большие. Поваренная белая и мелкая. Каменная-крупные кристаллы Предполагаемые ответы детей: йодированную соль (дети повторяют). Предполагаемые ответы детей: Соль добывают в пещерах. Предполагаемые ответы: животные употребляют соль, как и человек. Они её лижут. Дети выполняют движения в соответствии с текстом физкультминутки. Дети находят, выбирая из предложенных мешочков, ощупывая руками, соль. Объясняют свой выбор. Правила безопасности для детей: 1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому участнику. Одеваем фартуки. Предполагаемые ответы детей. Дети: Белая Дети: Соленая. Дети: Запаха не имеет. Дети: Соль сыплется, значит, она сыпучая. Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха. (соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая) Вывод: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга мы слышим хруст. Дети: Она растворилась Дети: Если налить немного воды в соль, то соль воду впитывает, а если налить много воды в соль, она растворяется. Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее. Предполагаемые ответы детей. В море вода солёная. А в реке или озере вода пресная. Да. Яйцо не тонет. В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать. Солью можно чистить посуду. Дети выполняют действия в соответствии с текстом. Снежинки. Выставка работ. |
Цель: | 3 часть –заключительная (осмысление) итог. | |
Увы, ребята, нам пора возвращаться в группу. Нам пора снимем фартуки, помогите друг другу. Для закрепления материала проводится игра «Что мы знаем о соли». Воспитатель подводит итог, обобщает полученные знания детей, хвалит детей. - Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий. А сейчас пойдемте и расскажем о своих открытиях другим детям из вашего детского сада. | Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли. | |
Плавный вывод детей из непосредственной-образовательной деятельности в самостоятельную деятельность. | Я дарю вам интересную энциклопедию, где вы можете узнать много интересного про соль. Мне очень понравилось играть с вами. Вы молодцы! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования.Тема:"Воздух и его свойства"
Экспериментирование в подготовительной группе...

Конспект ОД по о/о «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования Тема: «Воздух – волшебник»
Образовательная деятельность направлена на развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, расширения знаний о воздухе как о газообразном веществе; на знакомство со свойствами ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования Тема: «Синяя вода» Автор: Чумак Елена Вячеславовна
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментированияТема: «Синяя вода»Автор: Чумак Елена ВячеславовнаЦель: углубление природове...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе. Тема: «Государыня соль»
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие. Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и пр...

Конспект занятия по образовательной области: «Познавательное развитие с элементами экспериментирования» Тема: «Чудесная водичка».
Познакомить со свойствами воды (прозрачная),показать, как прозрачная вода становится цветной, закрепить знания основных цветов....

Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования Тема: «Синяя вода»
Экспериментирование...

КОНСПЕКТ непрерывно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных представлений». Тема: «Поможем мышонку».
Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Образовательные: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей, их наборо...