Удивительные свойства воздуха
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Формирование представления о воздухе и его свойствах. Развитие способности к преобразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnye_svoystva_vozduha.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по познавательно — исследовательской деятельности на тему: «Удивительные свойства воздуха»
Воспитатель: Довлатова А.Ш.
Конспект открытого занятия совместной деятельности педагога с детьми по экспериментальной деятельности на тему:
«Удивительные свойства воздуха»
Цель: Формирование представления о воздухе и его свойствах. Развитие способности к преобразованию.
Задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные (Рассматривание иллюстраций, наглядного материала)
Оборудование: посылка, конверт с загадкой и карточки с буквами В, О, З, Д, У, Х, эмблемы «Опытный исследователь», модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, рот), пакеты, лист бумаги, зубочистки, стаканы по количеству детей, трубочки и ёмкости, наполненные водой, воздушные шары, веер , колпачки от фломастеров, музыкальные инструменты, разные фрукты, кружочки :зеленые и красные, акварельные краски ,ватные палочки.
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие с ритуала.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
-Ребята какое у вас сейчас настроение? (хорошее)
Воспитатель:
- Посмотрите сколько у нас сегодня на занятии гостей, давайте подуем на наши ладошки и передадим наше хорошее настроение гостям.
-Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку, конечно без вас я ее открывать не стала. Давайте посмотрим от кого она. А посылка то из Цветочного города, от Незнайки. Давайте ее откроем.
-Нечего нет!
-Ребята посмотрите но здесь конверт. (с обратной стороны посылки конверт)
-Откроем его? Письмо и буквы. А что же нужно с ними сделать?
-Давайте сначала прочитаем письмо.
«Дорогие ребята! Знайка, загадал мне очень трудную загадку и без вашей помощи мне не справиться. Пожалуйста, помогите мне ее отгадать.Что находится в посылке?»
– Ну что поможем Незнайке? (Да)
- Ребята, внимательно послушайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
А правильно ли вы ответили, проверьте сложив из буков, слово.
Получилось слово ВОЗДУХ.
Воспитатель:
- Ребята, вы молодцы, вот и помогли Незнайке отгадать загадку!
- Ребята, положите руку на грудь, сделайте глубокий вдох, выдох. Вы почувствовали, как воздух заполняет наши легкие, а при выдохе покидает их.
- А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? (воздух) Как вы себя чувствовали? А вы знаете, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, А без воздуха? (не больше 5 минут).
- А для чего нам нужен воздух? (Дышать, жить) А как правильно нужно дышать? (через нос).
-При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. А каким воздухом полезно дышать? (Свежим, чистым). Где у нас самый чистый воздух? (В лесу, в
парке). Почему он там чистый?
(ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Воспитатель:
-Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели)
- А что мы можем сделать, чтоб воздух был чище у нас в городе?
(Не сорить, проводить уборку около своих домов, сажать деревья и кусты).
-А как мы можем с вами сделать чище воздух в нашей группе? (Проводить влажную уборку, проветривать помещение).
- А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям. Правильно, всему живому. Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим всю жизнь, воздух нам необходим для жизни каждую секунду.
Воспитатель:
-Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. С помощью опытов мы с вами узнаем о свойствах воздуха. Учёные-исследователи работают в помещении, где много приборов для опытов. А как это помещение называется? (Лаборатория).
Воспитатель:
- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.
Воспитатель:
-И так ребята , у нас на плакате что изображено ? (рука, рот, глаз, ухо, нос)
1. Воспитатель: Посмотрите на модель (рука).
-Как вы думаете, почему изображена эта модель?
-Можем ли мы почувствовать воздух?
Эксперимент № 1 «Почувствуй воздух?»
Воспитатель:
- Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
-Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
-Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
-Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
-Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
-Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
-Хорошо! Давайте проверим, ест ли он там. Возьмите зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
-Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
2. Воспитатель: Перейдем к следующей модели – (рот).
-Какой мы можем задать вопрос? Помогает ли нам воздух говорить?
Эксперимент № 2 «Воздух помогает говорить.»
Воспитатель:
Возьмите в руку листочек бумаги, сейчас мы с вами поработаем со звуком (п). (Дети произносят звук (п) на бумажку).
Вы заметили, что произносить звук «П» мы с вами смогли только на выдохе, а также говорить кричать, петь, шептать, мы можем тоже только на выдохе, когда воздух выходит из легких наружу через рот и нос. А голос человека – это звуковые колебания воздуха.
Какой можем сделать вывод: При помощи опыта мы доказали, что воздух помогает, произносить звуки и говорить.
Физминутка
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко. (медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
Подыши другой ноздрей
И к тебе придет покой.
3. Воспитатель:
- Перейдем к следующей модели (глаз).
Как вы думаете, можно ли увидеть воздух?
Ребята ,мы уже говорили, что воздух находится вокруг нас, значит какой он? (прозрачный), а как же нам тогда его увидеть?
Эксперимент № 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель:
- Для нашего опыта понадобится стакан с водой и коктейльная трубочка. Нужно опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Подуйте в трубочку слабо. А теперь по сильней. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.
Так вот эти пузырьки и есть пузырьки воздуха.
Вывод: проведя эксперимент, мы увидели пузырьки с воздухом.
4. Воспитатель: следующая модель свойств воздуха (ухо).
На какой вопрос мы с вами будем искать ответ? Можно ли услышать воздух? Давайте создадим тишину и послушаем. Воздух, не слышен.
Эксперимент № 4 «Слышим воздух»
Воспитатель:.
- Возьмите крышечку от фломастера подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
Дыхательная гимнастика: Надуй шарик.
Воспитатель:
-У вас на столе есть воздушный шарик, давайте надуем его своим воздухом, как вы думаете, что можно сделать с этим теперь попробуйте растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, с таким звуком выходит воздух.
А еще ребята с помощью чего мы можем услышать воздух? Правильно, духовые инструменты, которые играют тоже при помощи воздуха.
Вывод: проведя эксперимент, мы доказали, что при помощи воздуха, мы можем услышать разные звуки.
А как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас .Что вы чувствуете (ветер) . А какие типы ветра вы знаете?
Дети. (Бури, ураганы, торнадо, смерч.)
Воспитатель. Они угрожают людям во всём мире, так как появляются внезапно. Ветер, бывает таким сильным, что несёт разрушение: срывает крыши на домах, вырывает с корнем деревья и швыряет их на большие расстояния.
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
5. Воспитатель: перейдем к следующей модели - (нос).
Подскажите, на какой теперь вопрос будем искать с вами ответ?
Ответ ребенка: можем ли мы почувствовать запах воздуха?
Давайте вздохнём носиком? Что вы почувствовали? (ответы детей). Воздух запаха не имеет!
Но когда вы приходите домой, а мама печет вкусные пирожки, вы сразу чувствуете их аромат.
Эксперимент № 5 «Узнай по запаху»
Воспитатель:
-Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко, чеснок) и ответить какой запах вы почувствовали. Вы замечательно справились. Молодцы!
Вывод: сам воздух без запаха, но при потоке воздуха мы можем почувствовать запахи.
Итог.
-Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты (ответы детей)
- Какой опыт вам показался интересным больше всего?
А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе.
Я предлагаю вам взять со стола две карточки зеленую и красную. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать карточку. Если вы со мной согласны - поднимите зеленую карточку, если не согласны - красную. Давайте попробуем. Будьте внимательны!
1. Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
2. Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
3. Самый чистый воздух в городе. Нет, красный.
4. Воздух прозрачный. Да, зеленый
5. Пузырьки воды это воздух. Да, зеленый
6. Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
7. Воздух можно почувствовать. Да, зеленый.
8. Воздух помогает говорить. Да, зеленый.
9. Воздух помогает услышать разные звуки. Да, зеленый.
10. Воздух имеет запах. Нет, красный.
11. При потоке воздуха мы можем почувствовать запахи. Да, зеленый.
- Вы прекрасно справились с экспериментами.
-Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
-Хотите попробовать?
- Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Надо капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны, в итоге должны получится цветочки. Затем мы отправим эти рисунки Незнайке.
- Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
Молодцы, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6 года жизни «Удивительные свойства воздуха», область «Познание». Занятие построено на основе элементарных опытов. Интеграция областей «...
конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"
Способствоать обагащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений о значимости воздуха в жизни человека, животных, растенийПродолжать знакомить со свойствами возд...
Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Открытое занятие в старшей группе...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха», область «Познание».
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха»,область «Познание».Деятельность построена на основе элементарных опыт...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Удивительные свойства воздуха"
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Удивительные свойства воздуха».Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".
Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. ...