Рабочая программа по физическому развитию в старшей группе детского сада
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) на тему

РЯБОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Рабочая программа по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 уч.год.   

Девочки, пользуйтесь, программа проверена научным руководителем Шайхелисламовой Р.Ф., д.э.н., профессор

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx79.36 КБ

Предварительный просмотр:

Принято

педагогическим советом

протокол №___________

от «___» ___________20____года

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ «Детский сад №22»

«Золотая рыбка» Бугульминского муниципального района РТ

______________Н.А.Хафизова

Введено в действие приказом

№___от «___»__________20____года

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №22 «Золотая рыбка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Рабочая программа

по физическому развитию

детей старшего дошкольного возраста

на 2016-2017 уч.год

       

разработчик:

Рябова И. А., воспитатель высшей квалификационной категории

г.Бугульма

2016 г.

Содержание программы

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка ( цель, задачи, принципы)…………………………………..

1.2 Возрастные особенности физического развития детей 6-го года жизни…………………………………………………………………………………………

1.3 Организация жизни и здоровья детей…………………………………………………..    

1.4.Система физкультурно-оздоровительной работы в старшей группе………………….

1.5. Режим двигательной активности………………………………………………………..

1.6. Интеграция образовательных областей…………………………………………………

1.7.Планируемые результаты…………………………………………………………………

1.8. Нормативно-правовая база……………………………………………………………….

II. Содержательный раздел……………………………………………………………………..

2.1. Календарно-тематическое планирование по программе………………………………...

2.2. Примерный набор физкультурного оборудования для группы, физ.зала……………..

2.3. Региональный компонент программы…………………………………………………….

2.4. Работа с родителями…………………………………………………………………………

2.5. Система мониторинга освоения детьми программы……………………………………..

III. Организационный раздел……………………………………………………………………

3.1. Режим пребывания детей в МБДОУ………………………………………………….……..

3.2. Расписание ОД……………………………………………………………………………..

3.3. Лист здоровья……………………………………………………………………………….

3.4. Профилактическо-оздоровительная работа………………………………………………..

3.5. Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды……..

 Список используемой литературы………………………………………

  1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка:

Рабочая  программа по физическому развитию детей старшей  группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 22 «Золотая рыбка» Бугульминского муниципального района РТ, а также опирается на  программу оздоровления воспитанников МБДОУ №22 «Здоровый ребенок»  и реализует задачи физического развития в области дошкольного образования, которые обеспечивают воспитание, обучение и оздоровление детей от 5 до 6 лет.

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»,  где в ст.3, п.3 определены принципы государственной политики в области образования, одним из которых является «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности»,  Указы  Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка» .

В федеральном государственном образовательном стандарте одной из приоритетных является задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основной целью направления «Физическое развитие» является формирование у дошкольников интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Поставленная цель решается в двигательной и игровой деятельности дошкольников с учетом развития физических качеств детей (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость); накопления и обогащения двигательного опыта (овладение основными движениями); формирования потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

В  Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", согласно п. 12.1, сказано, что  физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств ».

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Необходимо прививать интерес к физической культуре и спорту, желание заниматься физкультурой и спортом. Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения. Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде: ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого выступает педагогический коллектив дошкольного учреждения.

В  примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой рекомендуется знакомить детей старшей группы с возможностями здорового человека. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Образовательная область  «Физическое развитие» должна быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Только такое слияние видов деятельности обеспечивает познание своего организма, допускает осознание у воспитанников старшего дошкольного возраста уровня ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.

         Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста так же  обусловлена тем, что это период постепенной переподготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе.

    Занятия физической культурой в детском возрасте призваны удовлетворить биологическую потребность растущего организма в   двигательной деятельности, давать ребенку возможность ощущать радость и удовольствие управлять своим телом.

    Эффективность учебно-воспитательного процесса  во многом определяется планированием, которое призвано обеспечить не только последовательное, рациональное распределение программного материла, но и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения всех видов физических упражнений.

      

Целью программы является формирование у детей умений и навыков в физической культуре,  развитие физических качеств, физическая подготовленность, укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.

   Задачи:

  1. Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья, улучшения физического развития и закаливание организма ребенка.
  1. Образовательные: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение доступных специальных знаний, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, овладение его элементарными нормами и правилами;
  2. Воспитательные: воспитание привычки к соблюдению режима дня и ежедневным занятиям физическими упражнениями, учить умению самостоятельно заниматься в детском саду и дома, воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.

                                     

Программа составлена с учетом климатических условий, материально-технической  

оснащенности детского сада, регионального компонента.

Принципы программы:

  • Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  • Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
  • Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  • Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.
  • Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей

  1. Возрастные особенности физического развития детей  6-го года жизни.

В физическом развитии  у детей  5 лет увеличивается координационные и двигательные способности. Заметно совершенствуется двигательная активность. Появляются скорость, ловкость, новые двигательные навыки. В этот период дети учатся плавать, ходить на лыжах, кататься на роликах и коньках.
        Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к 5-6 годам ещё не завершено. В этом возрасте сила мышц-сгибателей больше силы мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребёнка: голова слегка наклонена вперёд, живот выпячен, ноги согнуты в коленях. Поэтому здесь огромную роль играют занятия физкультурой, которые дают соответствующую нагрузку. Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Необходимо, как можно больше играть с детьми мячом, лепить пластилином, глиной, рисовать и т. д.  

     Сердечно-сосудистая  и дыхательная система развивается под влиянием физических нагрузок. Артериальное давление у детей данного возраста ниже, чем у взрослого человека. А физические нагрузки оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему; Общаясь друг с другом, дети, как правило, стремятся говорить громко. Поэтому  роль взрослых: учить детей разговаривать, не напрягая голосовые связки.

    Костная ткань все еще богата органическими элементами. Это обусловливает большую эластичность скелета и, как в раннем детстве, у дошкольников легко возникают деформации позвоночника при длительном напряжении, подъеме тяжестей, неправильной позе во время занятий за столом. Возможно так же уплощение стоп при ношении обуви, не отвечающей своими размерами и материалами, из которых она изготовлена, требованиям гигиены. В период формирования свода стопы и для его правильного положения необходимо практиковать: хождение детей босиком, выполнение специальных упражнений, массаж, водные процедуры.

         Для повышения выносливости и сохранения здоровья существенное значение имеет длительное, не менее 3,5—4,0 ч., пребывание детей на воздухе в течение дня, из этого времени 1,5—2,0 ч. в период солнечной инсоляции. В таких условиях лучше осуществляется нормальный фосфорно-кальциевый обмен, который влияет на скелет и функциональное состояние мышц спины.

Всё, вышеперечисленное, необходимо учитывать при работе с детьми шестилетнего возраста.

1.3. Организация жизни и воспитания детей

Режим работы МБДОУдетский сад общеразвивающего вида №22 «Золотая рыбка» Бугульминского муниципального района РТ:

  • пятидневная рабочая неделя;
  • длительность работы МБДОУ – 12 часов;
  • ежедневный график работы – с 06.00 до 18.00 часов
  • выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие - праздничные дни.

Образовательная деятельность (ОД) начинается с 9.00 часов.


1.4.Система физкультурно-оздоровительной работы в старшей группе

Общие требования

  1. Создания экологически благоприятных условий в помещении для игр и занятий:
  • Соблюдение санитарных и гигиенических требований.
  • Сквозное проветривание помещений (3 раза в день в отсутствие детей)
  • Специальный подбор комнатных растений, поглощающих  вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющих воздух.
  • Поддерживание температуры  воздуха в пределах 20 – 22 градусов.
  1. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на     прогулку).
  2. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду.
  3. Индивидуальный и дифференцированный подход в режимных процессах и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития ребенка.
  4. Оптимальный двигательный режим (продолжительность – 4 часа  в день).

Закаливание

  • Умывание и мытье рук прохладной водой перед приемом пищи и после каждого загрязнения рук.
  • Ходьба босиком по ребристым дорожкам и резиновым коврикам (после сна).
  • Воздушные ванны до и после сна (по 5 – 10 минут).
  •  Оздоровительные прогулки, ежедневно (до 3 – 3,5 часов).
  • Одежда по сезону.

1.5.Режим двигательной активности

Формы работы

Количество и длительность (в мин.)

ОД «Физическая культура»

а) в помещении

2 раза в неделю до 25

б) на улице

1 раз в неделю 25

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

а) утренняя гимнастика

ежедневно8-10

б) подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке

ежедневно

2 раза (утром и вечером)

25-30

в) физкультминутки (в середине статического ОД)

ежедневно

2 раза (утром и вечером)

25-30

г) гимнастика после сна

ежедневно 7

д) физические упражнения и игровые задания:

артикуляционная гимнастика;

пальчиковая гимнастика;

зрительная гимнастика

ежедневно, сочетая упражнения по выбору

8-10 мин.

Активный

отдых

а) физкультурный досуг

1 раз в месяц 25-30

б) физкультурный праздник

2 раза в год

до 35 мин.

в) день здоровья

1 раз в квартал

Самостоятельная

двигательная

деятельность

а) самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования

ежедневно

б) самостоятельные подвижные и спортивные игры

ежедневно

 

  1. Интеграция образовательных областей

Образовательная область

Интеграция с содержанием других образовательных областей

«Физическое развитие»

 «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представления о здоровье и здоровом образе жизни человека); (развитие  двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, как одного из средств овладения операциональным средством различных видов деятельности);

«Социально-коммуникативное развитие» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных норм и правил поведения в части здорового образа жизни); (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности); (формирования первичных представлений о себе собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности);

 «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни); (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования;  игровое общение); 

«Художественно-эстетическое развитие» (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе  физических качеств и основных движений детей);

  1. Планируемые результаты:

Планируемые результаты у детей

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

  • легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
  • редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год)

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

  • умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу; имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);
  • сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком);
  • владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

  • имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье;
  • знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня;
  • имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;
  • имеет представление о правилах ухода за больным.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):

  • может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку;
  • умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
  • умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

  • умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
  • выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие;
  • умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;
  • участвует в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

Сфоритрованность потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

  • участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей;
  • проявляет самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений;
  • умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;
  • проявляет интерес к разным видам спорта.

Планируемые результаты у педагогов

  • готовность  у педагогов к реализации и планирования других проектов

Планируемые результаты у родителей

  • сформированность у родителей готовности к совместной реализации проекта.

  1. Нормативно-правовая база рабочей программы

1.Конвенция ООН о правах ребенка ст. 5, 7, 9, 10 от 20 ноября 1989

  1. Основная образовательная программа МБДОУ № 22 «Золотая рыбка»
  2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 3-е изд., испр. и доп.  Мозаика – Синтез-Москва, 2015. – 365 с.
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)

  1. Семейный Кодекс Российской Федерации. – М, ПРОСПЕКТ, 2015
  2.  Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Ссылка: http://standart.edu.ru/
  3. Федеральный Закон «Об образовании в РФ», - М, ОМЕГА, 2015
  4. Федеральный Закон  «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями на 3 февраля 2015г.) Ссылка:http://base.garant.ru/12157560/4/#block_3100

  1. Содержательный раздел

2.1. Календарно-тематическое планирование по программе (с детьми, родителями)

Месяц

Тема

Совместная деятельность

Игры, беседы, чтение

Работа с родителями

Сентябрь

Путешествие в Страну Здоровья

Беседа: «Что такое здоровье?»

 Игра с карточками: «Делаем зарядку»

 Встреча с мед. сестрой беседа на тему: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

День здоровья

« Путешествие по тропинке здоровья»

Игра: «Волшебное зеркальце»

 Рисование на тему: «Из чего я сделан»

 Чтение А. Барто

 «Я расту»

Консультация  «Режим дня и его значение»  

День семейных рекордов /празднование дня семьи

Октябрь

Природа и здоровье

 Познавательная минутка: «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»

 Комплекс упражнений на расслабление и напряжение мышц

 Беседа: «Как правильно одеваться»

 Оздоровительная минутка «Солнышко»

 Беседа: «Какое значение имеют наши чувства»

 

Игра «Найди пару»

 Чтение худ. лит. «Про тебя самого» А. Дорохова»

 Библиотека - передвижка по пропаганде ЗОЖ

Ноябрь

Спорт и здоровье

 Беседа на тему: «Зарядка и простуда»

 Игра – тренинг «Как движутся части тела»

 Игра «рекламный мяч» /оздоровительная технология «Будь здоров»/

 Познавательная минутка: «Для чего нужна гимнастика для глаз»

Упражнения для глаз «Как помочь глазам отдохнуть»

 

 Беседа с детьми на тему: «Я здоровье берегу сам себе я помогу»

Игра «Жмурки»

Тематическая выставка

Декабрь

Для чего нужна гимнастика

Познавательная минутка «На зарядку становись»

 Игра «Юные спортсмены» «Нравственно – эстетические беседы и игры с дошкольниками» Е.А. Алябьева.

Комплекс упражнений «Гимнастика маленьких волшебников» / «Здоровьесберегающих технологии» И. В. Чупаха

 Артистические игры на воображение

«Объясни без слов»

 Игра «Определи где, звонит колокольчик»

 Рисование на тему: «Спортивная семья»

Практикум «Дыхательная гимнастика в условиях семьи»

Январь

Витаминная семья

 Познавательная минутка «Правила хорошего питания»

  Стихи о полезных продуктах

 Игра «Помоги себе сам»

Игра «Узнай по запаху»

  Беседа на тему: «Для чего нам нужен нос?»

Педагогические ситуации «Мелочи воспитания»

Февраль

Мои чувства

Беседа: «Чистота залог здоровья»

Рисование «Цветок чувств»

Совместно с детьми разработать «Правила чистюли»

 Чтение книги К. Чуковского «Мойдодыр»

Рисование по теме прочитанных произведений

День здоровья «Здоровом теле – сильные духом»

Март

Зачем человеку сон

 Беседа: «Пришла весна, ребятишкам не до сна»

Игровая ситуация «Что делать, если приснился страшный сон?»

 П/ игра «День и ночь»

 Чтение стихотворения «Сон» С. Маршака.

 Чтение книги Г.Юдина «Главное чудо света»

 Игровое упражнение «Пойми меня» /отгадывание по мимике и жестам /

 Беседа: «Для чего человеку сон»

Тематическая встреча: «Активный отдых в выходные дни»

Апрель

Что такое гигиена

 Мини – дискуссия «Полезные и вредные привычки»

Чтение книги «Мойдодыр» К.Чуковского

 

День здоровья «День спорта и веселых розыгрышей»

 

 Беседа: «Полезные продукты»

 Игра путешествие на кухню

 Чтение книги Остера «Вредные советы»

 «Конкурс веселых гримеров» /выполненных родителями/

Май

Мир, в котором я живу

Познавательная минутка «Лето красное для здоровья прекрасна»

 Беседа с детьми на тему «Ты – часть природы»

 Игра «станем мы деревьями» /Стр.104 Е.А.Алябьев

Акция “Безопасная прогулка”

 Беседа: «О чистоте окружающей среды»

 Экскурсия: «За здоровьем в чудо- сад» (СОШ№5, цветник)

 Артистические игры на воображение: «Изобрази растения», «Изобрази человека, который быстро бегал», «Спокойного человека»

 Буклеты «Лето как источник здоровья»

 День открытых дверей по итогом года

Конкурс плакатов

«Скажем вредным привычкам –НЕТ!»

Июнь

Итоговое мероприятие:

Музыкально - спортивный праздник «День защиты детей» с участием детей, родителей, воспитателей, специалистов детского сада

Блиц-опрос родителей  «Самое-самое» в плюсе и в минусе за прошедший учебный год?»

2.2. Примерный набор физкультурного оборудования для старшей  группы

Тип оборудования

Наименование

Размеры, масса

Кол-во на группу

Для ходьбы, бега, равновесия

Балансир

1

Коврик массажный

2

Для прыжков

Обруч малый

Диаметр 55-65 см

5

Скакалка короткая

Длина 100-120 см

5

Для катания, бросания, ловли

Кегли (набор)

2

Кольцеброс (набор)

2

Мешочек малый с грузом

Масса 150-200 г

4

Мяч большой

Диаметр 18-20 см

5

Мешочек с грузом большой

Масса 400 г

2

Мяч утяжеленный (набивной)

Масса  500 г, 1 кг

1

Мяч - массажер

5

Обруч большой

Диаметр 75 см

5

Для ползания и лазанья

Обруч на подставке

2

Для общеразвивающих упражнений

Гантели детские

6

Лента короткая

Длина 50-60 см

5

Мяч средний

Диаметр 10-12 см

5

Палка гимнастическая короткая

Длина 80 см

5

Примерный набор оборудования для физкультурного зала

Тип оборудования

Наименование

Размеры, масса

Кол-во на группу

Для ходьбы, бега, равновесия

Балансиры разного типа

2

Бревно гимнастическое напольное

Длина 240 см Ширина верхней поверхности 10 см Высота 15 см

2

Доска гладкая с зацепами

Длина 250 см Ширина 20см Высота 3 см

2

Доска с ребристой поверхностью

Длина 150 см Ширина 20 см Высота 3 см

2

Дорожка-змейка (канат)

Длина 200 см Диаметр 6 см

2

Коврик массажный

75 х 70 см

5

Куб деревянный малый

Ребро 20 см

5

Скамейка гимнастическая

Длина 200-300 см Ширина 24 см Высота 25, 30, 40 см

3

Гимнастический набор: обручи, рейки, палки, подставки, зажимы

2

Мат гимнастический

Длина 200 см Ширина 100 см Высота 7 см

3

Скакалка короткая

Длина 120-150 см

20

Для катания, бросания, ловли

Кегли (набор)

2

Кольцеброс (набор)

3

Мешочек с грузом малый

Масса 150-200 г

5

Мяч средний

10-12 см

15

Для ползания и лазанья

Дуга большая

Высота 50 см, Ширина 50 см

2

Дуга малая

Высота 30-40 см, Ширина 50 см

2

Канат гладкий

270-300 см

1

Лестница деревянная с зацепами

Длина 240 см,Ширина 40 см Диаметр перекладин 3 см Расст. между перекл. 22-25 см

1

Стенка гимнастическая деревянная

Высота 270 см Ширина пролета 75, 80, 90 см

4

Лента короткая

Длина 50-60 см

30

Мячи-массажеры

15

Мяч малый

6-8 см

17

Мяч средний

12 см

17

Мяч большой

25 см

17

Обруч малый

Диаметр 54-60 см

10

Палка гимнастическая

Длина 75-80 см

20

2.3. Региональный компонент программы

Условия в физическом развитии детей старшей группы  с учетом региональных климатических и сезонных особенностей:

  1. создание условий в дошкольном образовательном учреждении;
  2. развитие потребности в двигательной активности детей при помощи:
  • подвижных народных (татарских,  русских, чувашских, мордовских, марийских, башкирских, удмуртских), спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;
  • осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ города Бугульма;
  1. совершенствование физического развития детей через национальные праздники (День образования Республики  Татарстан, Сабантуй, Новруз-баурам, Масленица, Рождество, пасха и т.д.).

2.4. Работа с родителями

Разъяснять родителям (на информационном стенде, на  сайте МБДОУ, на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу), необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.

Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (плавание, лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей 5-6 лет, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.

Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной  деятельности.

Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (городе).

2.5. Система мониторинга освоения  детьми программы

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре – октябре (начало года) и апреле-мае (конец года). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Мониторинг освоения детьми образовательной программы основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специально созданные диагностические ситуации. В ходе мониторинга заполняется итоговая таблица и выстраивается индивидуальная траектория развития конкретного ребенка. Основная задача мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг  включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья.

Диагностическая таблица  уровня  сформированности интегративных качеств в процессе освоения программы Н.Е. Веракса, М.А.Васильевой «От рождения до школы»

в старшей группе

Дети

Интегративные качества

н г

к г

н г

к г

н г

к г

н г

к г

н г

к г

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

1.Проявляет интерес к участию в под. играх и физ. упражнениях.

2.Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элем правила ЗОЖ

3.Имеет элем.представления о ценности здоровья, пользе закаливания, знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

Средний балл

  1. Организационный раздел
  1.  Режим пребывания детей
  2.  Расписание ОД
  3.  Лист здоровья

3.4 Профилактическо-оздоровительная работа

Профилактическо-оздоровительная работа включает в себя:

Общий режим:

  • сон
  • образовательная деятельность
  • прогулка

Правильный ортопедический режим:

  • мебель
  • сон без подушек

Укрепление организма:

  • фитотератия
  • ароматерапия
  • арттерапия
  • с-витаминизация 2 раза в год

  1. Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды

  1.  Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь
  2. возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.
  3. Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).

Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:

  1. Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды группы (выставки фотографий "Наши достижения", «Проектная деятельность»).
  2. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: экспериментированием, конструированием, продуктивной деятельностью и т.д.. Оснащение групповой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Материально-техническое обеспечение 

  • компьютер
  • принтер
  • мульти-медийное оборудование
  • музыкальные центры
  • ноутбук
  •  фотоаппарат


Литература

  1. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками; Сфера-Москва, 2006-124с.
  2.  Бондаренко Т.М. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 5-6 лет в ДОУ; Учитель-Москва,2012-216с.
  3.  Борисова, М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения;  Мозаика-синтез-Москва, 2015-48 с.
  4. Никитина, С. В. О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований;  Линка-Пресс-Москва, 2013-19 с. 
  5. Недомеркова, И.Н. Физическое развитие детей 4-5 лет. Март-май. Планирование НОД. Технологические карты. ФГОС ДО, 2014-132 с.
  6. Пензулаева, Л.И.  Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для занятий с детьми 3-7 лет. Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы»; Мозаика-синтез-Москва, 2015-124с.
  7. Пензулаева, Л.И.  Физическая культура в детском году для старшей группы; Мозаика-синтез-Москва, 2015-106с
  8. Трубайчук, Л.В.  Интеграция как средство организации образовательного процесса;  Начальная школа плюс до и после - Москва, 2013
  9. Чупаха, И.В. Пужаева Е.З., Соколова, И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе; Народное образование, Сервис-школа,      2006-399с.

Дополнительная литература

  1. Агаджанова, С. Н. Закаливание организма дошкольника; Детство-Пресс - Москва, 2011. 329 с.
  2. Гуменюк,  Е. И., Слисенко, Н. А. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста; Детство-Пресс - Москва, 2011. - 615 c.
  3. Степаненкова, Э. Я. Сборник подвижных игр (2-7 лет); Мозаика-синтез-Москва, 2015. с.144
  1. Шорыгина, Т.А.   Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и здоровье;  Творческий центр Сфера-Москва, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физическому развитию в логопедической группе (старший дошкольный возраст 2 года обучения)

Данная рабочая программа по физическому развитию разработана специально для детей с ОНР, посещающих логопедическую группу. Программа составлена в соответствии со всеми нормативно-правовыми документами...

Аналитическая справка Образовательные достижения ОО «Физическое развитие» детей старшей групп детского сада

Предлагаю вам ознакомиться с выводами, тенденциямии, общим в проявлениях детей старшего дошкольного возраста по результатам педагогической диагностики образователой области "Физическое развитие&q...

Проект по физическому развитию в старшей группе детского сада «Быть здоровыми все могут – спорт, и отдых нам помогут»

Формировать начальные представления о здоровом образе жизни и потребности в нем.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.Воспитывать и закреплять культурно – гигиенические н...

рабочая программа по башкирскому языку в старшей группе детского сада

Основной целью программы является обучение дошкольников башкирскому языку, развитие речи, развитие языковой способности детей, ознакомление их с другим языком как средством общения и с культурой ...