Разработка НОД для подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Нурмехаметова Гольназ Хакимовна

Познавательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_nod_dlya_podgotovitelnoy_gruppy.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Шеморданский детский сад общеразвивающего вида №3 «Салават купере»

       Разработка НОТ на тему  «Воздух- невидимка»  с детьми подготовительной группы.

           

                                                                     Выполнила:  Нурмехаметова Г.Х.

Тема НОД: «Воздух – невидимка»

Цель.

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

- развивать у детей навыки сотрудничества работы в паре через экспериментирование;

- развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.

- закрепление правил безопасности поведения во время проведения эксперимента с воздухом.

- закрепление представлений о духовых музыкальных инструментах,  обогащение музыкальных впечатлений у детей с помощью пения.

- создание условий для экспериментирования разными инструментами (трубочками);

- развитие фантазии, творческого воображения;

- развитие интереса к нетрадиционным техникам рисования.

Оборудование: посылка, открытка с загадкой, веер, пакеты,  стаканы по количеству детей, трубочки и ёмкости, наполненные водой, салфетки, пластилин, минеральная вода, стаканы   пластиковые по количеству человек,  духовые инструменты, акварель, листы для рисования.

Ход занятия

Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек).

Давайте её откроем, что нам прислали?

Пусто. Посмотрите, а вот на крышке прикреплена какая- то открытка с загадкой.

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (воздух)

- Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух)

- Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

- Вы знаете, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.

- А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород и.т.д.

- А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям.

- Правильно,  Всему живому необходим воздух. Мы вдыхаем чистый воздух – кислород, а выдыхаем использованный – углекислый газ.

  Где же взять столько чистого воздуха? Что помогает его очищать? Правильно, ребята, — растения и деревья.

Растения и деревья тоже дышат, но иначе чем мы. Они поглощают грязный воздух – углекислый газ, перерабатывают его и выделяют чистый воздух – кислород. Как называется чистый воздух? (кислород).

Так, что людям нужно делать, что бы все время очищался воздух? (Беречь природу, сажать новые деревья…). Сломать или спилить дерево можно очень быстро, а что бы вырастить новое дерево понадобиться много, много лет. Именно, поэтому всем людям на земле, нужно опомниться и начинать беречь природу.

-А вы знаете правила, которые необходимо соблюдать в природе? Давайте их вспомним.

 Дидактическая игра «Как вести себя в природе?»

- И сегодня, чтобы больше узнать о воздухе, мы совершим путешествие.

- А каким транспортом можно путешествовать по воздуху? (ответы детей)

- А мы совершим путешествие на воздушном шаре.

Звучит музыка, дети эмитируют полет на ковре – самолете.

- Мы совершили полет и очутились на остановке «Экспериментальная»  

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество – внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

- Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории.

- Проходите, в научную лабораторию и располагайтесь.

- Как вы думаете, какие органы чувств помогают нам обследовать объект? (глаз, руки, нос, ухо, рот).

- Посмотрите на доску, нам предложена какая-то модель, как вы думаете, что здесь изображено?

- Посмотрите на модель (глаз). Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?

Как можно увидеть воздух?

Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)

- А мы проверим ваши версии.

Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике?»

- Внимание. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну стакана.

Переворачиваем стакан вверх дном, держим стакан прямо вертикально и опускаем стакан в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

Затем стакан вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)

Почему? Как считает?

Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане, он не пускал туда воду.

 Эксперимент №3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Давайте теперь посмотрим, что мы должны ещё сделать? Что дальше нарисовано на модели? Руки. Как вы думаете, что руки могут обозначать? Как почувствовать воздух?

Эксперимент №4 «Чувствуем воздух»

Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его

- Как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).

Эксперимент №5 «Живой пластилин» (вес воздуха вариант 2)

- Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан — чистую воду, во - второй стакан - газированную.

- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). - Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане?

В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно.

Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве).

- Верно. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа

облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.

Итак, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом и детям из «Страны почемучек», я предлагаю подарить те инструменты с помощью которых, мы смогли обнаружить воздух, что бы и они смогли провести эксперименты и придумать новые.

А мы продолжаем наше путешествие. Занимайте места на воздушном шаре. В путь!

- Я приглашаю вас на музыкальную остановку. Посмотрите как много музыкальных инструментов. А раз мы с вами говорим о воздухе, подскажите мне: для каких музыкальных инструментов нужен воздух? (труба, дудочки, гармонь, баян). Эти инструменты издают звук с помощью воздуха. А мы знаем песню, которую можно озвучить музыкальными инструментами (дети поют песню в сопровождении оркестра). Вот, оказывается, для чего нужен воздух – что бы издавать красивые звуки и мелодии.

Продолжаем наше путешествие. На какую же остановку доставит нас воздушный шар. Занимайте места.

- Мы добрались до остановки, название которой «Изобразительная»

А сейчас мы  поиграем с воздухом. Для игры нам понадобятся коктейльные трубочки и акварель.  Мы нарисуем необыкновенные  осенние пейзажи с помощью воздуха.

- Посмотрите на мой рисунок, я поиграла с воздухом и вот, что у меня вышло(показывает рисунок). Что вы видите на рисунке? (ответы детей). Верно, мои кляксочки похожи на травку или веточки, на которые дует ветерок. Сейчас мы с вами будем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать чудесные картины, смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Проговорить несколько раз с детьми название техники. Выполнение работы)

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Воздушный шар  поможет нам в этом.

Мы вернулись в детский сад. Путешествуя на воздушном шаре мы посетили много остановок. С помощью экспериментов мы видели воздух, слышали его, чувствовали , рисовали воздухом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы живём в Республике Марий Эл-методическая разработка занятия в подготовительной группе

Методическая разработка познавательно-развлекательного занятия с детьми подготовительной группы по истории, сохранении. ознакомлении с обрядами, обычаями, играми и музыкальными инструментами родного к...

"Живи и здравствуй, милая станица!" Разработка занятия в подготовительной группе детского сада

Разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию. Занятие знакомит детей с людьми станицы Медведовской, с её современным обликом, развивает логическое мышление, к...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Организация развивающего пространства. Предметно – пространственная организация помещения и участка....

Методическая разработка - танец для подготовительной группы детского сада "Осенняя композиция"

Осенняя композиция - танец для подготовительной группы, этот танец очень хорошо использовать для "входа" на осенний праздник....

Методическая разработка: развлечение для подготовительной группы по ПДД "Правила дорожные знать каждому положено"

В данной разработке содержится конспект развлечения, направленного на закрепление правил дорожного движения. В ходе развлечения используются средства мультимедиа (показ картинок), музыкальное сопровож...