Игровая деятельность
консультация по окружающему миру на тему
Что такое игра для ребенка?
Игра — это работа ребенка, а игрушки — его инструменты. Игра детям нужна не меньше пищи и вашей любви. Игры - любимое занятие наших детей. Трудно найти ребенка, который не любит игры. Однако игра - это не только развлечение детей, но и величайший помощник родителей в воспитании детей. Во-первых, это единственное, что вы можете успокоить и занять ребенка, чтобы найти время для некоторых из их дел. Во-вторых, игра необходима для развития ребенка – это основная деятельность в детстве.
Развивающие игры имеют большое значение для эмоционального развития детей. Они помогают справиться с опасениями, вызванными травмирующими ситуациями (кошмары, ужасные истории, длительное пребывание в больнице). Игра, кроме того, и критерий нормальности ребенка, кстати, он играет, вы можете много узнать о нем. С возрастом меняется не только ребенок, не только он растет, но и игра. Характер игры меняется с развитием ребенка, он также проходит через этапы. Застревание ребенка на каком-то этапе и приводит к остановке в разработке игры, что может стать первым сигналом для родителей о возникновении проблем в развитии ребенка. Таким образом, этапы развития игр должны соответствовать этапам развития возраста ребенка.
Игра как средство познания мира. Такая игра в деятельности ребёнка присутствует до трех лет и представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. Как таковой игры нет, игрушки являются для малыша средством познания мира, своеобразными проводниками в окружающий мир. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений. Он пытается разбирать их по частям, он хочет всё поломать, порвать, разрисовать, чтобы увидеть реакцию игрушки, то есть, то чему приведут его действия. Он стремится узнать каково его влияние на окружающий мир. Сюжетная игра. Собственно сама игра возникает в три года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий. Здесь уже малыш пытается понять мир взрослых и приобщится к нему. Игра представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями тех предметов, с которыми "играют" взрослые. То есть это наборы посуды, аптечек, парикмахерских и т. д. Ребенок в процессе игры воспроизводит сюжеты действий взрослых. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. То есть ребёнок старается повторить то, что делает врач, парикмахер или мама на кухне. Правила, он пока ещё не воспринимает.
Ролевая игра. В возрасте примерно пяти лет, появляется уже ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Здесь уже главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. То есть ему важно не просто повторить действия врача, но и сыграть его роль. Девочки стремятся с мамой готовить на кухне, а не имитировать её действия на детских кастрюльках. Забинтовать ногу кукле уже мало для игры во врача, уже требуется уголок для создания целой больницы. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре ребёнок имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. То есть побыть взрослым, сыграть его роль. Для развития продуктивной или эстетической деятельности ребенка сейчас созданы все условия. Практически любому ребенку сейчас доступно рисование, лепка, пение, танцы, рукоделие, моделирование и другие виды детского творчества. Магазины изобилуют выбором материалов, разнообразные творческие студии и преподаватели предлагают свои услуги. Но, к сожалению, и эти воспитательно-развивающие виды деятельности не всегда могут воплотиться в современной семье. Причина – наличие телевизора и компьютера, а также эмоциональная усталость родителей. Как показывают опросы, проведенные среди родителей дошкольников, большинство родителей не рисуют, не лепят, ни рукодельничают вместе со своими детьми в домашних условиях. Занятые на работе мамы и папы, в лучшем случае водят детей в разнообразные кружки и студии, а дома предпочитают отдыхать, предоставляя детям возможность самостоятельного выбора досуга. Но ведь дошкольники, во-первых, подражают родителям, а во-вторых, нуждаются в партнере по общей деятельности. Поэтому они тоже с удовольствием смотрят телевизор и играют за компьютером, не смотря на то, что в доме есть краски, пластилин, музыка и много игрушек. Игра развивает мотивы и потребности ребенка – в игре происходит формирование стремления действовать, развитие нравственности в человеческих отношениях (честность, терпение, инициатива, взаимопонимание, взаимопомощь…). В игре у ребенка формируется желание взрослеть – выполнять (пока еще только в игре) общественно значимую деятельность: лечить, учить, строить, воспитывать детей, совершать подвиги и т.д.. В игре развивается управление своим поведением: подчинение своих действий роли, понимание необходимости правил, создание правил, понимание прав и обязанностей играющих, развитие воли. В игре происходит преодоление эгоцентризма – развитие умения встать на позицию другого невозможно без игровых партнеров. В игре происходит развитие умственных действий: обобщение действий, развитие логики действий, предварительный замысел, планирование, контроль, развитие произвольной речи, развитие внимания, памяти, воображения. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольников является лучшим средством подготовки ребенка к школе, потому что главный секрет школьных успехов лежит не в навыках ребенка, а в его социальной зрелости. |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 41.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое игра для ребенка?
Игра — это работа ребенка, а игрушки — его инструменты. Игра детям нужна не меньше пищи и вашей любви. Игры - любимое занятие наших детей. Трудно найти ребенка, который не любит игры. Однако игра - это не только развлечение детей, но и величайший помощник родителей в воспитании детей. Во-первых, это единственное, что вы можете успокоить и занять ребенка, чтобы найти время для некоторых из их дел. Во-вторых, игра необходима для развития ребенка – это основная деятельность в детстве.
Развивающие игры имеют большое значение для эмоционального развития детей. Они помогают справиться с опасениями, вызванными травмирующими ситуациями (кошмары, ужасные истории, длительное пребывание в больнице). Игра, кроме того, и критерий нормальности ребенка, кстати, он играет, вы можете много узнать о нем. С возрастом меняется не только ребенок, не только он растет, но и игра. Характер игры меняется с развитием ребенка, он также проходит через этапы. Застревание ребенка на каком-то этапе и приводит к остановке в разработке игры, что может стать первым сигналом для родителей о возникновении проблем в развитии ребенка. Таким образом, этапы развития игр должны соответствовать этапам развития возраста ребенка.
Игра как средство познания мира. Такая игра в деятельности ребёнка присутствует до трех лет и представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. Как таковой игры нет, игрушки являются для малыша средством познания мира, своеобразными проводниками в окружающий мир. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений. Он пытается разбирать их по частям, он хочет всё поломать, порвать, разрисовать, чтобы увидеть реакцию игрушки, то есть, то чему приведут его действия. Он стремится узнать каково его влияние на окружающий мир. Сюжетная игра. Собственно сама игра возникает в три года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий. Здесь уже малыш пытается понять мир взрослых и приобщится к нему. Игра представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями тех предметов, с которыми "играют" взрослые. То есть это наборы посуды, аптечек, парикмахерских и т. д. Ребенок в процессе игры воспроизводит сюжеты действий взрослых. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. То есть ребёнок старается повторить то, что делает врач, парикмахер или мама на кухне. Правила, он пока ещё не воспринимает. Ролевая игра. В возрасте примерно пяти лет, появляется уже ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Здесь уже главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. То есть ему важно не просто повторить действия врача, но и сыграть его роль. Девочки стремятся с мамой готовить на кухне, а не имитировать её действия на детских кастрюльках. Забинтовать ногу кукле уже мало для игры во врача, уже требуется уголок для создания целой больницы. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре ребёнок имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. То есть побыть взрослым, сыграть его роль. Для развития продуктивной или эстетической деятельности ребенка сейчас созданы все условия. Практически любому ребенку сейчас доступно рисование, лепка, пение, танцы, рукоделие, моделирование и другие виды детского творчества. Магазины изобилуют выбором материалов, разнообразные творческие студии и преподаватели предлагают свои услуги. Но, к сожалению, и эти воспитательно-развивающие виды деятельности не всегда могут воплотиться в современной семье. Причина – наличие телевизора и компьютера, а также эмоциональная усталость родителей. Как показывают опросы, проведенные среди родителей дошкольников, большинство родителей не рисуют, не лепят, ни рукодельничают вместе со своими детьми в домашних условиях. Занятые на работе мамы и папы, в лучшем случае водят детей в разнообразные кружки и студии, а дома предпочитают отдыхать, предоставляя детям возможность самостоятельного выбора досуга. Но ведь дошкольники, во-первых, подражают родителям, а во-вторых, нуждаются в партнере по общей деятельности. Поэтому они тоже с удовольствием смотрят телевизор и играют за компьютером, не смотря на то, что в доме есть краски, пластилин, музыка и много игрушек. Игра развивает мотивы и потребности ребенка – в игре происходит формирование стремления действовать, развитие нравственности в человеческих отношениях (честность, терпение, инициатива, взаимопонимание, взаимопомощь…). В игре у ребенка формируется желание взрослеть – выполнять (пока еще только в игре) общественно значимую деятельность: лечить, учить, строить, воспитывать детей, совершать подвиги и т.д.. В игре развивается управление своим поведением: подчинение своих действий роли, понимание необходимости правил, создание правил, понимание прав и обязанностей играющих, развитие воли. В игре происходит преодоление эгоцентризма – развитие умения встать на позицию другого невозможно без игровых партнеров. В игре происходит развитие умственных действий: обобщение действий, развитие логики действий, предварительный замысел, планирование, контроль, развитие произвольной речи, развитие внимания, памяти, воображения. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольников является лучшим средством подготовки ребенка к школе, потому что главный секрет школьных успехов лежит не в навыках ребенка, а в его социальной зрелости. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально – игровой деятельности».
Данная статья посвящена вопросу организации интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально - игровой деятельности.Ключевые слова: интеграция, театрально - игровая д...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Практико-значимый проект по курсу «Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе. Эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды»
Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе,эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды....
Контрольная работа по курсу « Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей: методики руководства сюжетно-ролевой игрой»
Задачи развития игровой деятельности, методика педагогической поддержки игровой деятельности....
ПРОЕКТ «Формирование ключевых компетентностей дошкольников в игровой деятельности: познавательно-игровая деятельность «Супермаркет» (подготовительная к школе группа)»
Разработка для сюжетно - ролевой игры "Супермаркет"...
Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. По мнению Н.Ф. Губановой, она выполняет роль комплексного развити...