Программа кружка по экологии "Дед Природовед" в старшей группе детского сада
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 441.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
______________________________
заведующий МБДОУ детским садом № 31 «Заря»
Сергиенко И.В.
Рабочая программа кружка по экологии
«Дед Природовед»
в старшей группе
«Капитошка»
Воспитатель: Саркисян И.Н.
город Пятигорск
Пояснительная записка
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Кружок «Дед природовед» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Основной целью программы является формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из этого, работа кружка «Дед Природовед» призвана решать следующие задачи:
1) Обучающая задача заключается в формировании у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе; обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога),
2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.
3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 5-6 лет (старшая группа)
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Режим работы кружка 1 раз в неделю.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
1. Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
4. Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания
его в разных условиях.
- понимать ценность природных объектов.
Результаты освоения программы:
К концу года у детей сформируются конкретные представления о свойствах воды, воздуха; о сезонных изменениях, происходящих в природе; о приспособляемости растений и животных к условиям жизни. Владеют элементарными навыками уходу за растениями и животными. Умеют устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Имеют желание заботиться о живых объектах природы. Стремятся следовать правилам поведения на природе. Итоговое мероприятие: Экологический вечер развлечений: «Земля наш общий дом»
Время проведения: Режим работы кружка «Дед Природовед» 1 раз в неделю по 25 минут, каждая пятница с 16.00 до 16.25.
Перспективное планирование кружка
Тема занятий | Цель и задачи наблюдений | Формы работы |
Сентябрь | ||
1. «Что такое природа?» Понятие о живой и неживой природе. | Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу. | 1. Беседа 2. Материалы из экспериментальной зоны (камни, песок, глина) |
2. «Наш дом – природа» | Путешествие по экологической тропе детского сада. Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано, создание у детей радостного настроения , воспитание любви к природе. | 1. Рассматривание иллюстраций с их изображением. 2. Разгадывание загадок. 3. Игра «Угадай на вкус Размещение указателей объектов экологической тропы..». |
3. «Как вести себя в природе» | Закреплять у ребят знания о культуре поведения в природе. Верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. |
|
4. «Что нас окружает?» | Воспитывать бережное отношение к природе, различать объекты созданные природой и человеком. | 1. Рассказ воспитателя 2. Предметы различные, сделанные человеком; объекты природы (живой и неживой) 3. Отгадывание загадок. |
Октябрь | ||
1. «Вода вокруг нас» (вода в природе, водоемы, осадки) | Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. | 1. Глобус, картинки с изображением различных водоёмов. 2. Эксперимент «Плавает- тонет» |
2. «Эта волшебница вода» разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода) | Расширить представления детей о различных природных явлениях (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. |
|
3. «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе) | Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. | 1. Мисочки для воды, план – схема «Круговорот воды в природе, альбомы, краски, кисти |
4. Развлечение опытно-экспериментальная деятельность «Опыты с водой» | ||
Ноябрь | ||
1. «Воздух вокруг нас» | Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха. | Воздушные шарики, стаканчики с мыльной водой и соломинки. Стихотворение «Мыльные пузыри» С. Маршака |
2. «Прозрачный неведимка»- опыты с воздухом. | Познакомить детей с физическими свойствами воздуха. | 1. Полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, воздушные шарики. |
3. Чистый и загрязнённый воздух. | Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. | 1 Презентация «Воздух» 2. Пылесос, картинки с Изображением автомобилей, заводов с трубами. Сказочный герой Карлсон. |
| ||
Декабрь | ||
1. Роль света в жизни растений, животных, человека. Сезонные изменения в природе. | Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира. Учить понимать причины сезонных изменений в природе | 1. Беседа в живом уголке комнаты практические занятия в уголке экспериментирования. Горшочки для посадки растений (для дальнейшего наблюдения за ними в тёмном месте.) |
2. «Космос. Вселенная. Звёзды». | Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов, подчеркнуть уникальность планеты Земля. | 1. Беседа Иллюстрации с изображением Вселенной, звёзд, фото космонавтов. |
3. «Солнце, Земля и другие планеты» | С помощью опытно-экспериментальной деятельности познакомить с моделью солнечной системы | 1. Карта солнечной системы, глобус и лампа для освещения шапочки с изображением солнца, мел, верёвка, бинокли |
4. «Живая земля» | Познакомить детей с понятием «Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой. | 1. Практическое занятие, чтение. |
Январь | ||
1. Обитатели почвы. | Значение почвы для жизни растений, животных, человека. Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы. Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека. Практическое занятие. Образцы разных видов почвы: торф, песок, глина, земля, перегной. | 1. Сравнение живой и искусственной елей. 2. Рассказ «Почва-«живая земля» И. Белавина, Н. Найдёнкая «Планета – наш дом» |
2. «Зимушка-зима». | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. | 1. Беседа «Что нам нравится зимой». 2. Эксперименты с водой. 3. Лепка из снега «Снежный городок» (совместно со взрослыми). 4. Аппликация» Деревья зимой» (коллективная, обрывание полосок). |
3. «Зима на Машуке?» | Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Воспитывать любовь и заботу к животным. | 1. Беседа о зимних изменениях в природе. 2. Игра «Угадай по описанию». 3. Эксперимент «Лед- твердая вода. |
4. Развлечение «Зимушка – зима в гости к нам пришла». | ||
Февраль | ||
1. Песок и глина. | Закрепить знания о минералах: песок, глина. Практическое занятие в уголке экспериментирования. | 1. Дидактическая игра «Опиши свойства» 2. Глина, песок, банка с водой,2-3 гвоздя, молоток, поднос для лепки, фишки для награждения |
2. Камни. | Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: (морские, речные), ценные (мрамор, ранит), драгоценные. | 1. Практическое занятие в лаборатории. Наборы камней, лупы, кусок дерева, гвозди, молоток. Слайды изделий из гранита. Загадки о камнях. |
3. «Посадка тюльпана или нарцисса» (выгонка растения) | Вызывать интерес к выращиванию растения на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта | 1. Беседа о временах года.. 2. Посадка луковичного растения. 3. Игра «Сложи последовательную картинку». |
4. Разнообразие видов растений. | Воспитывать интерес к миру растений. | 1. Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим « Кустарники. Какие они?». Травы. Какие они?» |
Март | ||
1. «Черенкование комнатного растения». | Закрепить названия знакомых растений. Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Познакомить с способами размножения. | 1. Беседа о строении растения. 2. Баночки с водой для посадки черенков растений в разных световых условиях. Черенки растений (бальзамина). |
2. Понятие о дикорастущих и культурных растениях. | Лекарственные и ядовитые растения. Познакомить детей с разновидностями растений. Учить различать их в природе. | Игра – путешествие в Страну «Полезных и вредных растений» |
3. «Весна идет! » | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. | 1. Разгадывание загадок о весне. 2. Чтение стихотворений о весне. |
4. Весеннее развлечение «День рождения Берёзки». Фольклорный праздник | ||
Апрель | ||
1. «Глобус» | Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения (деревня, город, страна). | 1. Беседа «Наша планета» 2. Игра «Кто живёт на суше, а кто в воде». |
2. «Природные объекты Пятигорска» | Сформировать у детей представление о горе Машук, реке Подкумок, Новопятигорском озере. Дать представление о водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море). | 1. Рассматривание иллюстраций. 2. Беседа о водоемах. 3. Отгадывание загадок |
3. «Обитатели наших водоемов». | Расширить сведения детей о многообразии видов животных и рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям водоёмов. | 1. Беседа о морских животных. 2. Дидактическая игра «Чем похожи и чем отличаются?». 3. Игра «Рыбная ловля» |
животные. | Познакомить детей с разнообразными видами животных. Уточнить признаки диких и домашних животных, чем они отличаются друг от друга. | Рассматривание иллюстраций животных разных широт, беседа по содержанию Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром» |
Май | ||
1 Пресмыкающиеся | Познакомить детей с таким классом животных, как пресмыкающиеся. Их особенностями и средой обитания | 1. Рассматривание иллюстраций. 2. Просмотр презентации о самом крупном пресмыкающемся «Комодском варане». |
2. Насекомые. | Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их по издаваемым звукам и правильно называть их. | 1. Наблюдения за насекомыми, рассматривание картин с изображением насекомых Наглядный материал «Насекомые в картинках», сачки, коробочки – садки для насекомых. 2.. Целевая прогулка по экологической тропинке. |
3. «Звери» | Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе. Познакомить детей с Красной книгой. Помочь детям осознать, что исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей природе, в том числе и человека. | 1. Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром» |
Экологический вечер развлечений: «Земля наш общий дом» |
Список литературы
- Николаева С.Н. «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.
- Николаева С.Н. «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.
- Николаева С.Н. «Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.
- Николаева С.Н. «Юный эколог», Москва 2010.
- Шарыгина Т.А. «Птицы какие они?», Москва 2005.
- Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
- Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
- Шорыгина Т.А. «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
- Шорыгина Т.А «Зелёные Сказки», Москва 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концертная патриотическая программа "Россия - родина моя" в старших группах детского сада
Знакомим детей с нашей Родиной - Россией, с гимном, c флагом, со столицей - Москвой, атак же со своей малой родиной - городом Талдомом....
Рабочая программа по физическому развитию в старшей группе детского сада
Рабочая программа по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 уч.год. Девочки, пользуйтесь, программа проверена научным руководителем Шайхелисламовой Р.Ф.,...
Перспективный план работы кружка по «Петербурговедению» в старшей группе детского сада.
Санкт-Петербург - удевительный город , один из красивейших городов мира, с выдающейся архитектурой, с запоминающимся обликом!Поможем нашим детям узнать и полюбить наш город....
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА К ШКОЛЕ
Серия «Психологическая служба» АРЦИШЕВСКАЯ Ирина ЛеонардовнаПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВКонспекты занятий...
"Мамин день" Сценарий концертной программы, посвященной Дню матери в старшей группе детского сада.
Сценарий концертной программы ко дню матери в старшей группе...
рабочая программа по башкирскому языку в старшей группе детского сада
Основной целью программы является обучение дошкольников башкирскому языку, развитие речи, развитие языковой способности детей, ознакомление их с другим языком как средством общения и с культурой ...