Проект "Мой город"
проект (старшая группа) по теме
Краткосрочный проект в старшей группе детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gorod_moy.docx | 434.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Мой любимый город»
Актуальность проблемы.
Проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста сегодня одна из наиболее актуальных. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Современное многообразие концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание, включающее региональный компонент, позволяют педагогу свободный выбор методов и форм для осуществления нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Однако, ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем, городом.
Задача нравственно-патриотического воспитания дошкольников является одной из важнейших в нашем дошкольном учреждении. Реализация данной задачи находит отражение в различных видах деятельности всех субъектов дошкольного образования.
Проблемы, на решение которых был направлен проект:
1. отсутствие связей между поколениями, исчезновение семейных традиций;
2. нехватка методических материалов для педагогов по изучению с детьми истории, географии, культуры города Невинномысска;
3. отсутствие доступной литературы с разработками для родителей по изучению с детьми истории города и, как ее части, семейной истории, возрождению семейных традиций и передачи их своим детям.
Объект проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.
Предмет проекта: Знакомство дошкольников с малой Родиной
Цель: социальное развитие и воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к своей малой родине.
Задачи:
Задачи для педагога:
— систематизировать и обобщить информацию по нравственно-патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента;
— расширить предметно-развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию;
— обеспечить тесное сотрудничество педагога с родителями по осуществлению нравственно-патриотического воспитания детей.
Вид проекта: краткосрочный
Термин выполнения: сентябрь- октябрь
Тип проекта: информационно-творческий
Участники проекта: Воспитатели, родители, дети.
Образовательная область: социализация
Тип проекта: информационно-творческий
Задачи для детей:
— знакомство с историей г. Невинномысска, и его достопримечательностями;
— расширение представлений об учреждения и организациях города, работающих специально для детей;
— развитие способности ориентироваться в городе;
— формирование позиции будущего гражданина.
Задачи для родителей:
— сформировать представление о необходимости передачи семейных традиций от поколения к поколению;
— обеспечить нравственно-патриотическое воспитание в условиях семьи;
— использовать различные учреждения города для благополучной социализации будущего первоклассника.
Предполагаемый результат
— дети познакомятся с историей г. Невинномысска в различные временные этапы, и его достопримечательностями;
— у детей расширятся представления о детских учреждениях и организациях города;
— дети смогут ориентироваться в городе;
— у детей сформируется активная позиция будущего гражданина.
Содержание проекта:
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.
2. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
3. Обращение к учреждениям города для организации совместной деятельности.
II. Организационно-практический:
1. Разработка календарно-тематического плана проекта.
2. Разработка технического методического обеспечения проекта
3. Реализация содержания перспективного плана
III. Презентационно — завершающий
1. Открытое занятие «Невинномысск — мой родной город»
2. Выставка продуктов детской деятельности.
3. Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
1. Подведение итогов.
Формы реализации проекта: организованная совместная деятельность педагога и детей, родителей и детей, исследовательская деятельность, подвижные и с\р игры, чтение художественных произведений, слушание музыкальных произведений, экскурсии к достопримечательностям города и в городской музей, разучивание песни и танца, художественная деятельность, трудовая деятельность.
Продукт проекта: макеты «Улицы нашего города», «Достопримечательности Невинномысска» и «Предприятия города» изготовленные руками детей, педагогов и родителей. Макеты включают в себя:
_ улицы: Гагарина, Менделеева, Линейная, железнодорожный переезд.
_предприятия города: «Еврохим, ГРЭС,Арнест».
_достопримечательности города: « Зенитная пушка», «Доска почетных граждан Невинномысска», «Обелиск Вечной славы».
Художественное творчество.
_Рисование на тему: « Дом, в котором я живу», «Моя семья»
Лепка «Каравай», (угощение к празднику).
Аппликация на тему « Транспорт нашего города»
Конструирование: коллективная работа на тему « Мой любимый детский сад»
Фотоальбом « Мой город»
— Фоторепортаж по теме «Казаки» (быт, традиции);
— художественное творчество детей (рисование на тему «Эх, степь широкая»);
— рассказы детей «Кем были мои предки».
Глава №2 «Невинномысск в военные годы»
— историческая справка о Великой отечественной Войне в г. Невинномысске и Ставропольском крае;
— альбом военной техники;
— фоторепортажи с экскурсий к памятникам Великой Отечественной Войны;
— рассказы детей о военном прошлом своих предков;
— художественное творчество (рисование на тему «Салют над городом моим»);
Глава №3 «Невинномысск сегодня»
— Аналитическая справка о современном состоянии г. Невинномысска;
— карта г. Невинномысска
— фоторепортаж «Невинномысск сегодня»;
— рассказы детей о предприятиях, фабриках и заводах, на которых работают родители;
— художественное творчество (рисование на тему «Мой Детский сад» и «Дом, в котором я живу»)
Глава №4 «Невинномысск – город для детей»
— фотоальбом «Детские учреждения города»
— детское литературное творчество «Мир вокруг нас»
— фоторепортаж «Детство в Невинномысске»
Глава № 5 «Мы не просто девочки и мальчики, мы – будущее нашего города!»
— рассказы детей на тему «Кем я буду, когда вырасту»
— фоторепортаж «И весною город расцветет»
— художественное творчество (рисование на тему «Город моей мечты»)
— интервью детей на тему «Чтобы дети смеялись»
Методическое обеспечение проектной деятельности:
1. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
2. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
3. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
4. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
5. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
6. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
7. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008№ 4
8. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
9. Материалы Интернет.
Перспективный план
№ | Мероприятие | Ответственный | Отметка о выполнении | Дата | |
I этап | |||||
1. | Изучение интереса детей к теме проекта | Воспитатель | + | 28.09 | |
2. | Сбор и анализ методической литературы | Воспитатель | + | 28.09-3.10 | |
II этап | |||||
| Разработка перспективного плана | Воспитатель | + | 3.10-4.10 | |
| Разработка технического и методического обеспечения проекта | Воспитатель, родители | + | 3.10-6.10 | |
Беседа на тему «Города Ставрополья» | Воспитатель, дети | + | 3.10 | ||
| Беседа с детьми «История города Невинномысска» | Воспитатель, дети | + | 3.10 | |
| Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности моего города» | Воспитатель, родители, дети. | + | 4.10-7.10 | |
Аппликация «Транспорт моего города» | Воспитатель, дети | + | 11.10 | ||
| Художественное творчество детей (рисование) на тему «Дом в котором я живу» | + | 6.10 | ||
| Экскурсия к памятнику казакам, погибшим при защите станицы Невинномысской в ноябре 1842 года | Воспитатель, дети | + | 5.10 | |
| Ознакомление с работами художников «Творчество земляков – невинномыссцам» | Воспитатель, дети | + | 6.10 | |
| Рассматривание иллюстраций «Казачий быт» | Воспитатель, дети | + | 10.10 | |
| Рисование на тему «Моя семья» | Воспитатель, дети | + | 10.10 | |
| Целевая прогулка к камню «Письмо к комсомольцам» | Воспитатель, дети | + | 11.10 | |
| Беседа с детьми «Невинномысск и его достопримечательности» | Воспитатель, дети | + | 12.10 | |
| Организованная совместная деятельность по ориентированию в пространстве «Где я живу?» | Воспитатель, дети | + | 13.10 | |
Конструирование «Мой любимый сад» | Воспитатель, дети | + | 13.10 | ||
| Оформление выставки макетов « Мини город» | Воспитатель, родители, дети | + | 3.10-14.10 | |
| Разучивание песни А.Попова «Невинномысский вальс» | Воспитатели, дети | + | 6.10-10.10 | |
| Информационно-поисковая деятельность «Предприятия, на которых работают наши родители» | Воспитатель, родители, дети | + | 11.10-13.10 | |
| Лепка «Каравай» | Воспитатель, дети | + | 7.10 | |
| Разучивание стихотворений о городе | Воспитатель, дети | + | 5.10-12.10 | |
| Презентация проекта «Мой город» | Воспитатель, родители, дети | + | 14.10 | |
III этап | |||||
1 | Подведение итогов проекта — открытое мероприятие | Воспитатель, родители, дети | + | 17.10 |
Оценка результата:
Мы предполагаем, что дети познакомятся с историей г. Невинномысска в различные временные этапы, и его достопримечательностями;
— у детей расширятся представления о детских учреждениях и организациях города;
— дети смогут ориентироваться в городе;
— у детей сформируется активная позиция будущего гражданина.
Презентация
проекта «Город мой, рожденный из станицы…»
Звучит торжественная музыка
Воспитатель: здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы хотим подвести итог нашей работы и презентовать вам проект «Город мой, рожденный из станицы…». Проекта про наш город Невинномысск. Мы с ребятами постарались узнать об истоках возникновения нашего города, его становлении и развитии от заурядной казачьей станицыс традиционным казачьим бытом, приземистыми белыми хатами, крытыми камышом или соломой, с улицами, на которых стояла грязь и клубилась пыль, до современного большого и красивого города.
2 ребенка входят в зал
Тимур:
Город наш, рожденный из станицы,
Город наш, казачий край родной,
Как же нам тобою не гордиться?
Вместе мы живем одной судьбой!
А в степи, где жаворонки пели,
Серебрился много лет ковыль,
Проносились снежные метели,
Там мы сказку превратили в жизнь!
София:
Любим и улицы и скверы,
Любим мы твой утренний рассвет,
Добрым людям здесь открыты двери,
Город наш, тебя дороже нет!
А с годами ты все лучше, краше
И растешь раздольно вширь и ввысь,
Ты судьба, история ты наша,
Навсегда родной Невинномысск!
Вальс «Невинномысск»
Воспитатель: Во второй половине XVIII столетия Россия в своем продвижении на Северный Кавказ столкнулась с интересами Турции. По Кучук — Кайнарджийскому миру граница между Турцией и Россией на Северном Кавказе установилась от Моздока до Азова, а по Кубани – от ее верховьев до Тамани. Пограничная полоса между Тереком и Азовом не была защищена от набегов турок и горцев, поэтому в апреле 1777 года Екатерина 2-я подписала указ об образовании Азово-Моздокской оборонительной линии путем строительства 10-и крепостей и заселении их хоперскими и волжскими казаками. Кубань стала главной оборонительной линией, на которой более половины столетия велась кровопролитная борьба с закубанскими горцами.
Одним из важнейших опорных пунктов Верхне-Кубанского оборонительного участка стал Невинномысский редут, построенный в 1788 году.
До 1825 года укрепление оставалось форпостом Верхне-Кубанского оборонительного участка протяженностью 160 верст. Однако система редутов была слабой защитой от набегов горцев, и командующий Кавказским отдельным корпусом генерал Ермолов предложил заселить линию казачьими станицами. Так, осенью 1825 года около Невинномысского редута возникла станица. Сюда из станиц Донской и Московской были переселены 200 семейств хоперского полка. 14 октября (1 по старому стилю) 1825 года, на день Покрова, состоялся обряд освящения места поселения и казачья застава стала станицей Невинномысской «устроенной … при реке Кубани тесными дворами, огорожена кругом плетнем с вырытым близ него рвом…».
Алена:
Жаворонки пели голосисто и звонко. Птичьи мелодии улетали к далеким белоснежным облакам, к высокому аквамариновому небу! Взлетая над высоким ковылем, птахи зорко всматривались в тех, кто нарушил их покой.
Егор:
А рядом с речкой Невинкой в Прикубанской степи строится редут, через который потом прошла Азово-Моздокская оборонительная линия для защиты России.
Элиза:
Редут, построенный в степи решили именовать Невинномысским. И уже с военным укреплением строится новая станица, и спустя годы зазвучали над ней казачьи песни:
Ты Кубань, ты наша Родина
Вековой наш богатырь,
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь.
Дима Д.:
Да, именно «богатырем» в приграничных степях должна была стать Кубань-река.
Дима Л.:
На берегу Кубани, часто собирались казаки, горели костры, звучали казачьи песни.
Никита:
А ребятня играла в веселые казачьи игры.
Игра заря-зареница
Воспитатель: шли годы, станица росла и развивалась. В 1872 г. российское правительство приняло решение о строительстве железной дороги Ростов-Владикавказ, которая проходит в 2 км от станицы. 2 июня 1875 г. на Владикавказской магистрали открылось движение поездов. Стация Невинномысская была отнесена к разряду железнодорожных станций 2 класса.
В 1894 г. И. А. Баранов приступил к строительству паровой мельницы. она являлась самой крупной на Северном Кавказе. В 1889 г. строится купцом Лопатиным кожевенный завод. Он же в 1895 г. построил в станице крупнейшую в Российской империи фабрику первичной обработки шерсти.
В 1900 г. уже функционировала шерстомойка Лапина, с числом постоянных рабочих 300 человек.
Развивается в станице кустарное производство – обувное, шорное, бондарное. Плотники, ремесленники, стекольщики были практически все иногородними. Благодаря стараниям и казаков и иногородних, осуществлялся мощный экономический подъем в развитии данного района. В 90-х гг. станица Невинномысская становится крупным торговым пунктом. Невинка славилась базарами. Сюда едут торговать из Москвы, Новгорода, Варшавы. Торговый оборот невинномысских ярмарок достигал несколько миллионов рублей.
Но, недолго мирное небо было над Невинномысском.
Ваня:
Ставропольский край, лето 1941 года. На полях собирают урожай. В городах – время отпусков. Дети радуются лету.
Привычная жизнь взрослых и детей. Но 22 июля война окрасила привычную жизнь в черный цвет.
Миша Г.:
С первых часов войны на Ставрополье началась мобилизация войск. На фронт ушли воевать с врагом более 320 тысяч бойцов и командиров.Уже в первую неделю войны из города было призвано и отправлено на фронт 1499 человек. Призванные направлялись в Ставрополь, Баку, Кировобад и др. пункты назначения. Всего же за годы войны с 1941 по 1945 гг. только Невинномысским военкоматом было призвано в Красную Армию 15670 военнообязанных и добровольцев. Сражались невинномыссцы на всех фронтах, во всех родах войск.
Егор:
С самого начала войны наш край стал важным источником снабжения Красной Армии: ставропольский завод «Красный металлист», пятигорский мотороремонтный завод, Георгиевский арматурный завод выпускали минометы, пулеметы, гранаты, боеприпасы, обмундирование. На территории кавказских минеральных вод открывались госпитали…
Воспитатель:С 25 июля 1942 г. немецкие войска развернули наступление на Северный Кавказ. Невинномысск, хотя и являлся важным узлом дорог, но был крайне неудобно расположен в окружении господствующих высот. Поэтому наше командование, не сочтя возможным организовать оборону города, спешило сосредоточить обескровленные войска на более выгодных рубежах перед крупным железнодорожным узлом Минеральные Воды.
Ваня
В Невинномысск фашистские войска попали через железнодорожный мост. Несколько дней были слышны пулеметные очереди. Район фабрики сгорел почти дотла. По железной дороге фашистские войска доставили колонну немецких танков, прокладывали линию связи.
Фашисты вводили свои пошлины и налоги, устанавливали обязательные работы под страхом смерти. Они не щадили никого: даже санитарные поезда отправляли под откос.
Захар:
Черные месяцы оккупации нанесли огромный ущерб городскому хозяйству, многим предприятиям Невинномысска – элеватору, маслозаводу, птицекомбинату, железнодорожной станции. Был разрушен Невинномысский канал, гидростанция…
Миша Г.:
Ставропольцы не щадили своих сил и уже 20 января 1943г. Невинномысск стал снова свободным…
Воспитатель: Освобождали город части 2-х стрелковых корпусов 9-й армии под командованием генерал-майора И.А. Рубанюка и гвардии-генерал-майора И.Л. Хижняка. Вся правобережная часть Невинномысска была освобождена 20 января. А закубанская зона с жилыми поселками мельзавода, шерстомойной фабрики, малочисленным тогда Ленинским хуторком, а также вошедшими гораздо позже в городскую черту Красной деревней и Рождественской освобождена была на следующий день — 21 января 1943 г.
С городом Невинномысском и бывшим Невинномысским районом так или иначе связаны имена десяти Героев Советского Союза, которые жили здесь до войны или поселились после нее: Б.В. Овчинников, Т.Н. Подгорный, И. А. Маликов, И.М. Леонов, В.Я. Ткачев, К.Я. Лаптев, А.Н. Кирилюк, С.П. Васильев, И.А. Тесленко, Г. Москаленко.
Кирилл:
За бесстрашие, мужество, отвагу в борьбе с врагом, проявленные в боях за Родину, боевыми орденами и медалями награждены 220 тысяч воинов-ставропольцев, 202 из них удостоены звания Героя Советского Союза и 44 стали полными кавалерами ордена Славы.
Воспитатель: Почтим память наших прадедушек, павших в боях за освобождение нашего города, нашей Родины.
Минута молчания
Ваня:
Вглядываясь в седую даль времени, мы безмерно благодарны тем, кто основал наш город, кто жил и работал для его процветания, для его настоящего, для его грядущего. Всем этим людям – наши уважение, признательность, наша дань памяти и низкий поклон.
Песня «Мы любим наш город»
(Даша, София, Тимур, Кирилл, Элиза, Миша Г.)
Воспитатель:В результате боевых действий и оккупации город сильно пострадал. Были разрушены и разграблены практически все промышленные предприятия, учреждения, сельскохозяйственные объекты. С войны не вернулось несколько тысяч невинномыссцев. Несмотря на это в рекордно короткие сроки город был восстановлен.
Поистине новую жизнь город получил во 2-ой половине 50-х — начале 70-х гг. XX в. с вводом в действие крупных промышленных объектов.
Сейчас Невинномысск – один из крупных промышленных городов юга России, в Невинномысске около 20 крупных промышленных предприятий и почти 20 строительных организаций. В их число входят ОАО «Невинномысский Азот», ОАО «Невинномысская ГРЭС», ОАО «Арнест», «Невинномысский хлебокомбинат» и многие другие.
На этих предприятиях трудятся родители наших детей:
(Элизы, Миши Г., София, Тимур, Ваня, Егор, Вика Р. и т.д.)
Дети рассказывают о своих родителях_____________________
Воспитатель: ребята, а что мы с вами можем сегодня сделать для нашего любимого города?
Ответы детей______________________
Воспитатель:
Прекрасен Невинномысск сегодня, но каким он станет в будущем, зависит, ребята, от вас. От того как вы будете учиться в школе, от того какую профессию выберете, как будете выполнять долг гражданина. А кем вы станете, когда вырастите и как вы будете помогать нашему городу?
Ответы детей______________________
Воспитатель: на самом деле, мы с ребятами долго любовались нашим городом. Но мы также позволили себе немного помечтать и представили себе Невинномысск в будущем.
Дети показывают свои рисунки, рассказывают о том, что они нарисовали.
Воспитатель: все что мы узнали о нашем замечательном городе Невинномысске, мы записали на бумаге и создали самую настоящую книгу, которую назвали «Город мой, рожденный из станицы…». И нам бы очень хотелось ее вручить тем детям, которые останутся в детском саду после нас.
Дети вручают книгу воспитателям старших групп.
Воспитатель: подводя итоги нашего проекта, хочется еще раз сказать спасибо всем тем людям, которые приложили немало усилий для создания места на планете земля под названием Невинномысск. И в заключении позвольте прочитать стихотворение нашей с вами современницы и жительницы города Невинномысска Анны Никогосян, которое она написала к 185-летней годовщине города:
Невинномысск, пою тебе хвалу и честь!
Прими меня, рожденную не здесь,
Под колокольный звон, речной волной
Невинномысск прописан в сердце — город мой.
Когда тебе — 185
Все впереди, и надо жить, мечтать…
Потоки бурные несет Кубань-река,
Невинномысска словно правая рука.
Образования стремительный прогресс,
Научных опытов, химических чудес,
И молодежная энергия, как ток,
В неисчерпаемый врезается поток.
А в небе — пенье ангелов и птиц
Преображается в сиянье детских лиц.
Невинномысск, пою тебе хвалу и честь
От имени детей, рожденных здесь.
Храни меня и небом будь храним,
Мой город, ты России верный сын!
Как вечной славы непреклонный обелиск,
Храню историю твою, Невинномысск!
Большое спасибо всем за внимание
участники проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Город мой, город таежный"
Данная презентация была выполнена для детей старшего дошкольного возраста при проведении тематической недели"Россия, родина моя"...
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.
Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и по...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего».
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего»....
Конспект НОД по рисованию «Город древний, город настоящий и город будущий» (на примере города Искитима)
Занятие " Город древний, город настоящий, город будующий" было проведено в рамках открытого городского педагогического марафона, на котором была предложена программа меропр...
Презентация "Город-герой Ленинград, города воинской славы, города воинской доблести Ленинградской области.
Презентация о городах Ленинградской области, отличившихся в Великой Отечественной войне....
Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...