Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Салихилаева Ирина Алексеевна

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в лес»

Цель: Расширять представления детей о лесе и его обитателях.

Интеграция образовательных  областей:

«Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «речевое развитие»,

«Художественно – эстетическое развитие»

Задачи:

Познавательное развитие

1.   Закреплять экологические  знания детей о диких животных, о зимующих и перелётных птицах;

2.  развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его oбитателей;

3. развивать память, мышление, любознательность.

Речевое развитие:

Формировать умение обобщать, делать выводы;

Развивать умение чётко и пoследовательно выражать свою мысль, строить простейшие умозаключения.

Социально – коммуникативное развитие:

Воспитывать  бережное отношение к окружающему,  умение веcти себя в лесу; проявлять заботу и внимание ко вcему живому; Формировать доброжелательность, отзывчивость.

Художественно – эстетическое развитие:

Закреплять умение закрашивать в одном направлении, не выходя за пределы контура;

Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Оборудование: фланелеграф, ширма.

Материал: картинки с изображением зимующих и перелётных птиц; картинки раскраски с изображением диких животных; картинки с  нарисованными заячьими  следами, проталинами; цветные карандаши, корзиночки.

Игрушки: Лесовичок, заяц, белка.

Аудиосредства (ИКТ): фонограммы «Шум леса», «Голоса птиц», Звук металлофона.

 

Ход занятия.

Воспитатель. – Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а вот куда, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Встал стеною до небес

 Перед вами чудо….(лес).

-  А вы хотите попасть в волшебный лес?/Да/

- Тогда возьмитесь за руки, а я произнесу волшебные слова:

По волшебному пути

В сказку можем мы войти

Музыка сейчас раздастся

В сказку нам попасть удастся.

(Звучит шум леса).

Воспитатель.  – Вот мы свами и в лесу. Посмотрите, как здесь много снега, хотя уже наступила весна. Снег сейчас рыхлый и чтобы  в него не провалится,  надо  идти друг за другом.

-- А что это виднеется? (Проталины).

--Почему проталинки появились сначала на полянке, а не между деревьями? (Ответы детей).

-- Ребята, а давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?

Игра «Можно – нельзя».

-- Можно ли в лесу шуметь, кричать? (Нельзя).

Слушать пение птиц (можно).

Разорять птичьи гнёзда, муравейники (нельзя).

Ходить только по тропинкам (можно).

Можно ли ломать деревья, кусты (нельзя)

Сажать деревья (можно).

Рвать большие букеты цветов (нельзя).

-- Теперь вы знаете правила поведения в лесу. Давайте с вами посмотрим, что это там такое? (следы)

-- А чьи это следы? (Зайца).

--Зачем он их так запутал?  (ответы детей).

--Посмотрите, а вот он и сам сидит. Давайте его рассмотрим…

--Какая шубка у него зимой?

--Что происходит с ним весной?   (Шубка линяет, становится серой).

--Почему это происходит?

--Какие у него ушки, хвост?

--Делает ли он себе нору зимой?

--Чем питается?   (ответы детей).

( Из – за ширмы появляется Лесовичок и что бубнит).

Воспитатель. – Ой, ребята, кто это?

Лесовичок. – Я Лесовичок. Живу здесь, в лесу, сторожу лес и слежу за порядком в нём.

  Воспитатель. Лесовичок, а почему ты такой грустный?

Лесовичок.  Потому что у нас в лесу произошла беда. Вот послушайте, я сейчас вам всё расскажу.

          Вчера к нам в лес пришли мальчишки. Они увидели на дереве белочку, которая сидела около своего дупла и грызла орешки.

          Увидев мальчишек, она испугалась и убежала. Мальчишки решили посмотреть её дупло, залезли на дерево и забрали из дупла все её припасы. Когда белочка вернулась, в дупле уже ничего не было. Мальчишки тоже уже ушли. Вот теперь наша белочка может погибнуть от голода.

Воспитатель. Ребята, правильно ли поступили мальчишки?   (ответы детей).

-- Почему не правильно?  (ответы детей).

Воспитатель. Дети, давайте поможем белочке?

-- А как мы ей поможем? (дети предлагают).

Лесовичок. У меня есть вот такой мешочек (показывает), в нем всё перепуталось. И я не знаю, что положить белочке в дупло.

 Воспитатель. Ребята, давайте поможем Лесовичку выбрать корм для белочки. То что она ест, положим вот в эту корзиночку, а потом отнесём ей.

         Игра «Волшебный мешочек»

Воспитатель. А теперь, пойдём угостим нашу белочку. Вот она сидит, ждет угощения.

--Ребята, давайте рассмотрим белочку.

--Какого цвета её мех?

--Какой хвост?

--Для чего белке такой большой и пушистый хвост? (ответы детей)

--Какие ушки?

--Есть ли у неё домик? (ответы детей).

Лесовичок.  А у меня в лесу  живут и другие животные. Вот отгадайте, какие?

На овчарку он  похож,

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

 На овцу готов напасть.  (Волк).

Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый.

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу. (Медведь).

Рыжая птичница

В курятник пришла

 Всех кур пересчитала

И собой унесла. (Лиса)

Воспитатель. Ребята, а какие это животные? (дикие).

--А каких ещё диких животных вы знаете?

Лесовичок. Молодцы, ребята, вы все знаете! За это я вам приготовил сюрприз. Вы найдёте его там, в лесу. А я пошёл по своим лесным делам. До свидания!

 Слышатся голоса птиц

Воспитатель. Ребята, послушайте, как весело стали распевать птицы! Почему? (ответы детей).

--А зимой можно было увидеть птиц?

--Разве не все они улетели на юг?

--Какие птицы оставались  зимовать? (ответы детей).

--Выберите, пожалуйста, на   картинках зимующих птиц и скажите, какая птица как называется?

--А вот здесь у Лесовичка кормушка висит. Давайте мы наших птиц посадим на кормушку и покормим.

Воспитатель. Ребята, уже наступила весна и к нам прилетят другие птицы. Вы знаете, какие? (ответы детей).

--Лесовичок уже приготовился к встрече гостей, он построил им домик, который называется….(показывает картинку)- скворечник.

-- Кто уже сюда поселился? (скворец).

--Назовите других перелётных птиц?

--Что начнут делать птицы весной?

--Какую пользу они приносят?

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на ёлочке что – то лежит (конверт). Давайте посмотрим, что там написано?

 «Ребята, за то, что вы такие добрые, умные, я  дарю вам на память фотографии животных, которые живут у меня в лесу. Но фотографии у меня не цветные, поэтому вы возьмите их в детский сад и раскрасьте, чтобы они стали цветными. Лесовичок»

Воспитатель. Долго мы с вами гуляли… Надо бы немного размяться.

Физкультминутка « В весеннем лесу».

Мы пришли в весенний лес.

 

Дети ходят друг за другом

Много здесь вокруг чудес!

Хлопают в ладоши

Справа берёзки стройные стоят,

Поднимают плавно руки вверх, плавно отводят правую руку в сторону.

Cлева ёлочки на нас глядят

Плавно отводят в сторону левую руку.

На деревьях зазеленеют листочки,

Поднимают руки вверх, встряхивая кистями рук, изображая  шелест листочков.

А в траве расцветут цветочки

Приседают, и выполняют упражнение «Цветок»: кисти рук поставить вертикально и соединить, округленные ладони с раздвинутыми пальцами отвести в стороны.

 

Воспитатель. Ну что ж, ребята,   нам тоже пора возвращаться в детский сад.

По волшебному пути

В садик можем мы прийти.

Музыка сейчас раздастся,

 В детский сад попасть удастся.

(Звучит металлофон).

Воспитатель. Ну, вот мы и опять в детском саду. Куда мы с вами путешествовали? Каких животных встретили? Каких птиц? (Анализ занятия).

(Раздаёт фотографии животных)

Воспитатель. А сейчас садитесь за столы, и мы будем раскрашивать фотографии, которые подарил нам Лесовичок. Но сначала  разогреем пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику.

Кап – кап – кап – звенит капель,

Начинается апрель,

Побежал в лесу ручей,

Прилетело сто грачей.

А сугробы тают, тают

И цветочки расцветают.

Дети раскрашивают.  (Звучит легкая музыка).     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в лес»

Цель: Расширять представления детей о лесе и его обитателях.

Интеграция образовательных  областей:

«Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «речевое развитие»,

«Художественно – эстетическое развитие»

Задачи:

Познавательное развитие

1.   Закреплять экологические  знания детей о диких животных, о зимующих и перелётных птицах;

2.  развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его oбитателей;

3. развивать память, мышление, любознательность.

Речевое развитие:

Формировать умение обобщать, делать выводы;

Развивать умение чётко и пoследовательно выражать свою мысль, строить простейшие умозаключения.

Социально – коммуникативное развитие:

Воспитывать  бережное отношение к окружающему,  умение веcти себя в лесу; проявлять заботу и внимание ко вcему живому; Формировать доброжелательность, отзывчивость.

Художественно – эстетическое развитие:

Закреплять умение закрашивать в одном направлении, не выходя за пределы контура;

Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Оборудование: фланелеграф, ширма.

Материал: картинки с изображением зимующих и перелётных птиц; картинки раскраски с изображением диких животных; картинки с  нарисованными заячьими  следами, проталинами; цветные карандаши, корзиночки.

Игрушки: Лесовичок, заяц, белка.

Аудиосредства (ИКТ): фонограммы «Шум леса», «Голоса птиц», Звук металлофона.

Ход занятия.

Воспитатель. – Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а вот куда, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Встал стеною до небес

 Перед вами чудо….(лес).

-  А вы хотите попасть в волшебный лес?/Да/

- Тогда возьмитесь за руки, а я произнесу волшебные слова:

По волшебному пути

В сказку можем мы войти

Музыка сейчас раздастся

В сказку нам попасть удастся.

(Звучит шум леса).

Воспитатель.  – Вот мы свами и в лесу. Посмотрите, как здесь много снега, хотя уже наступила весна. Снег сейчас рыхлый и чтобы  в него не провалится,  надо  идти друг за другом.

-- А что это виднеется? (Проталины).

--Почему проталинки появились сначала на полянке, а не между деревьями? (Ответы детей).

-- Ребята, а давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?

Игра «Можно – нельзя».

-- Можно ли в лесу шуметь, кричать? (Нельзя).

Слушать пение птиц (можно).

Разорять птичьи гнёзда, муравейники (нельзя).

Ходить только по тропинкам (можно).

Можно ли ломать деревья, кусты (нельзя)

Сажать деревья (можно).

Рвать большие букеты цветов (нельзя).

-- Теперь вы знаете правила поведения в лесу. Давайте с вами посмотрим, что это там такое? (следы)

-- А чьи это следы? (Зайца).

--Зачем он их так запутал?  (ответы детей).

--Посмотрите, а вот он и сам сидит. Давайте его рассмотрим…

--Какая шубка у него зимой?

--Что происходит с ним весной?   (Шубка линяет, становится серой).

--Почему это происходит?

--Какие у него ушки, хвост?

--Делает ли он себе нору зимой?

--Чем питается?   (ответы детей).

( Из – за ширмы появляется Лесовичок и что бубнит).

Воспитатель. – Ой, ребята, кто это?

Лесовичок. – Я Лесовичок. Живу здесь, в лесу, сторожу лес и слежу за порядком в нём.

  Воспитатель. Лесовичок, а почему ты такой грустный?

Лесовичок.  Потому что у нас в лесу произошла беда. Вот послушайте, я сейчас вам всё расскажу.

          Вчера к нам в лес пришли мальчишки. Они увидели на дереве белочку, которая сидела около своего дупла и грызла орешки.

          Увидев мальчишек, она испугалась и убежала. Мальчишки решили посмотреть её дупло, залезли на дерево и забрали из дупла все её припасы. Когда белочка вернулась, в дупле уже ничего не было. Мальчишки тоже уже ушли. Вот теперь наша белочка может погибнуть от голода.

Воспитатель. Ребята, правильно ли поступили мальчишки?   (ответы детей).

-- Почему не правильно?  (ответы детей).

Воспитатель. Дети, давайте поможем белочке?

-- А как мы ей поможем? (дети предлагают).

Лесовичок. У меня есть вот такой мешочек (показывает), в нем всё перепуталось. И я не знаю, что положить белочке в дупло.

 Воспитатель. Ребята, давайте поможем Лесовичку выбрать корм для белочки. То что она ест, положим вот в эту корзиночку, а потом отнесём ей.

         Игра «Волшебный мешочек»

Воспитатель. А теперь, пойдём угостим нашу белочку. Вот она сидит, ждет угощения.

--Ребята, давайте рассмотрим белочку.

--Какого цвета её мех?

--Какой хвост?

--Для чего белке такой большой и пушистый хвост? (ответы детей)

--Какие ушки?

--Есть ли у неё домик? (ответы детей).

Лесовичок.  А у меня в лесу  живут и другие животные. Вот отгадайте, какие?

На овчарку он  похож,

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

 На овцу готов напасть.  (Волк).

Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый.

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу. (Медведь).

Рыжая птичница

В курятник пришла

 Всех кур пересчитала

И собой унесла. (Лиса)

Воспитатель. Ребята, а какие это животные? (дикие).

--А каких ещё диких животных вы знаете?

Лесовичок. Молодцы, ребята, вы все знаете! За это я вам приготовил сюрприз. Вы найдёте его там, в лесу. А я пошёл по своим лесным делам. До свидания!

 Слышатся голоса птиц

Воспитатель. Ребята, послушайте, как весело стали распевать птицы! Почему? (ответы детей).

--А зимой можно было увидеть птиц?

--Разве не все они улетели на юг?

--Какие птицы оставались  зимовать? (ответы детей).

--Выберите, пожалуйста, на   картинках зимующих птиц и скажите, какая птица как называется?

--А вот здесь у Лесовичка кормушка висит. Давайте мы наших птиц посадим на кормушку и покормим.

Воспитатель. Ребята, уже наступила весна и к нам прилетят другие птицы. Вы знаете, какие? (ответы детей).

--Лесовичок уже приготовился к встрече гостей, он построил им домик, который называется….(показывает картинку)- скворечник.

-- Кто уже сюда поселился? (скворец).

--Назовите других перелётных птиц?

--Что начнут делать птицы весной?

--Какую пользу они приносят?

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на ёлочке что – то лежит (конверт). Давайте посмотрим, что там написано?

 «Ребята, за то, что вы такие добрые, умные, я  дарю вам на память фотографии животных, которые живут у меня в лесу. Но фотографии у меня не цветные, поэтому вы возьмите их в детский сад и раскрасьте, чтобы они стали цветными. Лесовичок»

Воспитатель. Долго мы с вами гуляли… Надо бы немного размяться.

Физкультминутка « В весеннем лесу».

Мы пришли в весенний лес.

Дети ходят друг за другом

Много здесь вокруг чудес!

Хлопают в ладоши

Справа берёзки стройные стоят,

Поднимают плавно руки вверх, плавно отводят правую руку в сторону.

Cлева ёлочки на нас глядят

Плавно отводят в сторону левую руку.

На деревьях зазеленеют листочки,

Поднимают руки вверх, встряхивая кистями рук, изображая  шелест листочков.

А в траве расцветут цветочки

Приседают, и выполняют упражнение «Цветок»: кисти рук поставить вертикально и соединить, округленные ладони с раздвинутыми пальцами отвести в стороны.

Воспитатель. Ну что ж, ребята,   нам тоже пора возвращаться в детский сад.

По волшебному пути

В садик можем мы прийти.

Музыка сейчас раздастся,

 В детский сад попасть удастся.

(Звучит металлофон).

Воспитатель. Ну, вот мы и опять в детском саду. Куда мы с вами путешествовали? Каких животных встретили? Каких птиц? (Анализ занятия).

(Раздаёт фотографии животных)

Воспитатель. А сейчас садитесь за столы, и мы будем раскрашивать фотографии, которые подарил нам Лесовичок. Но сначала  разогреем пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику.

Кап – кап – кап – звенит капель,

Начинается апрель,

Побежал в лесу ручей,

Прилетело сто грачей.

А сугробы тают, тают

И цветочки расцветают.

Дети раскрашивают.  (Звучит легкая музыка).      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе " Путешествие в царство Царицы-водицы"

Данное занятие формирует и уточняет у детей представления о роли и значимости воды в природе, её значимости для жизни живых существ....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в осенний лес».

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в осенний лес".Развивать  интерес к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни расте...

Конспект НОД. Область «Познавательное развитие», в старшей группе. «Путешествие по городу Ангарску»

С помощью занятия можно  воспитывать у детей  любовь к родному городу, желание увидеть его красивым, экологически чистым. Формировать основы понятия «я - Ангарчанин», знакомить детей с понят...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие на ярмарку народных умельцев»

Программные задачи:1. Познавательные:-продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель;-закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладног...

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в лес"

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое р...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в сказочный зимний лес"

Образовательная область: интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое, познаниеТема занятий: «Путешествие в сказочный зимний лес»Программное содержание:1.Образов...