Рабочая программа по физическому развитию в старшей группе детского сада
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) на тему
Рабочая программа по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 уч.год.
Девочки, пользуйтесь, программа проверена научным руководителем Шайхелисламовой Р.Ф., д.э.н., профессор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 79.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято педагогическим советом протокол №___________ от «___» ___________20____года | «Утверждаю» Заведующий МБДОУ «Детский сад №22» «Золотая рыбка» Бугульминского муниципального района РТ ______________Н.А.Хафизова Введено в действие приказом №___от «___»__________20____года |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №22 «Золотая рыбка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа
по физическому развитию
детей старшего дошкольного возраста
на 2016-2017 уч.год
разработчик:
Рябова И. А., воспитатель высшей квалификационной категории
г.Бугульма
2016 г.
Содержание программы
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка ( цель, задачи, принципы)…………………………………..
1.2 Возрастные особенности физического развития детей 6-го года жизни…………………………………………………………………………………………
1.3 Организация жизни и здоровья детей…………………………………………………..
1.4.Система физкультурно-оздоровительной работы в старшей группе………………….
1.5. Режим двигательной активности………………………………………………………..
1.6. Интеграция образовательных областей…………………………………………………
1.7.Планируемые результаты…………………………………………………………………
1.8. Нормативно-правовая база……………………………………………………………….
II. Содержательный раздел……………………………………………………………………..
2.1. Календарно-тематическое планирование по программе………………………………...
2.2. Примерный набор физкультурного оборудования для группы, физ.зала……………..
2.3. Региональный компонент программы…………………………………………………….
2.4. Работа с родителями…………………………………………………………………………
2.5. Система мониторинга освоения детьми программы……………………………………..
III. Организационный раздел……………………………………………………………………
3.1. Режим пребывания детей в МБДОУ………………………………………………….……..
3.2. Расписание ОД……………………………………………………………………………..
3.3. Лист здоровья……………………………………………………………………………….
3.4. Профилактическо-оздоровительная работа………………………………………………..
3.5. Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды……..
Список используемой литературы………………………………………
- Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка:
Рабочая программа по физическому развитию детей старшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 22 «Золотая рыбка» Бугульминского муниципального района РТ, а также опирается на программу оздоровления воспитанников МБДОУ №22 «Здоровый ребенок» и реализует задачи физического развития в области дошкольного образования, которые обеспечивают воспитание, обучение и оздоровление детей от 5 до 6 лет.
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», где в ст.3, п.3 определены принципы государственной политики в области образования, одним из которых является «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности», Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка» .
В федеральном государственном образовательном стандарте одной из приоритетных является задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основной целью направления «Физическое развитие» является формирование у дошкольников интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Поставленная цель решается в двигательной и игровой деятельности дошкольников с учетом развития физических качеств детей (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость); накопления и обогащения двигательного опыта (овладение основными движениями); формирования потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", согласно п. 12.1, сказано, что физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств ».
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Необходимо прививать интерес к физической культуре и спорту, желание заниматься физкультурой и спортом. Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения. Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде: ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого выступает педагогический коллектив дошкольного учреждения.
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой рекомендуется знакомить детей старшей группы с возможностями здорового человека. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Образовательная область «Физическое развитие» должна быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.
Только такое слияние видов деятельности обеспечивает познание своего организма, допускает осознание у воспитанников старшего дошкольного возраста уровня ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.
Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста так же обусловлена тем, что это период постепенной переподготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе.
Занятия физической культурой в детском возрасте призваны удовлетворить биологическую потребность растущего организма в двигательной деятельности, давать ребенку возможность ощущать радость и удовольствие управлять своим телом.
Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется планированием, которое призвано обеспечить не только последовательное, рациональное распределение программного материла, но и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения всех видов физических упражнений.
Целью программы является формирование у детей умений и навыков в физической культуре, развитие физических качеств, физическая подготовленность, укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.
Задачи:
- Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья, улучшения физического развития и закаливание организма ребенка.
- Образовательные: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение доступных специальных знаний, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, овладение его элементарными нормами и правилами;
- Воспитательные: воспитание привычки к соблюдению режима дня и ежедневным занятиям физическими упражнениями, учить умению самостоятельно заниматься в детском саду и дома, воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.
Программа составлена с учетом климатических условий, материально-технической
оснащенности детского сада, регионального компонента.
Принципы программы:
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
- Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.
- Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей
- Возрастные особенности физического развития детей 6-го года жизни.
В физическом развитии у детей 5 лет увеличивается координационные и двигательные способности. Заметно совершенствуется двигательная активность. Появляются скорость, ловкость, новые двигательные навыки. В этот период дети учатся плавать, ходить на лыжах, кататься на роликах и коньках.
Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к 5-6 годам ещё не завершено. В этом возрасте сила мышц-сгибателей больше силы мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребёнка: голова слегка наклонена вперёд, живот выпячен, ноги согнуты в коленях. Поэтому здесь огромную роль играют занятия физкультурой, которые дают соответствующую нагрузку. Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Необходимо, как можно больше играть с детьми мячом, лепить пластилином, глиной, рисовать и т. д.
Сердечно-сосудистая и дыхательная система развивается под влиянием физических нагрузок. Артериальное давление у детей данного возраста ниже, чем у взрослого человека. А физические нагрузки оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему; Общаясь друг с другом, дети, как правило, стремятся говорить громко. Поэтому роль взрослых: учить детей разговаривать, не напрягая голосовые связки.
Костная ткань все еще богата органическими элементами. Это обусловливает большую эластичность скелета и, как в раннем детстве, у дошкольников легко возникают деформации позвоночника при длительном напряжении, подъеме тяжестей, неправильной позе во время занятий за столом. Возможно так же уплощение стоп при ношении обуви, не отвечающей своими размерами и материалами, из которых она изготовлена, требованиям гигиены. В период формирования свода стопы и для его правильного положения необходимо практиковать: хождение детей босиком, выполнение специальных упражнений, массаж, водные процедуры.
Для повышения выносливости и сохранения здоровья существенное значение имеет длительное, не менее 3,5—4,0 ч., пребывание детей на воздухе в течение дня, из этого времени 1,5—2,0 ч. в период солнечной инсоляции. В таких условиях лучше осуществляется нормальный фосфорно-кальциевый обмен, который влияет на скелет и функциональное состояние мышц спины.
Всё, вышеперечисленное, необходимо учитывать при работе с детьми шестилетнего возраста.
1.3. Организация жизни и воспитания детей
Режим работы МБДОУдетский сад общеразвивающего вида №22 «Золотая рыбка» Бугульминского муниципального района РТ:
- пятидневная рабочая неделя;
- длительность работы МБДОУ – 12 часов;
- ежедневный график работы – с 06.00 до 18.00 часов
- выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие - праздничные дни.
Образовательная деятельность (ОД) начинается с 9.00 часов.
1.4.Система физкультурно-оздоровительной работы в старшей группе
Общие требования
- Создания экологически благоприятных условий в помещении для игр и занятий:
- Соблюдение санитарных и гигиенических требований.
- Сквозное проветривание помещений (3 раза в день в отсутствие детей)
- Специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющих воздух.
- Поддерживание температуры воздуха в пределах 20 – 22 градусов.
- Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку).
- Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду.
- Индивидуальный и дифференцированный подход в режимных процессах и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития ребенка.
- Оптимальный двигательный режим (продолжительность – 4 часа в день).
Закаливание
- Умывание и мытье рук прохладной водой перед приемом пищи и после каждого загрязнения рук.
- Ходьба босиком по ребристым дорожкам и резиновым коврикам (после сна).
- Воздушные ванны до и после сна (по 5 – 10 минут).
- Оздоровительные прогулки, ежедневно (до 3 – 3,5 часов).
- Одежда по сезону.
1.5.Режим двигательной активности
Формы работы | Количество и длительность (в мин.) | |
ОД «Физическая культура» | а) в помещении | 2 раза в неделю до 25 |
б) на улице | 1 раз в неделю 25 | |
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня | а) утренняя гимнастика | ежедневно8-10 |
б) подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке | ежедневно 2 раза (утром и вечером) 25-30 | |
в) физкультминутки (в середине статического ОД) | ежедневно 2 раза (утром и вечером) 25-30 | |
г) гимнастика после сна | ежедневно 7 | |
д) физические упражнения и игровые задания: артикуляционная гимнастика; пальчиковая гимнастика; зрительная гимнастика | ежедневно, сочетая упражнения по выбору 8-10 мин. | |
Активный отдых | а) физкультурный досуг | 1 раз в месяц 25-30 |
б) физкультурный праздник | 2 раза в год до 35 мин. | |
в) день здоровья | 1 раз в квартал | |
Самостоятельная двигательная деятельность | а) самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования | ежедневно |
б) самостоятельные подвижные и спортивные игры | ежедневно |
- Интеграция образовательных областей
Образовательная область | Интеграция с содержанием других образовательных областей |
«Физическое развитие» | «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представления о здоровье и здоровом образе жизни человека); (развитие двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, как одного из средств овладения операциональным средством различных видов деятельности); «Социально-коммуникативное развитие» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных норм и правил поведения в части здорового образа жизни); (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности); (формирования первичных представлений о себе собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности); «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни); (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение); «Художественно-эстетическое развитие» (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей); |
- Планируемые результаты:
Планируемые результаты у детей
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
- легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
- редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год)
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
- умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу; имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);
- сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком);
- владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье;
- знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня;
- имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;
- имеет представление о правилах ухода за больным.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
- может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку;
- умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
- умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
- умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
- выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие;
- умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;
- участвует в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
Сфоритрованность потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
- участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей;
- проявляет самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений;
- умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;
- проявляет интерес к разным видам спорта.
Планируемые результаты у педагогов
- готовность у педагогов к реализации и планирования других проектов
Планируемые результаты у родителей
- сформированность у родителей готовности к совместной реализации проекта.
- Нормативно-правовая база рабочей программы
1.Конвенция ООН о правах ребенка ст. 5, 7, 9, 10 от 20 ноября 1989
- Основная образовательная программа МБДОУ № 22 «Золотая рыбка»
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 3-е изд., испр. и доп. Мозаика – Синтез-Москва, 2015. – 365 с.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)
- Семейный Кодекс Российской Федерации. – М, ПРОСПЕКТ, 2015
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Ссылка: http://standart.edu.ru/
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ», - М, ОМЕГА, 2015
- Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями на 3 февраля 2015г.) Ссылка:http://base.garant.ru/12157560/4/#block_3100
- Содержательный раздел
2.1. Календарно-тематическое планирование по программе (с детьми, родителями)
Месяц | Тема | Совместная деятельность | Игры, беседы, чтение | Работа с родителями |
Сентябрь | Путешествие в Страну Здоровья | Беседа: «Что такое здоровье?» Игра с карточками: «Делаем зарядку» Встреча с мед. сестрой беседа на тему: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» День здоровья « Путешествие по тропинке здоровья» | Игра: «Волшебное зеркальце» Рисование на тему: «Из чего я сделан» Чтение А. Барто «Я расту» | Консультация «Режим дня и его значение» День семейных рекордов /празднование дня семьи |
Октябрь | Природа и здоровье | Познавательная минутка: «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» Комплекс упражнений на расслабление и напряжение мышц Беседа: «Как правильно одеваться» Оздоровительная минутка «Солнышко» | Беседа: «Какое значение имеют наши чувства»
Игра «Найди пару» Чтение худ. лит. «Про тебя самого» А. Дорохова» | Библиотека - передвижка по пропаганде ЗОЖ |
Ноябрь | Спорт и здоровье | Беседа на тему: «Зарядка и простуда» Игра – тренинг «Как движутся части тела» Игра «рекламный мяч» /оздоровительная технология «Будь здоров»/ | Познавательная минутка: «Для чего нужна гимнастика для глаз» Упражнения для глаз «Как помочь глазам отдохнуть»
Беседа с детьми на тему: «Я здоровье берегу сам себе я помогу» Игра «Жмурки» | Тематическая выставка |
Декабрь | Для чего нужна гимнастика | Познавательная минутка «На зарядку становись» Игра «Юные спортсмены» «Нравственно – эстетические беседы и игры с дошкольниками» Е.А. Алябьева. Комплекс упражнений «Гимнастика маленьких волшебников» / «Здоровьесберегающих технологии» И. В. Чупаха | Артистические игры на воображение «Объясни без слов» Игра «Определи где, звонит колокольчик» Рисование на тему: «Спортивная семья» | Практикум «Дыхательная гимнастика в условиях семьи» |
Январь | Витаминная семья | Познавательная минутка «Правила хорошего питания» Стихи о полезных продуктах Игра «Помоги себе сам» | Игра «Узнай по запаху» Беседа на тему: «Для чего нам нужен нос?» | Педагогические ситуации «Мелочи воспитания» |
Февраль | Мои чувства | Беседа: «Чистота залог здоровья» Рисование «Цветок чувств» | Совместно с детьми разработать «Правила чистюли» Чтение книги К. Чуковского «Мойдодыр» Рисование по теме прочитанных произведений | День здоровья «Здоровом теле – сильные духом» |
Март | Зачем человеку сон | Беседа: «Пришла весна, ребятишкам не до сна» Игровая ситуация «Что делать, если приснился страшный сон?» П/ игра «День и ночь» Чтение стихотворения «Сон» С. Маршака. | Чтение книги Г.Юдина «Главное чудо света» Игровое упражнение «Пойми меня» /отгадывание по мимике и жестам / Беседа: «Для чего человеку сон» | Тематическая встреча: «Активный отдых в выходные дни» |
Апрель | Что такое гигиена | Мини – дискуссия «Полезные и вредные привычки» Чтение книги «Мойдодыр» К.Чуковского
| День здоровья «День спорта и веселых розыгрышей»
Беседа: «Полезные продукты» Игра путешествие на кухню Чтение книги Остера «Вредные советы» | «Конкурс веселых гримеров» /выполненных родителями/ |
Май | Мир, в котором я живу | Познавательная минутка «Лето красное для здоровья прекрасна» Беседа с детьми на тему «Ты – часть природы» Игра «станем мы деревьями» /Стр.104 Е.А.Алябьев Акция “Безопасная прогулка” | Беседа: «О чистоте окружающей среды» Экскурсия: «За здоровьем в чудо- сад» (СОШ№5, цветник) Артистические игры на воображение: «Изобрази растения», «Изобрази человека, который быстро бегал», «Спокойного человека» | Буклеты «Лето как источник здоровья» День открытых дверей по итогом года Конкурс плакатов «Скажем вредным привычкам –НЕТ!» |
Июнь | Итоговое мероприятие: Музыкально - спортивный праздник «День защиты детей» с участием детей, родителей, воспитателей, специалистов детского сада | Блиц-опрос родителей «Самое-самое» в плюсе и в минусе за прошедший учебный год?» |
2.2. Примерный набор физкультурного оборудования для старшей группы
Тип оборудования | Наименование | Размеры, масса | Кол-во на группу |
Для ходьбы, бега, равновесия | Балансир | 1 | |
Коврик массажный | 2 | ||
Для прыжков | Обруч малый | Диаметр 55-65 см | 5 |
Скакалка короткая | Длина 100-120 см | 5 | |
Для катания, бросания, ловли | Кегли (набор) | 2 | |
Кольцеброс (набор) | 2 | ||
Мешочек малый с грузом | Масса 150-200 г | 4 | |
Мяч большой | Диаметр 18-20 см | 5 | |
Мешочек с грузом большой | Масса 400 г | 2 | |
Мяч утяжеленный (набивной) | Масса 500 г, 1 кг | 1 | |
Мяч - массажер | 5 | ||
Обруч большой | Диаметр 75 см | 5 | |
Для ползания и лазанья | Обруч на подставке | 2 | |
Для общеразвивающих упражнений | Гантели детские | 6 | |
Лента короткая | Длина 50-60 см | 5 | |
Мяч средний | Диаметр 10-12 см | 5 | |
Палка гимнастическая короткая | Длина 80 см | 5 |
Примерный набор оборудования для физкультурного зала
Тип оборудования | Наименование | Размеры, масса | Кол-во на группу |
Для ходьбы, бега, равновесия | Балансиры разного типа | 2 | |
Бревно гимнастическое напольное | Длина 240 см Ширина верхней поверхности 10 см Высота 15 см | 2 | |
Доска гладкая с зацепами | Длина 250 см Ширина 20см Высота 3 см | 2 | |
Доска с ребристой поверхностью | Длина 150 см Ширина 20 см Высота 3 см | 2 | |
Дорожка-змейка (канат) | Длина 200 см Диаметр 6 см | 2 | |
Коврик массажный | 75 х 70 см | 5 | |
Куб деревянный малый | Ребро 20 см | 5 | |
Скамейка гимнастическая | Длина 200-300 см Ширина 24 см Высота 25, 30, 40 см | 3 | |
Гимнастический набор: обручи, рейки, палки, подставки, зажимы | 2 | ||
Мат гимнастический | Длина 200 см Ширина 100 см Высота 7 см | 3 | |
Скакалка короткая | Длина 120-150 см | 20 | |
Для катания, бросания, ловли | Кегли (набор) | 2 | |
Кольцеброс (набор) | 3 | ||
Мешочек с грузом малый | Масса 150-200 г | 5 | |
Мяч средний | 10-12 см | 15 | |
Для ползания и лазанья | Дуга большая | Высота 50 см, Ширина 50 см | 2 |
Дуга малая | Высота 30-40 см, Ширина 50 см | 2 | |
Канат гладкий | 270-300 см | 1 | |
Лестница деревянная с зацепами | Длина 240 см,Ширина 40 см Диаметр перекладин 3 см Расст. между перекл. 22-25 см | 1 | |
Стенка гимнастическая деревянная | Высота 270 см Ширина пролета 75, 80, 90 см | 4 | |
Лента короткая | Длина 50-60 см | 30 | |
Мячи-массажеры | 15 | ||
Мяч малый | 6-8 см | 17 | |
Мяч средний | 12 см | 17 | |
Мяч большой | 25 см | 17 | |
Обруч малый | Диаметр 54-60 см | 10 | |
Палка гимнастическая | Длина 75-80 см | 20 |
2.3. Региональный компонент программы
Условия в физическом развитии детей старшей группы с учетом региональных климатических и сезонных особенностей:
- создание условий в дошкольном образовательном учреждении;
- развитие потребности в двигательной активности детей при помощи:
- подвижных народных (татарских, русских, чувашских, мордовских, марийских, башкирских, удмуртских), спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;
- осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ города Бугульма;
- совершенствование физического развития детей через национальные праздники (День образования Республики Татарстан, Сабантуй, Новруз-баурам, Масленица, Рождество, пасха и т.д.).
2.4. Работа с родителями
Разъяснять родителям (на информационном стенде, на сайте МБДОУ, на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу), необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (плавание, лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей 5-6 лет, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.
Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.
Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (городе).
2.5. Система мониторинга освоения детьми программы
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре – октябре (начало года) и апреле-мае (конец года). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Мониторинг освоения детьми образовательной программы основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специально созданные диагностические ситуации. В ходе мониторинга заполняется итоговая таблица и выстраивается индивидуальная траектория развития конкретного ребенка. Основная задача мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья.
Диагностическая таблица уровня сформированности интегративных качеств в процессе освоения программы Н.Е. Веракса, М.А.Васильевой «От рождения до школы»
в старшей группе
Дети Интегративные качества | ||||||||||
н г | к г | н г | к г | н г | к г | н г | к г | н г | к г | |
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | ||||||||||
1.Проявляет интерес к участию в под. играх и физ. упражнениях. | ||||||||||
2.Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элем правила ЗОЖ | ||||||||||
3.Имеет элем.представления о ценности здоровья, пользе закаливания, знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений. | ||||||||||
Средний балл |
- Организационный раздел
- Режим пребывания детей
- Расписание ОД
- Лист здоровья
3.4 Профилактическо-оздоровительная работа
Профилактическо-оздоровительная работа включает в себя:
Общий режим:
- сон
- образовательная деятельность
- прогулка
Правильный ортопедический режим:
- мебель
- сон без подушек
Укрепление организма:
- фитотератия
- ароматерапия
- арттерапия
- с-витаминизация 2 раза в год
- Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды
- Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь
- возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.
- Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).
Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:
- Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды группы (выставки фотографий "Наши достижения", «Проектная деятельность»).
- Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: экспериментированием, конструированием, продуктивной деятельностью и т.д.. Оснащение групповой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Материально-техническое обеспечение
- компьютер
- принтер
- мульти-медийное оборудование
- музыкальные центры
- ноутбук
- фотоаппарат
Литература
- Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками; Сфера-Москва, 2006-124с.
- Бондаренко Т.М. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 5-6 лет в ДОУ; Учитель-Москва,2012-216с.
- Борисова, М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения; Мозаика-синтез-Москва, 2015-48 с.
- Никитина, С. В. О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований; Линка-Пресс-Москва, 2013-19 с.
- Недомеркова, И.Н. Физическое развитие детей 4-5 лет. Март-май. Планирование НОД. Технологические карты. ФГОС ДО, 2014-132 с.
- Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для занятий с детьми 3-7 лет. Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы»; Мозаика-синтез-Москва, 2015-124с.
- Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском году для старшей группы; Мозаика-синтез-Москва, 2015-106с
- Трубайчук, Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса; Начальная школа плюс до и после - Москва, 2013
- Чупаха, И.В. Пужаева Е.З., Соколова, И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе; Народное образование, Сервис-школа, 2006-399с.
Дополнительная литература
- Агаджанова, С. Н. Закаливание организма дошкольника; Детство-Пресс - Москва, 2011. - 329 с.
- Гуменюк, Е. И., Слисенко, Н. А. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста; Детство-Пресс - Москва, 2011. - 615 c.
- Степаненкова, Э. Я. Сборник подвижных игр (2-7 лет); Мозаика-синтез-Москва, 2015. с.144
- Шорыгина, Т.А. Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и здоровье; Творческий центр Сфера-Москва, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физическому развитию в логопедической группе (старший дошкольный возраст 2 года обучения)
Данная рабочая программа по физическому развитию разработана специально для детей с ОНР, посещающих логопедическую группу. Программа составлена в соответствии со всеми нормативно-правовыми документами...
Рабочая программа по физическому развитию в средней группе разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработанна на методических рекомендациях Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по физическому развитию в старшей группе разработана на основе примерной основной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработана на основе методических рекомендаций Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС....
Аналитическая справка Образовательные достижения ОО «Физическое развитие» детей старшей групп детского сада
Предлагаю вам ознакомиться с выводами, тенденциямии, общим в проявлениях детей старшего дошкольного возраста по результатам педагогической диагностики образователой области "Физическое развитие&q...
Проект по физическому развитию в старшей группе детского сада «Быть здоровыми все могут – спорт, и отдых нам помогут»
Формировать начальные представления о здоровом образе жизни и потребности в нем.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.Воспитывать и закреплять культурно – гигиенические н...
рабочая программа по башкирскому языку в старшей группе детского сада
Основной целью программы является обучение дошкольников башкирскому языку, развитие речи, развитие языковой способности детей, ознакомление их с другим языком как средством общения и с культурой ...