Экологическая тропа
материал по окружающему миру на тему
Описание станций экологической тропы вокруг нашего детского сада и карта маршрута.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 580.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая тропа
С целью повышения качества образовательного процесса в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста, на территории МАДОУ №42 оборудована экологическая тропа. На ней организованы станции:
1. Лекарственные растения. В природной кладовой, как и в аптеке, можно найти нужные лекарства от простуды, расстройства желудка, от кровотечения и т.д. Но в этой своеобразной аптеке все лекарства без этикеток. Чтобы их получить, нужно хорошо знать и любить природу. Объекты для наблюдений: одуванчик, подорожник, мелисса, тысячелистник, лопух, цикорий и т.д. Они исследуют форму, цвет, размер, запах цветков, структуру листьев: шершавые, гладкие, ворсистые. Дошкольники узнают лечебные свойства растений, правила сбора, а также с тем, какие именно части: цветок, корень, стебель применяются для лечения болезней.
2. В гостях у белочки. Белка обыкновенная это мелкий, красивый и ловкий зверек с вытянутым телом и очень пушистым хвостом. Длина ее тела составляет без хвоста 19-28см, а с ним 30-47см., вес взрослого животного варьируется в пределах от 250 до 340г. Они имеют округлую голову с большими и выразительными черными глазами, уши длинные, с кисточками, особенно они выражены в зимний период. Меховой покров тела белок условно можно разделить на зимний и летний. Его смена называется линькой и протекает 2 раза в год. Зимний мех высокий, мягкий и пушистый, так летний наоборот – более жесткий, редкий и короткий. Окраска меха у этих грызунов очень изменчива. Белка – это обитатель лесов и парков. Она предпочитает смешанные хвойно-широколиственные леса, так как основной рацион ее питания составляют семена древесных пород растений, то такие леса предоставляют для нее наилучшую кормовую базу. Белка является живым и очень подвижным зверьком. Она с легкостью совершает прыжки с одного дерева на другое преодолевая расстояние в 3-4 метра по прямой и 10-15 метров по нисходящей кривой. Для такого передвижения она использует свой большой и пушистых хвост в качестве руля. Свои убежища белка устраивает только на деревьях.
3. Волшебное озеро. Наше озеро, конечно, волшебное и нем живут различные обитатели. Данная станция дает детям возможность вспомнить всех обитателей водоемов и более подробно изучить.. Воспитатель вместе с детьми определяет значение воды в жизни человека, животных и растений. Дошкольники закрепляют знания, где и в каком виде существуют вода в природе. С детьми проводятся беседы о загрязнении водоёмов, последствиях неграмотного поведения людей для их обитателей. Разыгрываются ситуации: "Загрязнение пруда. Что произойдёт с растениями и животными?", "Как исправить последствия загрязнения?"
4. Веселые бабочки. Как весело с бабочками играть на природе, вот и на нашей станции дети играют в разные игры, поют песни, водят хороводы.
5. Уютный дворик. На данной станции детей ждут домашние животные, которые живут на уютном сельском дворике. Здесь они вспоминают правила ухода за домашними животными и их детенышами. Узнают, как жили раньше в деревнях и как живут в настоящее время.
6. На лесной опушке. Как прекрасно в летний жаркий день попасть на лесную опушку, на которой растут ягоды, грибы, порхают бабочки. В тени растущих деревьев, дети вспоминаю правила поведения в лесу и играют в тихие, спокойные игры.
7. Птичий городок. Что за прекрасное пение слышится из листвы деревьев? А это что за стук? Здесь дети знакомятся с миром птиц. Изучают их строение, сравнивают между собой. Выделяют птиц, проживающих в различных экосистемах: город, лес, луг, озеро. Проводятся дидактические игры «Назови птицу», «Назови перелётных птиц». На станции большое количество домиков для птиц, кормушки, поилки. В зимний период дети подкармливают птиц, весной производят ремонт скворечников, совместно с родителями, летом наблюдают за повадками некоторых птиц, осенью устраивают праздник «Синичкин день»
8. Цветник смешариков. На этой станции нас встречают смешарики : Крош, Карпатыч и Нюша. Они предлагают вспомнить садовые цветы и правила ухода за ними. Здесь ребятам предлагается перевоплотиться в птиц, пчел, жуков, лягушек-квакушек – разнообразных представителей животного мира. В зависимости от возраста предлагаются различные игры, направленные на развитие воображения, творчества и инициативы, а также совместно с воспитателем закрепляются правила поведения в природе.
9. Наш огород. Работа на огороде поможет развивать такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Станция представляет собой сюжетный овощной огород, на котором произрастают районированные культуры неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений: лук, горох, бобы, редис, салат, а также морковь, свекла, перец, кабачки, капуста, томаты, картофель и многое другое. Работа на огороде начинается весной и заканчивается поздней осенью, дошкольники в зависимости от возраста участвуют в посадке и поливке растений, наблюдают за их ростом, обсуждают особенности развития различных растений.
10. Метеостанция Фиксиков. На данной станции дети, вместе с Фиксиками, изучают явления природы (осади, направление ветра, температура и др.) Знакомятся со специальным оборудованием (барометр, термометр, флюгер – самолет, воздушный змей, солнечные часы, дождемер) предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Экспериментальная деятельность, в которую вовлекаются дети, позволяет обогатить опыт ребенка-дошкольника, стимулировать мыслительную активность, самостоятельность, удовлетворить естественную потребность к познанию окружающего мира.
11. Уголок сада. Осенью и весной дети, совместно с родителями сажали плодовые деревья (яблони, груши, вишни, черешни, сливы, черноплодную рябину), кустарники (смородину, малину, крыжовник) и теперь сад растет вместе с детьми. Ребята наблюдают за изменениями, которые происходят каждый год с растениями. Благодаря этому дети узнают откуда привозят фрукты в магазин и как трудно ухаживать за плодовыми растениями.
12. В гостях у клена. На этой станции детей встречает красивое дерево – клен. Как интересно наблюдать за ним в течении года. Дерево семейства кленовых высотой 20-30 м. Листья округло-угловатые, пальчатолопастные. Листовые пластинки пронизаны многочисленными жилками разной толщины. Цветет весной, до распускания листьев. Цветки собраны в зеленовато-желтые пучковидные соцветия. Клен предлагает пройти по дорожке здоровья.
13. Божьи коровки. Луговые цветы, их яркие краски и запах, привлекают множество насекомых: пчел, собирающих нектар, муравьев и жуков. Дети знакомятся с экосистемой – луг, закрепляют знания о растениях и насекомых, распространенных в Мордовии. Проводятся дидактические игры «Луговые цветы», «Узнай насекомое по описанию», «Составь рассказ – труженица пчела».
14. Улитка Маня. Улитка Маня встречает детей с радостью. В зависимости от возраста предлагает различные игры, направленные на развитие воображения, творчества и инициативы, а также совместно с воспитателем закрепляются правила поведения в природе.
15. Муравьишкин дом. Конечно же, каждый человек, побывавший в лесу, сталкивался с муравьиными домиками, сооруженными из веточек и опавшей хвои. А знаете ли вы, что в этих домах существуют свои строгие правила общежития и у всех жителей есть свои обязанности? Уклад жизни семьи муравьев сходен у большинства видов. Один раз в году, с наступлением теплого времени, в гнезде-муравейнике появляются крылатые самцы и самки муравьев, которые разлетаются в так называемый "брачный лет". Самцы вскоре погибают, а самки сбрасывают крылья и становятся царицами – основателями нового гнезда. Найдя подходящее для муравейника место – в земле, под камнями, в старых пнях, под корой гниющих деревьев, самка откладывает первую порцию яиц. Вылупившихся личинок она кормит своей слюной. Личинки превращаются в куколок, а из куколок получаются первые рабочие особи, и начинается жизнь нового муравейника. Самок-цариц в муравейнике бывает одна или несколько, они живут до 15 лет и все время откладывают яйца. Рабочие муравьи, самая многочисленная часть семьи, живут меньше – несколько лет. Все рабочие муравьи образуют отдельные группы – касты. У каждой касты свои обязанности – одни ухаживают за самками и молодыми муравьями, другие строят и ремонтируют муравейник, третьи чистят его, четвертые защищают муравейник от врагов, пятые – снабжают всех обитателей пищей. Проводятся дидактические игры «Сочини сказку про муравья-труженика», «Как можно найти муравейник?» и др.
16. Пчелки. Ты куда спешишь, пчела?
Извините, ждут дела!
Каждый маленький цветочек
Ждет меня с утра до ночи
Чтобы мне в обмен на плод
Сдать пыльцу свою на мед,
Сладкий мед, полезный
Ото всех болезней.
Дети знакомятся с пчелами. Беседуют о пользе, которую они приносят. Играют в дидактические игры, отгадывают загадки. Играют в игру – имитацию «Собери нектар»
Важно отметить, что продолжительность «Экспедиции в мир природы» и количество станций для прохождения по экологической тропе зависит от возрастного состава группы и цели экскурсантов. На особенно полюбившихся стоянках можно останавливаться подольше. Таким образом, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Станции экологической тропы.
- Лекарственные растения.
- В гостях у белочки.
- Волшебное озеро.
- Веселые бабочки.
- Уютный дворик.
- На лесной опушке.
- Птичий городок.
- Цветник смешариков.
- Наш огород.
- Метеостанция Фиксиков.
- Уголок сада.
- В гостях у клена.
- Божьи коровки.
- Улитка Маня.
- Муравьишкин дом.
- Пчелки.
9
10
12
13 8
11
4
14 6
15 2 3
5
16 7
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....