Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Эксперименты с воздухом"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekserimenty_s_vozduhom.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Эксперименты с воздухом"
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;
воспитывать любознательность, взаимопомощь,
воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Развивающие:
развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
Образовательные:
дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, лёгкий), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
обогатить словарь детей новыми словами.
Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
\Дети здороваются с гостями\.
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам еще в гости пожаловал.
\Входит клоун\
Воспитатель: Здравствуй, клоун, а почему ты такой грустный?
Клоун: Ребята, мне подарили два шарика, я с ними играл, нам было весело, и вдруг я увидел, что один шарик загрустил, стал совсем худой и невеселый, что с ним произошло?
Воспитатель: Ребята, поможем клоуну разобраться, что стало с его шариком.
Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и грустным?
\Дети предлагают разные версии\
1.Вывод: шарик сдулся, в нём нет воздуха.
Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал снова круглым и веселым?
Дети: Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух?
Дети: Мы его выдыхаем.
Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?
\Дети предлагают свои варианты\.
Воспитатель: Правильно, молодцы, воздух нас окружает. Мы им дышим. Вы выдыхаете воздух. Значит он есть внутри нас .Но как он к вам попадает?
Дети: мы его вдыхаем через нос.
Вывод: вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Давайте мы вместе с вами вдохнём воздух через нос и выдохнем его через рот в ладошку .Клоун, попробуй вместе с нами. Что вы почувствовали?
Дети: Ветерок.
Воспитатель: А ветерок – это что? \Движение воздуха\
Воспитатель: Воздух изо рта передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется. Давайте попробуем еще раз выдохнуть на ладошку. Почувствовали, как воздух движется.
2. Вывод: воздух движется.
Воспитатель: А вы, ребята, воздух видите? А ты ,клоун? \Ответы детей\
Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?
Дети: Невидимый.
3.Вывод: воздух невидимый.
Воспитатель: А ты, Алеша как думаешь? А ты, Настя?
Воспитатель: А клоун так хочет увидеть воздух, что же мы можем сделать?
Воспитатель: Ребята, как же решить эту проблему? (дети предлагают варианты)
Воспитатель: Давайте всё-таки попробуем решить эту проблему. Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Вывод: воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Воспитатель: Ребята, а как еще можно увидеть воздух? Что нам может помочь?
Дети: Соломинки.
Воспитатель: Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют).
Воспитатель: Ой, что это?
Дети: пузырьки.
Воспитатель: а что они делают?
Дети: Пузырьки поднимаются наверх.
Воспитатель: почему?
Дети: мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух.
(ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОБДУВАЕМ ПЛЕЧИКИ»)
«Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.
И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.
Повторить 4-8 раз.
Воспитатель: Ребята, а почему пузырьки воздуха поднимаются вверх, а не опускаются на дно тазика? \ответы детей\
Воспитатель: Правильно, воздух легкий, он легче воды.
Вывод: воздух легкий, он легче воды.
А сейчас давайте с вами проведем опыт, возьмем камушки и бросим в воду, Витя, принеси, пожалуйста, нам из лаборатории камни, бросайте, что вы видите?
Воспитатель: Да, камушки утонули, а почему?
\ответы детей\
Воспитатель: Молодцы, правильно, камешки тяжелые, они тяжелее воды, поэтому они и утонули.
Вывод: камешки тяжелее воды.
Воспитатель: А теперь давайте еще раз вспомним, а какой воздух по сравнению с камушками?
Воспитатель: Правильно, воздух легкий, поэтому пузырьки воздуха поднимаются наверх, а не тонут
.
Вывод: воздух легкий, он легче воды.
КЛОУН: Как это всё интересно! Как много интересных опытов я узнал.
Воспитатель: А, я тоже знаю интересный опыт с воздухом, хотите покажу
ДЕТИ:ДА!
.
Проведение опыта.( по выбору воспитателя)
Воспитатель: Ой, ребята, мы забыли про грустный шарик, который принес нам КЛОУН, скажи мне, пожалуйста, что надо сделать, чтобы у КЛОУНА шарик стал круглым, упругим и веселым?
Дети: Надуть шарик воздухом.
Воспитатель: Давайте считалкой выберем, кто это сделает.
Считалка: Плыл по берегу пескарик,
потерял воздушный шарик,
помоги его найти,
сосчитай до десяти:
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10!
\Выбирают. Ребёнок надувает шарик и отдает КЛОУНУ\.
КЛОУН: Спасибо, ребята, за помощь и за то, что я узнал много интересного о воздухе, спасибо за мой шарик, теперь он стал снова веселым. Давайте поиграем с шариком.
Игра:» Не дадим шарику упасть»
Клоун: Ребята ,вы меня выручили и я хочу сделать вам подарок., но сначала скажите мне какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Клоун. Правильно .А какие приметы ранней весны вы знаете?
Дети: Тает снег, бегут ручьи …
Клоун: А если ручьи , то можно пускать по ним кораблики. Я дарю вам на память вот этот свой кораблик, он отлично плавает в воде.
\Ребята благодарят\.
Воспитатель: Ребята, кораблик один а нас много, как же мы будем играть.
Дети: мы смастерим кораблики сами.
Воспитатель: Я предлагаю вам проити в нашу мастерскую «Умелые ручки» и выбрать материал для корабликов.
Давайте, посмотрим и выберем, из чего мы можем смастерить корабли. Для работы с деревом нужны специальные инструменты, пластмасса хоть и лёгкая, но очень твёрдая. Нам будет сложно с ней работать. А вот пенопласт нам как раз подойдёт. Перед вами лежат фигуры из пенопласта, деревянные зубочистки и бумажные прямоугольники. Как вы думаете, зачем нам бумажные прямоугольники? (Для паруса!) Берём бумажный прямоугольник и протыкаем его зубочисткой с двух (противоположных) сторон так, чтобы прямоугольник выгнулся.
-Теперь вставляем один конец зубочистки в пенопластовую основу. Парус разверните выгнутой стороной вперёд где острый угол у пенопластовой фигуры. Вот и готово! Ну, что, ребята, вы довольны своими корабликами? (Да!)
Игра – соревнование «Ты кораблик мой плыви!».
Воспитатель: Теперь давайте узнаем, как плавают наши корабли, и какие самые быстрые. Посмотрите, какой у нас замечательный бассейн с водой. Опускайте свои кораблики на воду по одному.
Воспитатель: Поплыли кораблики?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы они поплыли?
Дети: Подуть
Воспитатель: Правильно, и каждый дует в парус своего корабля. Воздух набираем полной грудью и выдуваем сильно, но не урывками, губы трубочкой. (Воспитатель делает комментарии по ходу соревнования).
Воспитатель: Вот и поплыли наши кораблики ,вот и настоящие корабли плывут благодаря ветру. А что происходит с кораблем, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.( все это можно продемонстрировать с детьми)
Ребята, скоро на улицах зазвенят ручьи и мы с вами возьмем кораблики на прогулку и будем пускать их по лужам. Уважаемые, гости, Предлагаю вам вспомнить детство и тоже подуть на кораблики, поиграть с нашими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» в старшей группе
Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и с...
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» Старшая группа
Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, запо...
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебная вода».
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятльности в средней группе на тему: "Волшебная вда"....
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» Старшая группа
Экспериментальная деятельность...
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ТАКОЙ НЕОБХОДИМЫЙ ВОЗДУХ».
Цель: Совершенствовать представления детей о свойствах воздуха через детское экспериментирование....
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Живет Воздух - невидимка»
Цель: Познакомить детей с воздухом и его свойствами.Задачи:Образовательные: Формировать представления детей о воздухе. Определить совместно с детьми опытно - экспериментальным путе...
Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Вода и воздух»
Цель: Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:1. Образовательные:-уточнять и расширять знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, ...