Программа кружка по экологии "Дед Природовед" в старшей группе детского сада
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ирина Николаевна Саркисян

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx441.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              «Утверждаю»

______________________________

заведующий МБДОУ детским садом № 31 «Заря»

                                                                                                                  Сергиенко И.В.

Рабочая программа кружка по экологии

«Дед Природовед»

в старшей группе

«Капитошка»

Воспитатель: Саркисян И.Н.

C:\Users\Svetlana\Desktop\resize.png

город Пятигорск


Пояснительная записка

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития  отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Кружок «Дед природовед» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Основной целью программы является формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из этого, работа кружка «Дед Природовед» призвана решать следующие задачи:

1) Обучающая задача заключается в формировании  у детей  элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе  взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе; обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога),

2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.

3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения  сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 5-6 лет (старшая группа)

Сроки реализации программы – 1 год обучения.

Режим работы кружка 1 раз в неделю.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

1. Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

2. Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

3. Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

4. Практические методы:

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года дети должны знать и уметь:

- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;

- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего  мира;

- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;

- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания

его в разных условиях.

- понимать ценность природных объектов.

Результаты освоения программы:

К концу года у детей сформируются конкретные представления о свойствах воды, воздуха; о сезонных изменениях, происходящих в природе; о приспособляемости растений и животных к условиям жизни. Владеют элементарными навыками уходу за растениями и животными. Умеют устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Имеют желание заботиться о живых объектах природы. Стремятся следовать правилам поведения на природе. Итоговое мероприятие: Экологический вечер развлечений: «Земля наш общий  дом»

Время проведения: Режим работы кружка «Дед Природовед» 1 раз в неделю по 25 минут, каждая пятница с 16.00 до  16.25.

Перспективное планирование кружка

Тема  занятий

Цель и задачи наблюдений

Формы работы

Сентябрь

1. «Что такое природа?» Понятие о живой и неживой

природе.

Дать понятие живая – неживая

природа. Учить детей различать по характерным  признакам  живую и неживую природу.

1. Беседа

2. Материалы из

экспериментальной зоны

(камни, песок, глина)

2. «Наш дом – природа»

Путешествие по экологической тропе детского сада. Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано, создание у детей радостного настроения , воспитание

любви к природе.

1. Рассматривание иллюстраций с их изображением.

2. Разгадывание загадок.

3. Игра «Угадай на вкус Размещение указателей     объектов экологической тропы..».

3. «Как вести себя в природе»

Закреплять у ребят знания о культуре поведения в природе.  Верно оценивать свои поступки и  поступки окружающих.

  1. Беседа.
  2. Сюжетные картинки знакомство с окружающим.

4. «Что нас окружает?»

Воспитывать бережное отношение к природе, различать объекты созданные природой и человеком.

1. Рассказ воспитателя

2. Предметы различные, сделанные человеком; объекты природы (живой и неживой)

3. Отгадывание загадок.

Октябрь

1. «Вода вокруг нас» (вода в

природе, водоемы, осадки)

Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание

детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

1. Глобус, картинки с

изображением различных

водоёмов.

2. Эксперимент «Плавает- тонет»

2. «Эта волшебница вода»  разнообразное состояние

воды в природе: лед, пар, вода)

Расширить  представления детей о различных природных явлениях (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

  1. Дидактическая игра. « Какой вода бывает?»
  2. Вода в жидком состоянии, намороженный лед, картинки снежинок, сосулек, дождя.
  3. Загадки о воде и её состоянии.

3. «Ходит капелька по кругу»

(Круговорот воды в природе)

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

1. Мисочки для воды,

план – схема «Круговорот

воды в природе, альбомы,

краски, кисти

4. Развлечение опытно-экспериментальная деятельность «Опыты с водой»

Ноябрь

1. «Воздух вокруг нас»

Дать представление о воздухе

как материальной среде, и о

ветре как движении воздуха.

Воздушные шарики, стаканчики с мыльной водой и соломинки. Стихотворение «Мыльные пузыри» С. Маршака

2. «Прозрачный неведимка»-

опыты с воздухом.

Познакомить детей с физическими  свойствами воздуха.

1. Полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, воздушные шарики.

3. Чистый и загрязнённый

воздух.

Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

1 Презентация «Воздух»

2. Пылесос, картинки с

Изображением автомобилей, заводов с трубами. Сказочный герой Карлсон.

  1. Развлечение «Воздушные игры»

Декабрь

1. Роль света в жизни растений, животных, человека. Сезонные изменения в

природе.

Познакомить детей с ролью

солнечного света в жизни

растительного и животного

мира.

Учить понимать причины

сезонных изменений в

природе

1. Беседа в живом уголке комнаты практические занятия в уголке экспериментирования.

Горшочки для посадки растений (для дальнейшего наблюдения за ними в тёмном месте.)

2. «Космос. Вселенная. Звёзды».

Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов,

подчеркнуть уникальность планеты Земля.

1. Беседа Иллюстрации с изображением Вселенной, звёзд, фото космонавтов.

3. «Солнце, Земля и другие планеты»

С помощью опытно-экспериментальной деятельности познакомить с моделью солнечной системы

1. Карта солнечной системы, глобус и лампа для  освещения шапочки с изображением солнца, мел, верёвка, бинокли

4. «Живая земля»

Познакомить детей с понятием «Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой.

1. Практическое занятие, чтение.

Январь

1. Обитатели почвы.

Значение        почвы для жизни растений, животных, человека. Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы. Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека. Практическое занятие. Образцы разных видов почвы: торф, песок, глина, земля, перегной.

1. Сравнение живой и искусственной елей.

2. Рассказ «Почва-«живая земля» И. Белавина, Н. Найдёнкая

«Планета – наш дом»

2. «Зимушка-зима».

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой.

1. Беседа «Что нам нравится зимой».

2. Эксперименты с водой.

3. Лепка из снега «Снежный городок» (совместно со взрослыми).

4. Аппликация» Деревья зимой» (коллективная, обрывание полосок).

3. «Зима на Машуке?»

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Воспитывать любовь и заботу к животным.

1. Беседа о зимних изменениях в природе.

2. Игра «Угадай по описанию».

3. Эксперимент «Лед- твердая вода.

4. Развлечение «Зимушка – зима в гости к нам пришла».

Февраль

1. Песок и глина.

Закрепить знания о минералах: песок, глина. Практическое

занятие в уголке экспериментирования.

1. Дидактическая игра «Опиши свойства»

2. Глина, песок, банка с водой,2-3

гвоздя, молоток, поднос для лепки, фишки для награждения

2. Камни.

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: (морские, речные), ценные (мрамор, ранит), драгоценные.

1. Практическое занятие в лаборатории. Наборы камней, лупы, кусок дерева, гвозди, молоток.

Слайды изделий из гранита. Загадки о камнях.

3. «Посадка тюльпана или нарцисса» (выгонка растения)

Вызывать интерес к выращиванию растения на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

1. Беседа о временах года..

2. Посадка луковичного растения.

3. Игра «Сложи последовательную картинку».

4. Разнообразие видов растений.

Воспитывать интерес к миру растений.

1. Демонстрационный

материал из серии

«Знакомство с окружающим  « Кустарники. Какие они?». Травы. Какие они?»

Март

1. «Черенкование комнатного растения».

Закрепить названия знакомых растений. Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Познакомить с способами размножения.

1. Беседа о строении растения.

2. Баночки с водой для посадки

черенков растений в разных

световых условиях.

Черенки растений

(бальзамина).

2. Понятие о дикорастущих и

культурных растениях.

Лекарственные и ядовитые растения. Познакомить детей с

разновидностями растений. Учить различать их в природе.

Игра – путешествие в

Страну «Полезных и вредных растений»

3. «Весна идет! »

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

1. Разгадывание загадок о весне.

2. Чтение стихотворений о весне.

4. Весеннее развлечение «День рождения Берёзки». Фольклорный праздник

Апрель

1. «Глобус»

Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения (деревня, город, страна).

1. Беседа «Наша планета»

2. Игра «Кто живёт на суше, а кто в воде».

2. «Природные объекты Пятигорска»

Сформировать у детей представление о горе Машук, реке Подкумок, Новопятигорском озере.

Дать представление о водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море).

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Беседа о водоемах.

3. Отгадывание загадок

3. «Обитатели наших водоемов».

Расширить сведения детей о многообразии видов животных и рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям водоёмов.

1. Беседа о морских животных.

2. Дидактическая игра «Чем похожи и чем отличаются?».

3. Игра «Рыбная ловля»

  1. Дикие и домашние

животные.

Познакомить детей с разнообразными видами животных. Уточнить признаки диких и домашних животных, чем они отличаются друг  от друга.

Рассматривание иллюстраций животных

разных широт, беседа по содержанию Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром»

Май

1 Пресмыкающиеся

Познакомить детей с таким классом животных, как пресмыкающиеся. Их особенностями и средой обитания

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Просмотр презентации о самом крупном пресмыкающемся «Комодском варане».

2. Насекомые.

Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их

по издаваемым звукам и правильно называть их.

1. Наблюдения за насекомыми, рассматривание картин с изображением насекомых

Наглядный материал

«Насекомые в картинках», сачки, коробочки – садки для насекомых.

2.. Целевая прогулка по экологической тропинке.

3. «Звери»

Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе. Познакомить детей с Красной

книгой. Помочь детям осознать, что исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей

природе, в том числе и человека.

1. Демонстрационный

материал из серии

«Знакомство с окружающим миром»

Экологический вечер развлечений: «Земля наш общий  дом»

Список литературы

  1. Николаева С.Н. «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.
  2. Николаева С.Н. «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.
  3. Николаева С.Н. «Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.
  4. Николаева С.Н. «Юный эколог», Москва 2010.
  5. Шарыгина Т.А. «Птицы какие они?», Москва 2005.
  6. Шорыгина  Т.А.  «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
  7. Шорыгина  Т.А.   «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
  8. Шорыгина  Т.А. «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
  9. Шорыгина Т.А «Зелёные Сказки», Москва 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концертная патриотическая программа "Россия - родина моя" в старших группах детского сада

Знакомим детей с нашей Родиной - Россией, с гимном, c флагом, со столицей - Москвой, атак же со своей малой родиной - городом Талдомом....

Рабочая программа по физическому развитию в старшей группе детского сада

Рабочая программа по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 уч.год.   Девочки, пользуйтесь, программа проверена научным руководителем Шайхелисламовой Р.Ф.,...

Перспективный план работы кружка по «Петербурговедению» в старшей группе детского сада.

Санкт-Петербург - удевительный город , один из красивейших городов мира, с выдающейся архитектурой, с запоминающимся обликом!Поможем нашим детям узнать и полюбить наш город....

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА К ШКОЛЕ

Серия «Психологическая служба» АРЦИШЕВСКАЯ Ирина ЛеонардовнаПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВКонспекты занятий...

рабочая программа по башкирскому языку в старшей группе детского сада

Основной целью программы является обучение дошкольников башкирскому языку, развитие речи, развитие языковой способности детей, ознакомление их с другим языком как средством общения и с культурой ...