Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Эксперименты с воздухом"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Маркина Лариса Владимировна

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekserimenty_s_vozduhom.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Эксперименты с воздухом"

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Воспитательные:

воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;

воспитывать любознательность, взаимопомощь,

воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Развивающие:

развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.

Образовательные:

дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, лёгкий), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

обогатить словарь детей новыми словами.

Словарная работа:  лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

\Дети здороваются с гостями\.

Воспитатель: Ребята, кто-то к нам еще  в гости пожаловал.

\Входит  клоун\

Воспитатель: Здравствуй, клоун, а почему ты такой грустный?

Клоун: Ребята, мне подарили два шарика, я с ними играл, нам было весело, и вдруг я увидел, что один шарик загрустил, стал совсем худой и невеселый, что с ним произошло?

Воспитатель: Ребята, поможем клоуну разобраться, что стало с его шариком.

Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и грустным?

\Дети предлагают разные версии\

 1.Вывод: шарик сдулся, в нём нет воздуха.

Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал снова круглым и веселым?

Дети: Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух?

Дети: Мы его выдыхаем.

Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?

\Дети предлагают свои варианты\.

Воспитатель: Правильно, молодцы, воздух нас окружает. Мы им дышим. Вы выдыхаете воздух. Значит он есть внутри нас .Но как он к вам попадает?

Дети: мы его вдыхаем через нос.

Вывод: вот мы и доказали: оказывается  воздух живет вокруг нас и внутри нас.  

 Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Давайте мы вместе с вами вдохнём воздух через нос и выдохнем его через рот в ладошку .Клоун, попробуй вместе с нами. Что вы почувствовали?

Дети: Ветерок.

Воспитатель: А ветерок – это что? \Движение воздуха\

Воспитатель: Воздух изо рта передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется. Давайте попробуем еще раз выдохнуть на ладошку. Почувствовали, как воздух движется.

2. Вывод: воздух движется.

Воспитатель: А вы, ребята, воздух видите? А ты ,клоун? \Ответы детей\

Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?

Дети: Невидимый.

 3.Вывод: воздух невидимый.

Воспитатель: А ты, Алеша как думаешь? А ты, Настя?

Воспитатель: А клоун так хочет увидеть воздух, что же мы можем сделать?

Воспитатель: Ребята, как же решить эту проблему? (дети предлагают варианты)

Воспитатель: Давайте всё-таки попробуем решить эту проблему. Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Вывод: воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Воспитатель: Ребята, а как еще можно увидеть воздух? Что нам может помочь?

Дети: Соломинки.

Воспитатель: Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют).

Воспитатель: Ой, что это?

Дети: пузырьки.

Воспитатель: а что они делают?

Дети: Пузырьки поднимаются наверх.

Воспитатель: почему?

Дети: мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух.

(ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОБДУВАЕМ ПЛЕЧИКИ»)

«Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

Повторить 4-8 раз.

Воспитатель: Ребята, а почему пузырьки воздуха поднимаются вверх, а не опускаются на дно тазика? \ответы детей\

Воспитатель: Правильно, воздух легкий, он легче воды.

Вывод: воздух легкий, он легче воды.

А сейчас давайте с вами проведем опыт, возьмем камушки и бросим в воду, Витя, принеси, пожалуйста, нам из лаборатории камни, бросайте, что вы видите?

Воспитатель: Да, камушки утонули, а почему?

\ответы детей\

Воспитатель: Молодцы, правильно, камешки тяжелые, они тяжелее воды, поэтому они и утонули.

Вывод: камешки тяжелее воды.

Воспитатель: А теперь давайте еще раз вспомним, а какой воздух по сравнению с камушками?

Воспитатель: Правильно, воздух легкий, поэтому пузырьки воздуха поднимаются наверх, а не тонут

.

Вывод: воздух легкий, он легче воды.

КЛОУН: Как это всё интересно! Как много интересных опытов я узнал.

Воспитатель:  А, я тоже знаю интересный опыт с воздухом, хотите покажу

ДЕТИ:ДА!

.

Проведение опыта.( по выбору воспитателя)

Воспитатель: Ой, ребята, мы забыли про грустный шарик, который принес нам КЛОУН, скажи мне, пожалуйста, что надо сделать, чтобы у КЛОУНА шарик стал круглым, упругим и веселым?

Дети: Надуть шарик воздухом.

Воспитатель: Давайте считалкой выберем, кто это сделает.

Считалка: Плыл по берегу пескарик,

потерял воздушный шарик,

помоги его найти,

сосчитай до десяти:

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10!

\Выбирают. Ребёнок надувает шарик и отдает КЛОУНУ\.

КЛОУН: Спасибо, ребята, за помощь и за то, что я узнал много интересного о воздухе, спасибо за мой шарик, теперь он стал снова веселым. Давайте поиграем с шариком.

Игра:» Не дадим шарику упасть»

Клоун: Ребята ,вы меня выручили и я хочу сделать вам подарок., но сначала скажите мне какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Клоун. Правильно .А какие приметы ранней весны вы знаете?

Дети: Тает снег, бегут ручьи …

Клоун: А если ручьи , то можно пускать по ним кораблики. Я дарю вам на память вот этот   свой кораблик, он отлично плавает в воде.

\Ребята благодарят\.

Воспитатель: Ребята, кораблик один а нас много, как же мы будем играть.

Дети: мы смастерим кораблики сами.

Воспитатель: Я предлагаю вам проити в нашу мастерскую «Умелые ручки» и выбрать материал для корабликов.

Давайте, посмотрим и выберем, из чего мы можем смастерить корабли. Для работы с деревом нужны специальные инструменты, пластмасса хоть и лёгкая, но очень твёрдая. Нам будет сложно с ней работать. А вот пенопласт нам как раз подойдёт. Перед вами лежат фигуры из пенопласта, деревянные зубочистки и бумажные прямоугольники. Как вы думаете, зачем нам бумажные прямоугольники? (Для паруса!) Берём бумажный прямоугольник и протыкаем его зубочисткой с двух (противоположных) сторон так, чтобы прямоугольник выгнулся.

     

-Теперь вставляем один конец зубочистки в пенопластовую основу. Парус разверните выгнутой стороной вперёд где острый угол у пенопластовой фигуры. Вот и готово! Ну, что, ребята, вы довольны своими корабликами? (Да!)

        Игра – соревнование «Ты кораблик мой плыви!».

Воспитатель: Теперь давайте узнаем, как плавают наши корабли, и какие самые быстрые. Посмотрите, какой у нас замечательный бассейн с водой. Опускайте свои кораблики на воду по одному.

Воспитатель: Поплыли кораблики?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы они поплыли?

Дети: Подуть

Воспитатель:  Правильно, и каждый дует в парус своего корабля. Воздух набираем полной грудью и выдуваем сильно, но не урывками, губы трубочкой. (Воспитатель делает комментарии по ходу соревнования).

Воспитатель: Вот и поплыли наши кораблики ,вот и настоящие корабли плывут благодаря ветру.  А что происходит с кораблем, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.( все это можно продемонстрировать с детьми)

Ребята, скоро на улицах зазвенят ручьи и мы с вами возьмем кораблики на прогулку и будем пускать их по лужам. Уважаемые, гости, Предлагаю вам вспомнить детство и тоже подуть на кораблики, поиграть с нашими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» в старшей группе

Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и с...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» Старшая группа

Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, запо...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебная вода».

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятльности в средней группе на тему: "Волшебная вда"....

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ТАКОЙ НЕОБХОДИМЫЙ ВОЗДУХ».

Цель: Совершенствовать представления детей о свойствах воздуха через детское экспериментирование....

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Живет Воздух - невидимка»

Цель: Познакомить детей с воздухом и его свойствами.Задачи:Образовательные: Формировать представления детей о воздухе. Определить совместно с детьми опытно - экспериментальным путе...

Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Вода и воздух»

Цель: Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:1. Образовательные:-уточнять и расширять знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, ...